
В России установили, сколько времени младшие школьники должны делать уроки дома. С чем связаны такие нормы и почему их важно соблюдать, разбиралась Москва 24.
Для учебной дисциплины
Минпросвещения определило предельную нагрузку для учащихся 1−4-х классов на выполнение домашних работ. Стандарт начнет действовать с 1 сентября 2025 года.
В частности, в министерстве рекомендовали первоклассникам посвящать урокам не более одного часа в день, второклассникам и третьеклассникам — до полутора часов, а четвероклассникам — до двух. Контролировать объем нагрузки по всем предметам, в свою очередь, поручили школам.
Кроме того, педагогам напомнили, что задавать «домашку» нужно на текущем занятии, а при наличии электронного журнала дублировать всю информацию туда до завершения учебного дня. Им также посоветовали давать детям достаточное количество времени на выполнение рефератов, докладов, презентаций и других задач, требующих длительной подготовки.
Нейропсихолог и член Союза охраны психического здоровья человека Нина Петровская заявила Москве 24, что временные рамки, предложенные Минпросвещения, оптимальны для младших школьников с нормальными когнитивным навыками. Причем в первую очередь такой подход будет полезен для родителей, а уже потом для самих детей.
«Неуспеваемость учащихся часто связана с нарушением режима подготовки домашней работы со стороны взрослых. То есть они могут позволить ребенку растягивать выполнение заданий по три часа, например», — пояснила эксперт.
Инструмент надо рассматривать как шпаргалку, которая поможет родителям организовать режим выполнения уроков. Плюс это намек для них, что, помимо школы, детям нужен отдых, дополнительное образование, общение. И при наличии контроля у ребенка как раз появится больше свободного времени.
По словам Петровской, школьные задания разработаны в соответствии с потребностями детей. Хотя порой они могут казаться сложными, на деле они развивают широкий спектр способностей — внимание, память и мышление.
Образовательная инъекция
При этом заслуженный учитель России Александр Снегуров отметил в разговоре с Москвой 24, что нормы выполнения домашних работ вряд ли принесут ожидаемый эффект. По его словам, основная проблема сейчас — чрезмерная учебная нагрузка, которая начинается уже с 1-го класса.
Каждый педагог знает, что задания по его предмету не получится выполнить за час или два. Окружающий мир, например, — сложнейший предмет с элементами биологии, географии, истории. Там один параграф нужно читать и разбирать около часа, если вникать.
Усложняется ситуация и внеурочной активностью в виде кружков и секций, считает эксперт. Поэтому даже при условии, что дети будут тратить на уроки меньше времени, они все равно смогут приступать к ним поздно вечером.
«Поэтому инициатива оправдана частично. Требуется массив реформ, а не, образно выражаясь, инъекции в часть образовательного тела», — указал Снегуров.
Добиться результатов позволит переработка школьной программы, допустил педагог. По его мнению, как вариант — соединить между собой ряд тем, а другие преподавать в сокращенном виде или и вовсе исключить.