250 миллионов детей по всему миру не умеют читать

Эксперты ЮНЕСКО сделали неутешительные выводы об уровне грамотности современных детей.
lori-0003043390-bigwww-1.jpg
Источник: Migration

В это сложно поверить, но по данным, которые обнародовала Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры, около 250 млн из 650 млн детей до 10 лет абсолютно безграмотны. Около 130 млн человек посещают занятия в начальной школе, но при этом не могут освоить даже базовые общеразвивающие предметы. Еще 120 млн детей ходят в школу время от времени, а 57 млн – и вовсе не учатся. Авторы доклада подсчитали, что содержание четверти миллиарда детей, не умеющих даже писать и читать, странам обходится в 129 млрд долларов ежегодно.

Печальная статистика в меньшей степени зависит от нежелания учиться у ребенка. Причиной катастрофического количества безграмотных детей, как считают специалисты ЮНЕСКО, является дефицит педагогических кадров. Особенно остро нехватка учителей ощущается в странах, погрязших в межнациональных, этнических и других конфликтах. Эксперт ЮНЕСКО Вибеке Йенсен сообщил, что из 193 стран мира только треть может похвастаться тем, что их начальные школы укомплектованы преподавателями на 75%. «Хотя все больше детей посещают школу, качество образования снизилось. Сейчас надо сосредоточиться именно на этой проблеме», – подытожил он.

На сегодняшний день дефицит педагогов для начальных школ составляет 5,2 млн специалистов. Призывая глав государств обратить внимание на эту проблему, специалисты ЮНЕСКО отметили, что ликвидация образовательного кризиса положительно скажется и на экономическом состоянии стран в целом.

Сергей Волков, член Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ, учитель русского языка и литературы школы No57 Москвы, специально для «Дети Mail.Ru»:

«Мне кажется все-таки, что в данном случае нужно говорить о социальных причинах безграмотности детей. В основном, неграмотные или малограмотные дети приходят из неблагополучных семей. Я имею в виду дети в семьях, где родители – алкоголики, наркоманы. Эти дети зачастую попросту не ходят в школу. Другая категория – беспризорники, которые также не учатся в школе. Есть и другие проблемы. Скажем, в национальных республиках, где принят традиционный уклад жизни, и люди живут в отрыве от цивилизации, есть какое-то небольшое количество детей, которых попросту не отдают в школы.

Что касается малограмотности, то такая проблема в российских школах тоже есть. Как правило, она связана с какими-то психологическими особенностями восприятия учебного материала. Дети не могут сосредоточиться, усвоить какие-то правила. Эти проблемы, как правило, успешно решаются при помощи дефектологов.

Другая, массовая проблема, которая появилась сейчас – это дети мигрантов, которые приехали жить в Россию. Дело в том, что у них первичный, дошкольный уровень подготовки по русскому языку очень низкий. Некоторые из них даже не изучали и не знали язык до прихода в школу. Учителям нужно с нуля обучить ребенка языку. Но этим занимаются преподаватели русского языка, как иностранного. У них есть соответствующие методики обучения. А обычный школьный учитель работает по стандартным учебным программам, которые не предполагают изучения языка с «нуля». Каждый из учителей решает эту проблему по-своему: например, с помощью дополнительных занятий».