Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , Это Кавказ

«Делай что угодно, главное — будь счастливым»

Волонтеры со всего мира съехались в Карачаево-Черкесию, чтобы устроить лучшее в жизни лето для сельских детей и их родителей. И вот что у них получилось.


фото Зухры Биджиевой

Второе лето подряд в ауле Эркен-Шахар в Карачаево-Черкесии работает бесплатный детский лагерь «Балапанлар» (в переводе с ногайского — «Птенчики»). Придумала и организовала его уроженка этих мест, журналист и переводчик Бэлла Шахмирза, помогают ей волонтеры из разных стран, расходы взяло на себя министерство по делам национальностей республики. А тому, что получилось в итоге, могут позавидовать дети и родители из любого города с богатыми педагогическими традициями.

Слет в Шахаре

Каждое утро автобус привозит в аульскую школу 127 детей из шести окрестных аулов. В лагерь принимают всех желающих, главное — успеть подать заявку, пока есть места. Первая 10-дневная смена уже завершилась, сейчас идет вторая. Всего этим летом «птенцами» побывали более 250 детей — в три раза больше, чем в прошлом году.

Официально лагерь называется Слет «Диалог и развитие», но это не описывает в полной мере то, что происходит в «свободном городе» (именно так переводится название аула Эркен-Шахар). Это становится понятно сразу, как только подойдешь к школе. Во дворе гоняют мяч юные футболисты, издалека доносится песня на французском языке, из окна лаборатории выглядывают химики в защитных очках, в коридоре школы притягивает взгляд свежерасписанная арка. Узнав, что приехали журналисты, местная новостная студия тут же начинает готовить экстренный выпуск новостей.

Дети разбиты на шесть отрядов по возрастам — от 6 до 16 лет. В каждом отряде по 2−3 вожатых, которые следят, чтобы «птенчики» не очень-то разрушали вверенную им школу.

Занятия в лагере идут сразу на 6 площадках, но расписание составлено так, чтобы дети за день успели не только получить полезные знания и навыки, но и порезвиться на свежем воздухе с друзьями. Пока одни плетут «ловцов снов», другие занимаются на спортплощадке, третьи изучают испанский язык или азы программирования.

С миру по нитке

— Мне всегда казалось важным менять жизнь — человека и общества в целом. Я работаю в социальных проектах еще со времен учебы в МГУ, — рассказывает автор и руководитель «Балапанлара» Бэлла Шахмирза. — Здесь, на моей родине, ничего не меняется десятилетиями. Но я хочу, чтобы такие проекты были и у нас в республике.

Бэлла Шахмирза (слева) | фото Зухры Биджиевой

На слете работают преподаватели и тренеры из Челябинска, Москвы, Грозного, Майкопа, Нальчика, Франкфурта, Еревана, Мадрида, причем работают на волонтерских началах, а живут в доме матери Бэллы. Сама Бэлла последние четыре года живет и работает в Италии, но лето проводит в родном ауле.

— Проект давно вышел за рамки аульского лагеря, это международный слет. Если бы сама воочию не видела, никогда бы не поверила, что такое возможно, — рассказывает Айнара Джентемирова. Она уже второй раз прилетает из Франкфурта-на-Майне в отпуск на родину, чтобы помочь с организацией лагеря. Впрочем, Айнара обеспечивает работу сайта лагеря круглый год. — Я не одна такая, всем миром помогаем. Проект настолько здоровский, что каждому хочется внести вклад. Это не только воспоминания о веселом лете, но и большая польза для детей. Бэлла — невероятный человек, она может заразить своими идеями так, что ты будешь сутками пахать с горящими глазами. Не жалко тратить вечера и ночи для проекта.

Помощников у Бэллы и правда много.

— Кто-то оплатил выпуск наших календарей, буклетов и памяток, кто-то подарил проектор, кто-то — книги в библиотеку, — рассказывает она. — Это замечательно, чем больше спонсоров, тем лучше. Пусть это будет 10 или 50 спонсоров с небольшими суммами, чем один с большими деньгами, который станет диктовать нам условия. Я считаю, что мы должны как организация научиться зарабатывать деньги, чтобы ни от кого не зависеть.

Химия, испанский и жестовый

В одном из классов проводят научные опыты. Здесь облезлые полы, старые парты и плакаты времен социализма на стенах, но про интерьер быстро забываешь. Два десятка пар глаз, не отрываясь, следят, как в колбе смешиваются таинственные реагенты — из знакомого только бутылочка моющего средства. Коллективно решается серьезный вопрос, какой колер использовать — синий или красный. И вот кульминация: началась химическая реакция, из бутылки извергается вулкан цветной пены.

фото Зухры Биджиевой

— Очень много газа выделяется, поэтому пена из тесной тары выплескивается, — объясняет мне 6-летний Исмель.

Кружок ведет Руслан Найманов, студент московского РГУ нефти и газа имени И. Губкина. Руслан из Карачаево-Черкесии, изучает физическую и коллоидную химию и уже второй год приобщает к таинствам научных экспериментов детей.

— Работать с детьми очень интересно, они более открыты, чем взрослые. Через 15 лет они все станут специалистами в разных областях и будут формировать мир, в котором мы живем, — убежден Руслан.

Вопрос к волонтерам и преподавателям: «Почему согласились работать бесплатно?» — отпадает очень быстро. Через пару часов ты сам готов участвовать во всем, что происходит вокруг.

По соседству с химлабораторией идет урок испанского языка. За несколько дней смены дети научились представляться и вести простой диалог на испанском, а сегодня разучивают четверостишья. Учит их Анна Новикова, она пишет диссертацию в Испании, а каникулы проводит в летней школе.

— По специальности я социолог, мне все это очень интересно, — рассказывает Анна. — В будущем планирую организовывать проекты для детей и работать с ними.

фото Зухры Биджиевой

Помимо всего прочего, в «Балапанларе» реализуют инклюзивную программу. Сюда приводят детей, требующих особого внимания, таких как Марьяша с синдромом Дауна. Но узнать их среди других ребят практически невозможно. Опекает их Бэлла Аджиева. Она тоже родом из Эркен-Шахара, сейчас учится на дефектолога в педагогическом институте в Ставрополе. Бэлла ведет курсы русского жестового языка для всех участников летней школы. Чтобы дети знали, что это такое, и могли свободно общаться с глухими и слабослышащими. Возможно, эти занятия станут первыми шагами к развитию инклюзивного образования в Карачаево-Черкесии. Дефектологов здесь не то что не хватает, их попросту нет. Бэлла — одна из первых в республике специалистов в этой области.

Дисциплина веселью не помеха

Совершенно особая атмосфера царит в классе живописи. В толпе детей не сразу замечаешь преподавателя — Руслана Ларцева. Все, от самых младших до родителей, зовут его просто Русик. Он приезжает из Москвы уже второй год, и именно его дети ждали с особым нетерпением. Теперь виснут на нем гроздьями, машут ему со всех концов коридора. Класс живописи набит битком.

Вместе со своими учениками Руслан сделал сельской школе подарок — несколько дней кружок живописи расписывал серые стены, создав арку с жизнерадостным урбанистическим рисунком.

фото Зухры Биджиевой

— Он уникальный человек, — рассказывает Бэлла Шахмирза. — Умеет быть своим. Но при этом он не теряет контроля. Если что-то сказал, все слушаются. Я пригласила его специально, чтобы наши волонтеры смотрели, как он работает с детьми, перенимали опыт.

Руслан сам вырос в интернате, о своем педагогическом таланте узнал в армии.

— Однажды один офицер пригласил меня домой — помочь приглядеть за детьми. Эти дети не отходили от меня два часа. Позже он сказал мне: «Руслан, у тебя дар общаться с детьми». После армии устроился волонтером в реабилитационный центр «Дети Марии» в Москве. В этом центре помогают детям из интернатов и детских домов раскрыть собственный потенциал. Сейчас работаю с детьми индивидуально, обучаю живописи, — рассказывает Руслан. — Для меня в работе с детьми нет ничего сложного. Надо держать определенную дистанцию. Если ребенок расшалился или сделал что-то непозволительное, я серьезно смотрю на него и говорю: «Если ты еще раз так сделаешь, поверь, я не буду с тобой разговаривать». Все. Это действует.

При кажущейся простоте и неформальности общения с дисциплиной на слете строго: два нарушения — и больше ребенок в лагерь не вернется. Другое дело, что ни один хулиган не захочет его покидать.

В летнем лагере, конечно, невозможно дать фундаментальные знания. Но задача у организаторов другая — показать детям, что мир огромный, вдохновить, раскрыть потенциал. Это и есть самое главное — открытое общение людей разного возраста, из разных уголков планеты, с разными взглядами на мир. Такой подход помогает лучше понять и себя самих, тем эффективней занятия, на которых детей знакомят с ногайской, кавказской и в целом российской культурой и историей.

Школа волонтеров

— У нас растут очень умные дети, талантливые. Хочется, чтобы у них была возможность сделать свой осознанный выбор. Не важно, чем будут заниматься, главное, чтобы это увлекало, делало счастливым, — объясняет концепцию лагеря Бэлла. — И мы показываем это не только детям, но и волонтерам и родителям.

Вожатые в «Балапанларе» — это старшеклассники и студенты от 16 лет, причем шестеро учатся в этой самой школе. Их начали обучать еще до открытия лагеря: проводили тренинги, квесты, обучение продолжается и сейчас. Ребят учат азам конфликтологии, развивают коммуникативные навыки, помогают составлять резюме.

фото Зухры Биджиевой

Одиннадцатиклассница Инара, вожатая 3-го отряда, как и все ее коллеги, занята со своими 10-летними подопечными целый день: играет с ними, водит на занятия, помогает, следит за порядком в столовой. Планирует следующее лето заниматься тем же самым, несмотря на предстоящие ЕГЭ и вступительные испытания в вуз.

— Это лучшее лето в моей жизни! Обязательно вернусь в следующем году и снова буду вожатой!

По словам Бэллы, волонтеры работают целый день, домой возвращаются усталые и голодные, но никто не жалеет, что пришел в лагерь. Некоторые даже отказались от поездки на море, лишь бы не уезжать из аула, в котором вдруг стало так интересно.

Дух импровизации

Начинающий режиссер Андрей Демченко и его помощница Мария Савюк-Новак приехали из Москвы, чтобы заниматься с вожатыми, снять с ними короткий, 3−5 минутный фильм. Но, заразившись атмосферой, царящей в лагере, открыли киностудию уже для детей. Детвора в полном восторге изучает профессиональную аппаратуру и снимает фильм.

фото Зухры Биджиевой

Все по-настоящему: придумали сюжет, написали сценарий, сделали раскадровку. Изначально предполагалось, что это будет короткометражка. Но потом история стала обрастать деталями, и теперь уже получается получасовой фильм о дружбе, любви и трудностях, которые поджидают новичка в школе.

Руководители студии переживают, что не успеют смонтировать фильм до конца смены, но «урезать» картину не хотят.

— Нельзя обрывать детям крылья, они же придумали такой глубокий интересный сюжет и горят идеей!

В «Балапанларе» вообще многое идет не по плану. Все импровизируют, никто не ограничивается одним делом. Химик Руслан учит играть на гитаре и клавишных инструментах. Армине Саргсян, приехавшая из Еревана обучать волонтеров навыкам делового общения, знакомит всех желающих с армянским языком и культурой.

Эльза, которая привела в лагерь своего сына, теперь ведет здесь танцевальный кружок для детей и взрослых. Сегодня учит всех желающих латиноамериканским танцам. Едва зазвучало зажигательное латино, в класс стали заглядывать любопытные. И вот уже рядом танцуют прожившая некоторое время на Кубе Армине, Анна из Испании и школьница из Эркен-Шахара Инара.

фото Зухры Биджиевой

Занятие по валянию войлока вдруг превратилось в создание огромного панно из овечьей шерсти, к которому приложил руку чуть ли не весь слет. Кстати, учить «птенцов» традиционному ногайскому ремеслу предложила мама одного из школьников. У Камиллы Баисовой своя мастерская в Икон-Халке, и для мастер-класса она привезла оттуда несколько тюков шерсти. А еще огромный чайник с ногайским молочным чаем и теплый домашний хлеб. Еще две мамы после обеда придут печь печенье из злаков и сухофруктов и научат рецепту всех желающих.

Требуется поддержка

Мамы, кажется, решили показать, что такое кавказское гостеприимство, — каждый день приносят хычины, либже, бешбармак или другие национальные вкусности.

фото Зухры Биджиевой

Бэлла считает очень важным научить родителей поддерживать своих детей, не пресекать их начинания, какими бы необычными они ни были. Поэтому в лагере придумали образовательную программу и для родителей. Во второй половине дня взрослые обсуждают «родительские» темы со специалистами.

На личные сбережения, которые Бэлла потратила на лагерь, она могла бы купить себе путевку на Мальдивы. Но в родном ауле ей интересней, чем на курорте. Поэтому в следующем году «Балапанлар» снова откроет двери для детей. Бэлла уже строит планы:

— Следующий краудфандинг будет направлен на покупку какого-нибудь старого дома, чтобы размещать приезжих преподавателей. Хочу, чтобы приезжали дети из разных регионов, и расселять их в местных семьях. Чтобы моя команда выезжала в другие регионы запускать подобные проекты. В планах масштабирование проекта: сделать круглогодичные программы, тренинги эффективности, обучение. Планов много, я пытаюсь держать себя в узде, чтобы не распыляться.

Читайте также: «Государственные» дети: история Кирилла и его мамы.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
VikkiБаланс между ребенком и работой

Начну с того, что деньги в семье считаю я. И заначки делаю тоже я. Муж только иногда удивляется, когда в случае форс-мажора я достаю суммы из тайников. Нет, я не от него прячу, никто не ущемлен, но нз нужен. Смотрю цены сейчас на одежду, технику... И все оооочень дорого. Плюс еще дочке хочу купить и ту кухню крутую, и эту интерактивную игрушку. Да и в бассейн хочу ходить определенный. И чтоб делать все это со спокойной душой я хочу выйти на работу. А как же ребенок? Ведь ей же важнее мама, чем новая игрушка? Ну как сказать. Работа - это еще одна, а то и две дополнительные поездки на море в год. Это походы во всякие развлекательные центры, игрушки, да и лишние поездки к бабушкам-дедушкам. Для нее ж в первую очередь все. Или себя обманываю?) Да и хочется еще ребенка потом, неплохо было бы свободных денег побольше иметь. Мало ли. Нет такого, что прям НАДО. Но лишние деньги - не лишние?) Расскажите, кто когда вышел на работу после декрета, почему именно тогда? Дайте пищу для ума.

277
Валерия КлимоваЯ- ужасная дрянь.

Я не знаю что делать. Долго лазила по форумам в поисках ответов на свой вопрос, но так и не нашла. Попытаюсь поделиться. Наша семья считается эталоном идеальных взаимоотношений. Добрые, заботливые родители, доченька отличница и сынок помощник. Родители при людях ведут себя как ангелы, обожающие своих деточек. Люди радостно восторгаются нами, а я просто в шоке от такого лицемерия. Дома, все совсем иначе. Родители и днем и ночью орут. Брат у меня постоянно на меня кидается - ему нельзя сказать лишнее слово. Элементарно - ты почему не выучил уроки? Все. Я сматываюсь в туалет и закрываюсь там - иначе он побьет меня. Брат меньше меня, поэтлому мне надо за ним следить, но он бешенный. Родители орут потом на меня. Если папа относится к нам с заботой, свойственной огромному мужику, рабоотающему 25 часов в сутки, то мать - просто ненавидит меня. Она всегда говорит мне, что я тварь и пакость, что я противна ей и брату. Я уже в седьмом классе - куча предметов и я не вытягиваюсь до отличницы, + музыкалка 7 дней в неделю. Она бьет меня и матерится, кричит что я не стараюсь, что я ничего в жизни не добьюсь, что я ее позорю. На мой вопрос, зачем тогда рожала, (родила в 19) отвечает, что уже передумала и скоро сдаст в детский дом. Сначала я просто впадала в истерику, мысли были о побеге и суициде, но я сама их боялась, ничего такого. Я еще понимаю, она бы меня била если бы я курила, пила, употребляла или чем похуже занималась, но я просто не справляюсь. Всегда все делала по честному - уроки учила до первого-второго часа, к 8:00 в школу, а потом до 5 из-за музыки. Причем заставляет меня мама. Когда я говорю ей, что у меня хорошая память(слова учителя), что у меня есть способность к языкам, она говорит что я неблагодарня....(собака женского пола) и все такое прочее. Сегодня побила просто потому, что она постирала мое платье, а я хотела его надеть. Ну я ей сказала, что я сама свои вещи постираю, когда надо будет. И вот. Я перечитала. Вроде нигде не преувеличиваю. Бьет не так часто. Не то чтобы они с братом меня сильно колотят - синяки незаметны даже, просто очень обидно, что мама не видит моих стараний. Прям до слез. Но я стараюсь при них нне плакать. Делюсь со всем бабушкой, но она ничего не может сделать, хотя моральная поддержка это единственное, почему я себя еще сдерживаю от какой-нибудь глупости, которую боюсь совершить...

269
Божья КоровкаПозитивчика не желаете ли?)))

Всем доброго времени суток! Тема просто для поднятия настроения и для появления лучезарных улыбочек на ваших лицах ))) Всем удачной недели и солнышка в душе!!! [img]https://content-19.foto.my.mail.ru/corp/deti/_deti/i-58692.jpg[/img]

200
Katena_a_aИмена.

Так, навеяло [smile]blush[/smile]  Вы своих детей называете полным именем или сокращенным? И как дети сами представляются при знакомстве? [smile]innocent[/smile]

149
Авилова ИннаПересадки на борту самолета

Летели рейсом 774 Дубай-Москва. Летели семьёй 4 человека, я, муж и дети, попросили посадить рядом. Дали места 25 АВ и 26 АВ. Без претензий. Сразу после размещения на борту объявилась истеричная «Яжемать», которая начала орать и требовать, чтоб ее посадили рядом с ребёнком, потому что у них места не рядом. Требовать с пассажиров, к бортпроводникам не обращалась вообще и они на эти вопли тоже не обращали никакого внимания. Наш сосед с места 26 С поменялся с ней и она стала сидеть с ребёнком рядом через проход. Этого ей показалось мало и она начала требовать чтобы посадили ещё ближе. Мой муж не выдержав воплей, поменялся с ней и пересел отдельно от нас через проход. Я попыталась донести информацию до неадекватной женщины, что ей надо обратиться к бортпроводнику, чтобы он решил ее вопрос, тем более что свободные места на этом чартерном рейсе были и эта так называемая проблема вообще выеденного яйца не стоила. Она не слушала, орала, оскорбляла...потом, при взлёте, когда я закрыла глаза (очень боюсь летать, поэтому хотела, чтобы муж сидел рядом), стала вынимать из своей сумки какие то тяжелые предметы и кидать их мне прямо на ноги. Видимо, ей показалось мало, что она рассадила мою семью, и решила мстить за что то. Потом стало понятно, зачем это делала. Она начала требовать, чтобы я уступила ей и ее ребёнку свое место у иллюминатора, мотивируя это тем, что мой муж уже сидит через проход. На мой отказ (т к мои дети сидели впереди меня) опять истерика. Полный неадекват, дёргающееся лицо, скривлённые губы, нервный тик...среди пассажирок преклонного возраста рядом нашлись, как всегда, соболезнующие, которые вообще понятия не имеют о правилах провозах пассажиров на воздушных судах и главное для таких - подлить масла в огонь. Короче, я оказалась виновата во всех смертных грехах, уж не понятно за что. Вероятно за то, что просто хотела сидеть своей семьёй на своих законно проплаченных местах. Как итог - мне стало плохо, заболела, закружилась голова, затошнило. Выдержать такой поток злобы, негатива и ненависти просто невозможно, да ещё в течение 5 часов полёта. Попросила бортпроводника померить давление. И только тогда(!) когда я рассказала об этом, они стали решать проблему, и отсадили ее от меня. Заняло это 2 минуты. Почему вы не обратились к бортпроводнику раньше?! А почему я должна обращаться? Это не моя проблема! Вы что, не слышали, не видели, что она там устроила?! Летаю со своим ребёнком 20 лет, в разные страны, от Европы до Азии и Америки, на разных авиакомпаниях. Много раз сидели отдельно друг от друга. Никогда не просила никого пересаживаться, никогда не было никаких проблем и тем более скандалов. Никто никому ничего не должен! Никто не обязан пересаживаться по вашему желанию. Как объяснить это таким вот истеричным и больным «яжматерям»?! Бортпроводники должны решать эти вопросы сами, не пускать на самотёк, не допускать беспричинных скандалов. К слову, сама работаю в турбизнесе на руководящей должности. Приходится разруливать много разных ситуаций, работать с людьми тяжело, но такого безобразия никогда не было. А какое ваше мнение по этому вопросу?

129
FishKaЕдет крыша!

Всем привет. Девочки и мальчики. Это капец.  У меня съезжает крыша.  Нет, ребёнок не при чём (бывает и такое!). Но. Я начала постоянно путать время.  Началось всё летом. Записала мелкого ко врачу по инету. Прихожу. Никого нет. И вообще, в этот день приёма нет. Искали-искали запись в справочной - так и не нашли. Вообще никакой. Я стала внимательнее. Опять записываю мелкого. Опять по интенету. Всё проверила 10 раз, вбила себе в календарь. Приходим. Врача нет. Я в справочную. В итоге, мы пришли на 2 часа раньше. У меня истерика уже. Записываюсь по телефону. За 2 месяца. Всё сто раз перепроверила. Хоба - опять на час расхождение (ну тут я думаю, что кто-то мог ошибиться). Но сегодня - это было нечто.  Вчера смотрела расписание на сегодняшний день. В 12 часов у меня приём. Я сто раз посмотрела, что в 12, порадовалась, что так удачно: и после пар удобно, и мелкого удобно забирать. Пришла. Сижу. Просидела полчаса. Выяснилось, что мне не к 12, а к 14. Открываю своё календарь, а там написано: 14. А вчера было 12!!! Вот что это? У меня едет крыша? Шизофрения? Альцгеймер? Мне 34 года, блин! Я понимаю, что мне надо ко врачу. Но такими темпами у меня просто не получится к нему попасть! Что это? У кого-нибудь было? Или у родственников. (Я знаю про то, что это может быть скрытое нежелание идти. Но делать-то что-то с этим надо. Ведь так жить нельзя!) Всем спасибо, кто осилил.

122
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru