Имеют ли право педагоги наказывать детей?

В рамках обсуждения нового проекта Министерства образования и науки «Об утверждении Порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности» в обществе разгорелась дискуссия, имеют ли право педагоги наказывать детей.
lori-0000083107-bigwww800.jpg
Источник: Фотобанк Лори

Оказывается, наказания всегда были регламентированы школьным уставом, и согласно этому документу закон всегда был на стороне ученика. У педагогов нет возможности применить какие-либо наказания к хулигану или бездельнику, не нарушив при этом тот или иной закон.

Отчислить сегодня ребенка, даже старшеклассника, практически невозможно. Для этого нужно соблюдение сразу нескольких условий: подростку должно исполниться 15 лет, должно быть заявление родителей и должно быть разрешение комиссии по делам несовершеннолетних. Даже добровольный переход ученика в техникум или вечернюю школу должен сопровождаться и заявлением родителей, и разрешением КДН.

Кроме совета школы, педагогического совета, совета профилактики и комиссии по урегулированию в каждой школе работает (или должна работать) медико-психологическая служба. Правда, оптимизация последних лет эту службу никак не укрепила, а наоборот, многие школы лишились ставок психологов и социальных педагогов. Результатом стало возросшее число конфликтов между родителями учеников и учителями. Классный руководитель или учитель-предметник сегодня в одиночку противостоит родителям, уверенным в том, что с их ребенком все в абсолютном порядке. Доказать обратное учитель не может, потому что нет подтверждения - результатов работы медико-психологической службы.

По поводу нарушения ребенком дисциплины учитель может обратиться только к родителям ребенка. Если действия ученика нарушают закон, то он попадает под юрисдикцию инспекции по делам несовершеннолетних, в которую может обратиться директор школы.

Таким образом, до принятия нового «Порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности» у учителя есть единственный способ воздействия на ученика – воспитательная беседа или обращение к родителям провинившегося за помощью в воздействии на него.