Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
Поэтому сегодня рассмотрим основные правила, которые необходимо знать для успешной съёмки рассветов и закатов.
1. во время восхода очень сложно оказаться в нужном месте. Если же ночевать на месте, где будет восход, или очень рано встать и прийти/приехать на это место, то можно застать восход
2. на восходе на улицах практически не встретить людей, а на закате их будет много.
3. Другая важная особенность – это эмоциональная часть. Закат переходит от светлого к темному, он успокаивает и готовит нас к ночному отдыху. Восход солнца наоборот переходит от тьмы к свету, от сна к жизни, это как рождение жизни, как прилив энергии.
4. Цвет: закаты, как правило, краснее из-за перемешивания частиц пыли в воздухе после напряженного дня. Эти частицы создают больше красного цвета в атмосфере. Восходы, как правило, имеют большую ясность в воздухе.
Для простоты я буду говорить только про закаты, для рассветов всё аналогично.
Сам по себе закат длится обычно всего несколько минут и является частью "режимного времени", когда солнечный свет наиболее мягкий и благоприятный для съёмки сюжетов с естественным освещением. По мере того, как солнце приближается к горизонту, его лучи проходят всё большую толщу атмосферы, и свет постепенно становится теплее. Момент, когда свет существенно меняет свою температуру по сравнению с полуднем (=жесткий свет), можно считать началом режимного времени. Как правило, это примерно час до захода солнца.
Это время хорошо подходит для съёмки сюжетов, в которых главный объект (например, горная вершина или здание) освещён со стороны. Свет ещё достаточно яркий, так что можно снимать с рук, если вы забыли взять с собой штатив
1. закат требует хорошего динамического диапазона у вашего фотоаппарата. Часто бывает так, что если земля получилась хорошо освещенной (т.е. не темной), то небо оказалось пересвеченным/слишком светлым
И наоборот: если небо получилось хорошо освещенным, то земля оказалась уже слишком темной/недосвеченной
Для решения данной проблемы необходимо хорошо проработать и светлое небо и темную землю
2. бликоустойчивость объектива: при попадании солнца в кадр внутри оптической системы значительно увеличивается количество переотражений света от поверхностей линз, из-за чего картинка теряет контрастность и "расцветает" множеством солнечных зайчиков.
3. Во время съемки заката очень часто возникает такое явление как перетекание заряда с "засвеченных" пикселей на соседние. Это явление называется блюмингом. Результат - "разрастание" солнца в размерах и появление вокруг него цветной каемки.
4. нехватка света: как следствие, при съёмке с рук многие кадры могут получаться нерезкими из-за "шевелёнки".
Удачные снимки — это следствие хорошей подготовки. Важно заранее знать, где, собственно, будет рассвет или закат. Траектория Солнца в течение года меняется — место заката и рассвета будет чередоваться в зависимости от сезона. В планировании съёмок помогают современные технологии. Существуют программы и приложения, которые покажут, где и во сколько будет солнце в тот или иной момент. Такая подготовка особенно важна, если вы путешествуете и у вас есть всего лишь один день на съемку заката/восхода в данном месте.
1. самые интересные закаты бывают во время перемены погоды Закаты в хорошую погоду однообразны и скучны и представляют собой немудреную картину: белый круг (солнце) на розовом или желтом небе. Если же погода меняется, то на небе можно наблюдать облака, зачастую, причудливой формы. Когда солнце садится за горизонт эти облака короткое время светятся ярко-красным светом - не упустите этот момент!
Конечно, можно использовать фильтры, чтобы достичь тот или иной эффект, но не забывайте, что каждая лишняя стекляшка ухудшает бликоустойчивость оптической системы. В условиях такого освещения, как на закате (особенно если солнце в кадре), лучше снять все фильтры с объектива.
Наибольшую ценность при съемке закатов представляет собой нейтральный градиентный фильтр. Он позволяет чуть притемнить небо, чтобы позволить фотоаппарату лучше проработать землю.
Поляризатор при съемке заката бесполезен.
Иногда советуют использовать цветные фильтры: например, оранжевый фильтр для придания снимку оранжевого оттенка. Однако это не очень рационально с точки зрения цифровой фотографии: такой фильтр можно легко применить в Photoshop.
Съёмка заката не является особенной, здесь работают обычные правила построения композиции. Тем не менее, рассмотрим распространённые ошибки:
1. Каким бы шикарным не был закат, не стоит делать небо главным объектом кадра. Главный объект должен быть земным, а закат должен лишь дополнять кадр, подчёркивая красоту этого объекта. Представьте, что заката нет, а вместо него лишь чистое голубое небо. Кадр при этом должен остаться интересным, пусть и менее эффектным.
2/3 кадра отданы земле → фотограф акцентирует внимание на переднем плане
2/3 кадра отданы небу с закатом → внимание на закате.
1. Закаты относятся к жанру пейзаж,поэтому здесь лучше всего закрывать диафрагму, чтобы бОльшая часть снимка оказалась резкой
2. При зажатии диафрагмы до 22 и более общая детализация снимка чуть снижается, но появляется эффект расходящихся лучей от солнца. Возможно, это будет поводом пожертвовать техничностью ради художественности.
4. ИСО: чем ниже, тем лучше. Для этого, возможно, потребуется штатив
5. Баланс белого: здесь нет однозначных рекомендаций. Самой правильной рекомендацией будет снимать в RAW и потом устанавливать нужный баланс белого при обработке в фотошопе в зависимости от своего "видения" сюжета: какая-то фотография будет лучше смотреться в холодных тонах, какая-то в теплых.
6. Фокусное расстояние: при съемке закатов и пейзажей в целом фотографы обычно стараются запечатлеть широкие просторы, поэтому часто используется широкоугольный объектив. Фокусное расстояние от 14 мм до 24 мм – хорошая отправная точка для получения скомпонованного снимка, на котором запечатлено все, что нужно. Но можно использовать и телеобъектив, чтобы сфотографировать лишь один небольшой участок: например цветок на фоне солнца
Нет конкретных правил касательно фокусного расстояния, поэтому не бойтесь экспериментировать!
Снимок выглядит слишком темным? Примените положительную компенсацию. Если он слишком яркий – наоборот, негативную. Экспериментируйте с этой настройкой
8. Затемнение кадра позволит сделать цвета более насыщенными и глубокими. Затемнить кадр можно разными способами: установить отрицательные значения экспозиции, либо уменьшить значение выдержки, либо увеличить значение диафрагмы.
f/22 1/13s 28mm ISO 100
f/11 1/200s 12mm ISO 100
f/8 1/500s 400mm ISO 400
Итак, выше мы рассмотрели одну из проблем, которая возникает при съемке закатов: динамический диапазон. Очень часто динамический диапазон выходит за пределы возможностей камеры, и камерa не может запечатлеть всё на одном снимке. Если экспонировать яркие участки, то тени станут черными. При попытке спасти тени, небо, скорее всего, станет засвеченным и полностью белым. Вот пример, когда на снимке присутствуют либо недосветы, либо пересветы:
Чтобы избежать пересветов и недосветов на снимке и тем самым одинаково осветить все участки на снимке, можно/нужно использовать прием HDR.
Суть данного приема заключается в следующем: обычно делается 3 снимка. Один будет с правильной экспозицией, второй засвечен, а третий слишком темный. Можно сделать и больше снимков (5, 7 или 9), но обычно достаточно трех. На одной фотографии будет хорошо проработано небо; на другой - земля. После того как фотографии готовы, их нужно объединить в одну в фотошопе
Фотография заката может стать значительно интереснее и динамичнее, если включить солнце в композицию. Но тут возникает др. проблема: на снимке появляются блики/солнечные зайчики, вызванные внутренними переотражениями в объективе. Бленда тут, к сожалению, не сильно поможет... Но выход всё же есть. Нужно поставить камеру на штатив и сделать два кадра: один обычный, а на втором закрыть солнце пальцем
Если закрыть солнце пальцем, то блики в нижней части кадра исчезают. Затем в фотошоп можно наложить один кадр на другой, избавившись таким образом от бликов:
Съёмка заката в городе имеет свои особенности. Большой город полон источников света: подсветка зданий, фонарные столбы, свет автомобильных фар итд. И этот свет можно использовать, чтобы делать наиболее эффектные кадры. По мере захода солнца его свет постепенно ослабевает, при этом освещение в городе постепенно включается. Когда интенсивность солнечного и искусственного света примерно сравниваются (30-45 минут после захода солнца), наступает момент равновесия: оптимальное время для съёмки заката в городе. Это равновесие длится недолго, всего 5-10 минут. В это время динамический диапазон сцены минимальный, так что можно снимать без HDR.
Фото 1: закат, 20 минут до момента равновесия, городская подсветка только начинает включаться. Из-за большого динамич. диапазона значительная часть снимка получилась недоэкспонированной:
Фото 2: в момент равновесия яркость естественной и искусственной подсветок уравнивается. Динамич. диапазон сцены минимален. Здесь один кадр, без HDR:
Съемка закатов – очень интересное занятие. Его преимущество в том, что даже не нужно путешествовать. Такое явление, как заход солнца происходит каждый день и его можно запечатлеть практически отовсюду. Даже со своего собственного балкона. Не каждый день может порадовать красивым закатом, но в большинстве случае вам повезет. Конечно, если у вас есть подходящий балкон в подходящую сторону)))
Берите камеру в руки и пробуйте несколько советов из темы. Как и с любым другим видом фотосъемки, чем больше работать, тем лучше навык. Плюс, если овладеть съемкой закатов со своего балкона, вы получите больше уверенности и сможете сделать отличное фото во время путешествия.