Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , ВВС News русская служба

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании

С каждым годом все больше британцев выбирает домашнее обучение для школьников с особенностями развития. Россиянам тоже часто приходится забирать таких детей из школы, но причины у всех разные.


После уроков в инклюзивной школе Эмили возвращалась домой в слезах. | Источник: Русская служба Би-би-си

У 11-летней Эмили аутизм и синдром дефицита внимания. Последний год она училась дома.

Решение забрать дочь из школы далось Лорне Линч нелегко: она дважды переводила девочку в новое учебное заведение, но результат был всегда один и тот же.

После уроков Эмили возвращалась домой на грани нервного срыва, и Лорне было невыносимо видеть ее расстроенной и озлобленной.

«Я чувствовала себя белой вороной. Если я делала ошибку, меня отчитывали так, как никого другого», - рассказывает Эмили. Кроме того ей сложно было найти общий язык с одноклассниками.

Иногда было настолько трудно, что женщине приходилось звонить в социальную службу. При этом девочка уверяла: учиться она действительно хочет. Но как это делать, не понимает, а объяснить ей никто не пытается.

Кроме того, ей сложно было найти общий язык с одноклассниками. Сейчас Лорне Линч кажется, что она приняла верное решение. Тем не менее, она уверена: если бы в школе у Эмили было больше поддержки, переводить ее на домашнее обучение не пришлось бы.

Лорна Линч решила, что для ее дочери с аутизмом лучше будет учиться дома. | Источник: Русская служба Би-би-си

История Лорны и ее дочери — не единичный случай, а часть нарастающего тренда. В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии за последние пять лет детей с особенными нуждами, которые учатся дома, стало на 57% больше.

Это не всегда выбор родителей: иногда в очереди за местом для такого ребенка в школе приходится ждать месяцами. Сейчас в такой ситуации находятся тысячи детей с особенностями развития.

Адам Бодисон, глава благотворительной организации «Насен», объясняет: школам трудно оставаться инклюзивными из-за жестких требований к эффективности и бюджету.

«Если становится известно, что школа хороша для детей с особенностями, она превращается в магнит. Нагрузка увеличивается, и она уже не может в полной мере обеспечивать нужды особенных учеников», — говорит Бодисон.

При этом, добавляет он, все школы оцениваются по одним и тем же параметрам эффективности, хотя одни школы более инклюзивные, а другие менее.

В Англии, где рост числа выбравших домашнее обучения самый стремительный — 64% за пять лет — правительство обещает создать больше мест в спецшколах и потратить 222 млн фунтов на разработку поддержки детей с особенностями развития.

Школа для Вани

В восемь лет Ваня Попов пошел в обычную школу Краснообска. В небольшом поселке под Новосибирском все знакомы, так что в одном классе с ним оказались дети маминых друзей. А за одной партой — сама мама.

Как рассказывает Анна Юдина, школа предложила мальчику с ранним детским аутизмом индивидуальные занятия по главным предметам — математика, русский. А остальные — рисование, музыку, физкультуру — Ваня должен был постигать вместе с классом.

Чтобы Ване проще было привыкнуть к школе, с ним за парту села мама. | Источник: ANNA YUDINA

Наставников в провинциальной школе предсказуемо не нашлось, поэтому сопровождать Ваню на занятиях стала мама.

«Вот им раздали карандаши, листочки и объяснили, что делать, — вспоминает Анна об одном из уроков рисования. — Все поняли, а Ваня, конечно, нет».

Поэтому дальше маме пришлось переводить Ване задание учителя. Рисунок удался, и мальчик очень обрадовался: вскочил, начал размахивать руками.

По словам Анны, это обычная для него реакция: Ване обязательно надо выплеснуть сильные эмоции.

Одноклассники с усмешкой поглядывали на него, тыкали пальцами. Учительница поджимала губы, не пыталась утихомирить Ваню, но и замечаний остальным не делала.

После урока кучка девочек подбежала к Ваниному столу, и мама начала терпеливо объяснять, что он не болеет, а просто развивается иначе. И не говорит не потому что глупый, а потому что ему не интересно.

«Вот тебе не нравится карате, а ему — произносить слова», — растолковывала Анна одной из девочек.

Одноклассницы поняли и больше над Ваней не насмехались. А вот с мальчиками оказалось сложнее: те продолжали шушукаться и дразнить его даже после долгой беседы.

Домашнее обучение с учительницей у Вани тоже не пошло, и теперь мама с ним занимается сама. | Источник: ANNA YUDINA

Впрочем, забрать сына из школы Анна решила не из-за нападок одноклассников. После болезненного случая — пятилетний Ваня пытался присоединиться к играющим на площадке детям, а они толкали его — он вообще не интересовался сверстниками.

Домашнее обучение Анна выбрала, чтобы не досаждать одноклассникам.

«Я знаю их родителей. Рано или поздно они бы устроили мне очную ставку и потребовали забрать сына: иногда он и правда срывал уроки», - объясняет она.

Но и с домашним обучением дело не пошло. Первые два месяца учительница исправно приходила, но Ваня запирался в своей комнате, а она шла на кухню и расспрашивала маму: «Как вы с ним живете?».

В итоге Анна забрала документы из школы и стала заниматься с Ваней сама. Благо в интернете можно найти кучу материалов, говорит она.

Никита и его папа

Ванин сверстник Никита Жердев знает только два слова: «папа» и «люблю». Диагноз — атипичный аутизм — врачи во Владивостоке поставили ему поздно, в пять лет. До этого медики из родной Находки пожимали плечами и говорили, что у Никиты, вероятно, умственная отсталость.

При этом консилиум во Владивостоке постановил: у мальчика сохранный интеллект, но он — невербальный.

Никита не может учиться в школе. Вместо этого папа занимается с ним спортом: ходит на каток или катается на роликах. | Источник: SERGEY ZHERDEV

Это значит, что он не понимает слов, не говорит и не откликается на «команды». Поэтому когда 30-летняя сотрудница психолого-медико-педагогической комиссии позвала его по имени, Никита не ответил. Комиссия задала мальчику еще несколько вопросов, после чего постановила: он не может пойти в школу.

Папа Сергей верит, что у сына был шанс попасть в первый класс. Но в районном реабилитационном центре, на который отец возлагал большие надежды, с Никитой не занимались.

По словам Сергея, там развивали детей с небольшими проблемами — например, если ребенок не мог произнести «ш» или «щ». А за теми, у кого были трудности посерьезнее, просто присматривали. Но ни о каких развивающих занятиях речи не шло.

Сейчас Сергей каждое утро кладет Никите в руку зубную щетку и водит его кистью туда-сюда. Сам Никита чистить зубы не может, зато охотно ест зубную пасту. Причем зарубежным маркам он предпочитает российский мятный «Новый Жемчуг».

Потом Жердевы идут на каток, а если есть снег — идут на лыжах в лес. Вообще спорт сейчас — главное развивающее занятие для Никиты.

У Никиты пока нет друзей, он не понимает, как общаться с другими детьми. | Источник: SERGEY ZHERDEV

Лето Жердевы провели, гоняя на роликах и роликовых лыжах. Еще Никита бродил по берегу моря в поисках морских ежей и много плавал.

Друзей у мальчика нет, потому что он не умеет играть и общаться со сверстниками. Хотя и хочет: подходит к другим детям и, не зная, что с ними делать, просто обнимает их.

«Школы очень не хватает. Я понимаю, что академиком сын не станет - но хочу, чтобы он социализировался», - признается Сергей.

Материал подготовлен на основе статьи Бранвен Джефрис. Оригинал материала на английском языке можно прочитать на сайте Би-би-си. В подготовке статьи принимала участие Анастасия Стогней.

Читайте также: «Такой же, как мы»: почему глухие не хотят возвращать своим детям слух.

BBC В данном материале на законных основаниях могут быть размещены дополнительные визуальные элементы. Русская служба Би-би-си не несёт ответственности за их содержимое.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
Елена ПироговаУместность подростковой одежды в зрелом возрасте

Добрый день, дорогие женщины! Сегодня прочитала, что многие, перешагнув уже 30 лет, продолжают одеваться как молодые барышни и пользуются только "детским кремом". Мое мнение-это выглядит смешно) Идет такая матрона с рюкзачком и шапкой с пумпоном. Это выглядит дешево и не женственно. С возрастом гардероб женщины должен становится более дорогим и строгим,также как косметика и салонный уход. И вообще стремление выглядеть как подросток сродни психическому расстройству. А вы как думаете?

501
Аlеx VensЛегко ли быть молодой

Мне, допустим, даже и не сорок пять. Ну сорок восемь, что уж там. Типа ягодка, но уже подмороженна )))) Можно, конечно, при помощи волшебных процедур и кудесников пластики выглядеть лет... ммммм... на десять моложе. Зачем? Вот именно моложе - не краше и совершенней, а моложе? В чём фокус? В чём цель? Я же не стану тридцативосьмилетней: ребёнка не родить, молодого не подцепить всерьёз. Или есть в этом что объективное для пользы жизни? )

303
Карпова КарповаЭталон нормальной семьи

Встретила чудесное. Оказывается, существует эталон нормальной российской семьи! Чтобы им стать, семье необходимы следующие условия: 1) Муж и жена первый и единственный раз в жизни женаты и зарегистрированы в ЗАГСе; 2) Семья намерена рожать сколько Бог им пошлет (не менее троих); 3) В семье нет пьяниц, наркоманов, уголовников и извращенцев. мама не делала абортов; 4) У детей есть два дедушки и две бабушки; 5) В семье все относительно здоровы; 6) Все члены семьи любят свою Родину и трудятся на благо своего Отечества; 7) Папа - глава семьи, мама - ее душа, дети - счастливая суть! Больше детей - больше счастья! * Ну и как вам определение эталона НОРМАЛЬНОЙ семьи? Мне тут нравится примерно все. Особенно живые бабушки и дедушки: померли - вон из списка нормальных. Аборты приравнены к наркомании и извращениям. Папа - глава семьи, а если вдруг глава мама, то все, семья уже не может считаться нормальной. Не говоря уже о неполных семьях. Или семьях с одним ребенком. Быстренько опросила своих знакомых - ни у кого семья не считается нормальной по этим критериям :) А тут есть хоть одна эталонно-нормальная семья? Откликнитесь! [img]https://content-26.foto.my.mail.ru/list/karpova_karpova/_deti/i-11.jpg[/img]

175
olesia olesiaВторой язык в школе.

Уважаемые мамочки. У нас вводят второй иностранный язык в школе. У меня дети 9 класс пятый класс второй класс и 4 года. Гимназия. Английский язык 5 раз в неделю. Я просто в панике. Как учить второй язык? Как это получается у вас и ваших детей.

168
НудятинаПлатье на день рождения

Привет, девочки! Через 3 недели у дочки ДР. Есть у меня 3 варианта платьев для нее на праздник. Но вот вышел спор с нашей бабушкой, которая не считает ни один из предложенных мною вариантов достаточно нарядным для детского праздника. И настаивает, что нужно купить большое платье принцессы. Она уже даже вариант присмотрела. Я против.  Как думаете, какое-то из этих платьев подойдет на ДР имениннице или и правда не очень?  1 вариант [img]https://pp.userapi.com/c846123/v846123295/10d091/FIiGbgJrkM4.jpg[/img] 2. вариант [img]https://pp.userapi.com/c849032/v849032713/8a3c7/14AKU9mjTcs.jpg[/img] 3 вариант. Это юбка-пачка и футболка. Мне нравится этот комплект. Но он тоже записан в недостаточно праздничные. Не очень "шикарный" [img]https://pp.userapi.com/c848616/v848616990/33498/PyYjEICC604.jpg[/img]

162
Ирина КрасавинаУтро не задалось.

Ой девочки. Покоцала я сегодня машину((((Муж уехал в командировку и детей сегодня в сад/школу возила сама, ну и возле садика въехала в столбик парковочный(((((вмятина приличная. Обидно жесть, мужу пока не говорила)))Уже придумала пламенную речь (в том числе припомнить испорченные его руками ковер [smile]smile[/smile]ведь лучшая защита - нападение).  Как у вас дела? И еще подскажите заодно какой-нибудь салатик с кукурузой. 

132
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru