Что мы говорим, и что слышат наши дети?

Вы повторяете ребенку одно и то же по пять раз, а он совершенно не реагирует на вас, как будто вы говорите по-китайски… Почему так происходит, и как воспринимают малыши наши слова?

 

deti.mail.ru_B2p78eC
Источник: Migration

У каждой мамы порой возникает ощущение, что ребенок либо не слышит ее, либо не понимает, причем никаких проблем со слухом или мышлением у него при этом нет. Чтобы добиться от малыша того, что мы хотим (даже простейших вещей вроде «иди обедать» или «положи мой мобильник на место»), нам приходится повторять одно и то же как минимум трижды. Что же на самом деле слышат наши дети вместо самых обычных просьб, попытались выяснить американские родители.

Вы говорите: «Нет», ребенок слышит:

• да;
• может быть (а поэтому надо обязательно пару раз переспросить, вдруг мама передумает);
• похоже, все-таки нет (это только в том случае, если мама повторила «нет» раз восемь-девять, и уже на повышенных тонах).

«Сядь»:

• надо встать, высунуть язык и поднять вверх обе руки;
• надо убежать;
• надо лечь и задрать ноги.

«Подними игрушку»:

• подними и швырни игрушку в кошку.

«Надень кофту»:

• надо снять штаны;
• когда на тебя пытаются надеть кофту, нужно кричать и извиваться, как будто тебя ударило током.

«Это моя еда»:

• ничего страшного, если ты залезешь руками мне в тарелку, я еще не очень проголодалась.

«Не шуми, сестренка спит»:

• надо начинать визжать или хотя бы срочно затеять поиски своей любимой машинки у нее в кроватке.

«Подойди к телефону, с тобой поговорит бабушка»:

• нужно немедленно убежать в самый дальний угол квартиры.

«Не трогай, это важная вещь»:

• разбей это;
• это очень интересная вещица, сейчас ее убрали, но надо будет обязательно до нее добраться.

«Прочитай гостям стишок, который мы выучили»:

• надо отвернуться, а лучше убежать;
• сейчас надо промолчать, зато когда гости уйдут, можно будет громко читать стишок до самого вечера.

В этих примерах наверняка узнают себя родители детей до 4-5 лет, но похожая проблема сохраняется и в более старшем возрасте, просто она переходит на другой уровень. И если для малыша такое поведение – естественный этап развития и попытка понять границы дозволенного, то для ребенка постарше – каприз, с которым родителям приходится бороться. В данной ситуации психологи советуют взрослым начинать с себя, ведь мы даем своим детям главный ориентир для подражания. Сыновья больше копируют поведение пап, а дочки – мам, так что задумайтесь, не сами ли вы привыкли поступать подобным образом (например, заставляя близких по нескольку раз повторять одно и то же).

Родители не могут всегда быть идеальными, и когда ребенок раз за разом не реагирует на ваши просьбы, сохранять спокойствие действительно непросто. Тем не менее, вместо того чтобы кричать, старайтесь говорить ровным, спокойным тоном и всегда сообщать ребенку о своих чувствах и состоянии (я сержусь, я устала и прошу, чтобы ты вел себя потише). Учитывайте состояние ребенка: ситуации, когда малыш устал и не реагирует на просьбы из-за утомления или перевозбуждения, и капризы с проверкой родителей на прочность требуют разной реакции. Многое зависит и от индивидуальных особенностей: некоторым детям (например, возбудимым малышам) нужно больше времени, чтобы в принципе отреагировать на просьбу. Хорошо работает метод «я считают до 3-х (5-ти, 10-ти) и ты выполняешь мою просьбу, а если нет, последует наказание».
Маргарита Кончаловская