Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
18 ноября 2015, 11:08, Форум, Обучение и воспитание, Школа

Дисциплина ради дисциплины? (длинная история)


Всем здравствуйте!



Читаю я тему про шнурки и тренера, комментарии, и как-то стало вспоминаться
своё, детское. Не совсем, конечно, по той теме, просто мысли потекли,
воспоминания.

В моем школьном детстве (90-тые годы) было много такого, что сейчас, во
взрослом состоянии, воспринимается не иначе, как глупость и недоразумение
какое-то. В школе с дисциплиной было жестко, учителей мы боялись, боялись
что-то попросить, сказать, защитить себя, отстоять свое право на элементарные
вещи.

Были и вовсе глупые случаи. Помню, был 5 или 6 класс, урок английского. Сижу я
и понимаю, что у меня расстроился кишечник, и до перемены вряд ли я дотерплю.
Бросает меня и в жар, и в холод, дышу глубоко, живот режет, урчит. Не
выдержала, поднимаю руку, чтобы отпроситься выйти. До деревянного туалета в
нашей считай деревенской школе надо было ещё добежать, по дороге заскочив в
раздевалку, на улице зима. А учительница говорит, у нас, мол, урок английского
языка, вот и отпрашивайся на английском языке. Куда там, у меня в голове кроме
мысли, как бы донести, ничего и нет. Спасибо девчонкам, подсказали, я буркнула
слова, меня еще поправляли, в общем, вырвалась я на свободу.

С классным руководителем тоже что-то несуразное происходило. Где-то в тех же
классах (10-11 лет) она объясняла на уроке математику, я слушала и крутила в
руках какой-то листочек, то складывала, то разворачивала, бывает, люди
непроизвольно что-то теребят в руках, когда соображают мозгами. И тут она достаточно
резко подходит и вырывает у меня эту бумажку, бросая на ходу "А еще
староста!". Я совершенно в шоке, ничего не пойму, мямлю "Ну увольте
меня", что первое в голову пришло. Она мне в ответ "Дома так с мамой
будешь разговаривать!". Это только потом до меня дошло, что видать она
подумала, будто я там оригами складываю или прочим способом отвлекаюсь от
урока. Ерунда, а страдала я все выходные, так кошки на душе скребли, что ни о
чем другом и думать не могла.

Я вообще училась хорошо, закончила школу с медалью и всегда считалась
отличником-хорошистом. Любила математику, решала задания, как орешки, чтобы
выполнить не только классную работу, но и домашку успеть, поэтому погружалась с
головой. И тут я вся в учебнике, язык на бок, как меня толкают одноклассники.
Оказывается, в классе из 30 человек пятеро баловались и весь класс поставили
стоять. Я конечно встала. Мы постоянно так стояли. Но, какого черта? Зачем я-то
должна стоять? Я на уроке уроком занималась. Стояла и познавала бестолковую
коллективную ответственность. Как мы могли повлиять на них, если боялись домой
ходить, некоторые мальчишки и камнями и палками швырялись.

С учителем физкультуры вообще отдельная песня. Строго настрого запрещалось
опаздывать на урок, задержание предыдущим учителем не являлось уважительной
причиной. Мы должны были настаивать, требовать отпустить на переодевание.
Однажды первым уроком была алгебра, 5 минут перемены, физ-ра. В 10 классе
девчоночью раздевалку перенесли на 3 этаж, спортзал в подвале. Это было
сумасшествие, когда ты с 3 несешься на 1-ый к техничке за ключом, потом обратно
на 3-й в конец коридора, там переодеваешься, заплетаешь хвост и несешься вниз.
И все за 5 минут. И с алгебры учительница нас задержала, сначала один робкий
голос из класса пропищал про физ-ру, потом другой. Мой голос был третьим и
решаюшим. Как она рявкнула на меня, что я, перетерпев все уроки, пришла домой с
такой истерикой, что мама, недопив на обеде чай,молча пошла в школу выяснять,
почему кл.руководитель, с которой она тихонько поделилась моими неврологическими
проблемами, добавила мне их ещё больше. А что учительница, кричала на всю
учительскую о том, что я не заполняю дневник. Перевела стрелки, так сказать.

Учителя не всегда сразу отпускали с урока, в классах помладше мы галопом летели
вниз, в подвальное помещение, смахивающее на бомбоубежище, стягивали с себя
многочисленные зимние одежки, запрыгивали в майки и шорты, порой на себя ещё
дома приходилось их надевать. Бывало, в этой раздевалке сгорала лампочка,
фонариков и телефонов не было, и тогда случались смешные и одновременно весьма
печальные истории. Опаздываешь, не понять как в этой темноте наощупь
одеваешься, влетаешь в спортзал уже после звонка и обнаруживаешь на себе
наоборот надетые штаны. Что делать? Пока вокруг еще суета, не все собрались, я
вылетаю из спортзала и лечу в сторону ближайшей мальчишеской раздевалки,
сопряженной с подвальным проходом в котельную. В каком-то закутке снимаю тапок,
чтобы переодеть штаны и вступаю...правильно, в мочу. И весь урок я занимаюсь в
промоченном носке и тапке, воняю, но боюсь, страшно боюсь попроситься выйти,
чтобы перестать уже позориться, хотя знаю, не пустят, наругают ещё. Мерзко.
Подруга моя на год старше в темной раздевалке впопыхах футболку наоборот
надела, обнаружила уже в зале, выйти попросилась, а учитель не пустил. Но та
была посмелее, сняла её перед всеми в классе, посверкала нижним бельем,
вывернула и надела обратно.

Сколько этих историй, как я с гимнастического бревна грохнулась страшно на
бедро, через 2 дня опять физ-ра, а я только хромать перестала. Учитель застыдил
и унизил перед всем классом, как я посмела отсидеться на лавке. Потом, конечно,
я стала ходить, а спустя пару-тройку недель опухоль так и не рассосалась, бедро
было как кирпич, твердое. Пошла к хирургу, он меня успокоил, предлагал
освобождение, но узнав фамилию физкультурника, понимающе покачал головой.
Городок маленький, все друг друга знали.

Дети, по каким-либо поводам доведенные до слез, тихо плакали на партах и
боялись, боялись отпроситься и уйти с урока. Для диктантов по русскому мы
сдавали отдельные тетради учительнице, она их потом на диктантах раздавала. Мне
мою тетрадь не выдали, я писала диктант на двойном листке, а учитель потом
отказалась его брать на проверку из-за отсутствия тетради, наругавшись на меня.
Я порвала листок и проплакала последующий урок литературы. Спустя время тетрадь
нашлась. В учительском столе.

А однажды вообще случился треш. В старших классах к нам в школу пришла в гости
бывшая одноклассница, тихая вежливая девочка, мы радостно потрещали на переменке
и я пригласила её к нам на урок литературы. У нас тогда появилась новая
учительница, молодая, веселая, умела с нами подростками находить общий язык, я
получала удовольствие от её уроков, и вовсю нахваливала новую учительницу
бывшей однокласснице. Девочка села сзади, после звонка зашла учительница, и
толком еще не сказав ни слова, кроме стандартного приветствия, как гаркнет на
нее, типа, ты кто такая, кто тебя сюда звал, а ну пошла отсюда! Одноклассница
молча вышла, а я просидела в прострации весь урок, и после звонка подошла
спросить, что же случилось? Оказалось, преподаватель отстаивала свою репутацию,
что же с ней будет, если к ней на урок будут ходить всякие. С тех пор я не то
что любить, уважать перестала такого учителя.

И вот периодически я думаю, до чего же мы всего боялись, забитые тихие дети, ни
во что сами себя не ставили, слово в свою защиту тряслись сказать, по полурока
от классной слушали, какие мы бестолковые, и что ей 40 рублей платят на
руководство. Терпели, молчали. Почему взрослые, чужие и свои, так часто
используют резкость, категоричность, унижения в качестве воспитательного
процесса? Ведь у детей мало опыта, многого они не знают, не понимают, что да
как. Почему нельзя объяснить, научить? Дети словно бы не люди, можно с ними как
со скотом каким-то.

Вот так, с такими историями я постепенно возненавидела и математику, и
физкультуру. Строгость, она ведь должна быть с умом. А у нас детей вечно была
презумпция виновности, даже у тех, кто учился хорошо, спокойно вел себя на
уроках.

И я теперь часто думаю, что очень важно воспитать ребенка уважающим себя. Чтобы
когда ему будет плохо или больно, когда его унизят, чтобы у него хватило
смелости заступиться за себя, уйти. Школа - это ж не тюрьма.

А вы что думаете?
Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
Татьяна
По большей части школа у нас "ломает" ребенка: удобно когда кругом послушные роботы сидят))))
Пожаловаться
Алиция, 1 ребенок
ну можно подумать родители не то же самое делают, нам то ведь тоже удобны послушные дети.
а еще мне нравится аргумент-сейчас не сломаешь потом на шею сядут...
Пожаловаться
Татьяна
Согласна. Но даже если в семье будут воспитывать личность, а не послушного робота, то школа вообще без вариантов: только дисциплина всеми возможными (или не возможными) способами.
Пожаловаться
Алиция, 1 ребенок
чтобы воспитать личность воспитатель должен быть личностью. а я вот за свои 44 года что то маловато наблюдаю таковых в своем окружении.хотя ,честное слово, окружение вполне приличное.
и чтобы не говорили о воспитание семья это еще далеко не все,а вот окружение помимо семьи играет ой какую большую роль.
самый простейший пример - вы можете миллион раз сказать ребенку что ругаться матом плохо, не ругаться дома совсем никогда,но если в школе рядом ругаются то и ребенок ваш будет ругаться. также обстоит дело и с курением - хоть завоспитывайтесь.
я не говорю что вообще не надо воспитывать детей и пустить все на самотек,но помнить о том что окружающая среда оказывает очень большое влияние надо. ИМХО.
Пожаловаться
Татьяна
Сообщение от Алиция, 18 ноября 2015 года в 11:57
чтобы воспитать личность воспитатель должен быть личностью. а я вот за свои 44 года что то маловато наблюдаю таковых в своем окружении.хотя ,честное слово, окружение вполне приличное.
и чтобы не говорили о воспитание семья это еще далеко не все,а вот окружение помимо семьи играет ой какую большую роль.
самый простейший пример - вы можете миллион раз сказать ребенку что ругаться матом плохо, не ругаться дома совсем никогда,но если в школе рядом ругаются то и ребенок ваш будет ругаться. также обстоит дело и с курением - хоть завоспитывайтесь.
я не говорю что вообще не надо воспитывать детей и пустить все на самотек,но помнить о том что окружающая среда оказывает очень большое влияние надо. ИМХО.
Вы всё правильно сказали: ребенок воспитывается не только в семье или школе - это совокупность. Жаль у меня звезды закончились - Вам бы отдала: Вы смогли всё правильно написать.
Пожаловаться
Мария Руденко
Да, окружение формирует человека. Единственное, на мой взгляд, родители, имея авторитет, могут закладывать ценности и корректировать то, что ловит ребенок в среде.
Пожаловаться
Алиция, 1 ребенок
в определенном возрасте у детей родители не в почете, и не в авторитете,к сожалению . у знакомой дочь закурила в 18 лет- абсолютно некурящая семья, интеллигентнейшие родители , хорошая школа и хороший ВУЗ,медицинский между прочим , и вот вам здрасьте. среда ,что сделаешь.
Пожаловаться
Света, 2 ребенка
Сообщение от Татьяна, 18 ноября 2015 года в 11:12
По большей части школа у нас "ломает" ребенка: удобно когда кругом послушные роботы сидят))))
Дисциплина должна быть! Если в классе будет сидеть 30 неуправляемых разгильдяев, что учителю делать прикажете?
Пожаловаться
Татьяна
Сообщение от Света, 18 ноября 2015 года в 11:48
Сообщение от Татьяна, 18 ноября 2015 года в 11:12
По большей части школа у нас "ломает" ребенка: удобно когда кругом послушные роботы сидят))))
Дисциплина должна быть! Если в классе будет сидеть 30 неуправляемых разгильдяев, что учителю делать прикажете?
Дисциплина должна быть, но только какими средствами она поддерживается?
Средства и способы разные - об этом речь.
Бывает, что учитель только "кнутом" дисциплину поддерживает, а бывает учитель может так заинтересовать класс, что ребята сами сидят тихо и к таким учителям и уважение, и любовь от детей.
Пожаловаться
Мария Руденко
А я помню такие уроки, учительница истории иногда добивалась такого, что даже двоечники наши и те с открытыми ртами слушали. Такая тишина в классе, и так здорово. Мне кажется, тут и учитель, и мы удовольствие от урока получали :)
Пожаловаться
Мария Руденко
Ломает, издержки системы образования. Иначе учителю тогда не справиться. Но где же золотая середина?
Пожаловаться
Принцесса Пельмень
Начала читать, после пятого абзаца силы меня покинули.
Если кратко, этот длиннопост что, описание детских обидок?
Пожаловаться
Мария Руденко
Можно прочесть последние абзац-два :)
Пожаловаться
Юлёнка, 2 ребенка
Я прекрасно вас поняла и вспомнила как это было у нас.Точно так же.Но учитывая,что город большой уже могли и не согласиться,и характер показать.Правда сейчас другая крайность.Очень жаль,что в школе никак не найдут золотую середину.
Школу ,кстати,ненавидела. Лучше всего было в колледже.
Пожаловаться
Мария Руденко
Вот да, некоторые современные дети вытворяют такое, чего нам и неснилось. Они-то смогут за себя постоять, да так, что защищать уже хочется учителя. Подруга детства работает в школе. Как что расскажет, волосы дыбом.
Пожаловаться
Alilen, 2 ребенка
И так тоже! Дети в школе прекрасно знают свои права, только к обязанностям относятся , как -будто их нет! Пишут жалобы на учителей, ходят к директору.... так что сегодняшние детки , которым всё позволено .....хороши!
Пожаловаться
Мария Руденко
Хороши. Чем больше звереют некоторые дети, тем больше учителю приходится применять жёсткость, а в это время остаются другие дети, какие-нибудь творческие, ранимые. Я вообще туго понимала материал после ора учителей на балбесов. Все на себя принимала. Лишь бы у меня родился ребенок не такой тюфяк, как я.
Пожаловаться
Alilen, 2 ребенка
у меня уже 2 )))Один с пофигизмом и крепкими нервами, но в школе - идеальный, а другой " тюфяк" за него душа болит, потому что обижают , толкают , в столовой отнимают....и т.д.
Пожаловаться
Мария Руденко
Получается, не воспитаешь это? Какой родился, такой и вырастет?
Пожаловаться
Alilen, 2 ребенка
Стимулировать можно, но личность останется такой же!)))))
Пожаловаться
РоссиЯнка
Сообщение от Юлёнка, 18 ноября 2015 года в 11:29
Школу ,кстати,ненавидела.
я тоже(
Пожаловаться
Татьяна
Сообщение от РоссиЯнка, 18 ноября 2015 года в 11:43
Сообщение от Юлёнка, 18 ноября 2015 года в 11:29
Школу ,кстати,ненавидела.
я тоже(
А много ли у нас школу любили по-настоящему?
Пожаловаться
Виктория Goltz, 2 ребенка
Я школу любила,у меня была замечательная школа и очень много хороших учителей.
Пожаловаться
Мария Горбачёва, 2 ребенка
Я. Хотя и окончила троечницей, лентяйка была та еще. Но воспоминания о школе исключительно хорошие. И об учителях, и об одноклассниках.
Пожаловаться
Жарки, 1 ребенок
Я к вам.У меня тоже о школе нет ни каких приятных воспоминаний,а вот в колледже и институте- да,очень нравилось
Пожаловаться
Поделиться темой:
Подпишитесь на нас