Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Воспитание детей. Причинно-следственные связи против наказаний.

Томик Бондаренко
В последнее время часто сталкиваюсь с модной, и вроде бы здравой мыслью. Что надо ребенка воспитывать через последствия его действий.
Пример из статьи. "Порвал куртку, значит придется зашить и ходить в такой (Последствие напрямую связано с событием). Неделю без мультиков и телефона (Нелогичное наказание)"
Объяснение, что в современной взрослой жизни именно так и происходит. Никто не ставит в угол, если плохо работаешь, просто увольняют.
И эффективнее воспитать в детях ответственность именно таким образом. тогда они на собственном опыте научатся отвечать за свои слова/молчание и действия/последствия своих действий.
Схема в целом пришлась по душе. Но мне и раньше не приходило в голову наказывать за разбитое, испорченное
Но есть два типа ситуаций, где у меня это не работает:
1) последствие слишком далеко. 4-летний ребенок не понимает, что если не чистить зубы, появится кариес, зуб будет болеть, придется идти ко врачу и т.д. Во-первых, это далеко и туманно, во-вторых под наркозом им не больно, они еще и хвастаются друг другу пломбами и еще никак не могут оценить насколько это действительно ценно и важно.
2) последствия ребенка устраивают. Если пора спать, а он скачет на ушах и не хочет идти спать, какое последствие? Потратим время, отведенное на чтение книги перед сном (останемся без книги), потом утром тяжело будет вставать (это вообще для него эфемерно), потом мама будет нервничать, будем опаздывать в садик, а мама на работу (да ребенок вообще рад не только опоздать, но и вовсе не ходить) Поэтому то, что можно заболеть и стать перевозбужденным от регулярного недосыпа его вообще не пугает. Сказки про то, что организму нужно отдыхать и прочее тоже не работают

Вопрос. Что разумная педагогика советует в этих случаях.
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
202
Томик БондаренкоВ ответ на Звезда в шоке
Звезда в шоке
Ну как сказать...
Вчера логопед, плюс прогулка 2 раза по 2 часа активная + бассейн час. И хоть бы устал. Но у нас свой метод - в 9 вечера свет выключаем и спим, сын походит, поймет, что все спят, и сам ложится.
История переписки2
что делать если не получается соблюсти режим, например в 9 младшей плохо, рвота, понос, необходимо делать какие-то внештатные процедуры, незваные гости, залили соседи, срочный звонок по работе, или просто ребенок сопротивляется, уходит на кухню, включает там свет и занимается своими делами (опасными, розетки и пр., в общем, такими, что не получится спокойно лежать в темноте в комнате)
Ольга Дьякова, 4 ребенкаВ ответ на Томик Бондаренко
Томик Бондаренко
что делать если не получается соблюсти режим, например в 9 младшей плохо, рвота, понос, необходимо делать какие-то внештатные процедуры, незваные гости, залили соседи, срочный звонок по работе, или просто ребенок сопротивляется, уходит на кухню, включает там свет и занимается своими делами (опасными, розетки и пр., в общем, такими, что не получится спокойно лежать в темноте в комнате)
История переписки3
Вот, кстати, я в детстве не засыпала, пока не смолкнет последний разговор и не потухнет последний ночник в доме, не потому, что они мне мешали, а потому что это нечестно - у всех жизнь продолжается, а меня в койку, как в наказание)) Может, поэтому и своих детей спать не укладывала, пока сама не ложилась.
Таксинья, 2 ребенкаВ ответ на Ольга Дьякова
Ольга Дьякова
Вот, кстати, я в детстве не засыпала, пока не смолкнет последний разговор и не потухнет последний ночник в доме, не потому, что они мне мешали, а потому что это нечестно - у всех жизнь продолжается, а меня в койку, как в наказание)) Может, поэтому и своих детей спать не укладывала, пока сама не ложилась.
История переписки4
Чистый, почитанный ребенок лег отдыхать, а мама одной рукой доваривает суп, другой гладит белье, а ногой моет пол. Конечно, нечестно
Томик БондаренкоВ ответ на Ольга Дьякова
Ольга Дьякова
Вот, кстати, я в детстве не засыпала, пока не смолкнет последний разговор и не потухнет последний ночник в доме, не потому, что они мне мешали, а потому что это нечестно - у всех жизнь продолжается, а меня в койку, как в наказание)) Может, поэтому и своих детей спать не укладывала, пока сама не ложилась.
История переписки4
Я тоже, поэтому ребенка понимаю, но других слов при этом не нахожу.
Звезда в шоке, 2 ребенкаВ ответ на Томик Бондаренко
Томик Бондаренко
что делать если не получается соблюсти режим, например в 9 младшей плохо, рвота, понос, необходимо делать какие-то внештатные процедуры, незваные гости, залили соседи, срочный звонок по работе, или просто ребенок сопротивляется, уходит на кухню, включает там свет и занимается своими делами (опасными, розетки и пр., в общем, такими, что не получится спокойно лежать в темноте в комнате)
История переписки3
Если младшей плохо - лечить младшую. Это форс-мажор.
Гостям в 9 вечера не открывать. Что за гости такие?!
Телефон на беззвучный режим. Мне тоже звонят, но я утром отвечаю.
Заглушки на розетки, замки на окна.
С соседями тоже форс-мажор, бывает.
Наш тоже уходит, но там темно и никого нет, приходит обратно;)
ПятачокВ ответ на Томик Бондаренко
Томик Бондаренко
что делать если не получается соблюсти режим, например в 9 младшей плохо, рвота, понос, необходимо делать какие-то внештатные процедуры, незваные гости, залили соседи, срочный звонок по работе, или просто ребенок сопротивляется, уходит на кухню, включает там свет и занимается своими делами (опасными, розетки и пр., в общем, такими, что не получится спокойно лежать в темноте в комнате)
История переписки3
У Вас это все на регулярной основе случается. Внештатная ситуация она на то и внештатная, чтобы при ней поведение ребёнка менялось. Но вопрос послушания вставать не должен ни в штатной, ни в нештатной ситуации.
ПятачокВ ответ на Томик Бондаренко
Томик Бондаренко
что делать если не получается соблюсти режим, например в 9 младшей плохо, рвота, понос, необходимо делать какие-то внештатные процедуры, незваные гости, залили соседи, срочный звонок по работе, или просто ребенок сопротивляется, уходит на кухню, включает там свет и занимается своими делами (опасными, розетки и пр., в общем, такими, что не получится спокойно лежать в темноте в комнате)
История переписки3
А "Пошёл вон в свою комнату" не работает? У меня один раз закатил истерику (не помню по какому поводу), я его скрутила и запихнула в его комнату. И дверь дверь держала. Выл, бился об дверь, потом надоело и пошёл рыдать в кровать. Через какое-то время пришёл в себя. Ребёнок должен знать, что , если я что-то сказала, то так и будет. Всегда.
Томик БондаренкоВ ответ на Пятачок
Пятачок
А "Пошёл вон в свою комнату" не работает? У меня один раз закатил истерику (не помню по какому поводу), я его скрутила и запихнула в его комнату. И дверь дверь держала. Выл, бился об дверь, потом надоело и пошёл рыдать в кровать. Через какое-то время пришёл в себя. Ребёнок должен знать, что , если я что-то сказала, то так и будет. Всегда.
История переписки4
эмм, просто такой метод не способствует нормальной привязанности, ну то есть примеряя на себя, мне бы не хотелось, чтобы меня "брали силой". в 16 лет скажет хочу в клуб, тогда уж у меня сил не хватит физических запереть его, хочется найти мотивацию сейчас, хочется научиться выстраивать диалог
СветлячокВ ответ на Томик Бондаренко
Томик Бондаренко
эмм, просто такой метод не способствует нормальной привязанности, ну то есть примеряя на себя, мне бы не хотелось, чтобы меня "брали силой". в 16 лет скажет хочу в клуб, тогда уж у меня сил не хватит физических запереть его, хочется найти мотивацию сейчас, хочется научиться выстраивать диалог
История переписки5
Ну ищите сразу мотивацию- к я хочу курить, пить и наркотики употреблять. Решайте проблемы по мере поступления. Сейчас у вас проблема- как говорить чтобы ребенок слушал и как слушать чтобы ребенок говорил- книга есть на эту тему.
ПятачокВ ответ на Томик Бондаренко
Томик Бондаренко
эмм, просто такой метод не способствует нормальной привязанности, ну то есть примеряя на себя, мне бы не хотелось, чтобы меня "брали силой". в 16 лет скажет хочу в клуб, тогда уж у меня сил не хватит физических запереть его, хочется найти мотивацию сейчас, хочется научиться выстраивать диалог
История переписки5
Это не должно быть на регулярной основе. Обычно достаточно одного раза. Дети хорошо запоминают так что я не считаю, что это «брать силой».
ПятачокВ ответ на Томик Бондаренко
Томик Бондаренко
эмм, просто такой метод не способствует нормальной привязанности, ну то есть примеряя на себя, мне бы не хотелось, чтобы меня "брали силой". в 16 лет скажет хочу в клуб, тогда уж у меня сил не хватит физических запереть его, хочется найти мотивацию сейчас, хочется научиться выстраивать диалог
История переписки5
Тогда давайте сначала определимся с терминологией. Что означает "нормальная привязанность"?
олька-болька, 1 ребенокВ ответ на Пятачок
Пятачок
А "Пошёл вон в свою комнату" не работает? У меня один раз закатил истерику (не помню по какому поводу), я его скрутила и запихнула в его комнату. И дверь дверь держала. Выл, бился об дверь, потом надоело и пошёл рыдать в кровать. Через какое-то время пришёл в себя. Ребёнок должен знать, что , если я что-то сказала, то так и будет. Всегда.
История переписки4
нет таких обстоятельств когда можно обсудить то что мама сказала, обсуждается то что мама предложила или спросила, остальное исполняется безпрекословно, правда то что я сказала у нас все же в рамках допустимого а не все, например бегать через дорогу нельзя, один раз решила что мама пошутила побегла, ща я в 2 года ребенку обьяснять буду что такое машины и чем это опасно, люлей отхватила больше не бегает.
ПятачокВ ответ на олька-болька
олька-болька
нет таких обстоятельств когда можно обсудить то что мама сказала, обсуждается то что мама предложила или спросила, остальное исполняется безпрекословно, правда то что я сказала у нас все же в рамках допустимого а не все, например бегать через дорогу нельзя, один раз решила что мама пошутила побегла, ща я в 2 года ребенку обьяснять буду что такое машины и чем это опасно, люлей отхватила больше не бегает.
История переписки5
Согласна. У меня тоже была похожая история. Сыну было около полутора и он не очень хотел ездить в коляске, а хотел ходить. И вот он рванул в сторону ближайшего дома, перед которым была такая дорожка, по которой машины ездят. По бокам машины припаркованы. Я вижу, как в этот проезд поворачивает машина и я понимаю, что водитель это несущееся на кривых ногах тело не увидит, когда оно из-за припаркованной машины выскочит. Я орала «Стоп!!!!» и неслась следом. Я успела. Но ребёнок был силой впихнут в коляску и ему было сказано, что он ещё долго будет в ней ездить полностью пристёгнутый.
олька-болька, 1 ребенокВ ответ на Пятачок
Пятачок
Согласна. У меня тоже была похожая история. Сыну было около полутора и он не очень хотел ездить в коляске, а хотел ходить. И вот он рванул в сторону ближайшего дома, перед которым была такая дорожка, по которой машины ездят. По бокам машины припаркованы. Я вижу, как в этот проезд поворачивает машина и я понимаю, что водитель это несущееся на кривых ногах тело не увидит, когда оно из-за припаркованной машины выскочит. Я орала «Стоп!!!!» и неслась следом. Я успела. Но ребёнок был силой впихнут в коляску и ему было сказано, что он ещё долго будет в ней ездить полностью пристёгнутый.
История переписки6
иногда конечно стоит поговорить, но иногда своевременно выданый люль спасает жизнь. у меня подруга она против физического наказания, дочери уже 7 она все так же может побежать через дорогу, но у моей была психологическая травма а у нее нет, ну и фиг с ними зато я за сердце не хватаюсь при виде дороги)))))
ПятачокВ ответ на олька-болька
олька-болька
иногда конечно стоит поговорить, но иногда своевременно выданый люль спасает жизнь. у меня подруга она против физического наказания, дочери уже 7 она все так же может побежать через дорогу, но у моей была психологическая травма а у нее нет, ну и фиг с ними зато я за сердце не хватаюсь при виде дороги)))))
История переписки7
Я считаю, что не нужно бросаться в крайности. Всего должно быть в меру. Когда-то поговорить, когда-то отдать приказ. Все зависит от ситуации.
олька-болька, 1 ребенокВ ответ на Пятачок
Пятачок
Я считаю, что не нужно бросаться в крайности. Всего должно быть в меру. Когда-то поговорить, когда-то отдать приказ. Все зависит от ситуации.
История переписки8
однозначно. смотреть по ситуации, если это опасно то лучше наказать и больно, если ерунда то хай дите дуреет, когда еще по лужам ползать как не в детстве. а крайности они ни в ту ни в ту сторону не хороши
ШпулькаВ ответ на Томик Бондаренко
Томик Бондаренко
что делать если не получается соблюсти режим, например в 9 младшей плохо, рвота, понос, необходимо делать какие-то внештатные процедуры, незваные гости, залили соседи, срочный звонок по работе, или просто ребенок сопротивляется, уходит на кухню, включает там свет и занимается своими делами (опасными, розетки и пр., в общем, такими, что не получится спокойно лежать в темноте в комнате)
История переписки3
и это все разом?
Наталия Журова
Оба приведенных примера - это не "проступки".
С чисткой зубов сами столкнулись. Дочка в возрасте 1-2 лет не позволяла чистить себе зубы и причесывать ее, такая у нее защита личного пространства была. Мы показывали своим примером постоянно. Она пыталась чистить сама, но вместо чистки закусывала щетку и выдирала ворсинки. Мне это надоело, я убрала щетку подальше до тех пор, пока постарше станет. Еще как-то покупали электрическую щетку, как у нас, какое-то время возюкала во рту, потом бросила. Короче, мне было просто лень придумывать, как бы ее еще завлечь, и зубы ребенок не чистил до 3-х лет. В 3 года в саду им принесли в качестве рекламы по тюбику зубной пасты и две обычные щетки (для зубов и языка), и провели урок-лекцию о важности чистки зубов, она так впечатлилась, что прибежала, и давай чистить. Тут уже мне удалось с ней договориться, что вечером я ей помогаю, а по утрам сама-сама.
Пишу эту историю к тому, но никакие карательные меры, когда она не понимала толком сама, не принудили бы ее к чистке зубов. К 4-летнему ребенку тем более можно найти подход, если не лениться (я, каюсь, ленилась, но спасибо большое садику). А причесываемся мы до сих пор раз в 3 дня, т.к. дочке это почему-то неприятно, но я не вижу смысла настаивать. Просто стрижку делаю. А как-то еще наказывать за "недопуск" к собственному телу, не считаю правильным.
По второму пункту, как мне кажется, наказания вообще не нужны. У кого есть рутина, установленный режим, у того проблем не будет. Ребенок, как правило, уже сам уставший. Даже, если хочет попрыгать, оставляю в комнате, закрываю дверь, ухожу и говорю, прыгай, когда будешь готова спать, позови (ей надо, чтобы с ней полежали). Готова уже через 2 минуты, т.к. самой скучно прыгать. Либо подыгрываю, давай, пою 1 песню про прыгающих обезьян, и потом прыгаешь в кровать. Сейчас, как раз, у нас рутина - совершить гигантский прыжок в кровать, возвестить себя чемпионом прыгунов, и улечься спать).
Томик БондаренкоВ ответ на Наталия Журова
Наталия Журова
Оба приведенных примера - это не "проступки".
С чисткой зубов сами столкнулись. Дочка в возрасте 1-2 лет не позволяла чистить себе зубы и причесывать ее, такая у нее защита личного пространства была. Мы показывали своим примером постоянно. Она пыталась чистить сама, но вместо чистки закусывала щетку и выдирала ворсинки. Мне это надоело, я убрала щетку подальше до тех пор, пока постарше станет. Еще как-то покупали электрическую щетку, как у нас, какое-то время возюкала во рту, потом бросила. Короче, мне было просто лень придумывать, как бы ее еще завлечь, и зубы ребенок не чистил до 3-х лет. В 3 года в саду им принесли в качестве рекламы по тюбику зубной пасты и две обычные щетки (для зубов и языка), и провели урок-лекцию о важности чистки зубов, она так впечатлилась, что прибежала, и давай чистить. Тут уже мне удалось с ней договориться, что вечером я ей помогаю, а по утрам сама-сама.
Пишу эту историю к тому, но никакие карательные меры, когда она не понимала толком сама, не принудили бы ее к чистке зубов. К 4-летнему ребенку тем более можно найти подход, если не лениться (я, каюсь, ленилась, но спасибо большое садику). А причесываемся мы до сих пор раз в 3 дня, т.к. дочке это почему-то неприятно, но я не вижу смысла настаивать. Просто стрижку делаю. А как-то еще наказывать за "недопуск" к собственному телу, не считаю правильным.
По второму пункту, как мне кажется, наказания вообще не нужны. У кого есть рутина, установленный режим, у того проблем не будет. Ребенок, как правило, уже сам уставший. Даже, если хочет попрыгать, оставляю в комнате, закрываю дверь, ухожу и говорю, прыгай, когда будешь готова спать, позови (ей надо, чтобы с ней полежали). Готова уже через 2 минуты, т.к. самой скучно прыгать. Либо подыгрываю, давай, пою 1 песню про прыгающих обезьян, и потом прыгаешь в кровать. Сейчас, как раз, у нас рутина - совершить гигантский прыжок в кровать, возвестить себя чемпионом прыгунов, и улечься спать).
Про рекламу мысль, спасибо.
Наталия ЖуроваВ ответ на Томик Бондаренко
Томик Бондаренко
Про рекламу мысль, спасибо.
История переписки2
По дочери я поняла, что сработало стадное чувство и чувство собственной важности, когда взрослые люди выдали ей персональный тюбик (кстати, они знают, что делают, т.к. с тех пор мы покупаем только эти тюбики, другие не прокатывают:)), щетки разных цветов, показали, как чистить зубы одной щеткой и язык другой (хотя там нечего вычищать с языка). Вот она пришла и несколько дней сама чистила в строгой последовательности, потом я уговорила, что немного помогу, а дальше сама.
Это довольно интересно, что родительский пример почему-то не сработал, а самостоятельный опыт очень даже (И уж про язык речи у нас до этого даже не шло).
Наталия ЖуроваВ ответ на Томик Бондаренко
Томик Бондаренко
Про рекламу мысль, спасибо.
История переписки2
Если совсем никак, выдавайте ему на ночь морковку. Дочка, пока не начала чистить, каждый вечер морковку сгрызала, она неплохо очищает, по крайней мере налета я у нее не видела.
Алена_читательница, 2 ребенка
1. Т.к. зубы у дочки начали портиться в момент прорезывания, то привыкла к обработкам и лечению быстро.
2. А насчет спать в этом возрасте - вариантов было два либо скачет-устает-падает-плачет, либо скачет-орет-падает- плачет, достаточно было сказать нельзя - сразу рев. Лет до 6 только когда проплачется засыпала, невролог говорила так устроена нервная система.
У сына обеих проблем не было.
Мама_в_кубе
На меня в детстве действовал авторитет родителей, муштра. Правда, с подросткового возраста начался юношеский протест, как будто сильно сжатая пружина разжалась, и тогда отношения с родителями сильно разладились, мне стало легче жить отдельно.  

Я так себе воспитатель, воспитательный процесс для меня скорее вынужденность, чем приятность. Чаще шантажирую, не хочешь учить уроки - оставайся без развлечений. Песни про то, что останешься неучем и не заработаешь денег, не действуют. 
Если испачкала, насорила - бери тряпку, убирай. 
За одежду не ругаю, как правило, одежду пачкают и рвут не специально, а в процессе познания мира, пусть лазают, шлёпают по лужам, падают всласть. 
На какие-то мелочи забиваю, в мелочах я пофигистка, по каждому поводу ругать не буду, не хочешь раздеваться, сиди одетая хоть час, не хочешь есть - не ешь, не хочешь спать - не спи, но и другим не мешай. 
За враньё журю слегка, но всегда считаю виноватым того, кому врут, значит ребёнок боится тебя, боится признаться. 
В остальном проблем с непослушанием нет, дети не вредные, умеренно послушные.
Томик БондаренкоВ ответ на Мама_в_кубе
Мама_в_кубе
На меня в детстве действовал авторитет родителей, муштра. Правда, с подросткового возраста начался юношеский протест, как будто сильно сжатая пружина разжалась, и тогда отношения с родителями сильно разладились, мне стало легче жить отдельно.  

Я так себе воспитатель, воспитательный процесс для меня скорее вынужденность, чем приятность. Чаще шантажирую, не хочешь учить уроки - оставайся без развлечений. Песни про то, что останешься неучем и не заработаешь денег, не действуют. 
Если испачкала, насорила - бери тряпку, убирай. 
За одежду не ругаю, как правило, одежду пачкают и рвут не специально, а в процессе познания мира, пусть лазают, шлёпают по лужам, падают всласть. 
На какие-то мелочи забиваю, в мелочах я пофигистка, по каждому поводу ругать не буду, не хочешь раздеваться, сиди одетая хоть час, не хочешь есть - не ешь, не хочешь спать - не спи, но и другим не мешай. 
За враньё журю слегка, но всегда считаю виноватым того, кому врут, значит ребёнок боится тебя, боится признаться. 
В остальном проблем с непослушанием нет, дети не вредные, умеренно послушные.
Вот я боюсь этого юношеского протеста, поэтому хочу (получается, правда, пока плохо) выстроить сейчас доверительные отношения. В идеале, чтобы ребенок чувствовал, что я его отправляю спать потому что забочусь о нем, а не потому что он мне мешает ейчас заняться своими делами.
Аноним 9, 2 ребенкаВ ответ на Томик Бондаренко
Томик Бондаренко
Вот я боюсь этого юношеского протеста, поэтому хочу (получается, правда, пока плохо) выстроить сейчас доверительные отношения. В идеале, чтобы ребенок чувствовал, что я его отправляю спать потому что забочусь о нем, а не потому что он мне мешает ейчас заняться своими делами.
История переписки2
да вы его отправляете спать не потому, что о нем заботитесь, а потому, что просто надо спать. некоторые действия никакого сакрального смысла не имеют, их просто надо делать и все
и как раз об таких мам, которые лебезят перед ребенком и боятся его хоть чем обидеть ноги подростки и вытирают