Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
9 июня 2015, 12:23, Форум, Досуг, Обо всём на свете

Оборотная сторона раннего развития

В одном из жж нашла любопытный текст. По поиску, вроде, ничего похожего здесь не выдало. Интересно мнение людей по этому поводу 

Сегодня, как и 15 лет назад прогрессивные мамы озабочены тем, что ребенка надо развивать прямо таки с рождения. А как же! Ведь "после трех уже поздно". К услугам мам методики Глена Домана, Лены Даниловой (на основе того же Домана, дополненная и адаптированная к российским реалиям), Сессиль Лупан, Масару Ибука (по большому счету вариации того же Домана), Марии Монтессори, Тюленева и Сузуки, система Никитиных, методический материал Кюизенера, Денеша, Воскобовича, Чаплыгина, школа 7 гномов... Думаю, хватит для начала :) И это только то, что я вспомнила, уверена, что подвизаются на поприще раннего развития гораздо больше педагогов, психологов, просто талантливых людей, которым есть, что передать детям. 
Современная жизнь подливает масла в огонь, не отставая в своих требованиях. На моей памяти 3-х летний малыш должен был проходить собеседование, чтобы попасть в элитный детский сад, а собеседования при приеме на курсы подготовки к школе - сплошь и рядом. При этом ребенку уже предъявляется ряд требований, что он должен уметь делать.
Вот и боятся родители отстать от этого темпа. И начинается - не успел человек родиться, как 10 раз в день карточки с кружочками, 5 раз - занятия по программе развития интеллекта, столько же - физические упражнения, сон и сеансы ползания в треке, по дому развешаны карточки со словами, а еще нужно послушать за день несколько музыкальных отрывков и текстов на иностранных языках, позаниматься развитием памяти, зрительного восприятия, тактильных ощущений... 
Думаете, я утрирую? Ничего подобного! Жизнь моих старших детей протекала именно по такому графику с самого рождения. Как и жизнь еще 52-х детишек друзей и знакомых единомышленников, увлеченных в то время ранним развитием. 
Математика, чтение, развитие интеллекта, музыка, рисование, иностранные языки, физкультура, развивающие игры всех сортов - вот что наполняло их детскую жизнь. Времени на "ничегонеделание" просто не было. Если дети просто играли, то взрослые следили, чтобы игра все равно охватывала зону ближайшего развития и тем самым развивала ребенка. На прогулке - занятия по окружающему миру. Кубики Зайцева и штанги Монтессори моя средняя дочь до сих пор вспоминает с ностальгией (как прикольно было первые грызть и вторыми драться :)).
Дополняли картину ранняя социализация и общая развивающая среда (привет монтессори-классам и вальдорфской педагогике, про нее тоже не забыли).
К началу школьного возраста мы все были более, чем довольны результатами: общительные, не по годам физически и интеллектуально развитые, рассудительные, начитанные (а как же, читали все самое позднее с 2х лет), самостоятельные, отлично социализированные, с огромным кругозором дети - о чем еще могут мечтать родители? Такими детьми так удобно и приятно хвастаться :) 
Никаких отрицательных последствий интенсивного раннего развития мы не видели, наоборот, одни плюсы.
А потом у всех начались школы. И школы были уже разные. 
Должна заметить, что не знаю, каков был бы результат эксперимента, останься кто-то из этих детей на домашнем обучение, так как все то поколение, рожденное в 97-2000-х годах, пошло в школы.
Трудности начались с первых классов. Нашим детям попросту было скучно даже в самых продвинутых гимназиях. С одной стороны, они очень многое знали и по многим вопросам гораздо больше, чем предполагала программа. С другой, знания эти характеризовались негибкостью, частичной систематичностью и по отдельным предметам обнаруживались большие дырки, которые не позволяли перепрыгнуть через класс. Ликвидировать пробелы теми же скоростными темпами не получалось, так как желание учиться, познавать новое, искать и добывать знания отсутствовали у этих детей напрочь.
Страшная часть айсберга раннего развития всплыла наружу - эти дети не хотели и не любили учиться! Они привыкли, что новые знания преподносятся им на блюдечке готовыми, загодя, задолго до того, как у них в сознании сформируется запрос на новую информацию. Они не понимали, а зачем нужно еще и еще что-то узнавать, так как сам процесс их уже за 6-7 лет предыдущей жизни изрядно присытил. Мотивация на обучение отсутствовала как факт. 
У кого-то родители схватились за голову и успели вернуть радость познания, к кому-то нашли подход учителя, а кто-то в этом вяло текущем состоянии так и проковылял до почти конца школы (самые старшие сейчас в 11-м классе).
В подростковом возрасте у всех обнаружились и еще ряд проблем, а так как все эти проблемы оказались общими (мы, родители, периодически до сих пор общаемся друг с другом, многие так и работают водной организации, так что информацией обмениваемся), то с определенной долей уверенности можно сказать, что корни этих проблем лежат там же, в раннем детстве, которое целиком было посвящено "развивашкам".
У всех детей очень лабильная самооценка, при этом она скачет от резко заниженной до неадекватно завышенной, но никогда не бывает адекватной.
Почти никто из них не умеет крепко и по-настоящему дружить, хотя поверхностно общаются в коллективе все очень легко. Ни у кого нет "лучшего друга".
Для всех характерна сильная ориентация на сверстников и потеря привязанности с родителями (так ей, привязанностью этой никто и не занимался, как-то не до этого было).
Им очень сложно с профессиональной ориентацией и поиском своего пути в жизни - ничто не привлекает, все уже заранее кажется скучным и неинтересным.
Среди них очень мало творческих людей и практически нет исследователей по натуре, кого бы можно было назвать искателем, экспериментатором.
Зачем я все это пишу?
Оказалось, что за почти 16 лет, прошедших с рождения моего старшего сына, ничего не изменилось. Родители так же гонятся за ранним развитием. Хвастаются успехами своих 3-х, 4-х, 6-ти летних детей... Часто я слышу на мамских форумах от родителей дошколят "мы ходим в садик на целый день и с привязанностью все в порядке"...
А меня так и подзуживает спросить, а каким эти мамы хотят видеть своего ребенка в подростковом возрасте? И готовы ли они в этот сложный период столкнуться с оборотной стороной раннего развития?
Большинство из развивающих методик для малышей не развивают креативные способности, не стимулируют творчество, не учат учиться, не прививают любовь к познанию, вообще не учат осознавать, что вот он, этот познавательный интерес у меня появился и мне надо удовлетворить эту потребность познания нового.
Также большинство обучающих методик учат решать задачу в специально организованной среде, никак не обучая переносу навыка в реальную жизнь. Если Ваш ребенок лихо шнурует рамку монтессори и на соседней так же быстро застегивает пуговицы, это совсем не значит, что завтра он так же лихо будет управляться со своей рубашкой и шуровкой ботинок. 
Все методики Домана - обычное натаскивание, предполагающее переход количества в качество, который не всегда происходит.
Кубики Зайцева отлично учат читать, но за скобками у большинства педагогов, а значит, и детей остается смысл прочитанного и осознание душевных переживаний героев (а этому тоже надо учить - сопереживать, сочувствовать, вырабатывать свое отношение к добрым и злым, видеть неоднозначность мира...)
И так можно продолжать бесконечно. Нет ни одной методики, которая бы развивала привязанность, сердечные отношения, любознательность, спонтанное творчество, жажду познания, стойкость при столкновения с трудностями на этом пути... Лишь только память, внимание, мышление, скорость мыслительных операций, силу мышц, зрительное, слуховое, тактильное восприятие...
А кому что важнее, каждый родитель сам выбирает для себя... и своих детей.

P.S. Сейчас у нас растет младший, ему 6 месяцев. Мы с ним тоже занимаемся отдельными упражнениями из самых разных методик, но только когда и у него, и у меня есть настроение, нам обоим нечего делать и нет настроения заняться чем-нибудь более полезным, например, поесть грудного молока или поспать вместе :), т.е. исключительно ради моего развлечения и не капли не систематически.


Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
Натуся
не осилила
Пожаловаться
Jeanne Sinjean, 2 ребенка
Основной смысл, что многие методики раннего развития убивают в детях любовь к знаниям. В итоге, в подрастковом возрасте большая часть таких детей не любят учиться. И все равно, дети, с которыми занимались в младенчестве сравняются в развитии с теми, кто просто играл =)
Пожаловаться
Натуся
Сообщение от Jeanne Sinjean, 9 июня 2015 года в 12:30
Основной смысл, что многие методики раннего развития убивают в детях любовь к знаниям. В итоге, в подрастковом возрасте большая часть таких детей не любят учиться. И все равно, дети, с которыми занимались в младенчестве сравняются в развитии с теми, кто просто играл =)
возможно...исключение - одаренные дети
Пожаловаться
Jeanne Sinjean, 2 ребенка
Одаренные дети и без каких-либо занятий пробьются. В пример можно того же Ломоносова привести. А середнички будут только страдать от того, что не оправдали ожиданий родителей.
Пожаловаться
Натуся
Сообщение от Jeanne Sinjean, 9 июня 2015 года в 12:37
Одаренные дети и без каких-либо занятий пробьются. В пример можно того же Ломоносова привести. А середнички будут только страдать от того, что не оправдали ожиданий родителей.
дааа...Ломоносов....таких людей больше не будет)
Пожаловаться
Jeanne Sinjean, 2 ребенка
Много таких есть. Брат моей подруги, например. С ним никто особо не занимался. В школе, вообще, отдали на воспитание к бабушки. В первый класс гимназический определили. Сам решил после 9го класса пойти в 239. У нас это спец школа. Потом закончил СПбГУ. Сейчас работает ученым. Пару лет назад его даже в новостях показали, ему дали награду за какие-то исследования. Сейчас ему около 30. Может дальше станет великим ученым)))) кто знает)
Пожаловаться
Натуся
Сообщение от Jeanne Sinjean, 9 июня 2015 года в 13:00
Много таких есть. Брат моей подруги, например. С ним никто особо не занимался. В школе, вообще, отдали на воспитание к бабушки. В первый класс гимназический определили. Сам решил после 9го класса пойти в 239. У нас это спец школа. Потом закончил СПбГУ. Сейчас работает ученым. Пару лет назад его даже в новостях показали, ему дали награду за какие-то исследования. Сейчас ему около 30. Может дальше станет великим ученым)))) кто знает)
есть надежда)) дай Бог
Пожаловаться
АЛЁНУШКА, 1 ребенок
когда? полжизни прожито уже...
Пожаловаться
Jeanne Sinjean, 2 ребенка
Что по Вашему пол жизни? Жизнь она длинная. У меня приятельница в ВУЗ поступила только в 45 лет и закончила его с отличием! Тот же Ломоносов в первый класс пошел в 18 лет. Над ним все смеялись. В итоге, много всего для страны сделал.
Пожаловаться
Зимний сад, 1 ребенок
И еще одна глупость! Почему мы искренне верим. что Ломоносов в свои 18 лет пошел пешком за обозом в Москву, чтобы учиться читать и писать???? Он был сыном зажиточного помора, в доме было полно книг - но Михаил "вырос" из них, и решил повысить свой уровень культуры, учиться в Славяно-греко-латинской академии, где давали ВЫСШЕЕ на то время образование. а не учили складывать буквы и считать по пальцам!

Любые крайности нехороши - как заорганизованность детей. так и их полная "беспризорность", в том числе и в плане умственного развития!
Пожаловаться
Jeanne Sinjean, 2 ребенка
Ну, я читала, что Ломоносов сбежал от женитьбы (его насильно хотели женить). Да, поступил он в 19 лет не с нуля, умел читать и писать и имел базис знаний, но это не отменяет, что он поступил в класс, где все его одноклассники были намного его младше. Писали, что из-за этого он подвергался насмешкам. Не постеснялся же взрослый детина с низов учиться. А тут многие пишут, что после 20 уже поздно. Все пора к старости готовиться. Я в новостях читала, что в Европе есть люди, которые в 80 и 90 лет начинали учиться чему-то новому или высшее образование шли получать. Ограничения в голове у самого человека.
Пожаловаться
Елена Ланкина, 4 ребенка
Какие пол-жизни? С 30 до 45 самый "продуктивный" период, жизнь только началась.
Пожаловаться
АЛЁНУШКА, 1 ребенок
Вы - оптимистка!
Пожаловаться
Дядя моей подруги до 45 лет работал наладчиком на Камазе. А в 45 уехал в Москву поступать в Тимирязевку. Сейчас ему почти 80, он доктор сельхоз. наук, пишет статьи, у него своя опытная станция по смородине и груши, несколько новых сортов.
Пожаловаться
Jeanne Sinjean, 2 ребенка
Уважаю таких людей! Они не боятся идти против всеобщего "куда тебя в таком возрасте заносит?"
Пожаловаться
Vera Kovarski, 1 ребенок
Сообщение от Натуся, 9 июня 2015 года в 12:38
Сообщение от Jeanne Sinjean, 9 июня 2015 года в 12:37
Одаренные дети и без каких-либо занятий пробьются. В пример можно того же Ломоносова привести. А середнички будут только страдать от того, что не оправдали ожиданий родителей.
дааа...Ломоносов....таких людей больше не будет)
Ломоносов, Моцарт - (еще десяток ранних талантов и гениев) - это люди штучные. Их не натаскивали по разным методикам, они такими родились.
Ломоносову было САМОМУ интересно учиться всему (литература, физика, химия и т.д. без кубиков и методик).
Моцарт САМ хотел играть и создавать музыку.
Вот Паганини однако ж, пришлось одолевать скрипку под яростным давлением отца. Но ведь мы не знаем что бы было, не полюби маленький Николо эту скрипку.
Так что я не против развития детей, но пусть у них остается время и желания просто играть в свое собственное удовольствие, а также бегать, скакать, лазать и прыгать.
Пожаловаться
Натуся
Сообщение от Vera Kovarski, 9 июня 2015 года в 13:25
Сообщение от Натуся, 9 июня 2015 года в 12:38
Сообщение от Jeanne Sinjean, 9 июня 2015 года в 12:37
Одаренные дети и без каких-либо занятий пробьются. В пример можно того же Ломоносова привести. А середнички будут только страдать от того, что не оправдали ожиданий родителей.
дааа...Ломоносов....таких людей больше не будет)
Ломоносов, Моцарт - (еще десяток ранних талантов и гениев) - это люди штучные. Их не натаскивали по разным методикам, они такими родились.
Ломоносову было САМОМУ интересно учиться всему (литература, физика, химия и т.д. без кубиков и методик).
Моцарт САМ хотел играть и создавать музыку.
Вот Паганини однако ж, пришлось одолевать скрипку под яростным давлением отца. Но ведь мы не знаем что бы было, не полюби маленький Николо эту скрипку.
Так что я не против развития детей, но пусть у них остается время и желания просто играть в свое собственное удовольствие, а также бегать, скакать, лазать и прыгать.
в целом согласна)
Пожаловаться
Jeanne Sinjean, 2 ребенка
Читала про Паганини. До него пытались натаскать его старшего брата. Тот вздохнул с облегчением, когда на младшего переключились))) Но там родители ради заработка на детях по-моему это делали =(
Пожаловаться
катя этина, 1 ребенок
Моцарт родился в семье скрипача и отец его страстно мечтал сделать его великим композитором. И не занимайся его сестра и отец музыкой, может и остался бы в нем этот талант нераскрытым.
Пожаловаться
Бронетемкин, 2 ребенка
Вот именно! У нас девочка была в школе, гениально играла на виолончели. При этом ее не тиранили этой игрой с утра до вечера. В музыкальной школе педагог расстраивалась, что у нас нет учителей должного уровня, чтобы талант этой девочки поддерживать. В гнессинку ее взяли с ходу, а потом переправили в Италию, потому что преподающий профессор сказал, что не справится с таким владением инструмента. В Италии ее ждали и "боролись" между собой два маэстро. Так и живет сейчас в Италии. Тоже считаю, что таких единицы, и это именно талант. А когда таланта нет, то незачем тиранить ребенка, просто заниматься не напряжно, для общего развития.
Пожаловаться
Зимний сад, 1 ребенок
Какая глупость: "Одаренные дети и без каких-либо занятий пробьются"!!!!! Талант, Божий дар - это как будто алмаз. Пока его не огранишь - булыжник булыжником, смотреть противно, а как только побывает в умных руках ювелира, получит огранку (да не просто "какую-нибудь", а такую, которая не противоречит его природным линиям разлома и подчеркнёт все его достоинства!) - вот тогда это будет БРИЛЛИАНТ!

Мы с учениками задаемся на уроке музыкальной литературы вопросом: "А что, если бы Моцарт родился в другой семье? И его отец был бы не придворным музыкантом, капельмейстером (руководителем оркестра и композитором), а, например, сапожником?" И именно ДЕТИ меня убеждают, что в лучшем случае Моцарт был бы выдающимся ремонтником подметок, так как слышал бы, как и в каком месте скрипит "прореха"! Ах, да, я же забиваю чистые детские головы всякой ерундой - музлитературой, а дети-то должны расти как сорная трава - чему научился сам, то и ладно...
Пожаловаться
прост
Огранка таланта и попытка сделать талант из середняка - разные вещи. Никто не пишет, что дети должны быть "без всяких занятий", где вы это углядели?
Пожаловаться
Марина Я
Сообщение от Ия, 10 июня 2015 года в 09:21
Огранка таланта и попытка сделать талант из середняка - разные вещи. Никто не пишет, что дети должны быть "без всяких занятий", где вы это углядели?
вот:
Одаренные дети и без каких-либо занятий пробьются.
Пожаловаться
прост
Это же не значит, что если ребенок одаренный, он вообще не пойдет в школу. Автор имел в виду дополнительных и усиленных.
Пожаловаться
Jeanne Sinjean, 2 ребенка
Согласна. Не правильно выразилась. Я, в основном, за то, чтобы не мучать детей у которых явно никакого таланта нет. Много слышала историй, что люди после окончания муз школы сжигали скрипки и на километр не хотели подходить к фортепьяно.
Пожаловаться
Поделиться темой:
Подпишитесь на нас