Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , Аргументы и факты

Лучший учитель страны рассказал о своей работе, школе и учениках

«Учителем года России-2018» стал 29-летний преподаватель обществознания и права из Грозного Алихан Динаев.


На вопрос «Почему он в школе?» отвечает так: «Дело не в школе, дело в детях. Мне нравится проводить с ними время — дома, на улице, в школе — где угодно. Когда кто-то говорит мне, что не любит детей, я смотрю на него как на сборную России по футболу в четвертьфинале чемпионата мира — с тем же искренним удивлением, но только без той же искренней радости». «АиФ» побеседовал с лучшим учителем страны.

Во время загрузки произошла ошибка.

Кто помнит закон Гука?

Юлия Борта, «АиФ»: Алихан, когда в финале конкурса оказались одни мужчины, оргкомитету посыпались претензии: мол, в школах работают в основном женщины, а на конкурсе побеждают мужчины. Вроде как дискриминация…

Алихан Динаев: В этом году и правда сложилась редкая и даже странная ситуация, когда все пятеро финалистов оказались представителями мужской половины. Разумеется, в кулуарах, между нами, конкурсантами, шли разговоры — как в шутку, так и всерьёз — что это дискриминация, что это недопустимо, неправильно, некрасиво. Одна из участниц даже предложила министру просвещения Ольге Юрьевна Васильевой сделать два разных конкурса — «Учитель года» и «Учительница года».

Не думаю, что результаты конкурса были предвзяты. Но уверен, что формат конкурса даёт мужчинам определённое преимущество. Это ведь изнурительное, даже с физической точки зрения, двухнедельное испытание. Мужчины их зачастую легче переносят.

Кроме того, конкурс — ещё и колоссальное психологическое испытание, стресс. Некоторые мужчины-доминанты чаще пытаются перекричать других, громко и упорно доказывая свою точку зрения, не слыша никого вокруг. В такой ситуации женщина-учитель — тихая, более дипломатичная, мягкая просто отходит в сторонку и практически не принимает участие в командной работе, что сказывается на её оценках.

— Вы не так давно закончили школу. Отличается ли она от той, в которую вы пришли работать?

— Я окончил школу больше 12 лет назад. И с тех пор она заметно изменилась, хотя, конечно, фундамент и структура остались прежними. В образовании стремительно идет компьютеризация, когда интернет и гаджеты становятся неотъемлемой частью жизни и учебы. Сегодня дети уже не представляют себя без телефонов и соцсетей. И из этого вытекает два следствия. С одной стороны, учителя должны использовать новые технологии на занятиях, идя в ногу со временем и сохраняя интерес детей к учебе. А с другой, учителя окончательно и бесповоротно потеряли монополию на знания.

Если ребенку не нравится его учитель, то он может найти на YouTube, например, десятки видеоуроков и лекций от других специалистов.

Он может воспользоваться приложениями, онлайн-ресурсами. А благодаря созданию Российской электронной школы (РЭШ) дети со всей страны имеют доступ к полному курсу уроков от лучших учителей России по всем предметам.

Что ещё изменилось? За эти годы в нашей страны утвердился ЕГЭ, о плюсах и минусах которого, думаю, говорить можно бесконечно. Государство активно взялось за повышение квалификации педагогов через национальную систему учительского роста, институты, курсы и т. п. Могу сказать, что в нашей республике речь вообще идет о практически беспрерывном конвейере разнообразных занятий, курсов, семинаров, конференций для учителей, которые проводят лучшие региональные и федеральные специалисты.

Во время загрузки произошла ошибка.

Наконец, пусть и с трудом, но в школе меняется парадигма образования. Знания стремительно устаревают и забываются. Кто из нефизиков, читающих этот текст, быстро назовет суть закона Гука? Немногие. А кто вспомнит дату Грюнвальдской битвы без помощи Яндекса? Далеко не все. Поэтому мы, сохраняя акцент на предметных знаниях, пытаемся развивать в детях и личностные, и метапредметные результаты. Формировать в них универсальные умения и действия, которые пригодятся им в учебе и на работе в любой сфере — разрешать конфликты, работать в группе, искать и анализировать информацию, оценивать себя, ставить цели и т. п.

Зачем молодёжь идёт в школу?

— Недавно Российская академия народного хозяйства и госслужбы провела исследование. Оказалось, старшие учителя не советуют молодым идти в школу. Денег платят мало, отчётов и бумаг — не счесть, и вообще работа нервная…

— Опытные учителя знают, что говорят.

Зарплаты и бумажная нагрузка — по-прежнему самые актуальные проблемы для учителей.

Однако российское образование молодеет! Например, я работаю в самой молодой школе республики, где средний возраст педагогов 30 лет. Мы привыкли считать, что в пединституты идут по остаточному принципу. Однако в последние годы наметилась противоположная тенденция.

Снова скажу на примере нашей республики. Из трех вузов Чечни самый высокий проходной балл ЕГЭ (причем с большим отрывом) в наш педуниверситет. Так что молодежь идет в школы. И среди них все больше мужчин. Почему? Начнем с того, что зарплата школьного учителя — это всегда стабильный доход, вне зависимости от экономической ситуации. Кроме того, востребованный учитель может зарабатывать благодаря платным занятиям, которые сейчас закон разрешает школе, репетиторством. А плюс к тому, школа дает возможность для профессионального роста, в частности через конкурсы — «Учитель года России» и другие. И это — мощный стимул для молодежи. Вы же обратили внимание, как молодеет этот конкурс? Последним победителям не было и 30 лет. Это неслучайно.

Во время загрузки произошла ошибка.

А вообще, уходя от конкретики в романтику, замечу следующее: в школу идут, прежде всего, по призванию — кто любит детей и хочет сделать что-то важное и полезное для других, своего города или села, своей страны. Иногда я ловлю себя на странной мысли, что готов был бы работать в школе и бесплатно. Да пришлось бы «пахать» в других местах, чтобы прокормить семью. Но счастье от общения с детьми бесценно.

— То и дело случаются неприятные скандалы, когда у учителей возникают близкие отношения с учениками. Как этого не допустить?

— Это очень личный и сложный вопрос. Близкие отношения между учителями и учениками нередко становятся побочным эффектом нашего стремления омолодить педагогический состав. 22-летний молодой учитель вполне может влюбиться в 11-классницу и наоборот. Ничего сверхъестественного здесь нет. Бывает, что эти чувства вполне искренние и чистые. Но даже в этом случае учитель должен понимать, что он остается учителем, что близкие отношения с ученицей нарушают служебную этику, и любые попытки строить личные отношения, как минимум, стоит отложить на будущее.

Многое зависит от самоконтроля и дисциплины. Когда-то я был самым молодым преподавателем в университете, вел занятия у студентов 2−4 курсов. Я мог позволить себе поболтать со студентками, но при этом всегда обращался исключительно на «вы», соблюдал дистанцию и запрещал себе приглашать их на свидания. Своеобразный внутренний этический кодекс.

Совсем другое дело, когда речь идет о сексуальном насилии по отношении к детям. Любые подобные действия и даже попытки совершить их должны строго наказываться, а учителям или директорам школы нужно запрещать работать в профессии. Как правило, подростки, запуганные взрослым, боятся обращаться за помощью к родителям, испытывая еще и чувство стыда за произошедшее. Вот почему так важно, чтобы в школах были психологи, чтобы была возможность обратиться за психологической помощью вне школы, чтобы дети знали о телефонах доверия.

Задачка в два действия

— Играя в политику, взрослые нередко используют в своих целях и подростков, зазывая на митинги и т. д. Как оградить детей от совершения ошибки?

— Дети постоянно задают мне вопросы о политике. Причем иногда спрашивают даже 8-классники — о пенсионном возрасте, о Крыме, о Путине и Трампе и т. п. Политизация подростков — это тенденция нашего времени. Важно, чтобы дети знали о своих правах и обязанностях: что они могут делать и какая ответственность наступит при нарушении закона. Разговоров по принципу «ты еще маленький, какая тебе политика» я с учениками не веду. Считаю, что мы должны обсуждать с ними важные проблемы, не избегаю политически тяжелых вопросов, ведь иначе мы никогда не сможем воспитать из них настоящих граждан.

Во время загрузки произошла ошибка.

Со своей стороны, я не навязываю им какую-то точку зрению, а стараюсь, чтобы они сами пришли к пониманию — у любой монеты есть две стороны, а наш мир не просто черно-белый. Особенно важно научить работать с источниками информации, критически оценивать их, сравнивать, понимать, что их много. Одно из моих любимых заданий для 11-классников — это упражнение «Найдите фейк-ньюс» по теме «Политическая культура». Даётся пять небольших текстов, среди которых дети, используя логику и знания, а также проводя проверку фактов (фактчекинг), должны найти ложную информацию.

— Эксперты говорят, что учебный процесс в школе надо менять — слишком много домашних заданий, дети перегружены… А на выходе — не так уж много знаний. Вы согласны?

— Международные исследования показывают, что в начальных классах домашние задания почти бесполезны. В основной школе их роль незначительна, а в старшей они дают хотя и более заметный, но средний эффект (желающие прочитать об этом подробнее могу обратиться к книге «Видимое обучение» Джона Хэтти).

Наши школьники едва ли не самые загруженные в мире. По данным международного исследования PISA, российские 15-летние школьники тратят на учебу в классе около 26 часов в неделю и ещё 23 часа на домашние задания. А это почти 60% своего времени, если вычесть сон и выходные. Это, конечно, не Южная Корея, где дети и после школы учатся так много, что там даже вводили комендантский час, совершая рейды по частным образовательным центрам и запрещая им работать после 22 часов. Но все равно нагрузка огромна.

Я считаю, что домашних заданий должно быть меньше.

Нет смысла задавать 10 однотипных упражнений, если можно усвоить тему и за 2−3 задания. В нашей математической школе Грозного действует правило: домашние задания — творческие, а вся обязательная рутина — на уроках.

Не соглашусь, что у наших детей на выходе не так уж и много знаний. Результаты международных сравнительных исследований, победы наших учеников на олимпиадах, динамика ЕГЭ говорят, что уровень знаний и качество образования растут.

Что надо менять? Делать учебный процесс более практикоориентированным. Так получается, что у наших детей есть знания, а применять их на практике они зачастую не умеют. Например, посчитать сколько рублей надо платить за электричество, если в сентябре на счётчике было 1259 КВт*ч, а в октябре — 1451, если один КВт*ч стоит 2,5 рубля. Казалось бы, простейшая задача в два действия, но многие дети не справляются и получают удивительные ответы в сотни тысяч и даже миллионы рублей. Надо больше внимания уделять формированию универсальных умений и действий. Использовать индивидуальный подход, применяя различные психологические инструменты.

Главное, чтобы каждый учитель чувствовал ответственность за свою работу. Ведь неслучайно говорят, что учитель создает нацию, в его руках настоящее и, что еще важнее, будущее страны.

Читайте также монологи лучших учителей России.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
Alyx VanceА как вы представляете свою старость?

Ждете? Или наоборот - подольше бы ее не было? И с какого возраста она, собственно, наступает - с пенсионного или позднее? Ждете выхода на пенсию с нетерпением? ) Или наоборот? И чем планируете заниматься, когда не надо будет работать (или растить детей)? По теории, тогда должна образоваться куча свободного времени, а вот сил уже будет меньше... Что касается меня - сейчас планирую работать до упора, пока ноги носят и голова не в маразме. Приближение пенсионного возраста меня отнюдь не радует. Для меня возраст ассоциируется с определенным статусом - большой дом, достаток, дружная семья, куча потомков бегает вокруг, а мудрая и уважаемая всеми бабушка сидит в кресле-качалке, вяжет носки, смотрит из-под очков и раздает всем ценные советы ) У меня ничего этого нет (только дом и кресло-качалка, даже вязать не умею!), да и мозгов-то лет на 19, не больше ) А как вы представляете свою старость, что будете делать?

354
Бельфлёр-КитайкаПоговорим о своём, хорошем!

Добрый день! Всем!  Устала от чужих новостей, предлагаю вам, девочки, рассказать свои, те, которые вас радуют. Даже если они мелкие и незначительные.  Мы в октябре слетали на неделю в Армению. 

266
диана ковальКак у вас появилось желание иметь ребенка?

Здравствуйте. Как у вас появилось желание иметь ребенка,как это понять? Дело в том,что мне уже 33 и нет такого желания. Пару дней назад разговаривала с подругой она на год меня младше и планирует второго ребенка. Она делилась что у нее чувство что прям очень хочется ребенка,аж не может,постоянно эта мысль в голове и это приносит приятные ощущения,радость,желание... У меня наоборот,"думаю ну надо ж наверно  уже,ну как же..." и нет никакого желания.Мне хорошо,классно,у меня лучший в мире муж,мы гуляем,оба очень любим путешествовать,узнавать что то новое.И еще я так люблю тишину,почитать,посмотреть хороший фильм вдвоем,поехать куда то неожиданно... Когда рассказала мужу про планы подруги на еще одного малыша,у нас вышел странный разговор.Оказывается он боялся что я захочу ребенка("как все женщины"),и ему придется с этим смирится...я замерла ведь я боялась того же! Что он захочет детей,все их хотят рано или поздно,как мне казалось,...а я не могу себя заставить хотеть,а время идет. То есть мы оба боялись что другой из нас может захотеть детей... И кстати к чужим детям что он что я относимся абсолютно нормально. Как вы думаете это не нормально не хотеть вообще детей? Ведь получается это отсутствует инстинкт размножения,или как? Как у вас это появилось.Было умиление: ой мой ребеночек,я хочу жду ты чудо... или больше такое:  надо и все!,у всех есть дети,это мой долг и тд.  Еще один момент. Я тщательно выбираю людей которые присутствуют в моей жизни. И вот представить себе родился ребенок,это же отдельная личность.. а вдруг мы с ней не совпадем по каким то моментам,не сможем понимать друг друга,будут у него качества(манера поведения) которые я не смогу принять или наоборот у меня будет то что он не примет. Да можно предложить ему свой пример жизни или воспитание,но он может это просто не принять и жить по другому,ведь он же свободен выбирать. 

206
Карпова КарповаОбвинение матери больного ребенка

Читаю новости, снова теряю спокойствие. Данко продолжает конфликтовать с Натальей Устюменко, своей бывшей гражданской женой и матерью двух дочек. Певец ушел от "любимой" в прошлом году и сейчас счастлив в отношениях уже с другой избранницей. Разрыв проходил болезненно и широко обсуждался в публичном пространстве. Четыре года назад в семье Данко и Натальи родилась Агата, которой позже был поставлен диагноз — ДЦП. Певец был примерным семьянином: тратил много сил на помощь жене, находил средства на лечение (ай какой молодец, ну вы только посмотрите! - прим. авт). А когда его отношения с Натальей испортились, он начал отказываться от встреч с Агатой. На днях он объяснил, что не видит смысла поддерживать общение с ребенком, который «не понимает, что такое мама и папа». Девочка, со слов певца, не может общаться с окружающими из-за проблем в развитии (ну и нафиг тогда с ней видеться, раз она не понимает! - прим.авт.). Более того, Данко намекнул, что его бывшая жена сама виновата в том, что в семье появилась больная девочка (ну конечно же Наташа, кто ж еще! не он же виноват! - прим. авт.). «Вот только у Наташи могла родиться такая вот Агата. Знаете, есть такой фильм «Невезучий», вот это про нее. У нее то болит нога, то голова, то она падает с катера, потом с мотоцикла, — сказал Данко в программе «Выход в люди». — И все время дай, дай, и все мало. Как черная дыра. Вы поймите, что в том, что у нее есть возможность взять и за пару дней собрать кругленькую сумму, это моя заслуга. Я привлекал внимание людей к этой проблеме, я бил в набат!» МАЛАДЕЦ! - прим. авт. И не стыдно ведь ему все это озвучивать в медиа-пространстве. И, самое страшное, у него есть сторонники, которые тоже так считают. Что да, мать сама виновата, нефиг было рожать больного, а раз родила бракованного ребенка - замолчи и не мумукай, а она еще что-то требовать от бедного папы смеет! Я считаю, что когда такую позицию озвучивают известные медиа-персоны, и не прекращают незамедлительно быть рукопожатыми и уважаемыми - это СТРАШНО.

171
Валерия КлимоваЯ- ужасная дрянь.

Я не знаю что делать. Долго лазила по форумам в поисках ответов на свой вопрос, но так и не нашла. Попытаюсь поделиться. Наша семья считается эталоном идеальных взаимоотношений. Добрые, заботливые родители, доченька отличница и сынок помощник. Родители при людях ведут себя как ангелы, обожающие своих деточек. Люди радостно восторгаются нами, а я просто в шоке от такого лицемерия. Дома, все совсем иначе. Родители и днем и ночью орут. Брат у меня постоянно на меня кидается - ему нельзя сказать лишнее слово. Элементарно - ты почему не выучил уроки? Все. Я сматываюсь в туалет и закрываюсь там - иначе он побьет меня. Брат меньше меня, поэтлому мне надо за ним следить, но он бешенный. Родители орут потом на меня. Если папа относится к нам с заботой, свойственной огромному мужику, рабоотающему 25 часов в сутки, то мать - просто ненавидит меня. Она всегда говорит мне, что я тварь и пакость, что я противна ей и брату. Я уже в седьмом классе - куча предметов и я не вытягиваюсь до отличницы, + музыкалка 7 дней в неделю. Она бьет меня и матерится, кричит что я не стараюсь, что я ничего в жизни не добьюсь, что я ее позорю. На мой вопрос, зачем тогда рожала, (родила в 19) отвечает, что уже передумала и скоро сдаст в детский дом. Сначала я просто впадала в истерику, мысли были о побеге и суициде, но я сама их боялась, ничего такого. Я еще понимаю, она бы меня била если бы я курила, пила, употребляла или чем похуже занималась, но я просто не справляюсь. Всегда все делала по честному - уроки учила до первого-второго часа, к 8:00 в школу, а потом до 5 из-за музыки. Причем заставляет меня мама. Когда я говорю ей, что у меня хорошая память(слова учителя), что у меня есть способность к языкам, она говорит что я неблагодарня....(собака женского пола) и все такое прочее. Сегодня побила просто потому, что она постирала мое платье, а я хотела его надеть. Ну я ей сказала, что я сама свои вещи постираю, когда надо будет. И вот. Я перечитала. Вроде нигде не преувеличиваю. Бьет не так часто. Не то чтобы они с братом меня сильно колотят - синяки незаметны даже, просто очень обидно, что мама не видит моих стараний. Прям до слез. Но я стараюсь при них нне плакать. Делюсь со всем бабушкой, но она ничего не может сделать, хотя моральная поддержка это единственное, почему я себя еще сдерживаю от какой-нибудь глупости, которую боюсь совершить...

165
Лиза-Наташа Котвановаразвитие

Даже не знаю в какой раздел поместить, модераторы, пожалуйста, переместите если не туда. Свекровь уже который раз говорит, что наш ребенок не дотягивает до сверстников, после этого муж промывает мозг, ты мало занимаешься. В чем проблема? 1 год и 7 мес. - мама - папа не говорит, ушки-глазки-носик не показывает, пальцем в принципе не тычет. Если что-то нужно, пытается делать сам, например, открывает двери, включает, выключает свет. Берет телефон, пролистывает страницы, включает музыку. Умеет есть ложкой, снимает носки, если ему жарко. При слове "гулять" тащит вещи или подбегает к двери и т.п. Понимает "на", но не реагирует на просьбу "дай", если очень нужно, тянет за руку или штанину. Звуки производит, под песенки поет по своему, танцует, но вот это "неговорение" сижу вся расстроенная.

144
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru