Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости,

Детская литература: призвание, профессия или коммерция?

12 марта 2013 года состоялась вторая встреча дискуссионного клуба конкурса «Новая детская книга», организованная издательством «Росмэн» при поддержке Российской государственной детской библиотеки.


В дискуссии на тему «Детская литература: призвание, профессия или коммерция?» приняли участие гендиректор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов, директор по проектам издательства Елена Широнина, писатели Андрей Усачев, Юрий Нечипоренко, Игорь Жуков, Константин и Юлия Снайгала, а также заместитель директора РГДБ Ольга Мезенцева и завотделами РГДБ Светлана Юрманова и Лариса Четверикова.

Встреча прошла в стенах РГДБ не случайно. Собрав за одним столом самых разных участников литературного процесса, в этот раз мы попытались рассмотреть детскую книгу не только в традиционном культурно-воспитательном аспекте, но и как определенную бизнес-модель, о чем не принято говорить вслух.

В ходе дискуссии эксперты сошлись во мнении, что издательское и писательское дело в жестких рыночных условиях не может существовать вне таких «прозаических» понятий, как маржинальность и рентабельность, но также не может становиться и конвейером для извлечения прибыли, поскольку этот путь разрушителен для будущего как литературы, так и книжного рынка.

«Если из литературно-издательского процесса исключить коммерческую составляющую, то получится какой-то вигвам из слоновой кости, совершенно оторванный от реальности. Рано или поздно эта реальность приходит и все расставляет по своим местам», – отметил генеральный директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов.

Литературные произведения как товарная категория имеют определенные жизненные циклы, и, чтобы иметь возможность развиваться, издательствам сегодня мало переиздавать классику – нужно экспериментировать с новыми авторами и новыми жанрами, вкладываться в развитие новых ниш, которые в будущем смогут организовывать детский книжный рынок.

С учетом высокой себестоимости детской книги (качественная бумага, цветная печать, твердый переплет) и консервативности покупательского спроса идея продвижения молодых отечественных писателей выглядит и вовсе мессианской. Поэтому неудивительно, что российские издатели не спешат давать дорогу в жизнь новым российским авторам, а писательство в России, как правило, не становится для авторов основным источником дохода.

Присутствовавшие на круглом столе известные писатели признались, что и к ним успех и первые гонорары пришли спустя многие годы после того, как они начали писать.

«Прекрасно однажды проснуться знаменитым. Но это «однажды» часто наступает очень поздно. Хорошо, если при жизни», – отметил Андрей Усачев.

Впрочем, у каждого литератора свой путь. На встрече писатели поделились своим опытом и рассказали о том, как они начали писать для детей и нашли свою дорогу к читателю.

Игорь Жуков отметил, что разделение на взрослую и детскую литературу чрезвычайно условно: «У каждого хорошего «взрослого» писателя всегда найдется что-то для детей. Андерсен и Пушкин тоже для детей специально не писали. Да и не секрет, что взрослые читают своим детям книги, которые интересны прежде всего им самим». Писатель рассказал, что он работает и для взрослой аудитории, и для детей, иногда на заказ, и писательство является его главным источником заработка. Хотя при этом отметил, что произведениями «на заказ» он, как правило, доволен меньше, чем тем, что пишет «для себя»: «Хорошо, когда совпадает, но иногда, когда я сочиняю хороший стих, я уже знаю, что его не примут, и приходится сознательно уродовать текст. Но это классика — Фицджеральд поступал также со своими новеллами».

Константин и Юлия Снайгала, завоевавшие в 2012 году главный приз конкурса «Новая детская книга», начинали свой путь в литературе с «одиноких взрослых стихов». Но, по словам Юлии Снайгала, сегодня взрослая литература переходит в электронный формат, с ней становится все сложнее продаваться. И хотя в детской литературе сегодня тоже непросто найти свое место, здесь продвижению авторов способствуют литературные конкурсы, которые «становятся своеобразным знаком качества для родителей, помогая ориентироваться в огромном многообразии детских книг».

В свою очередь Юрий Нечипоренко вспомнил слова писателя Андрея Битова, который сказал о прозе Юрия Коваля, что высокую литературу в России создают любители. По признанию Юрия Нечипоренко, его первая книга увидела свет спустя 20 лет после того, как была написана. Сегодня он совмещает писательскую деятельность с работой научным сотрудником Российской академии наук. «Но за последние пять лет ситуация изменилась, лично мне удалось издать четыре книги и получить пять премий, — рассказал писатель. — Так что начали появляться премии, которые позволяют авторам жить и писать, хотя есть и другие, представляющие собой раздачу “по своим”». Помимо этого писатель выпускал детские журналы, а сейчас ведет свои издательские проекты в издательстве «ЖУК».

В целом, по подсчетам участников дискуссии, жить на доходы от писательской деятельности сегодня могли бы лишь классики и очень небольшой круг наших современников. Если бы Андерсен, который занимает седьмое место в списке самых издаваемых детских авторов в России, был жив, в 2012 году он заработал бы от продажи своих книг около 4 миллионов рублей.

Однако при этом эксперты отметили, что в России сложилась уникальная ситуация, когда за счет устойчивого спроса на классику у издательств появляется возможность выпускать книги современных отечественных авторов — инвестировать в будущие возможности. Так, например, издательство «Росмэн» приняло решение организовать конкурс «Новая детская книга». И хотя пока эта работа остается для издательства скорее «призванием», в перспективе новая детская литература должна будет пройти путь к «коммерции». «Когда детские авторы смогут сосредоточиться на написании текстов и на это жить, и когда издательства смогут издавать книги новых детских авторов и получать от этого прибыль», – сказала Елена Широнина.

Некоторым авторам это уже удалось. Самый яркий пример – серия «Часодеи» Натальи Щербы, открытие конкурса «Новая детская книга», ставшая признанным бестселлером и настоящим прорывом российского книжного рынка. По признанию Бориса Кузнецова, сегодня «Часодеи» уже опередили текущие продажи книг «поттерианы» и, в отличие от нее, еще далеко не реализовали свой коммерческий потенциал. А в феврале издательство выпустило еще одну новинку в жанре фэнтези – первую книгу серии «Зерцалия» Евгения Гаглоева, которая также стремительно набирает обороты и популярность у читателей.

С другой стороны, не менее важным условием превращения современной литературы из «призвания» в «профессию» для писателей и «коммерцию» для издателей является формирование потребности в книге у читателя и культивирование навыка чтения с самого раннего возраста. «У нас могут быть совершенно замечательные авторы с великолепными книгами, но вопрос состоит в том, для кого мы их издаем. Наша задача состоит в том, чтобы дети заметили эти книги и прочитали их», – сказала Ольга Мезенцева.

По утверждению эксперта, ключевую роль в популяризации чтения и продвижении книг должны выполнять библиотеки, которые располагают всеми необходимыми для этого ресурсами — обширной научно-методической базой, рекомендательными сервисами, отделами по работе с читателями.

Наиболее эффективным способом продвижения книг служит экранизация, но сейчас, в условиях, когда отечественный кинематограф оставляет желать лучшего, а сама эта модель «вывернута наизнанку», и книги сочиняются на основе фильмов и мультфильмов, а не наоборот, рассчитывать на экранизации не приходится и необходимо искать другие возможности.

По сообщению Ларисы Четвериковой, практика работы РГДБ показала, что в дошкольном возрасте, пока ребенок еще не умеет читать, основной упор имеет смысл делать на работу с родителями, так как именно они определяют круг чтения ребенка. В более позднем возрасте главным аргументом для прочтения той или иной книги для ребенка выступает разрекламированность книг или отдельных персонажей.

По мнению Светланы Юрмановой, перспективным способом продвижения книг может стать использование набирающих популярность электронных носителей. Борис Кузнецов, со своей стороны, выразил готовность предоставить библиотекам совершенно бесплатные электронные копии книг издательства «Росмэн».

Кроме того, участники дискуссии сошлись во мнении, что в условиях, когда издатели, читатели, государство, писатели и книжная торговля существуют в разных контекстах и говорят зачастую на разных языках, необходимо искать возможности для консолидации. «Есть целый океан литературы, и в нем есть место каждому, главное – правильно найти свою нишу. Наша задача – воспитывать читателя, чтобы он, прочитав одну хорошую книгу, потянулся за другой хорошей книгой», – сказал Юрий Нечипоренко.

Именно библиотека может стать объединяющей основой для налаживания коммуникации участников литературного процесса между собой. «В этом мире разрухи и хаоса, где мы все друг другу не доверяем и относимся с предубеждением, единственными, кому более или менее доверяет и власть, и писатели, являются библиотеки… Библиотека – это государственное учреждение, и она может консолидировать интеллигенцию, не доверяющую государству, и государство, не доверяющее нам», – считает Андрей Усачев.

Подводя итог беседы, эксперты подчеркнули важность проведения подобных встреч и в будущем. «Мы услышали друг друга, услышали самые разные стороны, когда все точки зрения сходятся и сталкиваются, – и это очень ценно», – сказала Елена Широнина.

Как это часто бывает, в ходе дискуссии возникли новые вопросы. Вот только некоторые из них:

• Какими могут быть современные и эффективные способы продвижения современной детской книги?
• Какова судьба новой non-fiction литературы для детей?
• Как организовать обсуждение детской литературы в СМИ? Почему так мало пишут о детской книге?
• В каких формах возможно взаимодействие издателей в продвижении новых авторов? И возможно ли оно вообще?
• Как можно развивать участие библиотек в формировании новой детской книги?
• Как организовать эффективный диалог и взаимодействие между авторами, издателями, книготорговцами?

Это очень важные, и самое главное, конкретные вопросы. Хотелось бы надеяться, что их обсуждение поможет найти новые возможности и инструменты, способствующие развитию современной детской книги.

None
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
♛Маркиза♔не♕ангелов♚Шотландия: загадочная и красивая
486
Александра ГиршУчитель, одноклассники и школа-лицей
Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что  есть.  Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался. 
Я воспитывалась в  системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить. 
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал). 
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую? 
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....
289
ГОСТЬРевность
Ребенок у меня в принципе хороший. А вот мы с мужем несдержанные. Еще и между собой проблемы есть. Дочь впечатлительная, все на ней отражается. Худшее началось в 3 года после новости о том, что будет еще ребенок. Стала специально нарушать правила, орать, кривляться. Я ее наказывала (лишала чего-то, выбрасывала игрушку, даже шлепала - сейчас огребу). Но там были серьезные проступки - убегала и пряталась в людных местах (в Крыму отдыхали, много приезжих на машинах - страшно). Конечно, объясняла. Даже говорила, что ее съест чужой дядя или тетя. Дома начала копировать девочку (не знаю, может, у девочки диагноз по неврологии, видно, что не специально ведет себя так ужасно). А теперь мы уже больше 2 недель дома с малышом. И теперь еще хуже. Она нас бьет, провоцирует постоянно (по характеру еще провокатор), ищет негативного внимания... Понимаю, что тупик. Конечно, мы вырезаем, лепим, в лего играем, читаем (часто во время кормления брата) и т.п. Но ей нужен негатив. Раза 2-3 в день минимум. Еще и младший не очень спокойный. Орет так, что синеет и заходится. Т.е. не брать на руки не вариант. Из частного сада забрали в целях экономии и чтобы не насобирать болячек (нестабильная погода). Ясно, что всем нам нужен психолог. А еще что кто посоветует?
159
злая тёткаканикулы))
Добрый день,всем)))
План на каникулы такой:
1.Сделать по окр.миру заранее трудоемкие доклады
2.Подтянуть математику
3.Поработать над почерком
4.Подучить английский
5.Занятия по логопеду
Итог,каникул у ребенка не будет(((
А у вас какие планы))
155
Карпова КарповаОтец-одиночка из США пытается заставить мать через суд воспитывать ребенка
Итак, история из США. Одинокий папа ищет поддержки в интернете: он уговорил свою девушку, которая хотела сделать аборт, родить. Она родила и отдала ему ребёнка на воспитание. Полностью. Алиментов платит даже больше, чем судья сказал. Ребёнком не интересуется и совершенно на него не претендует. Все счастливы? Нет! Папа, который теперь полностью отвечает за сына, иногда злится на ... на сына же! Маму обзывает «пустым местом». Ребёнку, кстати, сегодня 18 месяцев. Папа жалуется на то, что он родитель-одиночка и маме нет до них никакого дела! Алименты при этом он регулярно получает, за свидания с сыном не судится - ну чего ещё человеку надо? Ведь он так хотел этого мальчика, не понимаю.

PS все крики из серии: она ещё пожалеет!!! - считаю непродуктивными. Не факт. А вот его позиция, конечно, насмешила. Наслаждайся, парень. И помни, что ты счастливчик, потому что тебе платят алиментов даже больше, чем присудили.
Дальше перевод статьи.

«Его бывшая хотела сделать аборт, он не позволил бы ей, и, как только ребенок родился, она согласилась предоставить ему полную опеку и при этом выплачивать алименты. При этом этот папа нет-нет да жалуется в интернете на ту маму, «мертвой мамой». Круто чувак.

«У нас не было серьезных отношений, когда она забеременела. Она никогда не встречала нашего сына. Даже сразу после рождения у нее не было желания его видеть. Мы пошли в суд, и теперь у меня 100% юридическая и физическая опека над ребёнком. Ее имя указано в его свидетельстве о рождении, но она не имеет права опекунства и не имеет права посещать его или принимать решения, например, связанные с его здоровьем или образованием. Так она и не хотела ничего этого. Ежемесячно она выплачивает 125% от судебных распоряжений на содержание ребенка. Она говорит, что если я когда-нибудь женюсь на том, кто захочет усыновить нашего сына, она будет не против усыновления, но до тех пор пока этого не случилось, согласится, будет платить мне на его содержание.
Я воспитываю нашего сына самостоятельно. Сейчас ему 18 месяцев, и он никогда не встречал ее, и у меня даже нет ее фотографий. Я выгорел изнутри и ненавижу быть родителем-одиночкой. Я люблю моего сына, но при этом я обижаюсь на него. Моя семья, конечно, пытается помочь, когда они могут, но большую часть времени я делаю все сам. Я никогда не причиню моему мальчику боль и не буду игнорировать его, но я все время изнурен. Я пытался пойти в суд ещё раз, чтобы нам присудили раздельную опеку над сыном, но она опять сказала, что хотела сделать аборт, а я нет, опять дала понять, что никогда не будет его воспитывать. Судья сказал, что он не может заставить ее ухаживать за ним. Я не видел ее почти год, и в последний раз слышал о ней только то, что она пытается избавиться от растяжек на животе при помощи лазера и проводит много времени в тренажёрном зале. Знаю, что она сказала своим друзьям и семье, что она донор яйцеклетки, а не мать. У неё нет чувств, и суд ничего не сделает, что означает, что я так и буду одиноким родителем. Есть ли здесь какие-либо средства правовой защиты для меня?»
119
Анастасия ВалюшинаРодительский комитет принуждает сдать деньги на ремонт
Здравствуйте всем! 
Такая у меня проблема, голову себе уже "сломала", посмотрите свежим взглядом, посоветуйте....
Дочку в ноябре устроила в детский сад переводом. Заведующая недвусмысленно намекнула, что надо бы помочь материально дет. саду. И я, естественно, мат. помощь детскому саду оказала в размере ковролина на сумму 3500р денег.
На род. собрании оговорили, что мы ежемесячно будем вносить в фонд группы по 200р на нужды. Без проблем!!! Исправно вношу, даже закрывая глаза на то, что дочка в садик из 5 месяцев проходила 2(!!!!!) недели! 
И вот, поступают новые "вводные": в июне будут менять батареи, и после замены нужно будет сделать ремонт. И т.к. нас в прошлом году в садике не было, и мы деньги на ремонт группы не сдавали, необходимо сейчас сдать 3000р на ремонт.
Я "в афиге", говорю, что я уже мат. помощь детскому саду оказала, на что получаю замечательный ответ: это ваши личные договоренности с заведующей, чтобы вас в садик взяли и к нашей группе никакого отношения не имеют. (Вы же это купили в садик, а не в нашу группу. И что, теперь из-за вас должны страдать наши дети без игрушек и ремонта...) Ну, и так далее по тексту... А если я не могу или не хочу сдавать деньги, то я обязана прийти и сделать ремонт! 
Требует деньги прямо в наглую, никого не стесняясь. Мне очень хочется ее послать, тоже особо никого не стесняясь, но боюсь, что отразится на ребенке.
Вот и как быть, непонятно....
81
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru