Качество школьного образования в России оказалось ниже среднего

Особенно плохо у российских восьмиклассников обстоят дела с естественными науками, пришли к выводу в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Lori
Lori

6 декабря ОЭСР опубликовала результаты трехлетнего международного сопоставительного исследования качества общего школьного образования (PISA). В исследовании, завершившемся в 2015 году, участвовали 540 тысяч 15-летних школьников из 72 стран мира. Уровень знаний и навыков ребят в естественных науках, чтении, математике и совместной работе оценивался по единой методике.

В итоге уровень знаний школьников из России оказался ниже среднего уровня по ОЭСР. Россия заняла в суммарном рейтинге PISA 33-место, между Испанией, Италией, Венгрией, Латвией и Литвой. По сравнению с предыдущим рейтингом 2012 года показатели российских школьников по математике и чтению незначительно улучшились, но, что касается естественных наук, там ситуация не изменилась и осталась на уровне ниже среднего. Но есть и позитивные сдвиги: доля восьмиклассников, функционально не усвоивших школьную программу, снизилась, а равенство доступа к обучению для мальчиков и девочек в российской системе образования оказалось выше среднего среди стран ОЭСР.

При этом лучшей по качеству образования европейской страной стала Эстония, впервые войдя в тройку лидеров рейтинга PISA вслед за Сингапуром и Японией. ОЭСР особо отметила успех Эстонии, где с середины 1990-х годов проводится школьная реформа по образцу Финляндии, которая занимает пятое место в PISA-2015. В то же время авторы доклада обращают внимание на то, что между результатами учеников школ с эстонским и русским языком обучения сохраняется заметная разница.

В целом в ОЭСР отмечают, что последнее десятилетие, когда было сделано столько прорывных научных открытий, не привело к каким-то коренным изменениям в способах преподавания естественных наук в школах мира. «Каждой стране, даже лидерам, есть куда расти», – заявил генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа.