
Что такое «единое расписание» и зачем оно нужно
Единое расписание не означает, что у каждого 5 класса по всей стране уроки будут идти в строго одном порядке. Главное — синхронизация темпа обучения и внедрение единой структуры освоения материала. Таким образом, ученики в разных школах смогут проходить темы примерно в одно и то же время, а не «скакать» в зависимости от возможностей или политики конкретного учебного заведения.
По словам министра Кравцова, система почти готова и будет введена 1 сентября 2025 года. Цель — «соответствие СанПиН, учет биоритмов, минимизация перегрузки и равномерное распределение нагрузки». Кроме того, это должно упростить переход ученика из одной школы в другую и подготовить систему к синхронизации с ОГЭ и ЕГЭ.
Вместе с расписанием будет действовать единое планирование. Оно охватит количество контрольных, объем домашних заданий и временные нормативы. Например:
- домашняя работа в первом классе — не более часа в день;
- во втором–третьем — до полутора часов;
- в четвертом–пятом — не более двух часов;
- контрольные и ВПР займут не более 10% от учебного времени.
Школам предстоит следить за нагрузкой по каждому предмету. Кроме того, единое планирование предполагает сокращение переработок у учителей до 1,4 ставки — ради борьбы с выгоранием и улучшения условий труда. Но как эта мера будет реализована в условиях нехватки кадров — пока непонятно.
Аргументы «за»: меньше стресса и больше порядка
Позитивно о реформе отозвались и педагоги, опрошенные «Учительской газетой». Они уверены, что единая система позволит:
- повысить качество образования;
- освободить детям время на отдых и живое общение;
- равномерно распределить нагрузку среди учителей.
Замдиректора оренбургской гимназии № 1 Елена Недбайло добавила: «Важно обеспечить школы методическими рекомендациями — без них переход будет труден».
Аргументы «против»: разница в школах огромна
Многие директора и учителя считают реформу нереалистичной. В интервью «Фонтанке» директор лицея № 239 Максим Пратусевич сказал: «Я не вижу в этом никакого плюса. У нас уже единый учебный план. А школы сильно различаются». Он добавил, что универсальное расписание не сможет учесть различия в оборудовании, количестве классов, углубленности программ.
Директор лицея № 369 Константин Тхостов также указал на множество проблем: «Одиннадцать часовых поясов, разные формы обучения, разное начало учебного года. Даже в одном городе школы стартуют по-разному». Он подчеркнул, что без единой циклограммы говорить об унификации бессмысленно.
Что говорят учителя
Педагоги в соцсетях высказывают опасения. Учитель истории Иннокентий Кресик возмущен: «Я на три школы работаю — как вы моё расписание в эти биоритмы впишете? А если учителя болеют, в декрете?»
Учитель информатики и глава родительского комитета СПб Михаил Богданов также усомнился в необходимости «единства»: «Нормы по нагрузке и составлению расписания уже есть в СанПиН. Почему их просто не соблюдать? Зачем все усложнять?»
Профессор математики Алексей Савватеев заявил в соцсетях: «Школы слишком разные. Унификация — отрыв от реальности. Иначе как матом это не прокомментируешь».
Главный вопрос остается прежним: получится ли учесть индивидуальные особенности регионов, школ и конкретных классов при формировании одной общей модели?