Единое расписание уроков в школах с 1 сентября 2025 года: мнение директоров школ и педагогов

С нового учебного года во всех российских школах появится единое расписание. Министр просвещения Сергей Кравцов анонсировал реформу как шаг к снижению перегрузки школьников, нормализации образовательной нагрузки и соблюдению санитарных норм. Однако в профессиональной среде нововведение вызвало бурную дискуссию — от сдержанной поддержки до открытой критики
Designed by Freepik
Источник: Designed by Freepik

Что такое «единое расписание» и зачем оно нужно

Единое расписание не означает, что у каждого 5 класса по всей стране уроки будут идти в строго одном порядке. Главное — синхронизация темпа обучения и внедрение единой структуры освоения материала. Таким образом, ученики в разных школах смогут проходить темы примерно в одно и то же время, а не «скакать» в зависимости от возможностей или политики конкретного учебного заведения.

По словам министра Кравцова, система почти готова и будет введена 1 сентября 2025 года. Цель — «соответствие СанПиН, учет биоритмов, минимизация перегрузки и равномерное распределение нагрузки». Кроме того, это должно упростить переход ученика из одной школы в другую и подготовить систему к синхронизации с ОГЭ и ЕГЭ.

Вместе с расписанием будет действовать единое планирование. Оно охватит количество контрольных, объем домашних заданий и временные нормативы. Например:

  • домашняя работа в первом классе — не более часа в день;
  • во втором–третьем — до полутора часов;
  • в четвертом–пятом — не более двух часов;
  • контрольные и ВПР займут не более 10% от учебного времени.

Школам предстоит следить за нагрузкой по каждому предмету. Кроме того, единое планирование предполагает сокращение переработок у учителей до 1,4 ставки — ради борьбы с выгоранием и улучшения условий труда. Но как эта мера будет реализована в условиях нехватки кадров — пока непонятно.

Аргументы «за»: меньше стресса и больше порядка

Заслуженный учитель России Евгений Ямбург в интервью NEWS.ru одобрил реформу: «Речь идет о борьбе со всем, что утяжеляет работу ребенка — контрольные, домашние задания. СанПиНы надо соблюдать, и это шаг в правильную сторону».

Позитивно о реформе отозвались и педагоги, опрошенные «Учительской газетой». Они уверены, что единая система позволит:

  • повысить качество образования;
  • освободить детям время на отдых и живое общение;
  • равномерно распределить нагрузку среди учителей.

Замдиректора оренбургской гимназии № 1 Елена Недбайло добавила: «Важно обеспечить школы методическими рекомендациями — без них переход будет труден».

Аргументы «против»: разница в школах огромна

Многие директора и учителя считают реформу нереалистичной. В интервью «Фонтанке» директор лицея № 239 Максим Пратусевич сказал: «Я не вижу в этом никакого плюса. У нас уже единый учебный план. А школы сильно различаются». Он добавил, что универсальное расписание не сможет учесть различия в оборудовании, количестве классов, углубленности программ.

Директор лицея № 369 Константин Тхостов также указал на множество проблем: «Одиннадцать часовых поясов, разные формы обучения, разное начало учебного года. Даже в одном городе школы стартуют по-разному». Он подчеркнул, что без единой циклограммы говорить об унификации бессмысленно.

Что говорят учителя

Педагоги в соцсетях высказывают опасения. Учитель истории Иннокентий Кресик возмущен: «Я на три школы работаю — как вы моё расписание в эти биоритмы впишете? А если учителя болеют, в декрете?»

Учитель информатики и глава родительского комитета СПб Михаил Богданов также усомнился в необходимости «единства»: «Нормы по нагрузке и составлению расписания уже есть в СанПиН. Почему их просто не соблюдать? Зачем все усложнять?»

Профессор математики Алексей Савватеев заявил в соцсетях: «Школы слишком разные. Унификация — отрыв от реальности. Иначе как матом это не прокомментируешь».

Главный вопрос остается прежним: получится ли учесть индивидуальные особенности регионов, школ и конкретных классов при формировании одной общей модели?