
Дети не развивают память и волевые качества
Дети не учатся сами записывать задание — они знают, что все напишут за них. А ведь умение записать домашнее задание правильно — это учебный навык, важность которого не все понимают. Здесь прокачиваются сразу несколько важнейших моментов в обучении: услышать, записать, вспомнить. Что означает то, что ты записал, сопоставить и проверить. Для меня этот навык стал фактически ключевым в моем обучении.
Знаете, до 9-го класса я была хорошисткой, училась почти на одни пятерки, но все время где-то не дотягивала, хотя очень хотела. И вот в 9-м я перешла в другой класс и села за одну парту с отличницей (Катя Батурова, привет!) — я подглядывала все время, как она занимается, мне хотелось понять, в чем секрет человека, который получает одни пятерки.
И в какой-то момент я поняла, что часть этого секрета очень проста — точно записать задание и потом сделать точно то, что записано.
Я даже не помню, что я делала не так раньше, но точно знаю, что как только я стала подробнее записывать домашку, больше стала писать в дневнике и лучше с ним работать дома, оказалось, что я намного лучше готова к урокам.
В современном деловом мире существует множество коучей и специалистов, помогающих взрослым людям выстроить в своей жизни правильные привычки, научиться планировать время и доводить задуманное до конца. За это платят большие деньги и вкладывают в это много сил. Один из первых советов, которые можно услышать на тренинге — записать то, что ты собираешься сделать. Ручкой, на листе бумаги или в ежедневнике. А потом прочитать это вслух несколько раз. Таким образом мы помогаем себе выполнить задуманное нами дело. Здесь ключевое значение имеет то, что не кто-то за нас куда-то в наш телефон писал нам задание, а то, что мы, собственными руками это написали.
Процесс ручного письма активирует широкую сеть мозговых зон, включая моторные области, сенсорную обработку, зрительную кору и участки, связанные с памятью. У пишущих от руки значительно выше связность (connectivity) между узлами мозговой сети — и именно такая связность считается важной для формирования памяти и кодирования новой информации (см. исследование Норвежского университета).
Исследования показывают, что ручной ввод информации способствует более глубокому кодированию (encoding) и лучшему извлечению (recall) по сравнению с быстрым цифровым вводом: если ребенок записывает задание сам — не просто получает его в чате и копирует — он активирует процессы понимания, переработки и памяти, а не просто механического переноса.
Исполнительные функции мозга — те самые способности планировать, организовывать свою деятельность и контролировать поведение — продолжают развиваться до 20–25 лет, а рабочая память, которая помогает запоминать задания, развивается до 20 лет.
Подростки работают с системами планирования и организации, которые все еще находятся в процессе формирования. Именно поэтому умение записывать домашние задания — это не просто техническая процедура, а важнейший учебный навык, который тренирует исполнительные функции мозга.
Сам навык — в последнюю минуту занятия, когда уже ты выдыхаешь, что урок окончен и хочется бежать на перемену, — сконцентрироваться еще на одну минуту и четко записать задание, а не черкнуть одно невнятное слово — дает большую волевую закалку и учит собранности.
Детям труднее планировать время
Домашнее задание в электронном дневнике стирает все границы разумного личного времени школьника. Нам домашнее задание давалось на уроке, и мы точно знали, что надо сделать к следующему разу.
Сейчас нередки случаи, когда задание появляется сильно позже — иногда даже к вечеру.
Ты думал, что уже все сделано, а оказывается, еще десять задач надо решить. И хотя в школах стараются это регулировать, не всегда это получается.
Школьники раньше получают смартфоны
Цифровые домашние задания означают, что у детей обязательно должны быть свои телефоны с приложениями и чатами. Российские дети получают смартфоны намного раньше детей в Европе или Америке. Для Европы общая рекомендация — не давать детям телефон в начальной школе (лет до 11–12). В России уже в первом классе ребенок без телефона — редкий случай.
Сейчас во всем мире меняется позиция по отношению к телефонам в школах. Исследования, которые проводят психологи, социальные психологи и психиатры, показывают, как сильно экранное время — время в смартфонах и онлайн — сказывается на психическом здоровье (сильнейший рост депрессии у подростков зафиксирован в США за последние 15 лет, и соцсети и онлайн-общение — важнейший фактор в этом процессе), на концентрации и внимании (у взрослых за XXI век концентрация упала на 33% — с 12 до 8 секунд), на учебных навыках.
Когда у ребенка в руках все время телефон с доступом в интернет, это приводит к тому, что ему проще списать домашку из ГДЗ, перевести текст с английского онлайн-переводчиком по фотографии, и к другим проблемам, связанным с постоянным доступом в интернет. Родительский контроль обойти несложно. Да, оградить навсегда ребенка невозможно, но чем раньше доступ становится неконтролируемым, тем больше последствий это имеет. В том числе и учебных.
Если у ребенка нет смартфона, как нет его у моего второклассника, то мы, взрослые, должны каждый день заходить в дневник, копировать домашку, переписывать или распечатывать ее ребенку, периодически с работы, отправляя старшей сестре.
Каждый раз, когда речь заходит о негативных последствиях экранного времени, родители просто кричат: «Мы бы не покупали ребенку смартфон, но ведь школа требует электронный дневник, классные чаты, дети параллельно заводят свои. Иногда туда и зайти страшно — столько мата, буллинга и негатива там».
Будучи преподавателем вуза, я вижу, как трудно с учебными навыками даже у тех студентов, кто начинал ходить в школу еще с дневниками. Например, немногие могут без напоминания списать с доски то, что пишет преподаватель. Посмотреть — да, сфотографировать — да. А это напрямую связано с качеством запоминания. Записать домашнее задание тоже сложно: кто-то ждет, что учитель запишет в групповой чат, кто-то — что запишут однокурсники, и это тоже сказывается на качестве самостоятельной работы. Все потому, что навык не автоматизирован.
Пожалуйста, верните дневники в школы. Пусть задание в электронном дневнике останется — особенно для тех, кто болеет и не ходит в школу. Но школа не должна привязывать ребенка к гаджету и поощрять экранное время у школьников. Именно в школе у ребенка должны формироваться базовые учебные навыки — формироваться, а не перекладываться на смартфон.
