Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , ВВС News русская служба

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании

С каждым годом все больше британцев выбирает домашнее обучение для школьников с особенностями развития. Россиянам тоже часто приходится забирать таких детей из школы, но причины у всех разные.


После уроков в инклюзивной школе Эмили возвращалась домой в слезах. | Русская служба Би-би-си

У 11-летней Эмили аутизм и синдром дефицита внимания. Последний год она училась дома.

Решение забрать дочь из школы далось Лорне Линч нелегко: она дважды переводила девочку в новое учебное заведение, но результат был всегда один и тот же.

После уроков Эмили возвращалась домой на грани нервного срыва, и Лорне было невыносимо видеть ее расстроенной и озлобленной.

«Я чувствовала себя белой вороной. Если я делала ошибку, меня отчитывали так, как никого другого», - рассказывает Эмили. Кроме того ей сложно было найти общий язык с одноклассниками.

Иногда было настолько трудно, что женщине приходилось звонить в социальную службу. При этом девочка уверяла: учиться она действительно хочет. Но как это делать, не понимает, а объяснить ей никто не пытается.

Кроме того, ей сложно было найти общий язык с одноклассниками. Сейчас Лорне Линч кажется, что она приняла верное решение. Тем не менее, она уверена: если бы в школе у Эмили было больше поддержки, переводить ее на домашнее обучение не пришлось бы.

Лорна Линч решила, что для ее дочери с аутизмом лучше будет учиться дома. | Русская служба Би-би-си

История Лорны и ее дочери — не единичный случай, а часть нарастающего тренда. В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии за последние пять лет детей с особенными нуждами, которые учатся дома, стало на 57% больше.

Это не всегда выбор родителей: иногда в очереди за местом для такого ребенка в школе приходится ждать месяцами. Сейчас в такой ситуации находятся тысячи детей с особенностями развития.

Адам Бодисон, глава благотворительной организации «Насен», объясняет: школам трудно оставаться инклюзивными из-за жестких требований к эффективности и бюджету.

«Если становится известно, что школа хороша для детей с особенностями, она превращается в магнит. Нагрузка увеличивается, и она уже не может в полной мере обеспечивать нужды особенных учеников», — говорит Бодисон.

При этом, добавляет он, все школы оцениваются по одним и тем же параметрам эффективности, хотя одни школы более инклюзивные, а другие менее.

В Англии, где рост числа выбравших домашнее обучения самый стремительный — 64% за пять лет — правительство обещает создать больше мест в спецшколах и потратить 222 млн фунтов на разработку поддержки детей с особенностями развития.

Школа для Вани

В восемь лет Ваня Попов пошел в обычную школу Краснообска. В небольшом поселке под Новосибирском все знакомы, так что в одном классе с ним оказались дети маминых друзей. А за одной партой — сама мама.

Как рассказывает Анна Юдина, школа предложила мальчику с ранним детским аутизмом индивидуальные занятия по главным предметам — математика, русский. А остальные — рисование, музыку, физкультуру — Ваня должен был постигать вместе с классом.

Чтобы Ване проще было привыкнуть к школе, с ним за парту села мама. | ANNA YUDINA

Наставников в провинциальной школе предсказуемо не нашлось, поэтому сопровождать Ваню на занятиях стала мама.

«Вот им раздали карандаши, листочки и объяснили, что делать, — вспоминает Анна об одном из уроков рисования. — Все поняли, а Ваня, конечно, нет».

Поэтому дальше маме пришлось переводить Ване задание учителя. Рисунок удался, и мальчик очень обрадовался: вскочил, начал размахивать руками.

По словам Анны, это обычная для него реакция: Ване обязательно надо выплеснуть сильные эмоции.

Одноклассники с усмешкой поглядывали на него, тыкали пальцами. Учительница поджимала губы, не пыталась утихомирить Ваню, но и замечаний остальным не делала.

После урока кучка девочек подбежала к Ваниному столу, и мама начала терпеливо объяснять, что он не болеет, а просто развивается иначе. И не говорит не потому что глупый, а потому что ему не интересно.

«Вот тебе не нравится карате, а ему — произносить слова», — растолковывала Анна одной из девочек.

Одноклассницы поняли и больше над Ваней не насмехались. А вот с мальчиками оказалось сложнее: те продолжали шушукаться и дразнить его даже после долгой беседы.

Домашнее обучение с учительницей у Вани тоже не пошло, и теперь мама с ним занимается сама. | ANNA YUDINA

Впрочем, забрать сына из школы Анна решила не из-за нападок одноклассников. После болезненного случая — пятилетний Ваня пытался присоединиться к играющим на площадке детям, а они толкали его — он вообще не интересовался сверстниками.

Домашнее обучение Анна выбрала, чтобы не досаждать одноклассникам.

«Я знаю их родителей. Рано или поздно они бы устроили мне очную ставку и потребовали забрать сына: иногда он и правда срывал уроки», - объясняет она.

Но и с домашним обучением дело не пошло. Первые два месяца учительница исправно приходила, но Ваня запирался в своей комнате, а она шла на кухню и расспрашивала маму: «Как вы с ним живете?».

В итоге Анна забрала документы из школы и стала заниматься с Ваней сама. Благо в интернете можно найти кучу материалов, говорит она.

Никита и его папа

Ванин сверстник Никита Жердев знает только два слова: «папа» и «люблю». Диагноз — атипичный аутизм — врачи во Владивостоке поставили ему поздно, в пять лет. До этого медики из родной Находки пожимали плечами и говорили, что у Никиты, вероятно, умственная отсталость.

При этом консилиум во Владивостоке постановил: у мальчика сохранный интеллект, но он — невербальный.

Никита не может учиться в школе. Вместо этого папа занимается с ним спортом: ходит на каток или катается на роликах. | SERGEY ZHERDEV

Это значит, что он не понимает слов, не говорит и не откликается на «команды». Поэтому когда 30-летняя сотрудница психолого-медико-педагогической комиссии позвала его по имени, Никита не ответил. Комиссия задала мальчику еще несколько вопросов, после чего постановила: он не может пойти в школу.

Папа Сергей верит, что у сына был шанс попасть в первый класс. Но в районном реабилитационном центре, на который отец возлагал большие надежды, с Никитой не занимались.

По словам Сергея, там развивали детей с небольшими проблемами — например, если ребенок не мог произнести «ш» или «щ». А за теми, у кого были трудности посерьезнее, просто присматривали. Но ни о каких развивающих занятиях речи не шло.

Сейчас Сергей каждое утро кладет Никите в руку зубную щетку и водит его кистью туда-сюда. Сам Никита чистить зубы не может, зато охотно ест зубную пасту. Причем зарубежным маркам он предпочитает российский мятный «Новый Жемчуг».

Потом Жердевы идут на каток, а если есть снег — идут на лыжах в лес. Вообще спорт сейчас — главное развивающее занятие для Никиты.

У Никиты пока нет друзей, он не понимает, как общаться с другими детьми. | SERGEY ZHERDEV

Лето Жердевы провели, гоняя на роликах и роликовых лыжах. Еще Никита бродил по берегу моря в поисках морских ежей и много плавал.

Друзей у мальчика нет, потому что он не умеет играть и общаться со сверстниками. Хотя и хочет: подходит к другим детям и, не зная, что с ними делать, просто обнимает их.

«Школы очень не хватает. Я понимаю, что академиком сын не станет - но хочу, чтобы он социализировался», - признается Сергей.

Материал подготовлен на основе статьи Бранвен Джефрис. Оригинал материала на английском языке можно прочитать на сайте Би-би-си. В подготовке статьи принимала участие Анастасия Стогней.

Читайте также: «Такой же, как мы»: почему глухие не хотят возвращать своим детям слух.

BBC В данном материале на законных основаниях могут быть размещены дополнительные визуальные элементы. Русская служба Би-би-си не несёт ответственности за их содержимое.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Светлана СДикая реакция мужа.
Вчера уже поздно, ели укачала младшего ребенка 2.9 лет, и задремала сама. Приходит муж и начинает приставать, а я так устала за день, все сама сама, с детьми может иногда погулять, по хозяйству вообще не помогает. Я отказываю. Начинает требовать в жесткой форме, мол несколько дней не было давай. Я снова отказаю, мотивируя тем, что очень устала. И тут он взрывается, берет край кроватки в которой спит младший ребенок поднимает вверх и с силой кидает. Я в шоке. Ребенок проснулся и смотрит испуганными глазами. Муж начал швырять вещи и кидать мебель с диким грохотом. Не знаю, что подумали соседи. Я ребенка к себе в кровать забрала, чтобы он не пугался. Старший спал с соседней комнате, слава богу спит крепко и не слышит. Муж аж трясется, я думала он сейчас на меня накинется и изобьет. Слава богу просто ушел на улицу. Вот и как после этого с ним жить и даже общаться не представляю. И рассказать кому нибудь об этом, посоветоваться стыдно.
601
Софигде бы работать, чтобы заработать?
Истории о том, как уплотнялись с родителями, снимали комнату подешевле, отказывали себе во всём, ради взноса в ипотеку - знакомы и понятны, ну что это - банально. А вот так, что бы раз и в дамки - хочу познать и постичь.
Ну типа "в двадцать лет вышла замуж и к нему переехала". А он кто: престарелый бездетный вдовец? Или подпольный миллионер с кооперативом? Или студент-мажор, чьи родители ради вас разменяли свои хоромы на поменьше? Это если лет тридцать назад дело было.
А вот посвежее, из девяностых - рынок жилья уже появился и был ещё довольно демократичен... "В двадцать один пошла работать, в двадцать четыре купила квартиру..." Молодчина! Где девица смогла заработать - одна, три года и на-ка!
Сейчас-то такое не в диковинку - квартир лом, денег вагоны... Страсть как интересно - поделитесь опытом, дамы.




349
ЕленаСборы в отпуск
Добрый день!
Как много вещей вы берете с собой в отпуск на море на две недели себе, детям, мужу? Может, даже примерные списки есть? Сколько путешествую, каждый раз на этапе сборов кажется, что какие-то вещи нужны, а по приезду оказывается, что можно и меньше взять. Хочется почитать про ваш опыт и, возможно, уменьшить объем наших рюкзаков. А то сижу решаю, за два места багажа доплачивать или одного хватит. 
194
ДароСтрашно ли за руль?
Девочки, что-то я малость растеряна. В последнее время встает более остро транспортный вопрос в семье.  Отвезти в сад ( у нас до него пешком никак и до остановки далеко, зимой 30 минут пешком тащить ребенка), секции и т.д. В итоге, с утра муж  нервничает что может опоздать на работу, дочь капризит от недосыпа, хотя могла еще час спать, я на это смотрю и тоже напрягаюсь.  А впереди еще больше разъездов по секция в  сентября. 
В итоге, логично, надо бы снять с мужа этот напряг и сесть таки за руль ( правам 10 лет), но  права мои не реализованы никак. То есть, по факту, снова учиться пока лето, чтобы к осени  уже увереннее быть. И мне страшно. Мне все кажется, что реакция у меня тормознутая и  я опасна.  Подскажите,  был ли у вас страх водить, как вы его преодолели. И надо ли его побеждать.. может это инстинкт... 
Подскажите общим разумом. 
178
Tutti fruttiПолный ребёнок
Добрый вечер!
Дочке 3.3. Рост примерно 100-102 см. Вес 20-21 кг. Знаю,что это много. Но она и родилась крупной,больше 4 кг. Сначала не переживала,думала начнёт ползать/ходить и всё нормализуется. Но время идёт,и вес всё равно выше нормы.
Сладости,ручной,конечно, в рационе присутствуют. Стараюсь ограничивать. Ребенок активный,даже очень. И если честно,я не понимаю,почему так происходит.
Я сама полная,но лишний вес появился уже в подростковом возрасте.
Вот стала переживать за дочку..
Стоит ли паниковать?
104
Женя ФедороваЗРР ЗПРР алалия???????
Здравствуйте. Я родила сына в 30л. Беременность и роды протекали хорошо, ребенок родился 9 из 9 по шкале А. Сел с 9-,5 мес, пошел только в 1.2 Сейчас сыну 2.3 Сыну 2.3, практически не отзывается на свое имя, простых просьб не выполняет, словарный запас очень ограничен (звонкие звуки и слова из 2-3 букв и много слогов). Применяет он их неосознанно и не связанно с действиями или предметами. Не может показать глаза, рот и т.д., не покажет маму, папу или сестру. Не знает цветов, животных и их звуков. На площадке гуляет хорошо, с чужими детьми дружит, играет, в глаза смотрит улыбается. Но может просто взять понравившуюся чужую вещь у ребенка или взрослого. В последнее время начал кусаться если ему не одают что то. Из положительного: Засыпает сам, сон в норме. Ест и пъет из кружки тоже сам, но не есть твердые овощи и фрукты. Сам может частично одеться и раздеться. Пирамидку соберет, но не по порядку, башню построит из скольки дашь кубиков. Брошеный мяч ловит руками. По лестницам корабкается высоко.Очень радуется гостям, особенно если они с детьми. Машет и знает пока-пока, бай-бай (идет спать) показывать пальцем я научила его сама недавно, но показывает он беспричинно, на все подряд с возгласом Гу или Ту или И и т.д. Если расставить руки сказать "обнимашки" , обнимет крепко. Ждем приема сурдолога для проверки слуха. Назначены НСГ и ЭЭГ Начали заниматься дома по книге Шоплера Помогите пожалуйста. Моя жизнь превратилась в кошмар, пропал сон... Жить и осозновать, что твой ребенок не понимает вообще ни-че-го это ужас, я не могу его ничему научить, опускаются руки.... Подскажите, что это, лечится ли? С чего начинать? Как заниматься если он вообще не усидчивый? Простите за излишнюю эмоциональность, накипело.... Благодарю за ответы
103
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru