Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Если ваш ребенок – левша
Особенности воспитания
5:0
Наше детство против современного
12 августа 2014, 19:41, Советы мам, Развитие и обучение

Как легко пойти в первый класс

Здравствуйте! Как мама уже вполне состоявшегося и успешного первоклассника, хотела бы поделиться своими наблюдениями, впечатлениями, советами и пожеланиями о том, как сделать так, чтобы процесс адаптации к школе у ребёнка прошёл максимально легко и быстро.








Да, конечно, всё очень индивидуально в этом вопросе, и зависит от многих факторов: характера, темперамента ребёнка, особенностей воспитания, психологического климата в семье… Кто-то «вольётся» в коллектив и в учебный процесс легко и непринуждённо, а кому-то для этого может понадобиться немало времени, сил и волнений. Итак: Прежде всего, следует создать для ребёнка положительный образ школы. В этом нам очень помогли мои две племянницы и племянник, которые старше по возрасту, и ходят в ту же школу, в которую собрались и мы. В непринуждённой обстановке, во время игр и общения, они наперебой рассказывали моему сыну, какая она, эта школа… Как там хорошо и интересно, какой у них учитель, что там вообще есть, чем они там занимаются, куда ходят и прочее. В общем, лет с пяти мой сын уже твёрдо знал, что в школе интересно, и что он туда очень хочет. Кстати, детские сюжетные игры также вполне могут быть «про школу». Это поможет создать у ребёнка образ школы, понять и принять правила поведения в ней. Кроме этого, существует немало хороших и добрых произведений о школе – рассказы, стихи, песни, мультфильмы и детские фильмы… Помимо этого, желательно, чтобы к началу обучения в школе, у ребёнка была некая положительная мотивация. Иными словами, ребёнок чётко должен знать, а для чего же ему вообще ходить в школу и учиться. В нашем случае, помимо ответов и объяснений родителей, большую роль сыграло «авторитетное мнение» друга сына, который на год его старше, обладает весьма прагматичным складом ума и «всё-всё» знает. Он просто и доступно, как-то рассказал приятелю, для чего же он учится… Мол, если хорошо и старательно учиться, узнавать много нового, то потом легко будет поступить в хороший ВУЗ и найти хорошую работу. Также ребёнку не помешает заранее познакомиться со школой. Чтобы первоклассник отправился не в неизвестное ему, порой пугающее и враждебное место, а именно в «свою» школу, понятную и знакомую. Для этого вполне можно взять ребёнка с собой, когда вы пойдёте оформлять документы для школы, и попутно устроить небольшую экскурсию. Рассказать и показать ему в тихой и спокойной обстановке, что где находится, и для чего предназначено… Тут столовая, там туалет, а вот здесь спортивный зал, гардероб, кабинет директора и прочее… Будет неплохо, если в той школе, в которую пойдёт первоклассник, будут учиться его друзья, родственники, одногруппники из детского сада или приятели из его двора или дома. Тогда, несомненно, процесс привыкания к новому месту и новым условиям будет более простым. В нашем случае очень хорошо было то, что почти половина класса состояла из детей, которые хорошо друг друга знали по курсам подготовки к школе. Также очень приятно и радостно моему сыну было встретить на перемене старшего брата, или просто поздороваться в столовой с сёстрами. Считаю, что следует также вместе с ребёнком купить всё необходимое для школы, чтобы он чувствовал свою важность и причастность к этому процессу. Пусть он сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и прочие мелочи. В нашем случае все вещи были «украшены» любимыми супергероями, которые, несомненно, придут на помощь в случае чего. Отдельно хотелось бы коснуться вопроса посещения «занятий по подготовке к школе». Если честно, я не очень согласна с такой постановкой вопроса, однако, современные условия жизни и требования к умениям будущего школьника таковы, что подобные занятия становятся обычной необходимостью. Поэтому в нашей семье было принято решение посещать такие занятия. И даже не столько с целью научиться читать, считать или писать, а больше для того, чтобы ребёнок понял правила поведения в школе и привык к тому, что же такое урок, и, как нужно вести себя на уроке, а как на перемене. Ну и, конечно же, для того, чтобы познакомиться и подружиться со своими будущими одноклассниками, своим учителем, своим классом и своей школой. В первый же месяц обучения в школе, когда всё, казалось, шло неплохо, сын вдруг стал нервным, беспокойным и раздражительным. Для взрослого человека объёмы нагрузок первоклассника могут показаться небольшими и несерьёзными, а в действительности они могут вызвать сильное умственное и физическое переутомление у маленького человека. Стоило нам только вернуть дневной сон, как мой ребёнок снова стал спокойным и доброжелательным. С необходимостью дневного сна он сам с лёгкостью согласился, аргументируя это ещё и тем, что «он спортсмен, и ему необходимо отдыхать перед тренировкой». Примерно по той же причине, чтобы избежать напряжения и утомления, чтобы ребёнок успевал сделать всё необходимое, чтобы его день был насыщенным и интересным, мы вместе с ребёнком составили режим дня. Причём мной были внесены только несколько «безоговорочных» пунктов: подъём, отбой, дневной сон, время на выполнение домашнего задания… Все остальные «дела» сын заполнял сам, лишь советуясь со мной по необходимости. Там примерно так и было записано, например, «гуляние», «комп» и подобное. Наш режим дня получился ярким, наглядным и разноцветным. Кроме того, он помог моему ребёнку легко и безошибочно ориентироваться в днях недели и во времени. Теперь сын, глядя на собственный «план», легко мог сказать, например, что сегодня вторник, и у него «гимнастика» в семь. Добавлю, что на выполнение домашнего задания нами был выделен чёткий и небольшой отрезок времени (30 минут). Это было сделано сознательно, прежде всего для того, чтобы лишь выработать у ребёнка «полезную привычку» учиться и выполнять задание, и чтобы уроки гармонично и ненавязчиво вошли в привычный уклад и ритм жизни ребёнка, и не воспринимались как «каторга». К сожалению, я нередко слышу такие рассуждения (с которыми в корне не согласна), что, мол, теперь ты ученик, и у тебя нет времени на игры и прогулки… Считаю, что в начальной школе порой просто необходимо делать уроки вместе с ребёнком. Подчеркну: не вместо, а именно вместе. При выполнении каких-то заданий порой достаточно просто находиться рядом, помочь советом или наводящим вопросом, а некоторые придётся именно детально разбирать и «разжёвывать»… Считаю, что обязательно нужно у ребенка развивать самостоятельность, поддерживать уверенность в своих силах. Чаще хвалить за успехи, мягко говорить об ошибках, и о том, что допустить их может каждый, и не нужно бояться их исправить. Для развития самостоятельности мне порой приходилось идти на маленькие хитрости: начав делать задание вместе, я вдруг «срочно» уходила под предлогом, например, проверить, как спит малыш, непременно перед этим похвалив и приободрив сына, и сказав ему, чтобы пока продолжал сам… Очень часто мне оставалось потом лишь проверить сделанное. Необходимо также объяснить ребёнку алгоритм некоторых действий, которые нам, взрослым, кажутся чем-то «само собой разумеющимся». Ребёнка же именно надо научить самой последовательности, «схеме». Как решить задачу, как выучить стихотворение, как составить план рассказа…
Например, «берём дневник, читаем задание, потом берём учебник, открываем на странице… Читаем задачу, составляем схему, записываем решение…И т.д.» Очень скоро ребёнок легко сможет сам самостоятельно выполнять многие задания. Обязательно нужно интересоваться школьной жизнью ребёнка. Однако, такой интерес не должен перерастать в «допрос с пристрастием». Вполне достаточно просто, например, по дороге домой узнать, что было нового по «окружающему миру», или поинтересоваться за обедом, что они ели в школе, или между делом спросить, как поживает его друг Кирилл. Мне достаточно порой просто уловить тембр и интонацию голоса, настроение своего ребёнка, чтобы понять, что всё в порядке. Обо всём новом и интересном сын, чаще всего, рассказывает с большим желанием сам. Следует своевременно преодолевать возникающие трудности в обучении. Нужно помнить, что переучить гораздо сложнее, чем научить. В принципе, почти все предметы даются моему ребёнку легко. Однако, например, с чтением в определённый момент у нас возникли трудности. Ребёнок читал неплохо, однако часто стали проскакивать такие слова «не хочу», «не нравится», «не интересно», «скучно». Моей задачей в этом случае было именно не заставить и убедить, что «надо» читать, а заинтересовать, показать, что чтение - это увлекательно и здорово. Я много читала ребёнку вслух, мы читали «по ролям» и «по очереди», я старалась выбирать для чтения такие произведения, сюжеты и герои которых наверняка были бы интересны сыну. Также в этом вопросе нам очень помогли хорошие аудиокниги, которые сын с удовольствием слушал. Маленькая хитрость: можно начать вместе читать что-то очень интересное, а потом «отлучиться по важным делам». Ребёнок, одержимый интересом, что же там произошло дальше, непременно продолжит читать. Также с большим удовольствием, желанием и важностью мой сын читает вслух своему младшему брату. В том числе и с целью преодоления трудностей в обучении, нужно «взять в союзники» учителя. Скажу, что нам очень повезло с учителем. Она очень внимательная, добрая и отзывчивая, в меру строгая и требовательная, с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Учитель – наш с сыном друг и помощник. Не злоупотребляя вниманием, можно спокойно подойти к учителю после уроков, спросить об успехах и трудностях ребёнка. При необходимости, если возникли какие-то вопросы, проблемы, трудности или сомнения, также можно позвонить или написать сообщение. Например, в какой-то момент у сына вдруг возник такой период, что он стал очень сильно волноваться и переживать отвечать у доски. Ребёнок краснел, бледнел, всё путал и забывал, и очень при этом расстраивался. Не отпуская проблему на самотёк, мы вместе с учителем её решали. Мягко и аккуратно, последовательно и постепенно. Создавая такие «ситуации успеха», которые постепенно прибавляли ребёнку уверенности. И очень скоро все мы забыли об этой проблеме. Как правило, педагоги и психологи рекомендуют на время воздержаться от посещения других занятий, секций или кружков. Однако, я думаю, что это правило справедливо в большей степени для тех занятий и увлечений, которые будут новыми для ребёнка, которые появились в его жизни недавно или даже одновременно со школой. В этом случае они действительно могут «перезагрузить» ребёнка, быть непосильными для его физических и психических возможностей. В нашем же случае прекращать спортивные тренировки мы не стали. Ребёнок занимается спортом давно, это его любимое дело. И тренировки являлись для него некой «отдушиной», возможностью поменять вид деятельности, выплеснуть накопившуюся энергию. Первый год обучения в школе, на мой взгляд, очень важен. Его, я думаю, можно смело сравнить с первым годом жизни малыша. Ведь во многом именно от того, как пройдёт знакомство, «привыкание» к школе, да и весь первый год, зависит всё дальнейшее успешное обучение в школе. Ведь именно в первом классе маленького человека, прежде всего, «учат учиться». И нужно постараться сделать так, чтобы обучение в школе не стало нудной и нелюбимой «обязаловкой», а было действительно интересным, необходимым и любимым делом!


Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
Friкаделька, 1 ребенок
Ого, вы это все сами написали?! Чудесная статья! через пару лет ждем продолжения на тему "как поддержать интерес ребенка к обучению в школе")))
Пожаловаться
Нафейхоа мне эта фейхоа?... Я с вами), 3 ребенка
Сама))) И не просто написала, а прямо-таки "прочувствовала и прожила" ))) У меня вообще этот год особенно насыщенный и интересный)) Когда старший сын пошёл в первый класс, младший как раз родился)) Так что "покой нам только снится" ))
Пожаловаться
Альфа Самка, 1 ребенок
хорошая статья, у нас школа через год, уже переживаю что да как))
Пожаловаться
Нафейхоа мне эта фейхоа?... Я с вами), 3 ребенка
Спасибо) Рада, что вам понравилась статья... И что-то из этого может быть полезным))
Пожаловаться
татьяна каюмова
отличная статья. но все равно я очень боюсь, когда моя дочь пойдет в школу. я тиран и быстро выхожу из себя, когда она, например, не может прочитать или что-то такое... и сраху страх - а как же будет в школе...
Пожаловаться
Нафейхоа мне эта фейхоа?... Я с вами), 3 ребенка
Да, тут уж я "слукавила" в статье, не всё написала)))) Надо было ещё отдельной строкой написать "купить валерианку" )))))) Серьёзно, особенно "в начале пути" были у меня такие моменты, когда, честно, хотелось просто "прибить" сынулю)))))) Действовала так: 1. запретила категорически себе мысли о "рукоприкладстве" 2. Старалась думать только о "пользе" и "эффективности" для самого "процесса" 3. пыталась всегда поставить себя на место сына и осознать, что он действительно не может или не понимает (а не "тупит", как могло бы показаться))))) 4. В моменты "х" просто прерывалась (а дальше - по степени "тяжести" - отвлечься и "перевести дух" - чайку попить вместе с сыном, до туалета даже просто "прогуляться" или ещё что...) И дальше - "в бой"!
Пожаловаться
Ирина, 3 ребенка
поучительно...
Пожаловаться
Mila
Молодец! Все правильно написано, главное на первоначальном этапе не упустить, а потом все легче будет
Пожаловаться
Нафейхоа мне эта фейхоа?... Я с вами), 3 ребенка
Согласна) Спасибо!
Пожаловаться
Королева Виктория
Автор глупая женщина, верующая книгам "Как правильно воспитать детеныша". Очень грустно.
Пожаловаться
Поделиться темой:
Подпишитесь на нас