Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
16 сентября 2015, 16:44, Форум, Досуг, Обо всём на свете

Мифы о возникновении мира у разных народов

Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях
Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
Так, согласно, иудейской мифологии: «Бог создал Небеса из света Своих одежд. Он создал Землю из снега, что был под его Священным Престолом. Он бросил его на воду, и вода, застыв, превратилась в прах. Земля и Море тоже стали простираться дальше и дальше.» Или по-другому представлению: «Бог сплел вместе две нити – огненную и снежную, чтобы создать Свой мир; и еще две – огненную и водную, чтобы создать Небеса.» Другие считают, что Небеса были созданы из снег
Пожаловаться
Это где такое у иудеев?Кто так Библию переводит?Руки ему оторвать
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
Однако, если иудейские мифы близки к библейским, самыми древними из дошедших до нас они не являются. Родиной большинства мифов, по историческому праву, является Малая Азия.

Малая Азия – колыбель всех народов, начало всей человеческой истории, поэтому большинство мировых мифов явно несут на себе влияние забытых и угасших преданий, корнями своими из этих древнейших мест. Нет нигде в мире истории более древней, чем история Двуречья и Египта. Часть древнейших шумерских мифов таких, как о Сотворении мира и Всемирном потопе, оказали большое влияние на мифологию многих, особенно близлежащих, народов. Возможно как сохранившие корневые, более глубинные знания о допотопной древности, шумерские мифы нашли свое отражение и в начальной части Библии – «Бытие».



В начале был Хаос. В Хаосе царили силы разрушения: Бесконечность, Ничто, Небытие и Тьма. Разрушительным силам Первозданного Хаоса противостояла Великая Восьмёрка созидательных сил. Мужские божества этой Восьмёрки - Хух (Бесконечность), Нун (Вода), Кук (Темнота) и Амон ("Невидимый", т. е. Воздух) - имели облик людей с головами лягушек. Им соответствовали женские: Хаухет, Наунет, Куакет и Амаунет - богини со змеиными головами. Боги Великой Восьмёрки плавали в Первозданном Океане. Из земли и воды они создали Яйцо и возложили его на Изначальный Холм - "Огненный остров". И там, на острове, из Яйца вылупился бог Солнца Хепри - "молодой Pa".

Однако по другой версии, солнечное божество, осветившее землю, пребывающую во мраке, родилось из цветка лотоса, чудесным образом выросшего на Изначальном Холме. Когда младенец Ра только-только родился, он заплакал от радости, и тут же из его слёз, упавших на Холм, возникли люди.

В "Книге Мёртвых" – древнейшем памятнике письменности Египта, сохранились фрагменты еще одного мифа: яйцо, из которого родился бог Солнца, снёс на Изначальном Холме Великий Гоготун - белая птица, первой влетевшей во тьму и нарушившей вековечное безмолвие Хаоса. Великий Гоготун изображался в виде белого гуся - священной птицы бога земли Геба.

И это далеко не единичный случай, когда в роли божества, рождающего Солнце и творящего мир, выступает животное или птица. Сохранились следы предания о том, что Солнце рождено в виде золотого телёнка небом, которое само представлялось огромной коровой с рассыпанными по всему её телу звёздами. Или существовал миф, по которому небо представлялось свиньей, а звёзды - рожденными ею поросятами. По иным воззрениям египтян, Солнце - это огромный шар, который катит по небу солнечный жук. Чаще небо мыслится в виде богини-женщины Нут, тело которой изогнуто над землёй, а пальцы рук и ног опираются на землю. Нут рождает солнечного младенца, творящего затем богов и людей. Нут почиталась величайшей матерью и самого Солнца и всей вселенной.
Пожаловаться
Аленка, 1 ребенок
Можно чутт-чуть уточнить? Это все-таки библейские мифы близки к иудейским... Библия списана с Торы. Христианству 2000 лет, а иудаизму более 5 тыс )))
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
Можно и нужно))) Спасибо
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
По шумерской мифологии первоначально всё заполняли вечные воды дочери океана Намму - Праматери. В этом первичном море и зародилась неким образом Вселенная, состоявшая вначале из неразделимого единства куполообразного Неба, водрузившегося над плоской Землей. Когда ж Намму разделила их, то Ки (Земля) вскоре родила сына-первенца Энлиля – могучего бога воздуха, а Ана (Небо) стал его отцом.

Далее Энлиль фигурирует как «отец богов», «владыка небес и земли», выступает и в роли бога-громовика под именем «господин грозы», а также он - «царь всех земель», позднее цари и правители, похваляясь своей значимостью, утверждали, что именно Энлиль наделил их властью.

Следом в шумерских мифах появляется сын Энлиля – бог воды и мудрости Энки, которому предстояло довершить начатое отцом творение.

И сотворил бог Энки Дильмун – «чистую», «непорочную» и «светлую» «страну жизни», которой неведомы были болезни и смерть. Призывает Энки Уту, бога солнца, и приказывает ему наполнить Дильмун свежей водой, принесенной с земли. Уту выполняет приказание, и страна превращается в божественный сад с плодоносными зелеными лугами и долинами.

В этом раю Нинхурсаг, великая богиня-мать шумеров, выращивает восемь растений, которые Энки безжалостно съедает, и несет за это наказание: у него заболевают восемь органов. Когда он начинает излечиваться, то из его органов появляются новые боги и богини. Одним из больных органов Энки было ребро. По-шумерски ребро – звучит «ти», поэтому богиню, появившуюся из ребра Энки, зовут Нин-ти - «госпожа ребра». Однако у шумерского слова «ти» есть и другое значение: «оживлять», «давать жизнь», таким образом, Нин-ти – это еще и «госпожа, дающая жизнь», что созвучно библейскому имени Ева.

Существует миф о том, как Энки и Нинхурсаг вдвоем сотворили первого человека из «глины (взятой) из бездны». Нинхурсаг, как великая мать и земная богиня, «производящая потомство», считалась не только матерью всех живущих, а, в первую очередь, матерью земных царей.
Пожаловаться
Вообще то нет.Первобоги- Апсу и Тиамат,Апсу усыплен Тиамат а она убита Мардуком
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
Понятие о хаосе, как первооснове всего сущего, в той или иной форме, присуще большинству мировых мифовоззрений.

Например, по одному из наиболее популярных мифов Древнего Китая о сотворении мира, известного со II в. до н. э., следует, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой сформировались два начала — Инь (мрачный), управлявший небесами и Ян (светлый), владеющий землей.
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
С пустоты начинается процесс формирования мира и в древне-исландских языческих сказаниях.

Космос возник из пустоты Гинугага, а весь последующий мир был создан из тела двуполого великана Имира. Выкармливала этого великана корова Аудумла, а из соленых камней, которые она лизала, возник Бури, отец богов, среди которых будет и Один. Затем Один с братьями Вили и Bе убьют Имира, а из его тела сотворят мир. Плоть Имира стала землей, кровь — морем, кости — горами, череп — небом, волосы — лесом, а ресницы — стенами Мидгарда, сказочной страны. Сыновья Бора затем оживили деревянные изваяния людей, населив ими свое царство. В мифе говорится, что поначалу люди были бездыханны и не имели судьбы. Оживили людей боги, но судьбу им дали норны – богини судьбы.
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
«Тьма изначальная» - всё тот же хаос, присутствовала в представлениях древних славян как западных, так и восточных.

«И была тьма изначальная, и жила в той тьме Мать Времени, великая Мать мглы и вечности – Сва. И тосковало сердце её, захотелось ей узнать смех детский, ручонки нежные, и взяла она тепло души свое, и, держа в руках, свернула в спираль, скатала зародыш огненный. И из того зародыша огненного сделала сына своего. И родился сын из зародыша огненного, а из пуповины родился змей огнедышащий, имя ему - Ферт.

И стал змей мудрый другом сыну Сва - Сварогу. Играя, вместе росли они. И стало скучно Сварогу с матерью, ибо стал он уж юношей. И схотел он тоже иметь детей маленьких. И попросил он мать помочь ему. Согласилась Мать Времени. Она взяла от души своей и дала проглотить это змею мудрому. Прошло много времени. И однажды проснулся Сварог. Взял посох богатырский и прикоснулся к хвосту змея-Ферта. И выпало из змея яйцо.

Подхватила его Мать Времени и, разбив, звезду сделала. Еще раз нажал Сварог посохом на хвост змея огненного, и еще родился ребенок (сын или дочь) у бога с богинею. Так рождены были все дети его и Матери Времени – Сва.

Как же всё живое появилось на свете белом?

Уснул Сварог, лег на змея-друга и свернулся змей, став ложем для побратима своего. Мать Времени, богиня Вечности, захотела удивить сына своего. Взяла в ладошки звезды ясные, содрала со змея шкуру старую, смолола всё это в пыль серебристую. Взмахнула руками лебедиными, и рассыпалась пыль по небу звездному. И от той пыли всё живое народилось. И ушло на то не день, не два и не тысяча лет.

Человек так же сделан был, только в тело его Великая Мать всего сущего душу вложила. Душа же та – дыханье спящего сына Сварога. Может, оттого и спит душа в теле нашем и просыпается лишь в годину трудную. Может, и правильно оное, ибо, если б думал человек только о возвышенном, не заботясь о хлебе насущном, люди бы вымерли. Знай, рожден человек и богом, и змеем. От того заключено в нем и хорошее, и плохое. Левая половина змеева, а правая – звездная. Важно только следить ему, чтоб плохое и хорошее, зло и добро, в равновесии находились, он от того только выиграет. Если злого больше будет – сгорит душа в пламени огненном, в пламени злости и зависти. И не будет от жизни той ни пользы, ни радости. Коль добро перевесит, то скучен станет для людей человек тот, сильно праведный зануден более, чем надобно. Поучать берется без меры он. Наставления же его не от сердца часто идут. Нуден такой человек и смешон.

Но любят всех своих детей отец с матерью. Каждый им ребенок мил по-своему. Любит Сварог и друга Ферта верного. Раз в год гуляет Сварог с посохом по небосклону и от тех шагов звезды падают и рождается пространство, форма, время.

Но не вечны, как и люди, звезды на небе. Не вечен и сам Сварог. Всему есть смерть и рождение. Настанет час, и погубит Сварога друг, друг любимый, змей огненный. Изрыгнет он из пасти огонь смердящий, словно тысячу солнц жарких. И погибнут звезды в пламени. И погибнет всё живое на свете белом. Но, погибая, возродится. Произойдет обновление. Так было уже и так будет. И при смерти богов и змея огненного соберутся души их и души людей в единое целое, в одну общую спираль, и взлелеет это целое Мать Времени. И добавит к нему частицу души своей. И появится из этого со временем зародыш огненный, и появится огонь, земля и вода, и повторится сначала всё, и вернётся на круги свои. Так было, есть и будет…»
Пожаловаться
kiara
обожаю этот миф, он доказывает что все таки была эволюция,что время циклично, и что галактика создалась из хаоса, и когда-то наша планета тоже уйдет в небытие, и возможно где-то зародится новая "наша" галактика с похожей планетой. Вообще славяне молодцы, мозгов и правильного мышления тогда побольше было,чем после прихода христианства.
Пожаловаться
Ну все что вы сейчас сказали и Христианство не отрицает.
Пожаловаться
И из какого письменного источника сие взято?Учитывая что древних источников до нас не дошло,сомневаюсь в достоверности этого мифа
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
Древняя Греция
Сначала существовал Хаос.

Боги, появившиеся из Хаоса: Хронос (Время), Гея (Земля), Эрос (Любовь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак) и Нюкта (Ночь).

Боги, появившиеся от Нюкты и Эреба: Эфир (Свет) и Гемера (День). (По Гигину, Эфир родился от мглы и хаоса. Его ещё считают отцом Зевса и называют отцом ветров.)

Эфир и Гемера породили: Талассу — морскую богиню.

Гея родила (либо сама, либо от Хаоса): Урана (Небо), Понта (Море).

Гея-Земля и Понт-Море рождают: Нерея, Эврибию, Тавманта, Форка и Кето.

Гея-Земля и Уран-Небо породили Титанов: Океан, Тефию, Япета, Гипериона, Тейю, Крия, Кея, Фебу, Фемиду, Мнемозину, Кроноса и Рею, а также 3 Одноглазых великанов (Циклопов) и 3 Сторуких исполинов с 50 головами (Гекатонхейров).

Титаны Кронос и Рея в дальнейшем берут власть над миром и порождают Олимпийских богов, которые в ходе десятилетней войны одержали победу над титанами, низринув их в недра Тартара.
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
По концепции мироздания зороастризма, мир существует на протяжении 12 тысяч лет. Вся его история условно делится на четыре периода, в каждом по 3 тыс. лет. Первый период — предсуществование вещей и идей. На этой стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на Земле. Это состояние мира называется Менок («невидимый» или «духовный»). Вторым периодом считается сотворение тварного мира, то есть реального, зримого, населённого «тварями». Ахура-Мазда создаёт небо, звёзды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка. За сферой Солнца находится обиталище самого Ахура-Мазды. Однако одновременно начинает действовать Ахриман. Он вторгается в пределы небосвода, создаёт планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер. Ахриман загрязняет воду, насылает смерть на первого человека Гайомарта и первобыка. Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошёл род человеческий, а от первобыка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела. Чтобы нейтрализовать действия «вредных» планет, Ахура-Мазда к каждой планете приставляет своих духов. Третий период существования мироздания охватывает время до появления пророка Зороастра. В этот период действуют мифологические герои Авесты: царь золотого века — Йима Сияющий, в царстве которого нет ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти — творения дэвов. Этот царь спасает людей и скот от Потопа, построив для них специальное убежище. В числе праведных этого времени упоминается и правитель некой области Виштаспа, покровитель Зороастра. На протяжении последнего, четвёртого периода (после Зороастра) в каждом тысячелетии людям должны являться три Спасителя, предстающие сыновьями Зороастра. Последний из них, Спаситель Саошьянт, решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мёртвых, уничтожит зло и победит Ахримана, после чего наступит очищение мира «потоком расплавленного металла», а всё, что останется после этого, обретёт вечную жизнь.
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
Центральной догмой творения в христианстве является лат. Creatio ex Nihilo — «сотворение из ничего», в которой Создателем, вызвавшим всё сущее из небытия, выступает Бог в своём волевом акте лат. productio totius substantiâ ex nihilo sui et subjecti — переведя всё сущее из состояния небытия в состояние бытия. Эта вера нашла первое своё выражение в Библии, во Второй книге Маккавеев, где мать, увещевая сына идти на мученичество, говорит: «Умоляю тебя, дитя моё, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего, и что так произошёл и род человеческий» (2 Мак. 7, 28). Бог при этом выступает и первичной причиной существования мира. В то же время Бог не обязан был творить мир, для Божественного существа оно не обусловлено никакой «внутренней необходимостью». Это был Его свободный выбор, дарственный акт Бога от преизбытка любви.
God the Geometer.jpg

Процесс сотворения мира описан в первых трёх главах первой книги Библии — книге Бытия. Подавляющее большинство христиан верят, что в событиях первой главы Бытия участвовали все три лица (ипостаси) Святой Троицы: Бог Отец, не воплотившийся ещё Христос (Бог Слово) и Бог Дух Святой — усматривая в употреблённом древнееврейском слове Элохим (אלהים) множественное число, а также опираясь на слова евангелиста Иоанна Богослова (Ин 1:3). Христианские апологеты и Отцы Церкви первого тысячелетия настойчиво повторяют, что «сотворение не есть то же, что рождение». Так святой Иоанн Дамаскин противопоставляет творение вселенной рождению Бога Сына, так как творение «из ничего» есть акт Божественной воли. «Поскольку рождение, — говорит он, — есть действие природное и исходит из самой сущности Бога, оно должно быть безначальным и превечным, иначе рождение вызывало бы изменение, был бы Бог „до“ и Бог „после“ рождения. Бог умножался бы». Все люди сотворены через двух конкретных людей — Адама и Еву, и никаких других предков у человека нет. Мир был сотворён послушным человеку, гармоничным, осмысленным, как говорит Библия, «хорошо весьма» (Быт 1:31). Несоответствие с действительностью и очевидностью истории объясняется в христианстве тем, что Бог даровал сотворённым ангелам и человеку свободу, которую они использовали во зло (Быт 3:1-6).

В католицизме первые главы Бытия понимаются не как буквальное описание процесса творения, а разрешается рассматривать их как аллегорию. Традиционные лютеране также не воспринимают первую главу Бытия буквально. Не являющиеся прозелитами из радикальных протестантов православные богословы , обычно, опираясь на библейскую герменевтику и собственную теорию, предписывают понимать здесь под «днём» (ивр. ‏יום‏‎‎‎ — «йом» или «иом») некоторый возможно очень продолжительный смысловой этап творения вселенной. Это связано с православным догматом о Всемогуществе Бога, который отрицают противники эволюции, утверждающие, что Бог был не в состоянии позволить жизни эволюционировать. Свидетели Иеговы также указывают на то, что слово «день» (евр. «йом») означает не только сутки, а часто указывает на неопределённый отрезок времени (Пс. 89:5; 2Петр. 3:8).

В современных фундаменталистских и радикально-консервативных течениях в протестантизме и православном гностицизме теологи настаивают на буквальном понимании первых глав книги Бытия: творении мира за 6 дней.
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
Сотворение мира в Коране описывается несколько не так, как в Библии. Ислам не отвергает идею еженедельного праздничного дня, который, как известно, обосновывается в Библии сообщением, что Господь Бог отдыхал в этот седьмой день от трудов по миросотворению, но праздничным днём считается пятница. Однако приписывание качества усталости Всемогущему и ни с кем не сравнимому Богу считается кощунством и отсутствует в исламе.

«Господь твой — Аллах, сотворивший небеса и землю в шесть дней». «Аль А’раф» (7:54)

«Откровение от Того, кто сотворил землю и небеса». «Таха» (20:4) Создание небес до земли и земли до небес, здесь речь идёт о Творении вообще.

«И Аллах взошёл к небу, которое было как дым» «Фусилат» (41:11) «Разве неверные не видят, что небеса и земля были соединёнными, а потом Мы их разделили?» «Аль-Анбия» (21:30) Создание единой газообразной массы (дурхан), элементы которой, хотя и соединённые вначале (ратг), затем становятся отдельными элементами (фатг).

«Он сотворил день, ночь, солнце и луну. Они движутся по своему круговому пути». «Аль-Анбия» (21:33) Библия говорит о Солнце и Луне как двух светилах — для управления днём и управления ночью, а Коран различает их употреблением разных эпитетов: свет (нур) о Луне и факел (сирадж) о Солнце.

Нужно также обратить внимание на ещё один аят. «Они торопят тебя с наказанием, но Аллах не нарушает Своего обещания, и день у твоего Господа равен тысячи лет по тому, как вы считаете». «Аль-Хаджж» (22:47) Это означает, что где говорится о том, что всё создано за шесть дней (7:54, например) не нужно буквально воспринимать как шесть дней. Это образное выражение. В зависимости от контекста день может равняться хоть миллиону/миллиарду лет.
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
В индуизме существует как минимум пять версий возникновения мира:

из первичного звука Ом, изданного барабанчиком Шивы;
из «космического яйца» (брахманды);
из «первичного тепла»;
из жертвы первочеловека Пуруши самому себе (из частей его тела).
из дыхания Маха-Вишну (когда Он выдыхает, появляются брахманды, материальные вселенные, заселяемые Брахмами)

В Ригведе, кроме того, упоминается некий космический половой акт. Согласно автору «Гимна о сотворении мира»:
« Не было ни смерти, ни бессмертия тогда.

Не было признака дня или ночи.

Дышало, не колебля воздуха, по своему закону

Нечто Одно, И не было ничего другого, кроме него.

Оплодотворители были. Силы растяжения были.

Порыв внизу. Удовлетворение наверху.

Откуда это творение появилось:

Может, само создало себя, может, нет —

Тот, кто надзирает над этим миром на высшем небе,

Только он знает. А может быть, и он не знает?»
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
Сикхизм — религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но отличающаяся от них и не признающая преемственности. Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.

Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл своё выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь.
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
В космологии буддизма утверждается повторение циклов возникновения и уничтожения вселенной. Буддийская религия не имеет понятия сотворения мира высшим нематериальным существом — Богом. Возникновение каждой новой вселенной обусловлено действием совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла. Аналогичным образом причиной разрушения вселенной, прошедшей свой период существования, является накопленная дурная карма живых существ.

Каждый мировой цикл (махакальпа) делится на четыре периода (кальпы):

пустоты (от разрушения одного мира до начала формирования другого) (самвартастхаикальпа);
формирования (развёртывания) мира (вивартакальпа);
пребывания (когда космос пребывает в стабильном состоянии) (вивартастхаикальпа);
разрушения (свёртывания, угасания) (самвартакальпа).

Каждая из этих четырёх кальп состоит из двадцати периодов возрастания и убывания.

В отношении вопроса о том, было ли начало мировых циклов, имеет ли начало сама сансара, буддизм не даёт никакого ответа. Этот вопрос, подобно вопросу о конечности или бесконечности мира, относится к так называемым «неопределённым», «не имеющим ответа» вопросам, по поводу которых Будда хранил «благородное молчание». В одной из буддийских сутр об этом говорится:
«Недоступно мысли, о монахи, начало сансары. Не могут ничего знать о начале сансары существа, что, будучи объяты неведением и охвачены страстью, блуждают в её круговороте от рождения к рождению».

Первым существом, появляющимся в новой вселенной, становится бог Брахма, считающийся Творцом мира в индуизме. Согласно буддийской сутре, после Брахмы появляются тридцать три бога, которые восклицают: «Это Брахма! Он вечен, он был всегда! Он всех нас создал!». Так объясняется идея появления веры в существование Бога-Творца. Брахма в буддизме не есть Творец, он лишь первое божественное существо, которому начинают поклоняться. Как и все существа, он не является неизменным и подчинён причинно-следственному закону кармы
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
Джайнская мифология содержит подробные сведения о строении мира. Согласно ей, Вселенная включает мир и немир; последний недоступен для проникновения и познания. Мир, по представлениям джайнов, делится на высший, средний и низший и весь он состоит из трёх как бы усечённых конусов. В джайнской мифологии подробно описываются строения каждого из миров и те, кто их населяет: растения, животные, люди, обитатели ада, огромное число божеств.

Низший мир, состоящий из семи слоёв, наполнен смрадом и нечистотами. В некоторых слоях находятся обитатели ада, страдающие от истязаний; в других — омерзительные существа чёрного цвета, похожие на безобразных птиц, бесполые, постоянно терзающие друг друга.

Средний мир состоит из океанов, континентов, островов. Там есть горы (некоторые из золота и серебра), рощи со сказочными деревьями, пруды, покрытые цветущими лотосами; дворцы, стены и решётки которых усыпаны драгоценными камнями. В преданиях встречаются описания скал, на которых стоят троны, предназначенные для посвящения тиртханкаров. Некоторые острова принадлежат лунным, солнечным и другим божествам. В центре среднего мира возвышается мировая гора, так называемая Мандара.

Высший мир состоит из 10 (у шветамбаров) или 11 (у дигамбаров) слоёв. Каждый слой делится на подслои, населённые многочисленными божествами; часто их имена только упоминаются и не даётся никакого описания. В самой верхней части, в особой обители Сиддхакшетре (высшей точке Вселенной), пребывают сиддхи — освободившиеся души.

В джайнизме имеется огромное число божеств, которые отличаются друг от друга социальным положением: одни имеют силу, слуг, воинов, советников; другие по описаниям напоминают земных парий, самых бесправных и беднейших из людей. В зависимости от занимаемого положения божества обитают в высшем, среднем или низших мирах. В разных царствах высшего мира происходит перерождение людей и животных. По истечении срока божественного существа они могут возвратиться в своё прошлое состояние.
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
Легенда о сотворении мира африканского народа йоруба, населяющего Нигерию, Бенин и Того (Йорубаленд), принимает за исходную точку первозданный бесформенный водный Хаос без суши и моря в виде бесконечного бесплодного болота, над которым в небесах пребывали боги — Верховное Существо, Олорун, Ориша Нла и другие.

Олорун вручил Ориша Нла скорлупу улитки, наполненную волшебной землёй, голубя и курицу с пятью пальцами. Ориша Нла спустился в Хаос, бросил волшебную землю в маленькую ямку. Голубь и курица начали рыться в волшебной земле и рылись до тех пор, пока суша не отделилась от моря...

Сотворение земли продолжалось четыре дня. На пятый день Ориша Нла отдыхал от своих трудов.

На небесах Олорун начал творить первых людей...
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
Прамир майя, как и прамир книги Бытие начинается с неба и моря, точнее — «великого неба» и «холодного моря», при том что морские глубины и небесная высь служили домом древним божествам. Древние боги — великая мать и великий отец, рождающая сыновей и зачинающий их, божественная повитуха и устроитель свадеб — а также вечный владыка и победитель Кукумац — сияющий пернатый змей обретались в глубине вод, и свет исходил от их пышных одежд, сотканных из зелено-голубых перьев кецаля. Ничто не нарушало первобытного спокойствия и раздумий божественных мудрецов
ервобытное спокойствие нарушается, когда в воду к этой языческой троице нисходит «слово» от триады богов, именуемых Сердце Небес. Этот триединый бог — «кумир», как его не без иронии называют авторы, используя не слишком удачное слово, употребляемое христианскими проповедниками для передачи имени своего божества, состоит из триады — Громового Урагана (Kaqulja Juracan), Новоявлённого Грома (Ch’ipi Kaqulja) и Нежданного Грома (Raxa Kaqulja). Поговорив между собой, морские боги и боги небес наконец соглашаются касательно необходимости творения земли, света и наконец, человека, призванного в будущем питать богов. В его появлении — главный смысл и главная цель божьего замысла. И наконец, по общему приказу водных и небесных богов, земля поднимается с морского дна, и силой магии на ней появляются горы, реки и ручьи, пускают корни растения. Первая часть творения закончена, и боги довольны выполненной работой.

Но леса были пусты и тихи, и потому божества постановляют населить их животными и птицами. Творение начинается с мелких зверей, рептилий, затем следуют хищники — ягуар и пума, и наконец — духи гор. Затем созданы были олени, которым указано было «бегать на четырёх ногах по лесам» и птицы, чтобы порхать и вить гнезда. Но уже в следующий момент богов постигло разочарование — призванные к ним животные, вместо того, чтобы научиться молитвам и славословиям, принялись реветь, пищать и квохтать каждое на свой лад. Понимая, что почитания и жертв от подобных созданий ждать невозможно, боги признали ошибку и отпустили свои неудавшиеся творения и дальше бегать и летать по горам и долинам, и в то же время — служить пищей для других, более развитых существ, разумных и послушных, призванных в будущем почитать своих создателей.

Без промедления боги решают попробовать ещё раз, и лепят некое человекоподобное существо из земли (вариант перевода — из грязи), но эта попытка заканчивается столь же плачевно, как и первая. Глиняный уродец, хотя был в состоянии говорить, был совершенно лишен разума, плохо видел, глиняная голова бессильно свисала на один бок, лицо перекосило на одну сторону, и ко всему прочему, тут же намокнув, существо бессильно улеглось на землю. Раздосадованные творцы без промедления разломали истукана, тем более что не обладая парой, он не мог и воспроизводить себе подобных. Новую попытку решено было предпринять на совершенно ином материале
Чтобы не ошибиться ещё раз, боги решают бросить жребий и узнать угодно ли судьбе, чтобы новая человеческая раса была сотворена из дерева. Призвав на помощь своих духов-помощников, судьбу и магию, принеся необходимые жертвы, боги бросили жребий, по майяскому обычаю разложив на земле счетные зерна кораллового дерева и кукурузы. Жребий был благоприятен, и тут же без промедления из дерева созданы были мужские и женские фигуры — первые — из древесины кораллового дерева, вторые — из сердцевины тростника.

Но и в третий раз их постигает неудача. Деревянные создания вполне сносно научились передвигаться на четвереньках, говорить, строить дома, рожать детей и даже разводить собак и индюков, но лишенные разума, эти создания жили исключительно по собственному произволу, не желая знать о тех, кто их создал и уж тем более молиться им или приносить необходимые жертвы. Внешний вид их тоже оставлял желать лучшего — лишенные крови и влажной кожи, они были сухими, тощими и трухлявыми.

В конечном итоге, потеряв терпение, боги решают уничтожить свои негодные творения жестоким, но действенным способом — по воле небесных богов на землю пролился смоляной дождь, хищные звери нападали на деревянных людей, в довершение всех бед, их собственная домашняя утварь и животные, припомнив как бездушно относились к ним хозяева, также восстали. Сковороды и зернотерки избивали их, каменные очаги жгли, животные кусали — в отчаянии деревянные люди бросились бежать, но ни дома, ни деревья, ни даже пещеры не пожелали принять их. Так сгинула деревянная раса, оставив, быть может, единственными своими потомками обезьян, бесцельно скачущих по деревьям.

Здесь история творения несколько задерживается. Прежде чем совершить третью попытку, боги желают избавиться от живущих на земле монстров, которые в дальнейшем могут оказаться чересчур опасны для будущих творений. Первого из них зовут 7 Макао, эта чудовищная птица требует себе божественных почестей, объявляя свою персону одновременно солнцем, луной и «светом для идущего». Её притязаниям вторят двое не менее чудовищных сыновей, старший из который — крокодилообразный Сипамна, объявляет себя «созидателем Земли и гор», а младший, Землетрясение — разрушителем гор.
Пожаловаться
Я сегодня прелесть какая гадость, 2 ребенка
Ранги и Папа (или Рангинуи и Папатуануку) — в мифологии полинезийского народа маори отец-небо и мать-земля, упоминаемые в легенде о сотворении мира.
Существует множество версий легенд, в которых рассказывается о происхождении и жизни Ранги и Папа. Согласно легенде племени нгаи-таху с острова Южный, Ранги является сыном Маку и его жены Ма-хора-нуи-а-теа. Впоследствии Ранги, у которого было несколько жён, стал отцом множества отпрысков, большинство из которых были божествами. Одной из его супруг стала Папа, сбежавшая жена бога моря Тангароа, который, разозлившись на Ранги, ранил его бедро копьём (Dixon 1971:11).

Согласно второй версии, Ранги-потики (вероятно, имеется в виду Ранги) был сыном Маку и Махора-нуи-а-ранги. Взяв в жёны Папа, Ранги-потики стал отцом многочисленных божеств. Сама же Папа появилась из первозданного моря.

В других же легендах и вовсе отсутствует описание происхождения Ранги и Папа (Dixon 1971:12), но даётся подробное описание всех жён Ранги, которых было шесть: Поко-ха-руа-те-по (маори Poko-ha-rua-te-po; её детьми стали Ха-нуи-о-ранги, Та-фири-ма-теа и целой серии ветров, ритуалов, заклинаний, каждый из которых был персонифицирован), Папа-ту-а-ну-ку (маори Papa-tu-a-nu-ku; мать Рехуа, Тане, Паиа, Ту, Ронго, Ру и других второстепенных божеств), Хеке-хеке-и-папа (маори Heke-heke-i-papa; мать Тама-нуи-а-ранги и ряд других божеств), Хоту-папа (маори Hotu-papa) и ещё две жены.

Хотя в легендах утверждается о существовании нескольких жён, первостепенное значение у маори играла именно Папа, мать-земля.
Пожаловаться
Поделиться темой:
Подпишитесь на нас