Эксперты призывают не расхолаживать детей на каникулах

Эпидемия гриппа и ОРВИ в Москве «подарила» школьникам дополнительную неделю осенних каникул: решено, что на занятия они выйдут не раньше 15 ноября.

МОСКВА, 6 ноя — РИА Новости. Эксперты советуют родителям не расхолаживать детей на каникулах, а учителям — не «кошмарить» учеников после длительного вынужденного отдыха, самим школьникам рекомендуют больше гулять, читать и использовать каникулы для повторения пройденного материала.

Эпидемия гриппа и ОРВИ в Москве «подарила» школьникам дополнительную неделю осенних каникул: решено, что на занятия они выйдут не раньше 15 ноября. Такая же ситуация сложилась и в некоторых других российских городах и регионах: Томске, Уфе, Владивостоке, Челябинске, на Камчатке, в Свердловской области.

«Это очень хороший этап, чтобы каждому ребенку повторить то, что упущено, то, что он, может быть, не очень хорошо знает. Конечно, это требует определенной работы педагога, да и сами родители должны понять, что нужно не расхолаживать детей», — сказала РИА Новости директор Института возрастной физиологии Российской Академии образования Марьяна Безруких.

Она отметила, что продленные каникулы — это вынужденная мера, и некоторая адаптация по их окончании может потребоваться.

«Это нужно будет учесть, потому что из-за пропуска какого-то материала учителя будут стремиться работать с большей интенсивностью», — сказала она.

Задание на дом
Безруких считает, что школьные учителя должны позаботиться о том, чтобы и на таких вынужденных каникулах те ребята, которые не болеют, осваивали учебную программу.

«На мой взгляд, школа могла бы не просто отправить детей на каникулы, а дать какие-то задания. Можно поддерживать связь с учителем и по интернету, и по телефону, то есть дистанционно вести эту работу, чтобы после выхода на занятия не было сразу большой нагрузки. Кроме того, это в определенной степени позволит детям сохранить режим дня, если хотя бы какое-то время они будут посвящать занятиям», — сказала эксперт.

Она отметила, что и учащимся младших классов можно дать что-то почитать на дом. «Лучший вариант совместного времяпровождения с младшими школьниками — это чтение. Так редко у современных родителей бывает возможность уделить время ребенку, чтобы почитать. Большие произведения самому ему еще сложно читать, поэтому будет большая радость, если папа, мама или бабушка ему почитают», — сказала Безруких.
Прогулки на свежем воздухе
Специалист уверена, что дополнительные дни каникул нужно использовать для прогулок на свежем воздухе.

«Наши дети в течение учебного года гуляют очень мало — 29 минут в день», — отметила Безруких. По ее словам, оптимально, чтобы ребенок смог погулять 1,5 часа в первой и столько же во второй половине дня.

Поводить время в людных местах, в том числе и с друзьями на чьей-то квартире, эксперт не рекомендует. «Не стоит водить ребенка за руку в супермаркет, в кино, туда, где есть люди. Если есть возможность уехать сейчас на дачу, и дача теплая, это просто сказка», — сказала она.

Безруких также считает, что нет ничего зазорного, если ребенок проводит время, играя в компьютерные игры, при условии, что он соблюдает режим. «Если ребенок соблюдает все правила работы за компьютером и не сидит много часов подряд, то не вижу здесь проблемы. Важно, чтобы это не была зависимость», — сказала она.

Правила, по словам специалиста, простые: не работать или не играть более 40 минут, делать специальные упражнения для шеи, рук, спины и для глаз.

Не надо «кошмарить» учеников
Профессор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» Марина Битянова уверена, что особых трудностей с адаптацией школьников после продленных каникул не будет. По ее мнению важно, чтобы учителя не наседали на учеников в стремлении как можно быстрее нагнать упущенный материал.

«Не вижу здесь особой проблемы, если каникулы не растянутся на месяц. Это нормальная педагогическая задачка - вернуть их потом в учебный процесс», — сказала Битянова РИА Новости.

«Главное, чтобы когда каникулы закончатся, не было прессинга, чтобы педагоги не обрушились на учеников со словами: "Из-за вас мы программу не успеваем освоить". Как, например, происходит с ЕГЭ, когда педагоги выступают инициаторами напряжения», — резюмировала она.