Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , ВВС News русская служба

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании

С каждым годом все больше британцев выбирает домашнее обучение для школьников с особенностями развития. Россиянам тоже часто приходится забирать таких детей из школы, но причины у всех разные.


После уроков в инклюзивной школе Эмили возвращалась домой в слезах. | Русская служба Би-би-си

У 11-летней Эмили аутизм и синдром дефицита внимания. Последний год она училась дома.

Решение забрать дочь из школы далось Лорне Линч нелегко: она дважды переводила девочку в новое учебное заведение, но результат был всегда один и тот же.

После уроков Эмили возвращалась домой на грани нервного срыва, и Лорне было невыносимо видеть ее расстроенной и озлобленной.

«Я чувствовала себя белой вороной. Если я делала ошибку, меня отчитывали так, как никого другого», - рассказывает Эмили. Кроме того ей сложно было найти общий язык с одноклассниками.

Иногда было настолько трудно, что женщине приходилось звонить в социальную службу. При этом девочка уверяла: учиться она действительно хочет. Но как это делать, не понимает, а объяснить ей никто не пытается.

Кроме того, ей сложно было найти общий язык с одноклассниками. Сейчас Лорне Линч кажется, что она приняла верное решение. Тем не менее, она уверена: если бы в школе у Эмили было больше поддержки, переводить ее на домашнее обучение не пришлось бы.

Лорна Линч решила, что для ее дочери с аутизмом лучше будет учиться дома. | Русская служба Би-би-си

История Лорны и ее дочери — не единичный случай, а часть нарастающего тренда. В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии за последние пять лет детей с особенными нуждами, которые учатся дома, стало на 57% больше.

Это не всегда выбор родителей: иногда в очереди за местом для такого ребенка в школе приходится ждать месяцами. Сейчас в такой ситуации находятся тысячи детей с особенностями развития.

Адам Бодисон, глава благотворительной организации «Насен», объясняет: школам трудно оставаться инклюзивными из-за жестких требований к эффективности и бюджету.

«Если становится известно, что школа хороша для детей с особенностями, она превращается в магнит. Нагрузка увеличивается, и она уже не может в полной мере обеспечивать нужды особенных учеников», — говорит Бодисон.

При этом, добавляет он, все школы оцениваются по одним и тем же параметрам эффективности, хотя одни школы более инклюзивные, а другие менее.

В Англии, где рост числа выбравших домашнее обучения самый стремительный — 64% за пять лет — правительство обещает создать больше мест в спецшколах и потратить 222 млн фунтов на разработку поддержки детей с особенностями развития.

Школа для Вани

В восемь лет Ваня Попов пошел в обычную школу Краснообска. В небольшом поселке под Новосибирском все знакомы, так что в одном классе с ним оказались дети маминых друзей. А за одной партой — сама мама.

Как рассказывает Анна Юдина, школа предложила мальчику с ранним детским аутизмом индивидуальные занятия по главным предметам — математика, русский. А остальные — рисование, музыку, физкультуру — Ваня должен был постигать вместе с классом.

Чтобы Ване проще было привыкнуть к школе, с ним за парту села мама. | ANNA YUDINA

Наставников в провинциальной школе предсказуемо не нашлось, поэтому сопровождать Ваню на занятиях стала мама.

«Вот им раздали карандаши, листочки и объяснили, что делать, — вспоминает Анна об одном из уроков рисования. — Все поняли, а Ваня, конечно, нет».

Поэтому дальше маме пришлось переводить Ване задание учителя. Рисунок удался, и мальчик очень обрадовался: вскочил, начал размахивать руками.

По словам Анны, это обычная для него реакция: Ване обязательно надо выплеснуть сильные эмоции.

Одноклассники с усмешкой поглядывали на него, тыкали пальцами. Учительница поджимала губы, не пыталась утихомирить Ваню, но и замечаний остальным не делала.

После урока кучка девочек подбежала к Ваниному столу, и мама начала терпеливо объяснять, что он не болеет, а просто развивается иначе. И не говорит не потому что глупый, а потому что ему не интересно.

«Вот тебе не нравится карате, а ему — произносить слова», — растолковывала Анна одной из девочек.

Одноклассницы поняли и больше над Ваней не насмехались. А вот с мальчиками оказалось сложнее: те продолжали шушукаться и дразнить его даже после долгой беседы.

Домашнее обучение с учительницей у Вани тоже не пошло, и теперь мама с ним занимается сама. | ANNA YUDINA

Впрочем, забрать сына из школы Анна решила не из-за нападок одноклассников. После болезненного случая — пятилетний Ваня пытался присоединиться к играющим на площадке детям, а они толкали его — он вообще не интересовался сверстниками.

Домашнее обучение Анна выбрала, чтобы не досаждать одноклассникам.

«Я знаю их родителей. Рано или поздно они бы устроили мне очную ставку и потребовали забрать сына: иногда он и правда срывал уроки», - объясняет она.

Но и с домашним обучением дело не пошло. Первые два месяца учительница исправно приходила, но Ваня запирался в своей комнате, а она шла на кухню и расспрашивала маму: «Как вы с ним живете?».

В итоге Анна забрала документы из школы и стала заниматься с Ваней сама. Благо в интернете можно найти кучу материалов, говорит она.

Никита и его папа

Ванин сверстник Никита Жердев знает только два слова: «папа» и «люблю». Диагноз — атипичный аутизм — врачи во Владивостоке поставили ему поздно, в пять лет. До этого медики из родной Находки пожимали плечами и говорили, что у Никиты, вероятно, умственная отсталость.

При этом консилиум во Владивостоке постановил: у мальчика сохранный интеллект, но он — невербальный.

Никита не может учиться в школе. Вместо этого папа занимается с ним спортом: ходит на каток или катается на роликах. | SERGEY ZHERDEV

Это значит, что он не понимает слов, не говорит и не откликается на «команды». Поэтому когда 30-летняя сотрудница психолого-медико-педагогической комиссии позвала его по имени, Никита не ответил. Комиссия задала мальчику еще несколько вопросов, после чего постановила: он не может пойти в школу.

Папа Сергей верит, что у сына был шанс попасть в первый класс. Но в районном реабилитационном центре, на который отец возлагал большие надежды, с Никитой не занимались.

По словам Сергея, там развивали детей с небольшими проблемами — например, если ребенок не мог произнести «ш» или «щ». А за теми, у кого были трудности посерьезнее, просто присматривали. Но ни о каких развивающих занятиях речи не шло.

Сейчас Сергей каждое утро кладет Никите в руку зубную щетку и водит его кистью туда-сюда. Сам Никита чистить зубы не может, зато охотно ест зубную пасту. Причем зарубежным маркам он предпочитает российский мятный «Новый Жемчуг».

Потом Жердевы идут на каток, а если есть снег — идут на лыжах в лес. Вообще спорт сейчас — главное развивающее занятие для Никиты.

У Никиты пока нет друзей, он не понимает, как общаться с другими детьми. | SERGEY ZHERDEV

Лето Жердевы провели, гоняя на роликах и роликовых лыжах. Еще Никита бродил по берегу моря в поисках морских ежей и много плавал.

Друзей у мальчика нет, потому что он не умеет играть и общаться со сверстниками. Хотя и хочет: подходит к другим детям и, не зная, что с ними делать, просто обнимает их.

«Школы очень не хватает. Я понимаю, что академиком сын не станет - но хочу, чтобы он социализировался», - признается Сергей.

Материал подготовлен на основе статьи Бранвен Джефрис. Оригинал материала на английском языке можно прочитать на сайте Би-би-си. В подготовке статьи принимала участие Анастасия Стогней.

Читайте также: «Такой же, как мы»: почему глухие не хотят возвращать своим детям слух.

BBC В данном материале на законных основаниях могут быть размещены дополнительные визуальные элементы. Русская служба Би-би-си не несёт ответственности за их содержимое.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
maybeПомогите пожалуйста советом

Добрый день/вечер/ночь.Не знаю что делать.Живу с сожителем 12 лет,есть дочь почти 11 лет.Так вышло, что меня выписали из квартиры,где я была прописана(по суду).Мой сожитель меня прописал к себе.Теперь он знает что я ни куда не денусь,начинает вести себя не очень хорошо по отношению ко мне.То есть он может и матом на меня наорать и на ребенка.Все разговоры пришли ни к чему.Теперь я хочу уйти от него и не знаю куда.Помогите пожалуйста советом.Как быть то?

207
мама кошкаВот теперь точно полная ....

Девочки у меня реально нет больше сил. Если кратко 2.5 года назад внезапно умерла  бабушка,отек легкого.Она была для меня и папой и мамой ,в тот новый год,моя прабабушка и падает на улице,ломает таз в 88 лет и при ударе головы сходит с ума. В итоге по мимо 2 маленьких детей на мне еще и лежачая бабулька с очень непростым характером.К слову моя родная мама которая когда трезвая вполне нормальная женщина,отказывается от нее.После этого в конце лета я узнаю что жена моего дедушки умирает от рака,вот вчера мы ее похоронили.У дедушки была истерика,так как она для него была смыслом жизни и последние 1.5 месяца очень тяжело умирала у него на глазах. Дальше хуже,родственники с ее стороны заявили в день похорон что выселяют его из квартиры в барак так как квартира по договору дарения теперь их.Дали срок на сборы 1 день.Вот сегодня я и моя мама поехали собирать его вещи,а он сменил замок и никого не пускал,очень сильно напился.Кое как перевезли его.Так он сбежал из такси и мы с детьми искали его до 10 вечера.В бараке в этом сейчас нет не умывальника не плиты,не света в зале.Все надо подключать.Ну ладно договорились с мамой и отчимом что завтра поедим покупать ему сантехнику ,свет делать.Звоню сейчас маме о времени договориться а она просто в дупле и отчим тоже.А из запоев она выходит неделями.Я в истерики,пол форума знают что я жду результата биопсии и желудок ужасно болит,сил нет.Так получается что завтра мне надо с утра с двумя детьми ехать менять памперсы и кормить прабабушку,а потом ехать к дедушки и решать что то там там.Как я все это сделаю одна?Я же ели стаю уже от слабости.Я не справлюсь одна,девочки милые что делать?

140
Катерина Снегинамысли про Анну Каренину

и вновь перечитала я тут "Анну Каренину"... и задумалась ) Пожалуй, единственный роман Толстого, который мне совершенно неинтересен был в юности. Причем каждый раз я с энтузиазмом начинала читать, такая романтичная встреча, такой бал, такие эмоции. И примерно на середине романа я переставала понимать, а что, собственно, происходит, и потихоньку откладывала книгу. Я очень долго не находила объяснения, почему Анна бросилась под поезд? Сначала думала, что Вронский ее разлюбил (ну и понятно, что ей после этого, как порядочной русской героине, только [s]в омут головой[/s] на рельсы). Потом поняла, что Вронский ее любил [s]хотя она ему изрядно трепала нервы[/s]. Ну да, общество сказало ей "фи", но не она первая, не она последняя. Муж вроде разрешил увидеть сына, дочка опять же родилась. Можно было уехать в деревню (у всех русских дворян имелась деревушка какая-никакая ))) и жить себе мирно. То, что Толстой (говорят) описал классическую зависимость от [s]кокаина[/s], морфия я позже прочитала. А сказать-то он что хотел в итоге романом? Вряд ли его интересовал отдельный клинический случай. Мораль какова?

126
МечтательницаЧто будете готовить на новый год?

Доброго времени суток! Что будете готовить на новогодний стол? Делитесь рецептами любимых салатов. Так хочется чего-то новенького. Пробую иногда новые рецепты, но так и не нашла пока для себя ничего вкуснее селёдки под шубой и оливье ) Всем хорошего настроения и выходных!

124
KMDА бывает просто — хорошо!

... Без причин, без поводов, без смыслов. Просто потому, что снег пошёл, Просто потому, что снежны мысли.(с)[img]https://content-2.foto.my.mail.ru/mail/tatrei/_deti/i-6763.jpg[/img]

114
Tatjanaутренник.платье и еще вопросы

доброй ночи всем.все-таки попрошу совета.как уже писала в теме,утренник у нас в воскресенье.первый.зал на кудыкиной горе (ехать+идти что-то около часу займет).и сам зал не знаю,большой ли/маленький,тепло там будет или нет. суть вопроса-платье ребенку.все три с коротким рукавом-нужна маечка под них али просто кофточку накинуть,разогреются и снять можно будет.и какое лучше?  1.[img]https://content-24.foto.my.mail.ru/mail/tatjana-79/_deti/i-444.jpg[/img] елочка 2[img]https://content-28.foto.my.mail.ru/mail/tatjana-79/_deti/i-445.jpg[/img] 3.[img]https://content-18.foto.my.mail.ru/mail/tatjana-79/_deti/i-446.jpg[/img] дочка то первое выбирает,то третье.я сначала была за первое,теперь к третьему склоняюсь

103
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru