Мальчик из уральской деревни добирается на учебу на лошади

Главными злодеями на земле семилетний Артур Панов из деревни Сапегина, что находится в Свердловской области, считает конокрадов — в соседнем селе воры недавно увели из стойла двух лошадей. Если покусятся на его любимую гнедую Лейлу, Артур не сможет добираться до школы. Именно эта послушная лошадка с сентября прошлого года в дождь и стужу довозит мальчика из дома до остановки школьного автобуса. Преодолеть пешком расстояние в пять километров, да еще с портфелем за спиной — задача непосильная.

От деревни Сапегина, где живет семья Пановых, до районного центра поселка Байкалово — одиннадцать километров. Причем больше половины пути — отлично заасфальтированная трасса, и школьный автобус преодолевает ее без проблем. Проблемы начинаются в соседнем селе Шаламы — там цивилизованный путь заканчивается. На остановке у местного магазина автобус разворачивается и высаживает школяров. Добираться до дома они вынуждены своим ходом.

До Сапегина ведет разбитая грунтовка. Первоклассник Артур за месяцы путешествия в школу, кажется, выучил наизусть каждый кустик, ухаб и бугорок этой дороги к знаниям. Утром, конечно, почти ничего не видно — отец запрягает Лейлу засветло, чтобы не гнать коня. По зимнику сани едут ровно, но при малейшем ветерке мороз в открытой повозке может так «схватить за нос» ребенка — не заметишь, как заледенеет.

«Конечно, перед каждой такой дорогой в школу сердце сжимается. Закутываю Артура, как могу: на комбинезон — куртку, на одну шапку — другую, шарфом обмотаю, словно шарик. Он хнычет — говорит, другие ребята не так в школу одеваются. Пытаюсь вразумить: так они и на лошадках не скачут», — вздыхает мама первоклассника Нина Панова.

Правда, в день нашей встречи ни шапки, ни мохноногая Лейла Артура не спасли: температура воздуха опустилась ниже тридцати градусов. И на поход в школу мама наложила запрет. Артур взялся за краски, а потом показал нам свои творения. А еще и лошадку, сани и путь в школу. В морозном мареве нам удалось продержаться минут пятнадцать — пришлось возвращаться. Первоклассник Артур за месяцы путешествия в школу выучил наизусть каждый кустик, ухаб и бугорок

«Мальчик, безусловно, старательный, любознательный. Не отличник, но контрольное задание первого полугодия сдал на "хорошо"», — рассказала нам чуть раньше Алена Борисова, учительница Артура. Ее 1 «Б», что называется, привозной. Около половины учеников живут в соседних с райцентром деревнях и приезжают на учебу на школьном автобусе. Ни у одного из школяров, кроме Артура, проблем нет. Пока на занятиях эта особенность не сказывается, но, по мнению учительницы, есть определенные «подводные камни»:

Вы только ради бога не навредите своим материалом. Чтобы мальчика из-за трудностей дороги в школу не забрали в интернат. Ребенок должен расти в семье.

Кстати, за право детей без приключений добираться до школы семья Пановых борется уже не первый год. Поход по чиновничьим кабинетам возглавила бабушка Светлана Анатольевна, у которой здесь подрастает восемь внуков. Пока Артур — единственный первоклассник, но год-два — и подрастет целая команда. А у старшей сестры Нины Пановой Маргариты, живущей по соседству, мальчик ходит в третий класс. И первым делом его родителям предложили отправить ребенка в интернат, чтобы не изматывать дорогой домой. «Мы не в тундре живем, где школа за сотни километров», — возмутилась Маргарита. Приходится доплачивать четыре тысячи рублей в месяц односельчанину, чтобы он на старенькой «Ниве» с комфортом доставлял ребенка в школу и обратно домой. Для села — это солидные деньги.

Еще несколько сапегинских семей приобрели старенькие отечественные авто, чтобы довозить детей до школы самостоятельно. Конечно, получается не очень удобно: ребятишкам после школы приходится ждать конца рабочего дня родителей. Но все равно это не катиться по морозу в санях. А Артура взрослые односельчане уже окрестили школьным «всадником». Но другого выхода к знаниям у небогатой молодой семьи мальчика просто нет.

О сапегинских экстримах в райцентре, естественно, знают. Но и в школе, и в управлении образования считают проблему не такой уж острой: в районе почти 350 учеников приезжают на учебу на школьных автобусах. Ухабы одной деревни — все равно что капля дегтя в медовой статистике.

Но сами Пановы терпеливо умалчивать о «дегте» не хотят. В конце прошлого года при поддержке прокуратуры они дошли до суда, отстаивая право детей на образование. Суд вынес решение — обязать администрацию Байкаловского района привести дорогу до деревни Сапегина в «соответствие с требованиями, предъявляемыми к дорогам 4-й категории». То есть грунтовку должны отсыпать, разровнять, сделать проходимой не только для лошадиной повозки или внедорожника, но и для автобуса, перевозящего детей.

Уже объявлен конкурс на разработку проектно-сметной документации. Согласно конкурсному заданию, дорогу должны привести в порядок к февралю 2020 года. Сапегинцы с трепетом следят за развитием событий и скрещивают пальцы, ведь, несмотря на оптимистичное развитие событий, гарантий быстрого решения проблемы никто не дает. Четыре года назад такой же конкурс закончился ничем — не нашлось предпринимателя, готового даже за бюджетные миллионы проложить для местной ребятни путь к знаниям.