Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости, , Газета.Ру

«Фабрика по шлифовке»: зачем России детские сады

В 1863 году в России открыли первый детский сад. Почему громкое пение вредит здоровью, зачем в бомбоубежище устраивался театр теней и какие опыты проводились с самоваром — «Газета.Ru» рассказывает о детских садах разных эпох.


Во время загрузки произошла ошибка.

Выращивание цветов жизни

Название «детский сад» появилось не сразу. В 1837 году в Германии педагог Фридрих Фребель открыл заведение, которое назвал Kinderbewahranstalten — дневной приют для малолетних. Однако он практически сразу придумал более короткую альтернативу, Kindergarten — «детский сад».

Метафора названия заключалась в следующем: детский сад должен был стать не просто «фабрикой по шлифовке воспитанников», как писала последовательница Фребеля Аделаида Симонович, а скорее «садом для выращивания цветов жизни».

Дети, по мнению Фребеля, являются божьими растениями, цветами и основная задача учителя, как работника сада, выращивать их с особой любовью.

По замыслу основателя, детский сад был призван противопоставить «погрязшему в техницизме миру натуральное, природное, естественное движение ростка снизу вверх».

Так как в то время особой популярностью пользовались «школы для маленьких детей», в которых малыши целыми часами «вязали чулки, учили наизусть катехизис и проводили время в мертвенном молчании», Фребелю пришлось создать целый дидактический комплекс в противовес.

Согласно «Дарам Фребеля» так называемые «садовницы» — воспитательницы — играли с детьми при помощи шерстяных шариков всех цветов радуги, шаров, кубиков, цилиндров из дерева. Там же было дано первое историко-педагогическое определение детского сада как места, которое занимается воспитанием и свободным развитием детей, которым учиться еще рано.

Спустя некоторое время опыт Фребеля дошел и до России: у нас первый детский сад был открыт в 1863 году в Петербурге женой профессора Карла Люгебиля. В то время это было платное учреждение, которое могли позволить для своих детей только очень обеспеченные родители. Туда принимали детей от трех до восьми лет, которых педагоги готовили к школе и чьи способности развивали.

Однако в просвещенном петербургском обществе к новому веянию отнеслись с недоверием: достаточно распространенным в то время было мнение, что детский сад ограничивает детей. Так, российский ученый Николай Пирогов в своей книге «Вопросы жизни» писал, что сам не хотел бы провести свое детство в таком заведении, так как «излишняя чрезмерная регламентация коллективных игр и забав делает детей несвободными».

Категорически раскритиковали фребелевские сады и врачи — по их мнению, детские сады служили рассадниками болезней, которые дети мгновенно передавали друг другу в процессе игр.

Приводились и другие доводы: работа с мелкими деталями во время обучающих игр якобы причиняла вред детскому зрению, а громкое пение — голосу.

Также детские сады обвинялись в чрезмерном внимании к умственному развитию воспитанников — врачи вынесли вердикт, что от этого дети становятся нервными.

Несмотря на поток критики с разных сторон, идея создания детского сада вдохновила еще одну деятельную женщину — в 1866 году 22-летняя Аделаида Симонович вместе с мужем открыла еще один платный детский сад, время пребывания в котором ограничивалось четырьмя часами в день. Платить за него могли себе позволить только состоятельные семьи. Уже через три года детскому саду было суждено закрыться из-за недостатка финансирования, а обширный педагогический опыт Симоновичей впоследствии нашел свое воплощение в книге «Детский сад».

С 1866 по 1870 год частными лицами было открыто еще несколько платных детских садов в Москве, Петербурге, Воронеже, Иркутске, Смоленске и Тбилиси.

Мальчик из чулана под лестницей

Первый бесплатный детский сад открылся в России в 1866 году — он был организован при благотворительном Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Детей старшего дошкольного возраста там обучали священному писанию, молитвам, а также развивали мелкую моторику — дошкольники занимались плетением, рисованием и аппликацией.

Тогда же открылся детский сад, в котором наряду с выходцами из интеллигентных семей могли заниматься дети из беднейших слоев. Он был организован Обществом попечения о бедных и больных детях и назывался народным. Те, кто не мог позволить себе плату за сад, имели возможность отдать своих детей туда абсолютно бесплатно. Для всех остальных была введена минимальная плата — 10 копеек в месяц. Под присмотром двух воспитательниц в народном детском садике занимались 50 детей.

«Эти дети, которые живут в углах, под лестницей швейцарской, дворницкой.
Аделаида Симонович

В детском саду они в светлых чистых комнатах, под хорошим надзором и правильно развиваются», — писала Симонович об этом учреждении.

Два народных детских сада в первые же годы работы за зимний сезон обучали около 120 детей. В течение лета юных посетителей становилось в разы больше — в детские сады ежедневно приходили свыше 1000 детей.

Постепенно в разных городах России стали появляться специализированные фребелевские общества, продолжавшие внедрять в массы идеи знаменитого основателя первого детского сада. Эти организации, в первую очередь, занимались подготовкой «садовниц», а также выпуском детской литературы и проведением летнего досуга детей из малоимущих семей. Впоследствии в Киеве в 1908 году был открыт Фребелевский институт с трехлетним курсом для обучения садовниц, при котором также были основаны педагогические и психологические лаборатории и детсады, предназначенные для практики обучающихся.

Кроме того, существовали и домашние детские сады — к 1908 году в Петербурге было 16 таких учреждений. Отличительной чертой таких детских садов было активное участие родителей в жизни детей — они выступали в качестве работников, а не сторонних наблюдателей. Таким образом условия детского сада напоминали ребенку семейную обстановку. К тому же в таком случае сокращались расходы на аренду помещения — занятия проводились по очереди на дому у каждого ребенка. Также домашние детские сады имели доступ к библиотекам, музеям и учебным пособиям — им даже предоставлялась скидка.

Об одном из таких детских садов, существовавшем в 1908—1909 годах, рассказала Ольга Кайданова на страницах педагогического журнала «Свободное воспитание».

Например, детям нужно было «сделать росу» — произвести опыт с блюдечком над самоваром.

Также детям часто задавали разглядывать и изучать птиц, которых они видят на улице или же отслеживать часы восхода и заката.

Спасение от «домашнего рабства»

К октябрю 1917 года в России было уже около 280 детсадов, включая народные, частные домашние детские сады, а также сады при учебных заведениях, которые сразу готовили к поступлению в школу. Среди них было много платных дошкольных учреждений для интеллигенции и бесплатных детских садов для детей низших слоев населения, а также для детей-сирот.

Наиболее бурное развитие система детских садов в России получила только в советский период, так как раньше их неотступно преследовали проблемы с финансированием. Стартом для формирования государственной системы дошкольного образования стала «Декларации по дошкольному воспитанию», принятая 20 декабря 1917 года. Согласно ее положениям, основными принципами дошкольного образования были бесплатность и доступность.

Во время загрузки произошла ошибка.

Главными задачами, которые ставились перед педагогами, стало формирование эмоций и поведения детей в соответствии с принципами коммунистической морали, а также привитие трудовых навыков. Помимо этого, немаловажным считалось укрепление здоровья детей и усвоение ими элементарных знаний. Со временем детский сад все больше приближался к школе, жестко регламентируя деятельность детей и педагогов.

Постепенно на первый план выходит еще одна важная задача таких заведений — необходимость разгрузки женщин от «домашнего рабства». Детский сад позволял женщинам раньше выйти на работу, при этом совмещая материнство и активную общественную деятельность.

Именно поэтому в 1937 году широкое распространение получили ведомственные детские сады, рассчитанные на детей работников определенного предприятия. Это позволяло женщинам спокойно трудиться на благо родины и не переживать за свое чадо, которое находилось в непосредственной близости и под присмотром.

В те же годы появляется еще один новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад.

По желанию родителей туда могли принять детей уже начиная с двух месяцев. Отличительной чертой того времени для детских садов стала скидка в 50% на содержание детей для одиноких матерей, которую определил указ Президиума Верховного Совета СССР. Такое нововведение было связано с большими потерями мужского населения, ушедшего на войну.

Сад в бомбоубежище

Великая Отечественная война оказала большое влияние на развитие системы детских садов — в военные годы их количество резко возросло: если в 1941 году их было около 14,3 тысяч, то в 1945 — уже более 25 тысяч. Происходило это в основном из-за того, что стране срочно требовались рабочие руки. Еще одной веской причиной было большое число эвакуированных детей из разных областей, с которым уже существующие сады просто не справлялись.

Огромную роль в те годы сыграла самоотверженность «садовниц». Воспитатели и нянечки прилагали максимум усилий, чтобы садик стал для детей вторым домом, а группа — семьей.

Так, зимой 1941 многие неэвакуированные детские сады Москвы пришлось перевести в бомбоубежища. По воспоминаниям воспитательниц, в темных закрытых помещениях детям было очень страшно, детский плач не стихал. Ситуацию спасла пожилая нянечка сада № 12, Прасковья Федорова, которая на все свои деньги купила свечи, укрепила их по стенам и следила днем и ночью, чтобы они не погасли. Еще одной ее идеей было показывать детям теневой театр.

Читайте также: 

Детские сады со всего мира: фотоподборка

5 лучших воспитателей в истории

Как понять, готов ли ребенок к детскому саду? (тест)

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
1
Pacha Mama
вот это я отставшая))) я думала, что частные детские сады только недавно стали появляться, ну вообще так в 2000-х))а им, оказывается, более 100 лет)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
VikkiСвекровями не становятся, ими рождаются))

Гуляем с подругой с детьми. У нее тоже дочка, около 2 лет. Наши девчонки между собой меняются игрушками, где-то спорят. Мы не лезет особо, стоим в метре, наблюдаем. Подходит мальчик где-то такого же возраста, с мамой. Мальчик начинает у девчонок вырывать игрушки. Ну, ситуация стандартная, мы молча ждем реакции мамы, которая, как нам казалось, должна игрушку попросить, либо сыну объяснить, что так нельзя. Девчонки наши не промах, игрушки вырывают и еще кричат-визжат. На что мама мальчика, взяв сына за ручку, громко говорит "Алеша, я тебе сколько раз говорила не связываться со стервозными девицами! " ДОСЛОВНО! Занавес!!!))) это что вообще?)) Я несколько раз заступалась за детей, на которых пытались давить чужие мамы в стиле "ты же не жадина/не плохой что свою игрушку не даешь " , пользуясь тем, что ребенок в данный момент без поддержки родителя, но ... Я в шоке, дорогая редакция)

194
улыбайся!Сложные дети

Темы о конфликтах «учитель-ученик» появляются в последнее время регулярно и вызывают сильный резонанс. Ситуации разные. Есть и учителя, перегибающие палку и самоутверждающиеся за счёт детей. Есть дети, которые ведут себя недопустимо. Вот о последних я хочу вас спросить. У вас или в вашем окружении такие есть? Или и впрямь они дома абсолютно другие? В моей голове не укладывается, как такие маленькие человечки могут так искусно прятать своё «школьное нутро» дома. О своих сразу скажу, что «берега видят». Правда, младшая - борец за справедливость). Выступить перед учителем в свою защиту или одноклассников может. Но не хамка. Есть знакомая, у которой парень с СДВГ. Но он и дома, и в школе, и в секциях одинаково себя ведёт. Поэтому её не удивляет, когда на него жалуются. На сегодняшний день она пока бессильна. Но у них явный диагноз.

162
FenixПятничко опять не объявляют?

Тогда я начну) меня ожидает безумный, безумный, безумный день, и 2 часа без беготни хочу провести в пледике, с чаем и в хорошей компании)  [img]https://content-27.foto.my.mail.ru/bk/pankrock/_deti/i-3762.jpg[/img]

158
БантикОх уж эти ночные серенады

Здравствуйте девочки! Я к вам со своей проблемой. Для многих (например для моих подруг) это вообще не проблема, а для меня прямо проблемища! Дело в том, что мой муж очень храпит по ночам. Веса лишнего нет, прошли обследование у ЛОРа и кардиолога, всё ОК. Всякие капли, спреи, таблетки от храпа не помогают. Храпит в любой позе!!!! А я не могу спать. Сегодня фитнес браслет показал, что спала я в общей сложности 1ч 45 мин.(ложусь в 22, встаю в 5.50). За всю неделю недосыпа, начались постоянные головные боли, головокружение, раздражительность. Живём в двухкомнатной квартире, во второй комнате детская. Т.к. квартира, обычная хрущевка, вторую кровать/диван поставить не куда, я бы ушла спать к ребёнку. А спать вместе (на одном диване, у ребёнка его можно разложить) с мальчиком 10 лет как-то неудобно. Нет, мы с сыном спим, когда он болеет и температурит, но и ему и мне неудобно, он толкается, да и взрослый уже. Одно дело периодически спать с ним, а другое на постоянке. Девочки, у кого такие же проблемы? Как вы с ними боретесь? Я скоро в зомби превращусь.

144
Ирина КрасавинаВот и пятница пришла.

Доброго времени суток всем. Сегодня пятница и у многих впереди выходные (сочувствую работающим). Как обычно делимся планами.  У нас все просто. Сидим дома, младший еще с остаточными соплями, племянница после операции (уже дома, все хорошо). Ну а я на 2 недели в гипсе. Вчера навернулась с лестницы и здорово подвернула ногу. Не смотря ни на что сегодня иду на маникюр)))) Муж завтра на мальчишник идет.  [img]http://justclickit.ru/interesting/image/img_20140420070701.jpg[/img] Всем отличных выходных. 

141
БезникаЗачем кладут в больницу(

Добрый день. Хочу выговориться о наболевшем. Сейчас нахожусь в недоумении. Итак, ребенку 2,5 года, в больницах не лежали до этого. 3 дня назад буквально за несколько часов ребенок у меня заболевает. Без температуры, но с тяжелым дыханием. Я не паникер и скорую вызывать не стала, в принципе терпимо было. Утром веду ребенка к дежурному врачу. Охи ахи, у вас там все хрипит, давайте скорую. И давайте мы вам вколем гормон для снятия отека в легких. Окей, гормон вкололи, ребенок активный, но все еще подкашливает. Я сомневаюсь ехать ли нам в больницу, прошу педиатра дать направлен е на рентген. Ой что вы, езжайте в больницу, вам там сразу сделают рентген... В общем, мы оказались в инфекционной больнице. При этом явно у нас или бронхит или пневмония. Рентген в больнице оказываются делают 3 раза в неделю и нам ждать 2 дня. За сутки, что мы лежали в отделении нас лечили свечками виферон (отказалась сразу, спасибо), ингаляции с беродуалом (дома шикарный ингалятор и это лекарство тоже есть), обработка горла внимание! Мирамистимом (удивительно редкте лекарство,у меня дома 3 бутылки), укол летучки в попу чтобы снять отек (сама прекрасно делаю уколы, а назначенные препараты в свободной продаже). На второй день рентген нам так и не сделали и я выпросила выписать нас из больницы, благо так лечить ребенка я могу и дома, не слоняясь по инфекционке с обычным бронхитом. В соседней палате лежал пацан с коклюшем. В итоге сегодня мы платно сделали рентген (который надо было сделать в первый день, а не в третий), отсеяли пневмонию. Педиатр из поликлиники нам назеачила лечение - теде ингаляции и антибиотик (бронхит бактериальный по анализу крови). И я вот в недоумении. Зачем нас пихать в больницу, где лечат не пойми чем. Снять с себя ответственность?! Немного обидно за такое отношение. Я не против лекарств и врачей и больниц, но когда это по назначению и по результатам анализа. А лежать в инфекционке и ловить заразу, лечась мирамистимом и свечки в попу вставлять... ну не знаю( Всем здоровых детей)

136
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru