Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости,

Детская литература: призвание, профессия или коммерция?

12 марта 2013 года состоялась вторая встреча дискуссионного клуба конкурса «Новая детская книга», организованная издательством «Росмэн» при поддержке Российской государственной детской библиотеки.


В дискуссии на тему «Детская литература: призвание, профессия или коммерция?» приняли участие гендиректор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов, директор по проектам издательства Елена Широнина, писатели Андрей Усачев, Юрий Нечипоренко, Игорь Жуков, Константин и Юлия Снайгала, а также заместитель директора РГДБ Ольга Мезенцева и завотделами РГДБ Светлана Юрманова и Лариса Четверикова.

Встреча прошла в стенах РГДБ не случайно. Собрав за одним столом самых разных участников литературного процесса, в этот раз мы попытались рассмотреть детскую книгу не только в традиционном культурно-воспитательном аспекте, но и как определенную бизнес-модель, о чем не принято говорить вслух.

В ходе дискуссии эксперты сошлись во мнении, что издательское и писательское дело в жестких рыночных условиях не может существовать вне таких «прозаических» понятий, как маржинальность и рентабельность, но также не может становиться и конвейером для извлечения прибыли, поскольку этот путь разрушителен для будущего как литературы, так и книжного рынка.

«Если из литературно-издательского процесса исключить коммерческую составляющую, то получится какой-то вигвам из слоновой кости, совершенно оторванный от реальности. Рано или поздно эта реальность приходит и все расставляет по своим местам», – отметил генеральный директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов.

Литературные произведения как товарная категория имеют определенные жизненные циклы, и, чтобы иметь возможность развиваться, издательствам сегодня мало переиздавать классику – нужно экспериментировать с новыми авторами и новыми жанрами, вкладываться в развитие новых ниш, которые в будущем смогут организовывать детский книжный рынок.

С учетом высокой себестоимости детской книги (качественная бумага, цветная печать, твердый переплет) и консервативности покупательского спроса идея продвижения молодых отечественных писателей выглядит и вовсе мессианской. Поэтому неудивительно, что российские издатели не спешат давать дорогу в жизнь новым российским авторам, а писательство в России, как правило, не становится для авторов основным источником дохода.

Присутствовавшие на круглом столе известные писатели признались, что и к ним успех и первые гонорары пришли спустя многие годы после того, как они начали писать.

«Прекрасно однажды проснуться знаменитым. Но это «однажды» часто наступает очень поздно. Хорошо, если при жизни», – отметил Андрей Усачев.

Впрочем, у каждого литератора свой путь. На встрече писатели поделились своим опытом и рассказали о том, как они начали писать для детей и нашли свою дорогу к читателю.

Игорь Жуков отметил, что разделение на взрослую и детскую литературу чрезвычайно условно: «У каждого хорошего «взрослого» писателя всегда найдется что-то для детей. Андерсен и Пушкин тоже для детей специально не писали. Да и не секрет, что взрослые читают своим детям книги, которые интересны прежде всего им самим». Писатель рассказал, что он работает и для взрослой аудитории, и для детей, иногда на заказ, и писательство является его главным источником заработка. Хотя при этом отметил, что произведениями «на заказ» он, как правило, доволен меньше, чем тем, что пишет «для себя»: «Хорошо, когда совпадает, но иногда, когда я сочиняю хороший стих, я уже знаю, что его не примут, и приходится сознательно уродовать текст. Но это классика — Фицджеральд поступал также со своими новеллами».

Константин и Юлия Снайгала, завоевавшие в 2012 году главный приз конкурса «Новая детская книга», начинали свой путь в литературе с «одиноких взрослых стихов». Но, по словам Юлии Снайгала, сегодня взрослая литература переходит в электронный формат, с ней становится все сложнее продаваться. И хотя в детской литературе сегодня тоже непросто найти свое место, здесь продвижению авторов способствуют литературные конкурсы, которые «становятся своеобразным знаком качества для родителей, помогая ориентироваться в огромном многообразии детских книг».

В свою очередь Юрий Нечипоренко вспомнил слова писателя Андрея Битова, который сказал о прозе Юрия Коваля, что высокую литературу в России создают любители. По признанию Юрия Нечипоренко, его первая книга увидела свет спустя 20 лет после того, как была написана. Сегодня он совмещает писательскую деятельность с работой научным сотрудником Российской академии наук. «Но за последние пять лет ситуация изменилась, лично мне удалось издать четыре книги и получить пять премий, — рассказал писатель. — Так что начали появляться премии, которые позволяют авторам жить и писать, хотя есть и другие, представляющие собой раздачу “по своим”». Помимо этого писатель выпускал детские журналы, а сейчас ведет свои издательские проекты в издательстве «ЖУК».

В целом, по подсчетам участников дискуссии, жить на доходы от писательской деятельности сегодня могли бы лишь классики и очень небольшой круг наших современников. Если бы Андерсен, который занимает седьмое место в списке самых издаваемых детских авторов в России, был жив, в 2012 году он заработал бы от продажи своих книг около 4 миллионов рублей.

Однако при этом эксперты отметили, что в России сложилась уникальная ситуация, когда за счет устойчивого спроса на классику у издательств появляется возможность выпускать книги современных отечественных авторов — инвестировать в будущие возможности. Так, например, издательство «Росмэн» приняло решение организовать конкурс «Новая детская книга». И хотя пока эта работа остается для издательства скорее «призванием», в перспективе новая детская литература должна будет пройти путь к «коммерции». «Когда детские авторы смогут сосредоточиться на написании текстов и на это жить, и когда издательства смогут издавать книги новых детских авторов и получать от этого прибыль», – сказала Елена Широнина.

Некоторым авторам это уже удалось. Самый яркий пример – серия «Часодеи» Натальи Щербы, открытие конкурса «Новая детская книга», ставшая признанным бестселлером и настоящим прорывом российского книжного рынка. По признанию Бориса Кузнецова, сегодня «Часодеи» уже опередили текущие продажи книг «поттерианы» и, в отличие от нее, еще далеко не реализовали свой коммерческий потенциал. А в феврале издательство выпустило еще одну новинку в жанре фэнтези – первую книгу серии «Зерцалия» Евгения Гаглоева, которая также стремительно набирает обороты и популярность у читателей.

С другой стороны, не менее важным условием превращения современной литературы из «призвания» в «профессию» для писателей и «коммерцию» для издателей является формирование потребности в книге у читателя и культивирование навыка чтения с самого раннего возраста. «У нас могут быть совершенно замечательные авторы с великолепными книгами, но вопрос состоит в том, для кого мы их издаем. Наша задача состоит в том, чтобы дети заметили эти книги и прочитали их», – сказала Ольга Мезенцева.

По утверждению эксперта, ключевую роль в популяризации чтения и продвижении книг должны выполнять библиотеки, которые располагают всеми необходимыми для этого ресурсами — обширной научно-методической базой, рекомендательными сервисами, отделами по работе с читателями.

Наиболее эффективным способом продвижения книг служит экранизация, но сейчас, в условиях, когда отечественный кинематограф оставляет желать лучшего, а сама эта модель «вывернута наизнанку», и книги сочиняются на основе фильмов и мультфильмов, а не наоборот, рассчитывать на экранизации не приходится и необходимо искать другие возможности.

По сообщению Ларисы Четвериковой, практика работы РГДБ показала, что в дошкольном возрасте, пока ребенок еще не умеет читать, основной упор имеет смысл делать на работу с родителями, так как именно они определяют круг чтения ребенка. В более позднем возрасте главным аргументом для прочтения той или иной книги для ребенка выступает разрекламированность книг или отдельных персонажей.

По мнению Светланы Юрмановой, перспективным способом продвижения книг может стать использование набирающих популярность электронных носителей. Борис Кузнецов, со своей стороны, выразил готовность предоставить библиотекам совершенно бесплатные электронные копии книг издательства «Росмэн».

Кроме того, участники дискуссии сошлись во мнении, что в условиях, когда издатели, читатели, государство, писатели и книжная торговля существуют в разных контекстах и говорят зачастую на разных языках, необходимо искать возможности для консолидации. «Есть целый океан литературы, и в нем есть место каждому, главное – правильно найти свою нишу. Наша задача – воспитывать читателя, чтобы он, прочитав одну хорошую книгу, потянулся за другой хорошей книгой», – сказал Юрий Нечипоренко.

Именно библиотека может стать объединяющей основой для налаживания коммуникации участников литературного процесса между собой. «В этом мире разрухи и хаоса, где мы все друг другу не доверяем и относимся с предубеждением, единственными, кому более или менее доверяет и власть, и писатели, являются библиотеки… Библиотека – это государственное учреждение, и она может консолидировать интеллигенцию, не доверяющую государству, и государство, не доверяющее нам», – считает Андрей Усачев.

Подводя итог беседы, эксперты подчеркнули важность проведения подобных встреч и в будущем. «Мы услышали друг друга, услышали самые разные стороны, когда все точки зрения сходятся и сталкиваются, – и это очень ценно», – сказала Елена Широнина.

Как это часто бывает, в ходе дискуссии возникли новые вопросы. Вот только некоторые из них:

• Какими могут быть современные и эффективные способы продвижения современной детской книги?
• Какова судьба новой non-fiction литературы для детей?
• Как организовать обсуждение детской литературы в СМИ? Почему так мало пишут о детской книге?
• В каких формах возможно взаимодействие издателей в продвижении новых авторов? И возможно ли оно вообще?
• Как можно развивать участие библиотек в формировании новой детской книги?
• Как организовать эффективный диалог и взаимодействие между авторами, издателями, книготорговцами?

Это очень важные, и самое главное, конкретные вопросы. Хотелось бы надеяться, что их обсуждение поможет найти новые возможности и инструменты, способствующие развитию современной детской книги.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
НудятинаДенежная мотивация ребенка

Всем привет!
Девочки, хотела спросить у вас, что вы думаете на счет мотивации ребенка к труду или учебе деньгами. 
Вчера поспорили на эту тему с мужем. 
Родственница рассказала, что платит сыну (10 лет) за то, что он читает Гарри Поттера. Вознаграждение за каждую прочитанную в установленные сроки книгу. Не уложился в срок, вознаграждение меньше. Прочитал быстрее - больше. Ну суть, думаю, ясна. Ребенок копит себе на приставку.
Муж говорит, что никогда бы так делать не стал. Он уверен, что это развивает в ребенке меркантильность, он тогда, мол, ничего бесплатно делать не станет. Вероятность существует.
Я не так категорична. Думала на эту тему, вот и кажется, что есть в таком подходе некое рациональное зерно. Ведь если ребенок не любит читать, то для него это труд, работа. Вот он как бы за работу получает зарплату. Т.е. можно уже как-то подвести базу, что деньги просто так никому не достаются, а только за труд. И на хотелки свои нужно заработать, как умеет пока. Что мама с папой тоже на работе делают то, что должны, а не только то, что хотят. Целеустремленность опять же. Ради своего желания иметь приставку, он занимается полезным делом, которое ему не сильно по душе. Хотя тоже дорожка скользкая. 
Что вы думаете по этому поводу? Может опыт у кого-то есть.

403
Tetyana NekrasovaКакие люди вас раздражают?

(Не спится...))
Ответ: «Вообще никакие» не принимается. Он до поры-до времени, пока эти люди не достанут вас вконец))
Меня доводят до белого каления люди, которые будучи абсолютно незнакомы с вопросом, доказывают «свою» точку зрения. Люди неумные. Неспособные мыслить. Неспособные понимать.

Знакома я с людьми, которые не имеют «вышки», закончили свои восемь классов и потом как-то и где-то получили технические знания и навыки (Таких в постсоветском пространстве много)
Есть такие, кто получил высшее образование на бумажке. Хотя, мог и сам, но так сложилось.
Знаю многих честно закончивших престижные вузы.
С ними со всеми одинаково приятно вести беседу. С моими знакомыми, по крайней мере.

И есть те, кто, опираясь на свое образование... «Я три года учил! Я знаю!» (пофиг, что оно в другой абсолютно области и... Здесь и на маляра тоже три года учатся), лезут в спор))
Ну, если так хорошо все знаешь, и уверен в своих знаниях — зачем тогда спрашивать?!
Пущай, рухнет все на бошки твоих посетителей. Я же отвечать не буду. Отвечать ты будешь, но и я вину за собой буду ощущать.

Я старюсь не спорить. Пытаюсь убеждать не делать глупостей. Экономия — копейки. Но, блин, такая усталость и безысходность накатывает, что хочется бросить все и пойти на биржу труда. И отучиться на малера. И общаться с белыми стенами, которые молчат)) Или уехать обратно в Россию-Украину и общаться хотя бы на родном языке, чтобы и послать со вкусом можно было))

Тема просто поболтать-пожаловаться)) Думала, до февраля на работе полный штиль будет. Нет, нашлись вредители))

P.S. Пролистала все наши каталоги по нормам. Низя так делать, как он хочет...

330
Алёна Т.Достойное поведение любящих мужчин)

Посмотрела вчера фильм "Женщины" , вспомнила современный - "Стиляги". Вот и возникли мысли о достойном поведении мужчины, который любит женщину.

В "Женщинах" рассказана ситуация, когда городскому парню понравилась деревенская девушка, у которой ребенок. Узнал, обсудили, только маме это не понравилось.

Вторая ситуация в Стилягах веселее. Девушки только добился, а тут выясняется, что она беременна и не от него. Парень готов взять на себя ответственность за нее и ребёнка, дама предлагает расписаться только после родов. Рожает негритенка..

Понятно, что впервом фильме пропаганда нормального отношения к матерям-одиночкам. Но вот по жизни сейчас. Любишь - согласен на все, как есть? У каждого был выбор прекратить отношения с девушками. Как вы оцениваете их поступки в каждом случае? Хотели бы, чтобы ваши сыновья были похожи на этих героев?

271
ТориМои роды в Африке. Плюс поболтать о новостях

Всем привет!
Обещала написать отчёт, но сказать хочется так много, что не уверена, смогу ли описать всё.

Итак. Начну с главного: 1 декабря 2018 года, в 6.15 утра я родила третьего малыша - девочку. 50 см, 3350 гр. (Самая крупная из моих деток!)
Через неделю, по местному обычаю, позвали имама - дать малышке имя. (То, что мы с мужем выбрали, но хранили в тайне даже от старших деток). Был праздник, пришли соседи и родня. Малышку обрили наголо. (Что мне было очень трудно пережить!)
Зовут кроху Марьем Антонина. Для меня - Тонечка, Тося.

(Так как пишу урывками и с телефона - подробности в коментариях).

257
Валерия КуминоваВязаные вещи для детей. Будет ли спрос?

Здравствуйте! Хочу купить вязальную машину и помимо вещей для себя, вязать детские вещи на продажу. Хочется узнать мнения на этот счет: стали бы вы покупать вязаные вещи при условии хорошей натуральной пряжи и качественного исполнения? Что бы стали покупать? Что именно - очень интересный для меня вопрос, вплоть до того, какие цвета предпочтительнее. Разброс пряжи огромный: от льна до кашемира, изделий тоже: от нарядных комплектов на выписку с вышивкой и прочими украшениями, до банального термобелья из мериноса. Что бы вы стали брать (и стали бы вообще) своим детям? 

218
Карпова КарповаКамушки вместо конфет

Вчера сослуживица принесла прекрасную историю из собственного прошлого. Мы-то думали, что папе в одно лицо сожрать детский новогодний подарок - это уже дно, но нет. Это ещё было не оно.
Ее бывший муж мало того что съел все шоколадные конфеты из красиво упакованного детского новогоднего подарка, который мама принесла с работы, чтобы 31 декабря положить под ёлочку. Он еще и всё обратно красиво запаковал. А в фантики вместо конфет подложил камушки, несколько старых стёрок и куски пластилина. 

Когда счастливый ребенок пяти лет от роду подарок под ёлочкой нашел, и развернул самую красивую конфету, и нашел внутри камень, а потом второй и третий, и начал рыдать, папа ему нравоучительно сказал: а это потому, что Дед Мороз конфеты приносит только хорошим мальчикам. А плохим он приносит камушки. Вот сколько раз в прошедшем году ты хулиганил - столько камней он тебе и принес.

И еще потом гордился этим поступком и всем рассказывал, какой он крутой педагог-воспитатель.

Для тех, кто переживает за мою сослуживицу - она с этим чмом развелась вскоре после случая с камнями. Это оказалось последней каплей.

171
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети