Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , ВВС News русская служба

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании

С каждым годом все больше британцев выбирает домашнее обучение для школьников с особенностями развития. Россиянам тоже часто приходится забирать таких детей из школы, но причины у всех разные.


После уроков в инклюзивной школе Эмили возвращалась домой в слезах. | Русская служба Би-би-си

У 11-летней Эмили аутизм и синдром дефицита внимания. Последний год она училась дома.

Решение забрать дочь из школы далось Лорне Линч нелегко: она дважды переводила девочку в новое учебное заведение, но результат был всегда один и тот же.

После уроков Эмили возвращалась домой на грани нервного срыва, и Лорне было невыносимо видеть ее расстроенной и озлобленной.

«Я чувствовала себя белой вороной. Если я делала ошибку, меня отчитывали так, как никого другого», - рассказывает Эмили. Кроме того ей сложно было найти общий язык с одноклассниками.

Иногда было настолько трудно, что женщине приходилось звонить в социальную службу. При этом девочка уверяла: учиться она действительно хочет. Но как это делать, не понимает, а объяснить ей никто не пытается.

Кроме того, ей сложно было найти общий язык с одноклассниками. Сейчас Лорне Линч кажется, что она приняла верное решение. Тем не менее, она уверена: если бы в школе у Эмили было больше поддержки, переводить ее на домашнее обучение не пришлось бы.

Лорна Линч решила, что для ее дочери с аутизмом лучше будет учиться дома. | Русская служба Би-би-си

История Лорны и ее дочери — не единичный случай, а часть нарастающего тренда. В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии за последние пять лет детей с особенными нуждами, которые учатся дома, стало на 57% больше.

Это не всегда выбор родителей: иногда в очереди за местом для такого ребенка в школе приходится ждать месяцами. Сейчас в такой ситуации находятся тысячи детей с особенностями развития.

Адам Бодисон, глава благотворительной организации «Насен», объясняет: школам трудно оставаться инклюзивными из-за жестких требований к эффективности и бюджету.

«Если становится известно, что школа хороша для детей с особенностями, она превращается в магнит. Нагрузка увеличивается, и она уже не может в полной мере обеспечивать нужды особенных учеников», — говорит Бодисон.

При этом, добавляет он, все школы оцениваются по одним и тем же параметрам эффективности, хотя одни школы более инклюзивные, а другие менее.

В Англии, где рост числа выбравших домашнее обучения самый стремительный — 64% за пять лет — правительство обещает создать больше мест в спецшколах и потратить 222 млн фунтов на разработку поддержки детей с особенностями развития.

Школа для Вани

В восемь лет Ваня Попов пошел в обычную школу Краснообска. В небольшом поселке под Новосибирском все знакомы, так что в одном классе с ним оказались дети маминых друзей. А за одной партой — сама мама.

Как рассказывает Анна Юдина, школа предложила мальчику с ранним детским аутизмом индивидуальные занятия по главным предметам — математика, русский. А остальные — рисование, музыку, физкультуру — Ваня должен был постигать вместе с классом.

Чтобы Ване проще было привыкнуть к школе, с ним за парту села мама. | ANNA YUDINA

Наставников в провинциальной школе предсказуемо не нашлось, поэтому сопровождать Ваню на занятиях стала мама.

«Вот им раздали карандаши, листочки и объяснили, что делать, — вспоминает Анна об одном из уроков рисования. — Все поняли, а Ваня, конечно, нет».

Поэтому дальше маме пришлось переводить Ване задание учителя. Рисунок удался, и мальчик очень обрадовался: вскочил, начал размахивать руками.

По словам Анны, это обычная для него реакция: Ване обязательно надо выплеснуть сильные эмоции.

Одноклассники с усмешкой поглядывали на него, тыкали пальцами. Учительница поджимала губы, не пыталась утихомирить Ваню, но и замечаний остальным не делала.

После урока кучка девочек подбежала к Ваниному столу, и мама начала терпеливо объяснять, что он не болеет, а просто развивается иначе. И не говорит не потому что глупый, а потому что ему не интересно.

«Вот тебе не нравится карате, а ему — произносить слова», — растолковывала Анна одной из девочек.

Одноклассницы поняли и больше над Ваней не насмехались. А вот с мальчиками оказалось сложнее: те продолжали шушукаться и дразнить его даже после долгой беседы.

Домашнее обучение с учительницей у Вани тоже не пошло, и теперь мама с ним занимается сама. | ANNA YUDINA

Впрочем, забрать сына из школы Анна решила не из-за нападок одноклассников. После болезненного случая — пятилетний Ваня пытался присоединиться к играющим на площадке детям, а они толкали его — он вообще не интересовался сверстниками.

Домашнее обучение Анна выбрала, чтобы не досаждать одноклассникам.

«Я знаю их родителей. Рано или поздно они бы устроили мне очную ставку и потребовали забрать сына: иногда он и правда срывал уроки», - объясняет она.

Но и с домашним обучением дело не пошло. Первые два месяца учительница исправно приходила, но Ваня запирался в своей комнате, а она шла на кухню и расспрашивала маму: «Как вы с ним живете?».

В итоге Анна забрала документы из школы и стала заниматься с Ваней сама. Благо в интернете можно найти кучу материалов, говорит она.

Никита и его папа

Ванин сверстник Никита Жердев знает только два слова: «папа» и «люблю». Диагноз — атипичный аутизм — врачи во Владивостоке поставили ему поздно, в пять лет. До этого медики из родной Находки пожимали плечами и говорили, что у Никиты, вероятно, умственная отсталость.

При этом консилиум во Владивостоке постановил: у мальчика сохранный интеллект, но он — невербальный.

Никита не может учиться в школе. Вместо этого папа занимается с ним спортом: ходит на каток или катается на роликах. | SERGEY ZHERDEV

Это значит, что он не понимает слов, не говорит и не откликается на «команды». Поэтому когда 30-летняя сотрудница психолого-медико-педагогической комиссии позвала его по имени, Никита не ответил. Комиссия задала мальчику еще несколько вопросов, после чего постановила: он не может пойти в школу.

Папа Сергей верит, что у сына был шанс попасть в первый класс. Но в районном реабилитационном центре, на который отец возлагал большие надежды, с Никитой не занимались.

По словам Сергея, там развивали детей с небольшими проблемами — например, если ребенок не мог произнести «ш» или «щ». А за теми, у кого были трудности посерьезнее, просто присматривали. Но ни о каких развивающих занятиях речи не шло.

Сейчас Сергей каждое утро кладет Никите в руку зубную щетку и водит его кистью туда-сюда. Сам Никита чистить зубы не может, зато охотно ест зубную пасту. Причем зарубежным маркам он предпочитает российский мятный «Новый Жемчуг».

Потом Жердевы идут на каток, а если есть снег — идут на лыжах в лес. Вообще спорт сейчас — главное развивающее занятие для Никиты.

У Никиты пока нет друзей, он не понимает, как общаться с другими детьми. | SERGEY ZHERDEV

Лето Жердевы провели, гоняя на роликах и роликовых лыжах. Еще Никита бродил по берегу моря в поисках морских ежей и много плавал.

Друзей у мальчика нет, потому что он не умеет играть и общаться со сверстниками. Хотя и хочет: подходит к другим детям и, не зная, что с ними делать, просто обнимает их.

«Школы очень не хватает. Я понимаю, что академиком сын не станет - но хочу, чтобы он социализировался», - признается Сергей.

Материал подготовлен на основе статьи Бранвен Джефрис. Оригинал материала на английском языке можно прочитать на сайте Би-би-си. В подготовке статьи принимала участие Анастасия Стогней.

Читайте также: «Такой же, как мы»: почему глухие не хотят возвращать своим детям слух.

BBC В данном материале на законных основаниях могут быть размещены дополнительные визуальные элементы. Русская служба Би-би-си не несёт ответственности за их содержимое.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Лошадь ФиолетоваяМамам подарочных детей
Дорогие мамы тех детей, которые спят всю ночь, причем засыпают сами в кроватке одни, помахав маме ручкой перед сном, с года ходят на горшок, часами сами играют с игрушками, едят все что дают, читают с двух лет и так далее.
Пожалуйста.
Прямо хочется выделить голосом.

ПОЖАЛУЙСТА!

Не надо чморить тех мам, у которых НЕ подарочные дети. Не надо им писать и говорить " а просто надо", "вы неправильно воспитываете" и особенно "некоторым не стоило становиться родителями". Не стОит. 

Во-первых, это выглядит так себе. Как белое пальто это выглядит.

Во-вторых, мамам НЕ подарочных детей после ваших реплик становится хуже, чем было до них. В этом ваша цель? Тогда сочувствую, что-то очень не так идет в вашей жизни, раз вам важно самоутвердиться за счет мам, которым сложно с детьми.

В-третьих. Вы можете мне не верить, хоть я уже и тетенька среднего возраста. Но закон кармы не отменял никто. Сегодня вы пнули маму, у которой малыш плохо спит, ест, не слушается, закатывает истерики, все время лезет на руки и так далее. А завтра по закону кармы кто-то обязательно пнет вас. 

Поэтому если уж вам не жалко тех женщин, которым и так приходится несладко с их НЕ подарочными детьми, пожалейте хотя бы себя. Отдача ведь замучает, ибо нет более опасной для кармы вещи, чем намеренно обидеть мать, которой трудно.
463
Лапочка дочка и сладкий сыночекСамостоятельный ребенок
Возник спор с бывшим мужем о том, что дочери рано самостоятельно ходить в магазин. ( дочери 8,6 ) Он утверждает, что детей активно воруют, что выйдет она во двор в магазин и ее посадят в машину и увезут. Мои доводу, что я смотрю за ней в окно, что у нас шлагбаумы во дворе и камеры его не убеждают. И умные часы ее не спасут, потому что я просто услышу, что с ней беда, а помочь не смогу.. И сына нельзя оставлять в детской комнате ( где 4 сотрудника присматривают за детьми) в ИКЕА, потому что вдруг пожар и эвакуация.. зачем лишний стресс себе и ему... На мой вопрос с какого же возраста можно будет им самостоятельно ходить в магазин и играть на площадках . Он сказал, что не знает, лет до 14-16.. Я вот думаю, нормально ли это или все-таки надо постепенно приучать к самостоятельности? Или пока везде за руку , а в 14 лет пусть как хочет.. Сможет ли ребенок это сделать если не было никакой самостоятельности до?
437
ЛавкаВсе
Чего-то все отдыхать едут.....по сто раз в году. Откуда столько денег у людей?тут один раз в год не знаешь как поехать. 
А вы часто отдыхаете?
209
sunsetФотоуроки: обсуждение фотографий
Всем добрый день! Сегодня будут выложены фотографии к 2м заданиям. Все подробности в теме
171
ЛетягаЗамедлился рост в 8 лет у девочки
Доброй ночи или уже утра:)
Были с дочкой на плановом осмотре у педиатра. Оказалось что у неё замедляется рост. До 5 лет росла и считалась высокой. В 6 и 7 лет как то поменьше стала расти и рост средний если по таблице у врача смотреть ( наверно ВОЗ у неё таблицы). Сейчас в 8 лет что то совсем немного выросла за год, меньше 4 см. И рост стал ниже среднего, прям так хорошо ниже. То есть получается что она растёт меньше чем другие девочки ее возраста. Врач сама удивилась, даже перемерила ее ещё раз. Потом сказала что так может быть, типа затишье перед скачком роста который будет в момент полового созревания. Сами мы среднего роста, но меня больше путает вот такое замедление. Так действительно бывает? Или надо обращаться к специалисту? Сдать какие то анализы? . 
138
Подпишитесь на нас
Новости Mail.ru Дети