Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
4 августа 2014, 17:04, Форум, Обучение и воспитание, Раннее развитие

Отстаньте от детей! - мнение нейропсихолога

Нашла на просторах инета. Разумно написано, на мой взгляд. Интересует ваше мнение )

Текст большой, разобью на куски, которые буду вставлять в комменты.


"Беседа Ольги Решетниковой с кандидатом психологических наук, доцентом, профессором кафедры клинической психологии и психотерапии МГППУ Семенович Анной Владимировной




— Анна Владимировна, что вы, с точки зрения нейропсихолога, думаете о раннем развитии детей, когда уже с 2,5-3 лет начинают учить читать, писать, считать?





— Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего, кроме травмы, из этого не последует. И это всем однозначно понятно, и доказательств никаких не требуется.




Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому, если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Два-три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития.

Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.


Хорошо, а что скажут ригидные нейропсихологи: все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

- Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?
Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2-3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.




Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь и та, и другая — цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года..."
Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
Злой_Зайка
Вау!!!!! :shock: Аж три темы! 
Пожаловаться
Аляска с коляской, 1 ребенок
Сообщение от Злой_Зайка, 4 августа 2014 года в 17:10
Вау!!!!! :shock: Аж три темы! 
Сглючило ((
Пожаловаться
Аляска с коляской, 1 ребенок
Продолжаю.

"То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.



А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому.

Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.



Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно."
Пожаловаться
Аляска с коляской, 1 ребенок
"— Есть ли среди ваших клиентов дети, ставшие «жертвами» раннего развития? Когда и в чем это начинает проявляться?



— В самых разных вещах, и чаще всего, при поступлении в школу, когда начинается упомянутый уже эффект «вдруг». Мама говорит: «Ах, ничего не было, и вдруг все появилось». На самом деле все уже было: ребенок начинает хуже засыпать, появляется плаксивость, гиперактивность, масса каких-то чисто невротических проявлений — тики, страхи, просто неадекватные эмоциональные реакции на что-либо. Просто в школе ввиду больших нагрузок и новизны ситуации все это начинает ярко проявляться."
Пожаловаться
Аляска с коляской, 1 ребенок
"Но есть еще одна сторона раннего развития, которая меня всегда очень пугает. Я расскажу историю про одну шестилетнюю девочку. Она как раз из раннеразвитых, да еще с папой-художником, который все боялся, что его ребенок будет, как все.

Когда я ее попросила из множества картинок подобрать подходящие друг к другу, то эта девочка «не как все» мне сложила ландыш и циркуль вместе на том основании, что они «шалашиком».

Это можно расценить по-разному. Можно и как повод для чисто психопатологического обсуждения, но поскольку я ее смотрела и по другим методикам тоже, я ей просто сказала: «Жень!» и очень выразительно на нее посмотрела. Она, сразу все поняв, сказала: «Анна Владимировна, ну знаю я, что ландыш подходит к ромашке, но это так скучно…»

На что я ей ответила: «Жень, у меня к тебе большая просьба: когда ты в школу будешь поступать, ты, пожалуйста, ландыш с ромашкой сложи, если можно».



Вы понимаете, все дети разные, и если родители к тому же фиксируют ребенка на его необычности и на том, что он должен быть оригинальным и что он не как все, у него будет масса проблем. Начнем с того, что у него не будут складываться отношения со сверстниками. Потому что его уже приучили, что он такой оригинальный, а он же маленький, саморегуляции и самоконтроля у него быть не может. А вот изгоем он стать может.



А что у Жени, например, будет с учителем? Между прочим, в классе их 30, и если эта девица выдаст вот такое один раз, а потом еще (она ведь самая гениальная), то неизбежно начнутся проблемы."
Пожаловаться
Аляска с коляской, 1 ребенок
"Так что вопрос этот очень сложный и «многоярусный». И последствия непродуманного раннего развития часто приводят к тому, что родители переводят ребенка на индивидуальное обучение или посвящают себя бесконечным поискам «хорошего» учителя или школы.



— Сейчас очень много групп раннего творческого развития, и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?




— Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую или «в живопись», или пусть он вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний.

К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому."
Пожаловаться
Цветочек , 2 ребенка
Узнаю свою дочь))) Она часто проводит очень интересные аналогии. Это просто внимательность к мелочам - и не более того.
Пожаловаться
Ю-Ю, 1 ребенок
Вот это про нашего))). Он тоже несовместимые вещи складывает... но его этому не учили).Я заранее не завидую учителям. У нас в центре все-таки учителя получше, чем в школе - и то за голову от "деток" хватаются).
Пожаловаться
ромина жена
О ужас, у меня ребенок уже считает до 10, с трех лет, и половину букв знает. Поздно мне ваше интервью читать))))))))
Пожаловаться
Аляска с коляской, 1 ребенок
Сообщение от ромина жена, 4 августа 2014 года в 17:10
О ужас, у меня ребенок уже считает до 10, с трех лет, и половину букв знает. Поздно мне ваше интервью читать))))))))
А мне в самы й раз, а то я париться начинаю, что мой мелкий многого не знает ))
Пожаловаться
ромина жена
вы типа себя успокоить?))))
Пожаловаться
Аляска с коляской, 1 ребенок
И себя, и таких же как я ))
Пожаловаться
К
так у нее ребенку 1 10. Тут впору бегать. прыгать . ну пальцами может рисовать. Максимум
Пожаловаться
ромина жена
да? может, у автора есть соседские дети, которые в этом возрасте бегло читают)))
Пожаловаться
К
учебник по физике за 11 класс
Пожаловаться
Аленка, 1 ребенок
Сообщение от Кристя, 4 августа 2014 года в 17:29
учебник по физике за 11 класс
На китайском языке )) Правда я не в курсе, сколько классов в китайской школе :)
Пожаловаться
Аляска с коляской, 1 ребенок
Сообщение от Кристя, 4 августа 2014 года в 17:24
так у нее ребенку 1 10. Тут впору бегать. прыгать . ну пальцами может рисовать. Максимум
Мне невролог одна сказала, что он уже должен все фрукты, ягоды и овощи знать, называть их и раскладывать соответственно по группам. )) Он у меня половину из имеющихся в нашей стране фруктов и ягод ещё и не ел, ибо аллергичный. Ну ладно я знаю, что это бред, но ведь кто-то может и поверить этому горе-неврологу.
Пожаловаться
К
Иди домой невролог. ты пьяна)))))
Пожаловаться
Mary
ооооой. Мне кажется для невролога дело чести - найти отклонения! Я уж куда как "трезва" была по поводу ребенка, со сверстниками общаемся, уровень виденвсегда... А она нам особенно в самом начале ну обязательно отклонение находила. Осматривает его сонного например, выясняет детали (вот как у вас. Какую-то конкретику, которой если учишь - он сделает. А не учишь - и не сделает. И не жизненно важную ведь :) - и какой-нибудь диагноз бахает. Я просто стала избегать походов к ней, хотя по идее один из самых нужных врачей! Но только не так топорно... 
Пожаловаться
Изя Эпштейн, 2 ребенка
Сообщение от ромина жена, 4 августа 2014 года в 17:10
О ужас, у меня ребенок уже считает до 10, с трех лет, и половину букв знает. Поздно мне ваше интервью читать))))))))
у нас тоже,
но она это выучила не специально,
то есть перед нами,
как перед родителями не стояла задача научить дитя считать и писать.
я думаю,
у вас так же получилось.
тут имеется ввиду,
когда целенаправленно учат.
Пожаловаться
ромина жена
Да, нравится просто сыну считать и буквы изучать. Особенно когда в троллейбусе едем или где-нибудь сидим с ним. Я не настаивала, просто отвечала на вопрос "Кака бука";))  
Пожаловаться
Изя Эпштейн, 2 ребенка
Сообщение от ромина жена, 4 августа 2014 года в 17:16
Да, нравится просто сыну считать и буквы изучать. Особенно когда в троллейбусе едем или где-нибудь сидим с ним. Я не настаивала, просто отвечала на вопрос "Кака бука";))  
во!
и мы такие же :D
любознайки
Пожаловаться
ромина жена
и у вас тоже надцать азбук дома?))) картонная, деревянная, бумажная, пластмассовая?))) 
Пожаловаться
Изя Эпштейн, 2 ребенка
Сообщение от ромина жена, 4 августа 2014 года в 17:19
и у вас тоже надцать азбук дома?))) картонная, деревянная, бумажная, пластмассовая?))) 
о да :D:D:D
деревянная самая любимая,
в ней на буквах глазки нарисованы :D
Пожаловаться
Машулик
ой ,да как можно,у меня в год уже алвавит знает,что то в ыотстаёте;)
Пожаловаться
Поделиться темой:
Подпишитесь на нас