Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , Это Кавказ

«Делай что угодно, главное — будь счастливым»

Волонтеры со всего мира съехались в Карачаево-Черкесию, чтобы устроить лучшее в жизни лето для сельских детей и их родителей. И вот что у них получилось.


фото Зухры Биджиевой

Второе лето подряд в ауле Эркен-Шахар в Карачаево-Черкесии работает бесплатный детский лагерь «Балапанлар» (в переводе с ногайского — «Птенчики»). Придумала и организовала его уроженка этих мест, журналист и переводчик Бэлла Шахмирза, помогают ей волонтеры из разных стран, расходы взяло на себя министерство по делам национальностей республики. А тому, что получилось в итоге, могут позавидовать дети и родители из любого города с богатыми педагогическими традициями.

Слет в Шахаре

Каждое утро автобус привозит в аульскую школу 127 детей из шести окрестных аулов. В лагерь принимают всех желающих, главное — успеть подать заявку, пока есть места. Первая 10-дневная смена уже завершилась, сейчас идет вторая. Всего этим летом «птенцами» побывали более 250 детей — в три раза больше, чем в прошлом году.

Официально лагерь называется Слет «Диалог и развитие», но это не описывает в полной мере то, что происходит в «свободном городе» (именно так переводится название аула Эркен-Шахар). Это становится понятно сразу, как только подойдешь к школе. Во дворе гоняют мяч юные футболисты, издалека доносится песня на французском языке, из окна лаборатории выглядывают химики в защитных очках, в коридоре школы притягивает взгляд свежерасписанная арка. Узнав, что приехали журналисты, местная новостная студия тут же начинает готовить экстренный выпуск новостей.

Дети разбиты на шесть отрядов по возрастам — от 6 до 16 лет. В каждом отряде по 2−3 вожатых, которые следят, чтобы «птенчики» не очень-то разрушали вверенную им школу.

Занятия в лагере идут сразу на 6 площадках, но расписание составлено так, чтобы дети за день успели не только получить полезные знания и навыки, но и порезвиться на свежем воздухе с друзьями. Пока одни плетут «ловцов снов», другие занимаются на спортплощадке, третьи изучают испанский язык или азы программирования.

С миру по нитке

— Мне всегда казалось важным менять жизнь — человека и общества в целом. Я работаю в социальных проектах еще со времен учебы в МГУ, — рассказывает автор и руководитель «Балапанлара» Бэлла Шахмирза. — Здесь, на моей родине, ничего не меняется десятилетиями. Но я хочу, чтобы такие проекты были и у нас в республике.

Бэлла Шахмирза (слева) | фото Зухры Биджиевой

На слете работают преподаватели и тренеры из Челябинска, Москвы, Грозного, Майкопа, Нальчика, Франкфурта, Еревана, Мадрида, причем работают на волонтерских началах, а живут в доме матери Бэллы. Сама Бэлла последние четыре года живет и работает в Италии, но лето проводит в родном ауле.

— Проект давно вышел за рамки аульского лагеря, это международный слет. Если бы сама воочию не видела, никогда бы не поверила, что такое возможно, — рассказывает Айнара Джентемирова. Она уже второй раз прилетает из Франкфурта-на-Майне в отпуск на родину, чтобы помочь с организацией лагеря. Впрочем, Айнара обеспечивает работу сайта лагеря круглый год. — Я не одна такая, всем миром помогаем. Проект настолько здоровский, что каждому хочется внести вклад. Это не только воспоминания о веселом лете, но и большая польза для детей. Бэлла — невероятный человек, она может заразить своими идеями так, что ты будешь сутками пахать с горящими глазами. Не жалко тратить вечера и ночи для проекта.

Помощников у Бэллы и правда много.

— Кто-то оплатил выпуск наших календарей, буклетов и памяток, кто-то подарил проектор, кто-то — книги в библиотеку, — рассказывает она. — Это замечательно, чем больше спонсоров, тем лучше. Пусть это будет 10 или 50 спонсоров с небольшими суммами, чем один с большими деньгами, который станет диктовать нам условия. Я считаю, что мы должны как организация научиться зарабатывать деньги, чтобы ни от кого не зависеть.

Химия, испанский и жестовый

В одном из классов проводят научные опыты. Здесь облезлые полы, старые парты и плакаты времен социализма на стенах, но про интерьер быстро забываешь. Два десятка пар глаз, не отрываясь, следят, как в колбе смешиваются таинственные реагенты — из знакомого только бутылочка моющего средства. Коллективно решается серьезный вопрос, какой колер использовать — синий или красный. И вот кульминация: началась химическая реакция, из бутылки извергается вулкан цветной пены.

фото Зухры Биджиевой

— Очень много газа выделяется, поэтому пена из тесной тары выплескивается, — объясняет мне 6-летний Исмель.

Кружок ведет Руслан Найманов, студент московского РГУ нефти и газа имени И. Губкина. Руслан из Карачаево-Черкесии, изучает физическую и коллоидную химию и уже второй год приобщает к таинствам научных экспериментов детей.

— Работать с детьми очень интересно, они более открыты, чем взрослые. Через 15 лет они все станут специалистами в разных областях и будут формировать мир, в котором мы живем, — убежден Руслан.

Вопрос к волонтерам и преподавателям: «Почему согласились работать бесплатно?» — отпадает очень быстро. Через пару часов ты сам готов участвовать во всем, что происходит вокруг.

По соседству с химлабораторией идет урок испанского языка. За несколько дней смены дети научились представляться и вести простой диалог на испанском, а сегодня разучивают четверостишья. Учит их Анна Новикова, она пишет диссертацию в Испании, а каникулы проводит в летней школе.

— По специальности я социолог, мне все это очень интересно, — рассказывает Анна. — В будущем планирую организовывать проекты для детей и работать с ними.

фото Зухры Биджиевой

Помимо всего прочего, в «Балапанларе» реализуют инклюзивную программу. Сюда приводят детей, требующих особого внимания, таких как Марьяша с синдромом Дауна. Но узнать их среди других ребят практически невозможно. Опекает их Бэлла Аджиева. Она тоже родом из Эркен-Шахара, сейчас учится на дефектолога в педагогическом институте в Ставрополе. Бэлла ведет курсы русского жестового языка для всех участников летней школы. Чтобы дети знали, что это такое, и могли свободно общаться с глухими и слабослышащими. Возможно, эти занятия станут первыми шагами к развитию инклюзивного образования в Карачаево-Черкесии. Дефектологов здесь не то что не хватает, их попросту нет. Бэлла — одна из первых в республике специалистов в этой области.

Дисциплина веселью не помеха

Совершенно особая атмосфера царит в классе живописи. В толпе детей не сразу замечаешь преподавателя — Руслана Ларцева. Все, от самых младших до родителей, зовут его просто Русик. Он приезжает из Москвы уже второй год, и именно его дети ждали с особым нетерпением. Теперь виснут на нем гроздьями, машут ему со всех концов коридора. Класс живописи набит битком.

Вместе со своими учениками Руслан сделал сельской школе подарок — несколько дней кружок живописи расписывал серые стены, создав арку с жизнерадостным урбанистическим рисунком.

фото Зухры Биджиевой

— Он уникальный человек, — рассказывает Бэлла Шахмирза. — Умеет быть своим. Но при этом он не теряет контроля. Если что-то сказал, все слушаются. Я пригласила его специально, чтобы наши волонтеры смотрели, как он работает с детьми, перенимали опыт.

Руслан сам вырос в интернате, о своем педагогическом таланте узнал в армии.

— Однажды один офицер пригласил меня домой — помочь приглядеть за детьми. Эти дети не отходили от меня два часа. Позже он сказал мне: «Руслан, у тебя дар общаться с детьми». После армии устроился волонтером в реабилитационный центр «Дети Марии» в Москве. В этом центре помогают детям из интернатов и детских домов раскрыть собственный потенциал. Сейчас работаю с детьми индивидуально, обучаю живописи, — рассказывает Руслан. — Для меня в работе с детьми нет ничего сложного. Надо держать определенную дистанцию. Если ребенок расшалился или сделал что-то непозволительное, я серьезно смотрю на него и говорю: «Если ты еще раз так сделаешь, поверь, я не буду с тобой разговаривать». Все. Это действует.

При кажущейся простоте и неформальности общения с дисциплиной на слете строго: два нарушения — и больше ребенок в лагерь не вернется. Другое дело, что ни один хулиган не захочет его покидать.

В летнем лагере, конечно, невозможно дать фундаментальные знания. Но задача у организаторов другая — показать детям, что мир огромный, вдохновить, раскрыть потенциал. Это и есть самое главное — открытое общение людей разного возраста, из разных уголков планеты, с разными взглядами на мир. Такой подход помогает лучше понять и себя самих, тем эффективней занятия, на которых детей знакомят с ногайской, кавказской и в целом российской культурой и историей.

Школа волонтеров

— У нас растут очень умные дети, талантливые. Хочется, чтобы у них была возможность сделать свой осознанный выбор. Не важно, чем будут заниматься, главное, чтобы это увлекало, делало счастливым, — объясняет концепцию лагеря Бэлла. — И мы показываем это не только детям, но и волонтерам и родителям.

Вожатые в «Балапанларе» — это старшеклассники и студенты от 16 лет, причем шестеро учатся в этой самой школе. Их начали обучать еще до открытия лагеря: проводили тренинги, квесты, обучение продолжается и сейчас. Ребят учат азам конфликтологии, развивают коммуникативные навыки, помогают составлять резюме.

фото Зухры Биджиевой

Одиннадцатиклассница Инара, вожатая 3-го отряда, как и все ее коллеги, занята со своими 10-летними подопечными целый день: играет с ними, водит на занятия, помогает, следит за порядком в столовой. Планирует следующее лето заниматься тем же самым, несмотря на предстоящие ЕГЭ и вступительные испытания в вуз.

— Это лучшее лето в моей жизни! Обязательно вернусь в следующем году и снова буду вожатой!

По словам Бэллы, волонтеры работают целый день, домой возвращаются усталые и голодные, но никто не жалеет, что пришел в лагерь. Некоторые даже отказались от поездки на море, лишь бы не уезжать из аула, в котором вдруг стало так интересно.

Дух импровизации

Начинающий режиссер Андрей Демченко и его помощница Мария Савюк-Новак приехали из Москвы, чтобы заниматься с вожатыми, снять с ними короткий, 3−5 минутный фильм. Но, заразившись атмосферой, царящей в лагере, открыли киностудию уже для детей. Детвора в полном восторге изучает профессиональную аппаратуру и снимает фильм.

фото Зухры Биджиевой

Все по-настоящему: придумали сюжет, написали сценарий, сделали раскадровку. Изначально предполагалось, что это будет короткометражка. Но потом история стала обрастать деталями, и теперь уже получается получасовой фильм о дружбе, любви и трудностях, которые поджидают новичка в школе.

Руководители студии переживают, что не успеют смонтировать фильм до конца смены, но «урезать» картину не хотят.

— Нельзя обрывать детям крылья, они же придумали такой глубокий интересный сюжет и горят идеей!

В «Балапанларе» вообще многое идет не по плану. Все импровизируют, никто не ограничивается одним делом. Химик Руслан учит играть на гитаре и клавишных инструментах. Армине Саргсян, приехавшая из Еревана обучать волонтеров навыкам делового общения, знакомит всех желающих с армянским языком и культурой.

Эльза, которая привела в лагерь своего сына, теперь ведет здесь танцевальный кружок для детей и взрослых. Сегодня учит всех желающих латиноамериканским танцам. Едва зазвучало зажигательное латино, в класс стали заглядывать любопытные. И вот уже рядом танцуют прожившая некоторое время на Кубе Армине, Анна из Испании и школьница из Эркен-Шахара Инара.

фото Зухры Биджиевой

Занятие по валянию войлока вдруг превратилось в создание огромного панно из овечьей шерсти, к которому приложил руку чуть ли не весь слет. Кстати, учить «птенцов» традиционному ногайскому ремеслу предложила мама одного из школьников. У Камиллы Баисовой своя мастерская в Икон-Халке, и для мастер-класса она привезла оттуда несколько тюков шерсти. А еще огромный чайник с ногайским молочным чаем и теплый домашний хлеб. Еще две мамы после обеда придут печь печенье из злаков и сухофруктов и научат рецепту всех желающих.

Требуется поддержка

Мамы, кажется, решили показать, что такое кавказское гостеприимство, — каждый день приносят хычины, либже, бешбармак или другие национальные вкусности.

фото Зухры Биджиевой

Бэлла считает очень важным научить родителей поддерживать своих детей, не пресекать их начинания, какими бы необычными они ни были. Поэтому в лагере придумали образовательную программу и для родителей. Во второй половине дня взрослые обсуждают «родительские» темы со специалистами.

На личные сбережения, которые Бэлла потратила на лагерь, она могла бы купить себе путевку на Мальдивы. Но в родном ауле ей интересней, чем на курорте. Поэтому в следующем году «Балапанлар» снова откроет двери для детей. Бэлла уже строит планы:

— Следующий краудфандинг будет направлен на покупку какого-нибудь старого дома, чтобы размещать приезжих преподавателей. Хочу, чтобы приезжали дети из разных регионов, и расселять их в местных семьях. Чтобы моя команда выезжала в другие регионы запускать подобные проекты. В планах масштабирование проекта: сделать круглогодичные программы, тренинги эффективности, обучение. Планов много, я пытаюсь держать себя в узде, чтобы не распыляться.

Читайте также: «Государственные» дети: история Кирилла и его мамы.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
MARINAКак разместиться!!!?
Доброго времени суток!
 
   Стала я , наконец то, собственником своего жилья ( правда, ипотечного….((((
Квартирка маленькая, всего 42 м2. Выбирала так, что бы последующие затраты на ремонт были минимальные ( в виду отсутствия и денег и времени на это действо). Основные ремонтные работы предыдущим собственником проведены, надо поменять обои и напольное покрытие…  Ну как же хочется все переделать …..уууу….там дверь перенести, там стенку…там розеток добавить и т. д.
И вот уже некоторое время «голова взрывается» (ночью даже уснуть не могу) по 2 пунктам .
Нужен КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ.
Начну с меньшего.
П.1. Установка стиральной и посудомоечной машины.
ПММ в кухне, а стиральную только в ванную комнату. Но там безумно мало места, и ставить только под раковину.
Вопрос: стоит ли? Есть у кого опыт , положительный/отрицательный?
Может стоит все же отказаться от ПММ и установить СМ на кухню.
П.2. Самое интересное- расстановка мебели…
Надо разместить 1 взрослого и 2 детей: сын-подросток 17 лет и дочка 4 года.
Сын в этом году заканчивает 11 класс, собирается поступать в другой город.
И на бумаге рисовала, и по квартире с метром скакала, но что то все не то. Эх… взгляд бы со стороны.                              План ниже.