Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Интервью с Юлией Колода
Только 10% эмбрионов нормальные
Российская империя
Как одевали детей
10 историй
Звезды занимаются спортом с детьми
1 февраля 2010, 11:44, В ожидании чуда, Беременность

Пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком в 2010 году: новые правила

Кто хочет получить новую информацию по данной теме, сюда: http://www.pravowed.ru/topnews/pos_bir_2.... Много информация и как я поняла еще нет официального документа. Может кто знает, что интересного на данную тему.
Для того, чтобы отдать свой голос, необходимо зарегистрироваться или войти
Тема закрытаТема скрыта
Жалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Апрель
не открывается что то, а почитать было б оч интересно
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Валерия Дюкова
У кого не открывается, можете забить прямо в поисковик яндекс или мэйл. Самый первый сайт он.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Валерия Дюкова
Пособие по уходу за ребенком

Общие правила назначения и расчета пособия по уходу за ребенком утверждены с 1 января 2010 года новой главой 3.1. Федерального закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

По сравнению с действовавшими ранее правилами, установленными федеральным законом 81-ФЗ и Постановлением Правительства 865, новая глава содержит ряд существенных уточнений, которые помогут более точно и правильно определять и право на данное пособие, и его размер.
Право на пособие по уходу за ребенком

В новой статье 11.1 закона 255-ФЗ более четко описан момент возникновения права на пособие по уходу за ребенком:

«Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.»

Как показывает практика ответов на вопросы молодых родителей, именно такой фразы в законе не хватало, чтобы понять, с какого именно момента начинается выплата пособия.

При этом, как и ранее, в том случае, если после рождения ребенка оказывается выгоднее получать пособие по уходу за ребенком, чем пособие по беременности и родам, мама вправе обратиться с заявлением о замене пособия по беременности и родам на пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченных сумм.

Это важно! Впервые очень четко в законе прописано, когда сохраняется право на пособие по уходу за ребенком при выходе на работу:

«Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.»

Как и ранее, установлено, что в случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.
Размер пособия по уходу за ребенком

Как и установлено законодательством с 1 января 2007 года, в 2010 году пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

То есть размер минимума пособия установлен по-прежнему в законе 81-ФЗ. И он не меняется.
Который по счету ребенок?

Закон устанавливает однозначное правило подсчета пособия по количеству детей - при определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка. Это правило похоже на правило определения количества детей, установленное при определении права на материнский капитал. Но законом сразу установлена и возможность получать пособие на второго ребенка тем мамам, первые дети которых до появления второго ребенка не дожили (см. перечень документов далее).
Назначение пособий из средств социального страхования – универсальные правила

Это очень важно! Правила, установленные главой 4 закона 255-ФЗ для расчета размеров пособий и других условий их назначения, становятся с 1 января 2010 года универсальными для пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком.

Сроки права на запрос пособия не изменились – как и ранее, они составляют 6 месяцев с момента соответственно окончания больничного или исполнения ребенку полутора лет.
Пособие до полутора лет для совместителей – совершенно новое правило!

Это важно! В соответствии с новой редакцией пункта 2 статьи 13 закона 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособие по уходу за ребенком назначается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.

Ранее всегда при назначении данного пособия действовало другое правило – пособие назначалось там, где находилась трудовая книжка застрахованного лица, то есть по основному месту работы. С 1 января 2010 года это пособие может быть назначено в том месте работы, в котором это выгоднее сделать.

Но следует обратить внимание на то, что если это будет не основное место работы, понадобится справка с основного места работы. А следовательно, основной работодатель точно узнает о том, что его сотрудник совмещает.
Перечень документов для получения пособия по уходу за ребенком

Это очень важно! Впервые перечень документов, необходимых для назначения пособия по уходу за ребенком, установлен федеральным законом. Ранее он всегда устанавливался Постановлением Правительства РФ.

Этот перечень приведен в пунктах 6 и 7 статьи 13 новой редакции закона 255-ФЗ:

«6. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом страховщика застрахованное лицо представляет также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено указанное пособие.

7. Застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей, при обращении к одному из указанных страхователей по своему выбору за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком наряду с документами, предусмотренными частью 6 настоящей статьи, представляет справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются.»
Расчет размера пособий – снова изменение в порядке определения расчетного периода

Расчетным периодом при расчете среднего заработка, как и ранее, являются 12 календарных месяцев.

Однако закон вносит существенное уточнение для избежания неверного толкования данной нормы – 12 календарных месяцев работы у данного страхователя.

Это очень важно! С 1 января 2010 года изменяется порядок определения размера пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком в том случае, если в расчетном периоде у застрахованного лица не было дохода.

В период с 1 января 2007 по 31 декабря 2009 года в соответствии с пунктом 11 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. N 375, в случае если застрахованное лицо в расчетном периоде и до наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения).

С 1 января 2010 года данное правило меняется.

В случае, если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая (новая редакция п.1 статьи 14 закона 255-ФЗ).

Попробуем «перевести» данную норму на более понятную ситуацию.
«Из декрета в декрет» - пособия по-новому в 2010 году

Наиболее частый случай, когда в расчетном периоде отсутствует доход – конечно же это ситуация, когда молодая мама, находясь в отпуске по уходу за ребенком, снова ждет ребенка. В этом случае у нее ни в расчетном периоде для пособия по следующей беременности и родам, ни в расчетном периоде для следующего отпуска по уходу за ребенком не возникает расчетной базы, потому что во все эти периоды она получала только пособия, не заработную плату.

Этот случай как раз подходит под новое правило, установленное с 1 января 2010 года приведенной выше новой редакцией пункта 1 статьи 14 закона 255-ФЗ: дохода в расчетном периоде нет в связи с нахождением работницы в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком.

Попробуем применить старое и новое правило и увидеть, в чем разница.

В соответствии с правилом, действующим до 31 декабря 2009 года включительно, при расчете пособия по беременности и родам по второй беременности, в расчетном периоде нет дохода – и этого достаточно для того, чтобы назначить пособие по второй беременности исходя из оклада, а пособие по уходу за вторым ребенком – исходя из минимального размера данного пособия.

В соответствии с новым правилом необходимо определить расчетный период перед предшествующим страховым случаем.

Перечень страховых случаев приведен в пункте 2 статьи 1.3 новой редакции закона 255-ФЗ. Еще раз приведем его здесь для удобства:

«2. Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются:

1) временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона;

2) беременность и роды;

3) рождение ребенка (детей);

4) уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5) смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.»

Следовательно, предыдущим страховым случаем, произошедшим хронологически перед уходом в отпуск по второй беременности, был страховой случай, связанный с уходом в отпуск по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет.

А следовательно, расчетным периодом для назначения пособия по второй беременности и родам будет 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу ухода в отпуск по уходу за первым ребенком.

Это очень важно! Такая формулировка закона по-прежнему делает невозможным получения пособия по уходу за вторым ребенком в цепочке «из декрета в декрет» в размере больше минимального.

Действительно – ведь получается, что для страхового случая «уход за вторым ребенком до полутора лет» предыдущим по времени страховым случаем (см. формулировку п.2 статьи 13) будет страховой случай «рождение второго ребенка» (см. перечень страховых случаев из статьи 1.3). За 12 календарных месяцев перед данным страховым случаем мама не имела дохода, он был равен нулю, она получала только пособие по беременности и родам и возможно, пособие по уходу за первым ребенком. Следовательно, расчетная база равна нулю, а следовательно, пособие по уходу за вторым ребенком будет все так же назначено исходя из минимального размера.

Однако все же новая формулировка закона более справедлива к молодым мамам, чья заработная плата состоит не только из оклада, но и из каких–либо элементов переменной части (процента, премии и т.п.). Однако при этом закон отменяет правило о том, что если по системе оплаты труда работница не имеет оклада, то пособие по следующей беременности в цепочке «из декрета в декрет» назначается исходя из МРОТ. Теперь это пособие вполне даже может быть и меньше МРОТ, потому что оно будет зависеть от расчетного периода.
Расчет максимального размера пособий по социальному страхованию – новые правила

Когда новый закон о выплатах за счет средств социального страхования только проходит свои первые «круги» в Государственной Думе, только ленивый журналист не написал об отмене максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и пособия по уходу за ребенком.

И ведь действительно – пункты статей 7 и 11 закона 255-ФЗ, в которых говорилось об ограничении размера пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам максимальным размером, из закона исключены с 1 января 2010 года. А из закона 81-ФЗ исключен максимальный размер пособия по уходу за ребенком.

Так что это значит? Действительно не будет ограничений пособий максимальным размером?

К сожалению, нет.

Максимальный размер пособий будет. Только он будет по-другому считаться с 1 января 2010 года. В настоящее время все максимальные размеры пособий закреплены конкретной цифрой. А с 1 января 2010 года максимум будет определяться расчетным путем.

Унифицированный порядок расчета максимального размера пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам закреплен пунктом 3.1 статьи 14 новой редакции закона 255-ФЗ:

«3.1. Средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" на день наступления страхового случая, на 365. В случае, если назначение и выплата застрахованному лицу указанных пособий осуществляются несколькими страхователями в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, средний дневной заработок, из которого исчисляются указанные пособия, не может превышать средний дневной заработок, определяемый исходя из указанной предельной величины, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.»

Итак, для обычных «больничных» и для пособий по беременности и родам с 1 января 2010 года снова будет единый максимальный размер. Напомним, что в настоящее время максимальный размер (без учета районных коэффициентов) для обычных «больничных» составляет 18720 рублей в месяц, а пособия по беременности и родам – 25390 рублей в месяц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. Эта сумма – 415 000 рублей для 2010 года, в дальнейшем подлежащая индексации – и является предельной величиной налоговой базы.

Следовательно, по правилам пункта 3.1 статьи 14 максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам составит по страховым случаям, наступившим в 2010 году:

415000 : 365 = 1136 рублей 99 копеек в день.

Следовательно, допустим, максимальный размер пособия по беременности и родам составляет при нормальной продолжительности выплаты в 140 календарных дней:

140 х 1136,99 = 159178 рублей 60 копеек. Это примерно эквивалентно заработной плате в 34600 рублей в месяц.

Это очень важно! Напомним, что раньше максимальный размер пособия подлежал умножению на районный коэффициент в тех местностях, где такие районные коэффициенты применяются.

Так, например, на Урале, в зоне применения «уральского» коэффициента 15%, максимальный размер пособия по беременности и родам составлял: 25390 х 1,15 = 29185,5 рублей за полный календарный месяц.

С 1 января 2010 года максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам становится одинаковым на всей территории РФ.

А следовательно, в тех местностях, где благодаря районному коэффициенту в 2008-2009 годах максимальный размер пособия по беременности и родам был больше 34600 рублей в месяц, с 1 января 2010 года произойдет снижение размера пособия.

Это важно! Если для пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам определяется средний заработок за один календарный день, то для расчета пособия по уходу за ребенком необходимо знать средний заработок за один календарный месяц, потому что по общим правилам ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. (Ранее данное правило было установлено письмом ФСС, теперь оно установлено непосредственно законом.)

Средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" на день наступления страхового случая, на 12.

Считаем предельный размер пособия по уходу за ребенком на 2010 год:

415000 : 12 = 34583,33 – максимальный средний месячный заработок.

34583,33 х 40% = 13833,33 рубля – максимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Это важно! Как и в случае с пособием по временной нетрудоспособности и с пособием по беременности и родам, этот максимум с 1 января 2010 года является одинаковым для всей территории Российской Федерации и не подлежит увеличению на размер районного коэффициента.

(От редакции:

Кое-что в новой системе пособий просто изумляет. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком по закону 255-ФЗ считается исходя из предельного размера базы для начисления страховых взносов. Однако в то же время в статье 15 Федерального закона РФ N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» сохранена фраза о том, что «максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6 000 рублей.». То есть в двух федеральных законах, управляющих на равных системой обеспечения пособиями молодых родителей, содержатся принципиально разные алгоритмы определения максимального размера пособия: по-старому, из фиксированной суммы, и по-новому, из предельного размера расчетной базы. И как же правильно-то? Будем надеяться, что до 1 января 2010 года законодатели все же с этим определятся.)
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Поделиться темой:
Подпишитесь на нас