Светлана Зейналова: «Я никогда не делала вид, что моя особенная дочь – обычный ребенок»

Кажется, она улыбается всегда. Кажется, ничто в жизни не может заставить ее поддаться унынию. Именно такое впечатление производит Светлана Зейналова, когда видишь ее прямом в эфире программы «Доброе утро» на Первом канале.

Какая она в жизни, спросите вы. Редактор «Летидора» Татьяна Силина уверяет – выражение «грустный клоун» точно не про эту телеведущую.

Контент недоступен

Светлана Зейналова настолько мастерки лавирует между воспитанием особенной дочери (Саше 10 лет), заботой о новорожденной малышке (Веронике 8,5 месяцев) и любимой работой, а также настолько искренне смеется во время интервью, что, кажется, для нее не существует ничего невозможного.

Светлана, кто-то по жизни постоянно борется за свое счастье, а кому-то все достается легко и быстро. К какой категории людей вы себя причисляете?

Однозначно, я боец. Мне всегда все дается через какие-то испытания. Поэтому все то, что я имею сейчас – результат моей постоянной борьбы за место под солнцем.

Вы бы хотели, чтобы все было по-другому?

Конечно, а кто бы не хотел? Выражение «Только пережив утрату, я поняла, что такое утрата» – не обо мне. Можно было бы счастливо прожить без понимания, каково это.

Но с другой стороны, человеческая жизнь и становление так задумано, что двигаясь вперед, мы много чего переосмысляем (это происходит с опытом, с помощью знакомств с разными людьми).

Конечно, определенные ситуации в жизни меня сформировали, но какие-то вещи я бы хотела опустить.

Я бы прекрасно прожила без них (Смеется).

Контент недоступен

К этим ситуациям относится послеродовая депрессия?

У меня не было послеродовых депрессий. Зато я видела послеродовую депрессию в исполнении своего первого мужа, который впал в состояние «я тоже маленький, я никому не нужен». Но это отдельный разговор о мужской психологии (Смеется).

Настоящую послеродовую женскую депрессию, о которой пишут в книгах, я видела трижды в жизни. И, если честно, меня это протрясло до глубины души!

Я не думала, что современные вменяемые умные люди могут такое вытворять.

Но, нет, оказывается, могут! Они впадают в полный неадекват, начинают сходить с ума, бросаться на людей и творить всякие безумства.

Я, к счастью, этому не подвержена. Может потому что у меня другой гормональный фон, может потому что другой характер, а может все вместе. Но это еще и внутренняя дисциплина.

Когда меня трясет, и я начинаю на кого-то злиться, то говорю себе:

«Стоп, стоп, приди в себя, соберись. Нормальные люди не орут, не бросают вещи».

Я всегда стараюсь справляться со своими нервами! А потом, знаете, я была так счастлива, когда в первый раз родила, и когда это произошло во второй раз, что мне было не до депрессий. Я с огромной радостью не спала ночами (и продолжаю не спать), бегала кормить, тратила деньги.

Единственное, что меня печалит, что идет время, и мы не молодеем. Все время думаю, где бы еще найти денег на все свои фантазии и как бы сделать так, чтобы в профессиональном плане не проиграть (Смеется).

А как насчет материнского фронта? Помнится, вы как-то назвали себя матерью-тряпкой...

Да, из меня можно вить веревки (Улыбается.) Мой характер, как жесткого педагога, только формируется. Могу вам сказать, что командный голос и умение отстоять свою идею во мне выработала старшая дочь.

Никогда в жизни не думала, что мне придется на кого-то кричать, ставить кому-то категоричные условия!

Мне всегда казалось, что можно обо всем договориться, все проговорить, что ребенок все поймет, оценит, пересмотрит свое поведение – в общем, что все будет, как у тех женщин, которые в розовых красках расписывают свои методы воспитания детей.

Но в моей жизни все не так!

Контент недоступен

У нас утро начинается по-другому: «Саша одевайся. Саша одевайся. Саша, я к кому обращаюсь? Одевайся! Саша, ты что глухая, не слышишь меня? Одевайся! Так, Александра, я сейчас выброшу это в окно, если ты не будешь одеваться! Последний раз повторяю: либо ты одеваешься, либо мы вообще никуда не пойдем!».

И после этой тирады Саша отвечает: «Мама, что ты кричишь?», встает и идет одеваться.

А еще бывает вот такой сценарий.

«Я ничего не хочу делать, хочу торт и играть в айпед», - заявляет дочь. Я отвечаю: «Нет, мы не будем есть сладости и не будем играть в планшет. У тебя сначала математика, потом русский, потом гимнастика. Вот вернемся, сделаем домашку, тогда и будешь играть».

В общем, мы долго с ней торгуемся... Но порядок есть порядок. Этому нужно учить детей с раннего детства!

К сожалению, я не сразу пришла к этому. Поначалу, я давала ей все, что просит, лишь бы она не плакала и не переживала.

Я вообще жила с мыслью, что детей нужно баловать...

А сейчас я уверена в обратном: именно родители должны научить детей самому главному – порядку и самоорганизации. Потому что больше их никто этому не научит. Если этого не произойдет, во взрослой жизни им придется туго.

А ведь детей, которые этого не умеют делать, сейчас полно!

Да. Вот вам пример. Подруга как-то заявила, мол, нехорошо заставлять ребенка учиться, иначе он к школе будет негативно относиться. Она по утрам гладила его по спинке и спрашивала, пойдет ли он в школу или хочет остаться дома. К чему все это привело? Сейчас этому парню 16 лет. Он ничем не занимается, ничего не хочет.

Подруга причитает: «Что мне делать, может, его в военное училище?» А для него не существует слова «Надо», у него нет осознания, что иногда нужно себя напрягать.

Знаете, я пролистала ваш «Инстаграм» и поняла, что ваша Саша прям пашет! То она на гимнастике, то пишет картины, то учится кататься на горных лыжах, то поет на сцене!

Это для того, чтобы она не тратила свое время зря. Мы все тратим много времени впустую – на переживания, на то, чтобы посидеть, на то, чтобы полежать. А потом – бац и все – время не вернуть!

Контент недоступен

Детство – период, когда ты можешь все сделать по-максимуму: выучить языки, заняться спортом, раскрыть таланты.

Чтобы что-то интересное и хорошее в жизни получить, нужно сначала сильно напрячься. Особенно, это касается особенных детей.

Это обычные дети могут позволить себе чего-то не уметь, не хотеть, а особенные дети не могут себе этого позволить!

Они должны безостановочно доказывать себе и окружающим, что они что-то могут.

Саша не протестует?

Нет! Наоборот. Я думаю, что она еще больше может.

Сашка – очень деятельный человек. Раньше мне говорили: «Дайте ей целиком свободный день». Но для нее это пытка. Ей нужно быть постоянно чем-то занятой. Я сама такая же по характеру.

А еще я заметила, что в вашем характере показывать жизнь такой, какая она есть, а не выкладывать в Сеть «глянцевые» фото, где дети ведут себя идеально и не пачкаются, когда едят кашу.

Мне кажется, что когда люди себя так ведут, они пытаются показать, что они какие-то особенные. Ну, дай Бог, пусть они будут особенными, и пусть у них все будет хорошо.

А у нас есть и морщины, и запоры, и поносы, и ангины, и расстройства, и белье, которое сушится на веревке, и пуговицы от наших рубашек отрываются!

Мы все с вами плюс-минус одинаковые люди с одинаковыми мечтами и одинаковыми страхами.

Светлана, расскажите, как Сашу приняли в школе?

У нас были сложности. Но я знаю проблемы своей дочери, и я не устраивала ее в школы, где к таким детям готовы все – и руководство, и родители.

Я не делала вид, что Саша обычный ребенок.

То есть вы не из тех людей, кто прячет голову в песок?

Чтобы решить проблему, нужно понять, что эта проблема существует. Когда ты определяешь, в чем заключается проблема, считай, что это уже половина победы. Если делать вид, что проблем нет, то ты никогда ее не решишь.

Когда Саша была маленькая, я, как и многие другие родители, закрывала глаза и думала, что вот сейчас случится чудо – она и заговорит, и начнет себя вести как окружающие дети. Ну почему бы этому чуду не произойти именно со мной?

Я пыталась ее засовывать в детские садики, из которых нас выгоняли со словами: «Мы с вашим ребенком заниматься не будем!».

Потом я пришла к выводу, что проблему нужно решать!

Контент недоступен

Вы сразу стали делать все возможное, чтобы жизнь особенной дочери была максимально похожей на жизнь обычных людей?

Первые 2-3 года, когда я еще толком ничего не понимала, я теряла время на собственные переживания и размазывание слез по щекам... Но, когда мы стали работать над проблемой, я поняла, что нас стесняются, выгоняют, откровенно говорят не приходить. Меня это очень сильно разозлило!

Я думала: мы же тоже люди, мы живем здесь, живем рядом с вами. Да, у нас есть особенности. Да, с нами может быть не очень удобно, но мы есть!

Тем более, дети – это только дети. Это из них формируются взрослые. И то, каким вырастет человек, зависит от нас с вами!

Контент недоступен

Меня все это так задело, что я решила постараться получить для Сашки максимально человеческую жизнь. Я должна всем людям показать, что она вот такая вот есть. Я хочу, чтобы люди увидели, что она тоже человек – со своими мечтами, желаниями, переживаниями.

Не нужно нас бесконечно любить и восхвалять. Но нужно нам дать место в нормальной жизни!

Поэтому я стала об этом говорить открыто, поэтому я стала ее везде брать с собой.

Я всех готовлю к встрече с ней: говорю, что у нее могут проявляться особенности поведения, прошу не пугаться ее и не пугать. Саша не всегда до конца отслеживает, в чем ее поведение отличается от поведения других людей. Ей кажется, что она обычная.

Как вы отучали ее от капризов?

Я стараюсь показывать ей ее же поведение со стороны. Например, на очередную нашу перепалку в торговом центре из серии «Дай-не дам», она упала на пол и начала стучать ногами и орать. Что делаю я? Я легла рядом и в точности скопировала все ее действия. У нее был просто шок! Она замолчала и смотрела на меня своими огромными глазами.

Потом она вяло попыталась поплакать. Я повторила и это. Сашка нахмурилась. «Да, вот так ты делаешь, вот так ты выглядишь со стороны»,- сказала я ей.

Как-то в школе я заметила, что Саша идет с чьим-то коктейлем в руках (она отняла его у одноклассника). Я подошла к мальчику и попросила его забрать у нее напиток. Он это сделал. А я говорю дочке: «Обидно? Ну вот, а ты только что сделала то же самое!».

Эти «переносы» помогают ей осознавать, что хорошо, а что плохо.

Как у Саши сейчас с успеваемостью?

С успеваемостью у нас так себе. Но я никогда не задавалась целью, чтобы мой ребенок (даже если бы Саша была обычной девочкой) получал одни пятерки и выигрывал во всех соревнованиях. Я считаю, что задача родителей разглядеть в ребенке таланты, помочь раскрыть их, а он потом уже сам решит, к чему у него душа лежит.

Саша достаточно ленивая, ее нужно постоянно подталкивать. Она приходит на математику и прикидывается, что она ничего не знает. «Не убьют же меня за двойку», - думает она.

А вот однажды был такой случай на контрольной. Саша сначала сказала, что ее ручка не пишет. Разумеется, ей дали новую ручку. Потом она заявила, что у нее рука сломана. Как понимаете, все с ней было в порядке. Затем она пожаловалась на плохое зрение. Конечно, ей дали очки. Ну, а вдобавок дочь заныла, что голодна. Учительница угостила ее бутербродом.

Как итог – из школы Сашка принесла пятерку!

Пока она сама не поймет, что ей всегда нужно показывать максимальные результаты, ничего не произойдет.

Поэтому пока что я ее прижимаю и заставляю.

Как Саша отнеслась к рождению сестренки?

Знаете, было так интересно. Она где-то за год до рождения Вероники стала играть в беременность. Я даже снимала это: как она делала себе живот, а потом рожала раз 15 в день (Смеется.) Она наш семейный оракул, можно сказать!

Контент недоступен

Вообще, Саша малышей очень любит, ко всем деткам на улице пристает с нежными чувствами. Вероники она немного побаивается, но любит ее.

Я даю малышку ей на руки, а она держит ее и стоит с выпученными глазами. Говорю: «Не бойся! Подержи, погладь, принеси соску». Она понемногу привыкает.

Я знаю, что многие мамы после оглашения подобного диагноза сдаются. Многие корят себя – мол, что я сделала не так, что у нас родился особенный ребенок... Что вы посоветуете таким людям?

Со всеми так происходит... Все мы думаем о том, что было бы, если бы... Но так получилось, потому что так получилось. Я скажу одно: для того чтобы подняться наверх, нужно сначала опуститься на самое дно.

Нужно всю свою печаль, все свое горе принять до последней слезиночки.

Приняв его, переварив (каждый делает это по-своему), понять, что в этой жизни вам могут помочь только два человека – вы и вы. Вы должны помочь другому человеку, которому больше не на кого надеяться, кроме как на вас. Ребенок – это ваша зона ответственности. Вы взрослый, и вы не должны его подвести.

Как говорят японцы, не существует правильного решения, есть только выбор и его последствия.

Как было бы иначе – мы не знаем. У нас есть то, что у нас есть.

А ведь многие родители, у кого есть особенные дети, боятся рожать второго ребенка...

Такие страхи всегда возникали, возникают и будут возникать. И я боялась рожать в 40 лет. Тем более у меня высокое давление, и это привело к преэклампсии. В течение двух недель я с давлением лежала в больнице, а потом еще дома колола всякие лекарства... Но, слава Богу, я ее проскочила. В общем, так получилось, что так получилось – и я пошла дальше!

Контент недоступен

Вероника еще маленькая, мы ее не показываем людям.

Она, конечно, совсем другая по психологической организации, нежели Саша, но только время покажет все.

Все родители всегда боятся. Я вам больше скажу – боятся даже родители, у кого обычные дети. Просто они этот страх поглубже куда-то загоняют. Когда ты сталкиваешься с реальными случаями, понимаешь, что может произойти все что угодно.

Ты никогда ничего не знаешь наверняка, а только молишься, чтобы этого не случилось с твоими детьми. Нужно жить, идти вперед, надеяться на Бога и на себя!