Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Интервью с Юлией Колода
Только 10% эмбрионов нормальные
Российская империя
Как одевали детей
10 историй
Звезды занимаются спортом с детьми
13 октября 2010, 13:59, Наши дети, От двух до четырёх

А что будет, если само не пройдёт?

На сайте «Ответы@Мэйл.ru» люди задают любые интересующие их вопросы и все желающие им отвечают, дают советы. Мне, как логопеду, естественно было интересно общаться на страничке «Дети» и «Логопедия». Что я там увидела?

Все уже знают, что логопед исправляет детям звуки, и примерно половина - что логопед лечит заикание. А вот на вопрос «ребенку 3 года, он не говорит, что делать?» самый популярный ответ пользователей - «само пройдет». Это наводит на мысль, что мало кто знает, чем занимаются логопеды, и , самое страшное, чем чревато позднее развитие речи. Не логопеды придумали возрастные нормативы развития речи. Логопеды просто констатировали факт: в год ребенок произносит первые осмысленные слова, в 3 года – разговаривает полноценными фразами. Детский мозг развивается с неимоверной скоростью – «день за год». Задержка речевого развития на месяц в 2 года – даст отставание в развитии личности (уже не только речи) на несколько лет. Ведь речь важна не только сама по себе – она показатель развития личности, и она же инструмент развития личности.

<center>без нормальной речи невозможно развитие полноценной личности.
</center>

Речь и интеллект

Речь и интеллект также взаимосвязаны между собой, как речь с другими высшими психическими функциями.

Всем известно, что при нарушении интеллекта (дебильность, имбецильность и др.) обязательно нарушается речь. Но есть и обратная зависимость: при нарушении речи интеллект, как минимум, не разовьется до своего врожденного потенциала.

В этом нет ничего загадочного или парадоксального. Просто при своем развитии интеллект проходит несколько этапов: предметно-действенный (раннее детство), наглядно-образный (дошкольный возраст) и абстрактно-логический (последующая жизнь). В три годика малышу достаточно взять в руки машинку и повозить её по полу – это развивает его интеллект и мышление. Даже если он не говорит. В пять лет, разглядывая картинки с машинками, ребенок усваивает, что экскаватор, бульдозер, строительный кран – тоже машины, даже, если он никогда не видел их живьем и не катал по полу. И для того, чтобы развивалось наглядно-образное мышление, уже нужны слова: «машины», «транспорт», «мотор», «колеса», «ездят», «перевозят»…

Чтобы усвоить такие понятия, как «вселенная», «любовь», «время», «приятно» «думать» и т.д., нужна достаточно развитая речь, ведь это не вещи, которые можно потрогать, и не образы, которые можно нарисовать, это понятия, объяснить и понять которые можно лишь с помощью слов. Подумайте: как неговорящему ребенку изучать геометрию, историю, географию.… Здравствуй, задержка интеллектуального развития!

Малыш не пользуется словами в 3 года, мама его понимает, ситуативно ребенку достаточно и жестов. Мама радуется – «Он такой смышленый! Всё-всё понимает. Он даже смышленее, чем его сверстники». Разумеется, ведь такому ребенку, чтобы адекватно существовать в обществе, нужно очень сильно стараться, напрягать мозг, чтобы получать от окружающих необходимое без слов. Рано радуемся! Знаете, чем это кончается?

Жил-был такой сообразительный, но неговорящий мальчик. Поскольку дело было давно, логопедов было мало, родителям пришлось ждать, пока мальчику не исполнится 5 лет, и его возьмут в логогруппу детского сада. Его научили там говорить, но поскольку начало речи отставало на 5 лет, выше уровня бытовой речи он подняться уже не смог. После садика он поступил в школу. Но учиться получалось все хуже и хуже. Он пришел ко мне на прием в 13 лет. Ему были нужны постоянные «поддерживающие» занятия. Он не знал названий месяцев года, дней недели, из 4х времен года знал только лето, он не мог складывать числа с переходом через десяток, писал и читал как первоклассник. Напомню – ему было 13 лет. Его мама всегда носила с собой в школу справку, в которой были перечислены его диагнозы: сенсомоторная алалия, апраксия, агнозия, акалькулия. Но самое главное, там было написано «интеллектуально сохранен». Именно это мама предъявляла учителям, когда те пытались перевести ребенка в спецшколу. Ведь он действительно первично был интеллектуально сохранен, т.е. родился умным, просто из-за нарушенного речевого развития не мог освоить программу средней школы. Его мама сама врач и она понимала, в чем причина и следствие. Со второго класса мама возила его в Питер два раза в год, где его лечили и занимались с ним логопеды по месяцу. Но изменить ситуацию радикально уже было нельзя.



Речь и внимание

Внимание – это направленность и сосредоточенность на каком-либо объекте, способность концентрироваться на поставленной задаче, переключаться с одного объекта на другой. Внимание очень трудно отделить от восприятия, памяти, мышления в процессе деятельности человека. Но, тем не менее, про некоторых людей мы говорим – «невнимательный», «рассеянный».

Как часто мамы жалуются: «он меня не слушает», «он меня не слышит», «он меня не понимает», «он забывает, что должен был сделать»…

Все правильно – внимание детей с недоразвитием речи менее устойчиво, особенно произвольное внимание, когда нужно приложить усилие, чтобы сосредоточиться на чем-то. Таким детям трудно сосредоточиться на условиях поставленной задачи, трудно определить последовательность действий.

Еще интересный момент: у детей с нарушениями речи сильнее страдает слуховое внимание, ребенку тяжело сосредоточиться на устных просьбах, особенно многоступенчатых («пойди туда, возьми то, принеси сюда, положи здесь» - 4 ступени). Проще действовать по зрительной схеме. Это объясняется более тесной связью речи и слуха, чем речи и зрения – если нарушена речь, пострадает слух, но не зрение. Конечно, дома мы можем помочь ребенку и давать ему инструкции с учетом его особенностей – хоть записки в картинках оставлять на каждый день. Но как быть в школе, когда учитель, рассчитывая на весь класс, просит: «Отложили ручки, закрыли тетради, окрыли учебники, прочитали параграф №…»? А как тяжело ребенку удерживать внимание при написании слов на уроках русского языка: «путешествие» превращается в «путестие», «сорока сидела на ветке» - «сорока на ветке».

На мой взгляд, наша с Вами забота – дать ребенку дополнительные инструменты в руки – развить его речь, а соответственно и слух, чтобы ему было легко и комфортно учиться в школе.



Речь и восприятие

В японском языке существует тысяча наименований цветов и оттенков цвета. И японцы на глаз различают все эти оттенки. В русском языке есть 9 названий основных цветов и около 10 дополнительных, оттеночных. Сколько Вы оттенков сможете различить, например, в морской волне или в закатном небе?

Не зря философы говорят: любой предмет имеет название, любое слово обозначает предмет, то, что не имеет названия, то не существует. С восприятием именно так – нет слова, нет понятия - нет предмета. Ярче всего это видно, когда дети описывают картинку словами, а потом ее же срисовывают – что не назвал, то и не увидел, не нарисовал.

Посмотрите, как рисует малыш, и если вы учтете его возраст, вы сможете предположить, насколько развита его речь.

У детей с нарушением речи страдают пространственно-временные представления, т.е. ребенок хуже ориентируется в правом-левом (не только «где у тебя правая рука?», но и пространство листа, книги, читаем слева направо, пространство вокруг себя, расположение предметов «поставь справа от…»), хуже ориентируется во времени: «это было завтра», «что будет после понедельника?- вторник – а после воскресенья? – ничего».

Дети с недоразвитием речи с трудом понимают и неправильно используют в своей речи предлоги: «спрятался за дверь – выглянул из двери».

Из-за снижения слухового восприятия, т.н. фонематического слуха, ребенку все равно – коса или коза, экскаватор, эскаватор или экскалатор – он так говорит, он так пишет. Да, это называется Дисграфия, по сути – это болезнь. Но учитель не может ставить пятерки за такие тексты: «Весу жил ёшик сежикой и ешатами». Недавно прочитала статью о том, как наши учителя в школе по 5-10 лет занимаются исправлением дисграфии у своих учеников. Логопед исправляет дисграфию в школе за полгода – год (в зависимости от формы), а до школы за 3-6 месяцев логопед предотвратит возникновение дисграфии, вовремя исправив нарушение фонематического восприятия.

Речь и воспитание.

Многие родители неговорящих или плохоговорящих детей считают, что ребенок просто не хочет выполнять требования взрослых, не желает слушать и правильно говорить. Правильно! Это нормально. Нет, это плохо, это ужасно, но естественно: если ребенок плохо говорит, если он имеет маленький словарный запас, если он плохо произносит слова, значит, он также плохо понимает и обращенную к нему речь. Представьте, если Вы не понимаете, что Вам говорят, чего от Вас хотят – сможете ли Вы выполнить чужую просьбу или пожелание?

Мы говорим ребенку: «Не суй пальцы в розетку!». Что произойдет, если ребенок не знает слово «розетка» или знает слово, но оно не стало для него понятием? Гарантирую, он сунет пальцы в предмет, который мы называем словом «розетка».

Научите ребенка говорить, и он начнет понимать ваши просьбы, требования, желания. С ним можно будет договариваться – не нужно будет наказывать!

Часто воспитатели в детских садах жалуются на поведение наших детишек: «Он стукнул… Он отнял…». Но ведь если мальчик не может словами попросить игрушку, а поиграть с ней очень хочется – он и стукнет, и отнимет. Другие дети стараются с ним не играть, он обижается, бьет и отнимает игрушки. Замкнутый круг? Но как только у ребенка улучшается речь, наш мальчик замечает, что, попросив словами, можно получить желаемое и быстрее и проще – он перестает драться!

Бывает еще забавнее: неговорящие дети 3,5 лет не могут самостоятельно не только одеваться, но и раздеваться, их стараются не брать в детсад – «он не владеет навыками самообслуживания». Научите его говорить – и он сможет «самообслуживаться».

Существуют исследования, проведенные совместно логопедами и психологами. Их интересовало, почему дети с общим недоразвитием речи ведут себя хуже, чем дети с нормальной речью, почему они менее послушны и более агрессивны. Оказалось что агрессия таких детей обусловлена ограниченным словарным запасом: в их лексиконе нет таких слов как «обидно», «стыдно», «злюсь», «радуюсь» – слов, обозначающих эмоции. Без этих слов ребенок не только не может другим людям объяснить свои чувства, он их не может даже осознать у себя. Он не может понять, почему ему плохо – он испытывает стыд за свой поступок или обиду за чужие действия. И потому реагирует всегда одинаково – агрессией. Психологи рекомендовали проводить с детьми с общим недоразвитием речи логопедические занятия по развитию речи с учетом этой особенности, делать акцент на развитии представлений об эмоциях, чувствах людей.

Речь выполняет еще одну функцию в человеческой жизни – регулирующую. Именно речь помогает нам структурировать свои действия, выстраивать их последовательность во времени , по степени значимости, по их допустимости. Взрослый человек пользуется для этого внутренней речью, внутренним диалогом: «Сначала это, потом то… Так не получится… А может, попробовать так?...». Маленький ребенок не перевел еще свою речь во внутренний план, поэтому он решает свои проблемы вслух: «Нельзя» говорит сам себе трехлетний малыш, пытаясь взять со стола хрустальную вазу. И может даже погрозить пальчиком. В этот момент происходит как раз тот самый «внутренний диалог» - ему хочется взять эту сверкающую штуку со стола, но мама грозила пальчиком и говорила «нельзя». Дальше, конечно, что победит – «хочу» или «нельзя» - но речь позволяет обсудить этот вопрос с самим собой. Из этого потом и вырастает регулирующая поведение функция речи. Представьте, насколько сложнее ребенку с речевыми проблемами: у него не хватает средств даже на ситуативную речь, не то что на внутренний диалог со множеством противоречивых желаний, возможностей, запретов, требований… А мы, взрослые, жалуемся, что ребенок «плохо себя ведет».

Логоневроз

Выше было рассказано о том, как серьезные речевые проблемы способны создать проблемы во всех областях жизни человека. А теперь о таких «мелочах» как один нарушенный звук.

Словом логоневроз довольно часто обозначают заикание. На самом деле логоневроз это невроз речи, панический страх речи, или же небольшое беспокойство при общении с другими людьми, но это всегда больно и «лучше промолчу» или «хоть убейте, но я не скажу».

На обследование пришел парень 14 лет с мамой. «Как тебя зовут?» - «Не скажу» -«(допустим) Вася»- отвечает за него мама. «Что вас привело к логопеду?» - «Не скажу». В общем, кроме «не скажу» я ничего и не услышала от молодого человека. Зато мама мне объяснила, что мальчика хотят выгнать из 9-го класса за неуспеваемость, потому что устно от него можно услышать только «не скажу». Причем письменные ответы всегда 4 и 5, и родители рассчитывали, что сын поступит в институт. Но учителя отказываются терпеть такое «безобразное» поведение. «Он же не заикается! Он просто хамит!» Оказывается, мальчик отказывался отвечать, потому что дико стеснялся своего произношения, точнее горлового произношения звуков Р и Рь. Это оказался настоящий логоневроз.

За 6 занятий мы исправили произношение звуков, еще за 4 занятия ввели их в речь – и проблема исчезла. Молодой человек продолжил учебу в школе. Не знаю, поступил ли он в институт, но общаться с людьми, знакомиться с девушками он научился. Он перестал бояться говорить.

Мне становится страшно, когда я думаю, что один неправильный звук может сломать человеку жизнь. Я могу еще упомянуть, как нарушения речи ограничивают выбор профессии, мешают в работе. Вспомните, как часто в предложении работы упоминается слово «коммуникабельность». Это слово обозначает общение с людьми и чаше всего с помощью слов, устной или письменной речи. Мы можем как угодно относиться к своей речи и к речи наших детей, но все мы живем в обществе, и общество предъявляет к нам определенные требования – к статусу, внешности, к речи. И те, кто не соответствуют этим требованиям, отторгаются обществом, отодвигаются на обочину жизни

Итак, позволю себе сделать вывод: для счастливой и успешной жизни человеку необходима полноценная речь, и именно логопед может помочь в улучшении качества речи.
Для того, чтобы отдать свой голос, необходимо зарегистрироваться или войти
Тема закрытаТема скрыта
Жалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Я сегодня добрая
Все равно ерунда. На практике мой сын начал говорить в три года и никаких проблем у него нет. Очень умный мальчик, учится в гимназическом классе, с 4х лет читает. Активный, общительный, сообразительный. Разговаривает быстро. Единственное, произношение звуков мы ему исправляли с логопедом.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Логопед Ирина Петровна, 1 ребенок
Моя статья - переписка определений из учебников по логопедии. Вы можете, считать как угодно насчёт своих детей, но из за таких как вы - дети алалики не получают своевременно квалифицированную помощь. Почитайте - здесь же в коменариях одна есть такая. Спросите её как ей живется. А виновны в этом такие как вы, которые как раз всех под одну гребёнки и чешут давая ...советы - не переживайте само пройдёт. Вместо того чтобы обследоваться у логопеда. Забейте в поисковике слово "алалия" коли мне не верите - сами всё поймёте.И прекратите в конце концов портить людям жизнь. Вы видели соседского ребёнка, нормального а я видела сотни других, по роду своей профессиональной деятельности. И меня всю переворачивает когда я слышу такие ...советы.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Я сегодня добрая
И где вы видели, что я даю такие советы? Читайте лучше. Я лишь не согласна с вашими выписками из журналов, что если ребенок не говорит в два года, то он будет дибилом, тормозным и не доразвитым. Поспокойнее надо быть, женщина.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Надежда Ткаченко, 4 ребенка
полностью с вами согласна, всегда лечу своих детей, если это требуется ,и не жду, когда само собой рассосется )))))))))))))))))
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Я сегодня добрая
А как насчет того, что ребенок сильно отстает в развитии, если начинает поздно говорить?
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Надежда Ткаченко, 4 ребенка
если есть какие то отклонения,то да и надо лечить,а если их нет,то и лечить то ничего не надо)))))))))))))разве не понятно?
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Я сегодня добрая
Задержка речевого развития на месяц в 2 года – даст отставание в развитии личности (уже не только речи) на несколько лет.

Вот это непонятно. Вы считаете если ребенок не говорит в два года - это отклонение и его надо лечить? Как?
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Надежда Ткаченко, 4 ребенка
да ,если так посчитал невропатолог,то надо лечить и лечение назначает врач))))))))))))
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Я сегодня добрая
Т.е. если наследственно ребенок будет говорить в три года, а невролог в два года его полечит, то он и в два заговорит?
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Надежда Ткаченко, 4 ребенка
вы не понимаете,есть когда это нормально и это не лечиться,а есть когда это требует лечения,и решает только невролог)))))))))
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Nataly Egorova
Развитие у каждого ребенка индивидуальное, кто-то раньше заговорит, кто-то позже.
Попытки подкорректировать развитие ребенка с помощью лекарств с целью соответствия нормам, утвержденным Минздравом, могут привести к психологическим нарушениям в более позднем возрасте. В переходном, например. И никогда Вы не свяжете истерики ребенка в 13 лет с лечением лекарствами, воздействующими на нервную систему, в младенчестве.
Все это очень серьезно. Вмешательствo в ЦНС недопустимо.
Никакого финансирования медицинских исследований в России давно нет.
Чем руководствуются отечественные невропатологи неизвестно.
За рубежом, благодаря последним исследованиям, лекарств детям не дают вообще.
Все нарушения речи корректируются только занятиями.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Надежда Ткаченко, 4 ребенка
знаете я думаю иначе,и это мой личный опыт с 4 детьми,у нас хороший семейный невролог,и я ей доверяю полностью,так как однажды доверила ЖИЗНЬ своего сына и он жив и не дебил))))))))))))))
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Nataly Egorova
Так девочки у Вас совсем еще маленькие...
Не портите им жизнь лекарствами, не нужны они.
У меня сыну почти 19. Не ходила ни к одному невропатологу, и не жалею (а причин много было)
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Надежда Ткаченко, 4 ребенка
у меня еще 2 сына:9 и 7 лет.знаете когда ребенок первый родился трупом и его отправили в реанимацию и кололи там дорогие лекарства бесплатно,а потом лежали в больнице в отд.недоношенных и лечились,а потом к этому врачу ездили каждый месяц на осмотр и за назначением лекарств и лечились , благодаря этому врачу мы его выходили , вылечили .а уж консультация с другими детьми к ней само сабой и притом она нас принимает бесплатно,как я могу не верить в то что прошла?
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Nataly Egorova
Какая связь между выхаживанием недоношенности и форсированием речевого развития с помощью лекарств?
Неужели Вам собой это не кажется нелепым - учить ребенка говорить с помощью лекарств?
И даже не учить , а просто ускорять этот процесс у психически здорового ребенка?
Даже за бесплатно не стала этого делать.
Как же Вы переходный возраст пройдете?
Мы обошлись без лекарств, хоть и учился плохо, а сейчас в университете курсовые на 5-ки сдает (по высшей математике и программированию)
И это ЕГО достижения, а не прописанных лекарств!
И я не боюсь, что в один день начнется обратная рекция торможения.
Непредсказуемы такие последствия вмешательства в ЦНС.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Надежда Ткаченко, 4 ребенка
я не боюсь)))можно всех докторов отменить)))))
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Nataly Egorova
И нужно! Только логопеды могут корректировать речевое развитие
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Nataly Egorova
Да и мальчики Ваши еще не выросли, чтобы судить об отсутствии последствий такого "лечения",
а Вы уже рады на форуме вести пропаганду лекарств для ЦНС как заправский специалист.
Может, Вам и удобнее дать таблетку, но детям это точно пользы не принесет :((((
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Надежда Ткаченко, 4 ребенка
сомневаюсь))))))))
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Nataly Egorova
Не сомневайтесь :))) Только вред!
Послушайте мать 19 летнего сына.
Видела его одноклассников, посещающих невропатологов (весь класс таких парней, нуждающихся в коррекции поведения)
Много из них сейчас на наркотиках:(((
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Надежда Ткаченко, 4 ребенка
у нас нормальная школа,и мы не классе коррекции и все благодаря врачу)а за детьми надо следить и воспитывать тогда и наркотики их не коснуться)
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Nataly Egorova
Чушь! Вы не уследите никогда!
Если он привык переживать стрессы и проблемы только с помощью лекарств, прямая дорога ему в наркоманы.
Все так и начинают, с безобидных седативных, постепенно переходя на более действенные.
И сам себя он уже не сможет скорректировать, Вы его к этому приучили
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Надежда Ткаченко, 4 ребенка
да у нас нет седативных средств-пантогам и пантокальцин-это по вашему седативные средства?
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Nataly Egorova
Ну еще, бы вы в 9 лет седативные давали...
Я про переходный возраст говорю.
Вы, похоже, и понятия не имеете, что это такое у мальчишек.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Надежда Ткаченко, 4 ребенка
а что это такое ?расскажите.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Поделиться темой:

Рекомендуем прочесть

Подпишитесь на нас