Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Интервью с Юлией Колода
Только 10% эмбрионов нормальные
Российская империя
Как одевали детей
10 историй
Звезды занимаются спортом с детьми
14 февраля 2011, 11:32, Досуг, Обо всём на свете

Правда о святом Валентине

Нередко в народном самосознании святые,
прославленные Церковью, ассоциируются с персонажами легенд и сказаний.
Также и церковные праздники зачастую отмечаются далеко не церковно. К
примеру, в день мученицы Татианы (Татьянин день) в дореволюционной
Москве околоточным запрещалось задерживать подвыпивших студентов, а
гуляли они в этот день знатно. Немногим более 10 лет назад в нашей
стране узнали о «новом» празднике с церковным названием: День святого
Валентина, он же «День всех влюбленных». Теперь каждый год 14 февраля
Россию охватывает «любовная лихорадка». Щедрый навар получают
многочисленные дискотеки и ночные клубы, витрины всех киосков заполняют
«валентинки». Однако отношение к этому празднику в обществе довольно
неоднозначно, в том числе весьма критично отзываются о нем многие
педагоги и психологи. И даже в церковной среде нет единого мнения
относительно «Валентинова дня». Так, спросив у нескольких молодых
прихожан об их отношении к празднику, мы получили самые разнообразные
ответы, например: «Для современного молодого человека День святого
Валентина — это одна из добрых традиций, которую он обрел несколько лет
назад – в день 14 февраля сказать своему ближнему слова любви и
признания». «Нормальный светский праздник». «В нем много «не нашего»,
аморального». «До прихода в храм я писала поздравления— «валентинки»
знакомым, коллегам по работе. Сейчас думаю, что надо просто поделиться
тем, что мне стало известно в церкви, может быть, рассказать о понятии
жертвенной любви в христианстве». «Это еще один способ превратить
смертные грехи в «добродетели». Так называемый «День святого Валентина»
– чисто коммерческий проект». Так что же такое этот праздник,
вышедший за церковную ограду из католического церковного календаря, и
какое отношение к этому празднику, названному «днем влюбленных», имеет
священномученик Валентин? Для выяснения этого проведем небольшое
историческое исследование. 14 февраля Католическая Церковь
отмечает память двух одноименных святых –пресвитера Валентина Римлянина
и Валентина, епископа Тернийского. Оба священномученика жили в III веке
в Италии, и оба приняли мученическую смерть через отсечение главы. Так
какой же из двух Валентинов является покровителем влюбленных? Одни
источники отдают предпочтение пресвитеру, другие — епископу. Для
верующего человека самый достоверный источник информации о святом — это
его житие. О чем же повествует житие священномучеников, живших в
первохристианские времена, когда Церковь была едина, и не было
разделения на православных и католиков?
В житии пресвитера Валентина
Римлянина, который прославлен также и Православной Церковью (память 19
июля), сказано о том, что он был обезглавлен по приказу императора
Клавдия после того, как обратил в христианскую веру императорского
советника Астерия. Никакого намека на романтическую историю о любви в
житии святого нет.
О Валентине, епископе Тернийском, в
католическом мартирологе сказано, что сведений о святом сохранилось
немного. Известно лишь, что он излечил сына важного сановника от
тяжелой болезни (в некоторых переводах написано — от жестокого
хондроза), а затем был обезглавлен за распространение христовой веры в
городе Интерамне (современное название города — Терни). Житие
католического святого епископа Валентина Тернийского во многом
напоминает житие православного святого Валентина, епископа Интерамского
(память 12 августа). Совпадает также и время их мученической кончины.
Из жития священномученика Валентина
Интерамского известно, что он был искусным врачом и вылечил сына
ученого язычника Кратона. Беднягу по имени Херимон болезнь скрутила
так, что голова его согнулась до уровня колен, и он никак не мог
выпрямиться (жестокий хондроз?). Причем излечился Херимон не столько
врачебным искусством епископа Валентина, сколько его пламенной
молитвой. После этого случая уверовали во Христа и сам Херимон, и его
ученый отец, и множество обучающихся у него учеников. Прослышав о
массовом крещении язычников, градоначальник заключил епископа Валентина
в тюрьму, где он продолжал лечить всех страждущих и обращать их в
христианскую веру. За что и принял мученическую смерть.
В некоторых православных
справочниках («Полный православный богословский энциклопедический
словарь») епископы Валентин Тернийский и Валентин Интерамский
приводятся, как одно и то же лицо. Другие авторитетные источники, к
примеру, «Полный месяцеслов Востока» архиепископа Сергия, считают, что
для утверждения об идентичности святых нет достаточных оснований, и
делают осторожную пометку: «вероятно, одно и то же лицо». Так или
иначе, самоотверженная жизнь и мученическая смерть этих святых достойна
уважения. Но, опять же, в их житиях мы не находим никаких намеков на
историю с красавицей, которую, по легенде, мученик Валентин исцелил от
слепоты и которой перед казнью написал любовное послание
(«валентинку»). Всех этих событий, положивших основу романтичного
праздника, в житиях ни одного из Валентинов не оказалось. И
действительно, история о Валентине и «валентинках» поначалу никакого
отношения к вышеназванным святым не имела.
История праздника уходит во времена
первых американских поселенцев. Покинувшие родину европейцы бережно
хранили легенды Старого света. Одной из таких легенд и была история
римского патриция Валентина, тайного христианина, жившего в середине
III века в период жестоких гонений на христиан. Валентин не только был
сам христианином, но и слуг своих обратил в христианскую веру. Однажды,
во время тайного венчания его служанки с римским воином, стражники
задержали показавшихся им подозрительными людей, за исключением самого
Валентина, из-за уважения к его званию. Всех задержанных обвинили в
принадлежности к запрещенной секте и поместили в местную тюрьму.
Патриций Валентин тщетно искал
возможности поддержать своих слуг и укрепить их в вере перед неминуемой
для них смертью, пока не повстречал дочь начальника тюрьмы — слепую
некрасивую девочку, над которой все издевались из-за ее недуга. Через
нее-то и решил он отправить весточку в темницу. Поскольку передавать
письменное сообщение было опасно, патрицию пришла мысль отправить в
тюрьму каждому из узников устное послание и вырезанное из бумаги
сердечко, окрашенное в красный цвет, как символ Божьей любви, которая
укрепляет верующих во всех бедах и страданиях. Несколько таких сердечек
с устными посланиями и передала слепая девочка заключенным в темнице
христианам. Ободренные узники приготовились достойно встретить
уготованную им смерть от диких зверей на арене цирка. Но неожиданно в
тюрьму пришел сам патриций Валентин.
Валентин предложил себя в обмен на
свободу для своих слуг. Кровавые сцены на аренах цирка, где голодные
звери набрасывались на христиан, стали уже для жителей Рима обычным
приевшимся развлечением. Но чтобы на арене оказался знатный патриций —
это стоило многого. Всех христиан отпустили, а Валентин, передав
красное сердечко («валентинку») слепой дочери тюремщика, шагнул
навстречу смерти. Взяв в руки бумажное сердечко, потрясенная девочка
вдруг прозрела и увидела свет. Окружающие же неожиданно для себя
обнаружили, что слывшая некрасивой девочка прекрасна.
Так жертвенная любовь патриция
Валентина спасла жизнь его близких и сделала счастливым несчастного
ребенка. Вот такая красивая, по своей сути христианская, история.
Трудно сказать, каким образом
историю мужественного патриция приписали священнослужителю по имени
Валентин, но из Америки в Европу эта легенда вернулась несколько в иной
интерпретации, вместе с шумным праздником, который докатился и до нашей
страны.
В американизированном варианте
Валентин превратился в странствующего монаха, который тайно венчал
влюбленные пары. Задержанный римскими властями, в тюрьме он излечил от
слепоты дочку тюремщика и влюбился в нее. Перед казнью монах Валентин
послал предмету своей любви письмо в форме сердечка («валентинку»), в
котором восхищался ее красотой и молодостью. Вот этот-то факт и
вызывает у православных христиан недоумение. Как мог христианин, тем
более монах, перед лицом мученической кончины, когда Господь
приуготовил ему место в селениях праведных, распалять себя плотской
страстью?
Немало было высказано и напечатано
по этому поводу едкого, уходя от проблемы светского характера праздника
к сомнению в святости самого мученика. Но как оказалось, никто из
священномучеников Валентинов (ни пресвитер Римский, ни епископ
Тернийский, ни епископ Интерамский) к легенде, которая легла в основу
праздника, не имеют никакого отношения.


Так как же относиться ко дню
Валентина, к которому уже готовится молодежь, начиная с детских садов
до университетов и академий? Как воспринимать «день любви», кое-где уже
превратившийся в явное непотребство? Призывы игнорировать празднование
памяти католического святого ничего не дадут, так как выяснилось, что,
во-первых, к празднику он никакого отношения не имеет, а, во-вторых,
святой этот чтится и православными (по крайней мере, один из
предполагаемых прообразов).
Самый эффективный метод
противостоять экспансии западного образа жизни — это возрождение
собственного утраченного. В связи с Днем святого Валентина стоит
вспомнить, что среди почитаемых православных святых найдется немало
таких, жизнь которых достойна подражания для современной молодежи.
Удивительно романтична, к примеру, история благоверного князя Петра и
княгини Февронии Муромских. Излеченный дочерью пчеловода Февронией от
проказы, князь повенчался с ней, но гордые бояре, не потерпев
княгини-простолюдинки, предложили князю отказаться от законной супруги.
Не желая принести в жертву княжению свою любовь и клятву верности,
князь предпочел изгнание. По требованию народа святые супруги были
возвращены в Муром, где княжили справедливо, прожили жизнь долгую и
счастливую и умерли в один день и час, приняв перед смертью иноческий
постриг с именами Давид и Евфросиния. С тех пор родители просят у
святых Петра и Февронии молитв перед Господом за своих детей,
вступающих в брак.
Как часты нынче венчания в храме,
так же и часты просьбы эти церковные браки расторгнуть. В епархиальном
управлении приходиться заводить специальные бланки для написания
прошений о расторжении церковного брака. А все потому, что в
современное понятие любви нынче входит многое — от юношеской
влюбленности до элементарного скотства, но вот о жертвенности ради
любимого и близкого человека как-то забыли. Житие Петра и Февронии —
достойный пример той жертвенности, которой была окрашена и легенда о
римском патриции мученике Валентине, и которая совершенно исчезла из
американизированного ее варианта о монахе мученике Валентине.
Возвращаясь к истории о мученике
Валентине, которую хранили в своих сердцах американские выходцы из
Европы, и которую так опошлили их потомки, можно сказать, что истинное
значение Дня святого Валентина — это готовность отдать себя ради тех,
кого любишь, как около 2000 лет назад ради нашего спасения принес Себя
в жертву Спаситель мира — Господь наш Иисус Христос. Что же касается
шумного светского характера Дня памяти мученика Валентина с его
викторинами, шоу-программами и прочей пошлой мишурой, то за это всем
нам стоит попросить прощения у святого, отдавшего свою жизнь за Христа
и сложившего голову «за други своя».
Валерий Мельников
Настоящая Любовь, она вечна.
Для того, чтобы отдать свой голос, необходимо зарегистрироваться или войти
Тема закрытаТема скрыта
Жалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Железный Феликс, 2 ребенка
дочитать невозможно.
но собственно по дню валентина. насколько я помню из школьной программы(я английский учила еще по старым учебникам) в этот день один священник венчал влюбленных, которым брак запрещали родители. его валентином звали. поэтому и день так обозвали.
теперь объясните мне неграмотной что аморального в том что люди говорят друг другу о своей любви?


СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Elena Schroeder, 2 ребенка
+1 хорошо сказали
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
захаров андрей, 4 ребенка
То, что кто то объясняется в любви ничего аморального нет, да хоть каждый день 24 часа в сутки объясняйтесь в любви, а вот с помощью подмены происходит искажение веры и традиции. Вы зря не дочитали, советую дочитать.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Железный Феликс, 2 ребенка
дочитала. гон полнейший. праздник идет не от того валентина. подставлять не стоит
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
zque@mail.ru
дочитала. гон полнейший. праздник идет не от того валентина. подставлять не стоит
А от какого? (Вы русский язык сознательно коверкаете?)
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Маринушка, 1 ребенок
А у нас в Белгородской области губернатор официальным указом запретил праздновать этот день, т.к. он претит нашей вере...
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
захаров андрей, 4 ребенка
Запрещать как раз не надо а вот разбираться в том что нам навязали как раз надо, большинство крещёных толком не знают основ православия.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ксения, 1 ребенок, беременна 36 недель
Спасибо большое, очень интересно. Вот только с утра подумала: а кто же такой католический святой Валентин, у которого сегодня день памяти? И у нас называют мальчиков Валентинами - это то же или нет? А Вы все объяснили.


СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ёжжжж
ужас-ужас-ужас. Скандалы, интринги, расследования...
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Анабелла Вольдемаровна, 2 ребенка
Прочла всё. Спасибо Валерию Мельникову.
Как всегда, своих слов не нашлось?
По поводу праздника, если кто-то в такой день обретёт свою любовь, то уже дядьки не зря мучились, ведь христианство - это ЛЮБОВЬ!
А она вечна!
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Дарт Вейдер
Андрей!
Ну не надо хоть о Петре и Февронии!..
Все же знают, что она его насильно на себе женила, угрозами и шантажом. В этой истории не все так гладко...
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Катруся, 1 ребенок
Петру и Февронье очень полезно молиться о супружеском счастье в браке,это сятые-покровители брака.Я не знаю,насчет "женила угрозами и шантажом",но они причислены к ликам святых.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Дарт Вейдер
Вот не знаете, так и не говорите. Почитайте сначала Сказание о Петре и Февронии, их жития, и, желательно, на древнерусском, как мне довелось.
А кто куда причислен - это ровно ничего не значит. Вон Николай
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Дарт Вейдер
Второй тоже святым стал. И это после Ходныки, после войн и насилия, по локоть руки его в крови, ан нет - святой теперь...
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Катруся, 1 ребенок
Ну это ваше дело..
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Дарт Вейдер
Значит, читать не будете? Предпочитает жить в неведении и верить тому, что по телеку говорят?
Что ж - дело Ваше...
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Поделиться темой:

Рекомендуем прочесть

Подпишитесь на нас