В последнее время часто сталкиваюсь с модной, и вроде бы здравой мыслью. Что надо ребенка воспитывать через последствия его действий.
Пример из статьи. "Порвал куртку, значит придется зашить и ходить в такой (Последствие напрямую связано с событием). Неделю без мультиков и телефона (Нелогичное наказание)"
Объяснение, что в современной взрослой жизни именно так и происходит. Никто не ставит в угол, если плохо работаешь, просто увольняют.
И эффективнее воспитать в детях ответственность именно таким образом. тогда они на собственном опыте научатся отвечать за свои слова/молчание и действия/последствия своих действий.
Схема в целом пришлась по душе. Но мне и раньше не приходило в голову наказывать за разбитое, испорченное
Но есть два типа ситуаций, где у меня это не работает:
1) последствие слишком далеко. 4-летний ребенок не понимает, что если не чистить зубы, появится кариес, зуб будет болеть, придется идти ко врачу и т.д. Во-первых, это далеко и туманно, во-вторых под наркозом им не больно, они еще и хвастаются друг другу пломбами и еще никак не могут оценить насколько это действительно ценно и важно.
2) последствия ребенка устраивают. Если пора спать, а он скачет на ушах и не хочет идти спать, какое последствие? Потратим время, отведенное на чтение книги перед сном (останемся без книги), потом утром тяжело будет вставать (это вообще для него эфемерно), потом мама будет нервничать, будем опаздывать в садик, а мама на работу (да ребенок вообще рад не только опоздать, но и вовсе не ходить) Поэтому то, что можно заболеть и стать перевозбужденным от регулярного недосыпа его вообще не пугает. Сказки про то, что организму нужно отдыхать и прочее тоже не работают
Вопрос. Что разумная педагогика советует в этих случаях.
Вчера логопед, плюс прогулка 2 раза по 2 часа активная + бассейн час. И хоть бы устал. Но у нас свой метод - в 9 вечера свет выключаем и спим, сын походит, поймет, что все спят, и сам ложится.
Гостям в 9 вечера не открывать. Что за гости такие?!
Телефон на беззвучный режим. Мне тоже звонят, но я утром отвечаю.
Заглушки на розетки, замки на окна.
С соседями тоже форс-мажор, бывает.
Наш тоже уходит, но там темно и никого нет, приходит обратно
С чисткой зубов сами столкнулись. Дочка в возрасте 1-2 лет не позволяла чистить себе зубы и причесывать ее, такая у нее защита личного пространства была. Мы показывали своим примером постоянно. Она пыталась чистить сама, но вместо чистки закусывала щетку и выдирала ворсинки. Мне это надоело, я убрала щетку подальше до тех пор, пока постарше станет. Еще как-то покупали электрическую щетку, как у нас, какое-то время возюкала во рту, потом бросила. Короче, мне было просто лень придумывать, как бы ее еще завлечь, и зубы ребенок не чистил до 3-х лет. В 3 года в саду им принесли в качестве рекламы по тюбику зубной пасты и две обычные щетки (для зубов и языка), и провели урок-лекцию о важности чистки зубов, она так впечатлилась, что прибежала, и давай чистить. Тут уже мне удалось с ней договориться, что вечером я ей помогаю, а по утрам сама-сама.
Пишу эту историю к тому, но никакие карательные меры, когда она не понимала толком сама, не принудили бы ее к чистке зубов. К 4-летнему ребенку тем более можно найти подход, если не лениться (я, каюсь, ленилась, но спасибо большое садику). А причесываемся мы до сих пор раз в 3 дня, т.к. дочке это почему-то неприятно, но я не вижу смысла настаивать. Просто стрижку делаю. А как-то еще наказывать за "недопуск" к собственному телу, не считаю правильным.
По второму пункту, как мне кажется, наказания вообще не нужны. У кого есть рутина, установленный режим, у того проблем не будет. Ребенок, как правило, уже сам уставший. Даже, если хочет попрыгать, оставляю в комнате, закрываю дверь, ухожу и говорю, прыгай, когда будешь готова спать, позови (ей надо, чтобы с ней полежали). Готова уже через 2 минуты, т.к. самой скучно прыгать. Либо подыгрываю, давай, пою 1 песню про прыгающих обезьян, и потом прыгаешь в кровать. Сейчас, как раз, у нас рутина - совершить гигантский прыжок в кровать, возвестить себя чемпионом прыгунов, и улечься спать).
С чисткой зубов сами столкнулись. Дочка в возрасте 1-2 лет не позволяла чистить себе зубы и причесывать ее, такая у нее защита личного пространства была. Мы показывали своим примером постоянно. Она пыталась чистить сама, но вместо чистки закусывала щетку и выдирала ворсинки. Мне это надоело, я убрала щетку подальше до тех пор, пока постарше станет. Еще как-то покупали электрическую щетку, как у нас, какое-то время возюкала во рту, потом бросила. Короче, мне было просто лень придумывать, как бы ее еще завлечь, и зубы ребенок не чистил до 3-х лет. В 3 года в саду им принесли в качестве рекламы по тюбику зубной пасты и две обычные щетки (для зубов и языка), и провели урок-лекцию о важности чистки зубов, она так впечатлилась, что прибежала, и давай чистить. Тут уже мне удалось с ней договориться, что вечером я ей помогаю, а по утрам сама-сама.
Пишу эту историю к тому, но никакие карательные меры, когда она не понимала толком сама, не принудили бы ее к чистке зубов. К 4-летнему ребенку тем более можно найти подход, если не лениться (я, каюсь, ленилась, но спасибо большое садику). А причесываемся мы до сих пор раз в 3 дня, т.к. дочке это почему-то неприятно, но я не вижу смысла настаивать. Просто стрижку делаю. А как-то еще наказывать за "недопуск" к собственному телу, не считаю правильным.
По второму пункту, как мне кажется, наказания вообще не нужны. У кого есть рутина, установленный режим, у того проблем не будет. Ребенок, как правило, уже сам уставший. Даже, если хочет попрыгать, оставляю в комнате, закрываю дверь, ухожу и говорю, прыгай, когда будешь готова спать, позови (ей надо, чтобы с ней полежали). Готова уже через 2 минуты, т.к. самой скучно прыгать. Либо подыгрываю, давай, пою 1 песню про прыгающих обезьян, и потом прыгаешь в кровать. Сейчас, как раз, у нас рутина - совершить гигантский прыжок в кровать, возвестить себя чемпионом прыгунов, и улечься спать).
Это довольно интересно, что родительский пример почему-то не сработал, а самостоятельный опыт очень даже (И уж про язык речи у нас до этого даже не шло).
2. А насчет спать в этом возрасте - вариантов было два либо скачет-устает-падает-плачет, либо скачет-орет-падает- плачет, достаточно было сказать нельзя - сразу рев. Лет до 6 только когда проплачется засыпала, невролог говорила так устроена нервная система.
У сына обеих проблем не было.
Я так себе воспитатель, воспитательный процесс для меня скорее вынужденность, чем приятность. Чаще шантажирую, не хочешь учить уроки - оставайся без развлечений. Песни про то, что останешься неучем и не заработаешь денег, не действуют.
Если испачкала, насорила - бери тряпку, убирай.
За одежду не ругаю, как правило, одежду пачкают и рвут не специально, а в процессе познания мира, пусть лазают, шлёпают по лужам, падают всласть.
На какие-то мелочи забиваю, в мелочах я пофигистка, по каждому поводу ругать не буду, не хочешь раздеваться, сиди одетая хоть час, не хочешь есть - не ешь, не хочешь спать - не спи, но и другим не мешай.
За враньё журю слегка, но всегда считаю виноватым того, кому врут, значит ребёнок боится тебя, боится признаться.
В остальном проблем с непослушанием нет, дети не вредные, умеренно послушные.
Я так себе воспитатель, воспитательный процесс для меня скорее вынужденность, чем приятность. Чаще шантажирую, не хочешь учить уроки - оставайся без развлечений. Песни про то, что останешься неучем и не заработаешь денег, не действуют.
Если испачкала, насорила - бери тряпку, убирай.
За одежду не ругаю, как правило, одежду пачкают и рвут не специально, а в процессе познания мира, пусть лазают, шлёпают по лужам, падают всласть.
На какие-то мелочи забиваю, в мелочах я пофигистка, по каждому поводу ругать не буду, не хочешь раздеваться, сиди одетая хоть час, не хочешь есть - не ешь, не хочешь спать - не спи, но и другим не мешай.
За враньё журю слегка, но всегда считаю виноватым того, кому врут, значит ребёнок боится тебя, боится признаться.
В остальном проблем с непослушанием нет, дети не вредные, умеренно послушные.
и как раз об таких мам, которые лебезят перед ребенком и боятся его хоть чем обидеть ноги подростки и вытирают