Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 октября 2015, 15:56, Форум, Досуг, Обо всём на свете

*-* Юсуповский дворец *-*

Юсуповский дворец - одно из старейших зданий Москвы. По семейной легенде, в XVI в. в этих местах чернел лес, в котором любил охотиться Иван Грозный. Однажды, переезжая речку Черногрязку, он зацепился за ветку - и с головы упала шапка. Суеверный царь счёл это знаком и решил на этом месте построить себе охотничий домик, названный Сокольничим дворцом.
 

Сегодня этот дворец является одним из самых известных архитектурных памятников столицы (конца XVII века) и как многие другие древние здания,  окутан множеством загадочных легенд.


Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
Анти, 1 ребенок
Парадная лестница.После многих лет реставрации дворец Юсуповых в Москве наконец был открыт для посетителей в 2010 году. Этот дворец – один из самых древних образцов гражданской каменной застройки Москвы – датируется XVII-XIX веками.



Фундаментальная реставрация этого здания проводилась в 1892-94 годах, на средства Юсуповых. Инициатором и заказчиком реставрации была Зинаида Николаевна Юсупова. Муж З.Н.Юсуповой граф Сумароков – Эльстон был назначен генерал-губернатором Москвы, супруги переехали в древнюю столицу из Петербурга и поселились здесь, в Большом Харитоньевском.
Сейчас посетители могут осмотреть только парадную, восточную часть дворца. В ней никто не жил, эти залы использовались лишь в представительских целях – для приёмов гостей и важных встреч.
Для реставрации дворца были приглашены московские архитекторы Померанцев и Султанов. В росписях стен были использованы иллюстрации Константина Сомова.
В конце XIX века, когда во дворце проводились восстановительные работы, научной реставрации строений ещё не существовало, эта наука только зарождалась. Поэтому, с полным правом можно сказать что это – дом-мечта. Особняк восстановили по представлениям людей XIX века о том, как могли жить и украшать здания двумя веками ранее, в веке XVII-м.


Лестница, которая видна выше, была пристроена в XIX веке, её украшают львы, держащие в руках очень сложный герб Сумароковых – Юсуповых. Описание герба можно встретить в разных источниках, где просто перечисляются его элементы, их расположение, цвет поля. Но что означает тот или иной символ сейчас приходится только догадываться. Например в центре виден мусульманский полумесяц,что подчёркивает исламские корни рода Юсуповых. Все остальные элементы могут означать самые разные вещи.


Пожаловаться
Надежда, 1 ребенок
Помню как нам в художественной школе его преподносили как оригинальный архитектурный объект, еще на уроке рисунка мы с фотографий его рисовали, до сих пор рисунок хранится, сложно было воспроизвести по фото, много времени ушло...И получила за него "4"...
Пожаловаться
Iron_Lady, 1 ребенок
Юсуповский дворец-ветер северный...
Пожаловаться
Iron_Lady, 1 ребенок
навеяло
Пожаловаться

Пожаловаться
Естественный отбор-ветер северный...
Пожаловаться
Анти, 1 ребенок


Лев – фигура чрезвычайно популярная в XVII веке, его часто использовали как элемент украшения зданий, особенно жилых. Считалось, что лев даже спит с открытыми глазами и денно и нощно охраняет покой дома без сна и отдыха. Лев также символизирует ВЛАСТЬ и БОГАТСТВО.

Поэтому лев ещё раз изображён на лестничной стене. На пару к нему добавлен олень, который символизирует БЛАГОРОДСТВО И ЧИСТОТУ.

С этим помещением связана трагическая история юсуповских сокровищ. Юсуповы окончательно уехали из России в 1919 году,  но увезти с собой все свои несметные богатства они не смогли. Часть сокровищ спрятали в Петербурге, другую же часть здесь, в Москве. Помогал Феликсу Юсупову его дворецкий по фамилии Буженинов. “Товарищи” арестовали Буженинова и  подвергли пыткам. По одним сведениям он сознался, по другим – нет. Однако именно в парадной прихожей под лестницей был обнаружен тайник. Причастен ли Буженинов к обнаружению тайников или нет – неизвестно, но сокровища Юсуповых одновременно обнаружили и здесь, в Москве, и в Ленинграде Петербурге в 1925 году. В Москве было найдено более тысячи наименований предметов – диадемы, броши, браслеты и пр. Вес серебряных изделий был 1000 кг, золотых – 13 кг. Часть клада была передана в музеи, часть пропала, скорее всего была разворована чекистами.


Пожаловаться
Сашенька, 1 ребенок
Бедный дворецкий((((
Пожаловаться
Анти, 1 ребенок
Китайская комната. В декорации этой небольшой комнаты использована китайская символика.


Сто лет назад считалось, что в XVII веке Россию отождествляли со сказочной страной, отсюда такие яркие, броские орнаменты. Кроме того в то время существовала мода на китайское искусство. Китайский стиль был чрезвычайно популярен и повсеместно распространён.

В элементах декора этого зала заметны китайские фигуры, несущие в себе очень важную символику. Например, парное изображение птичек на сводчатом потолке символизирует счастливый семейный союз.


В центре свода над люстрой выписан пятипалый дракон – символ китайского императорского дома. Юсуповы отождествляли себя с китайскими императорским домом, считая, что их род происходит от китайских правителей. Дракон также является символом мудрости, символом плодородия и хранителем рода. Любопытно, что в отделке китайской комнаты использованы два вида драконов. Один из них – пятипалый, это символ самого императора. У второго на лапах по четыре пальца. Такой дракон служил символом наследного принца.

Помимо росписей свод украшен фарфоровыми тарелками. Их использование в декоре дворца также вполне объяснимо. В XVII веке фарфор был на вес золота в буквальном понимании этого слова – на одну чашу весов клали фарфоровое украшение, а на другую – сыпали золото, то есть фарфор уравновешивался золотом, такие тарелки стоили очень дорого и использовались как украшение. Также следует помнить, что именно Юсуповы были владельцами императорских фарфоровых заводов, множество фарфоровых произведений искусства хранилось в их подмосковной усадьбе Архангельское. Сейчас коллекция юсуповского фарфора составляетоснову экспозиции музея керамики в Кусково.Борис Николаевич Юсупов, который и основал свой фарфоровый завод в Архангельском, производил эти дорогие предметы не для продажи. Фарфор делали для собственных нужд – для украшения дворцов, подарков друзьям, высокопоставленным лицам и т.д.Сейчас китайская комната используется как прихожая тронного зала. Раньше в ней было больше мебели и, говорят, здесь стояли чучела двух медведей, которых один из Юсуповых собственноручно убил на охоте.
Современную реставрацию проводили по чертежам, сделанным в 1928 году. По свидетельству некоторых тогдашних посетителей дворца, это помещение украшала чрезвычайной красоты люстра, о которой в данное время нет никаких сведений.


Пожаловаться
Анти, 1 ребенок
Тронный зал.Этот зал также называют крестовой палатой, по названию главного помещения в княжеских и боярских хоромах XVII века. Юсуповы предпочитали называть этот зал Тронным, в память о том, что именно на этом месте, якобы, стоял дворец Ивана Грозного. По мнению Юсуповых именно в этом зале стоял трон государя.


Структура этого зала подлинная. Многое было взято из русского деревянного зодчества, строители того времени стремились сохранить древние традиции, стараясь закрепить их при использовании новых материалов.Отделка этого зала, росписи и декоративные орнаменты отличаются особой яркостью и броскостью красок.



Многие считают, что такие яркие росписи объясняются тем, что перед нами новодел, соответственно краски не успели потускнеть и отличаются лубочной яркостью. Эта трактовка не совсем верна.
В XVII веке использовались исключительно натуральные красители. Минеральные краски просто толкли, измельчали и сразу же использовали в росписях. В XIX веке об этом знали и помнили и нарочито использовали такие сочные цвета при воссоздании интерьеров помещений


Размеры этого зала весьма велики. Его высота составляет 11 метров, общая площадь – 170 квадратных метров.
Люстры, освещающие помещение, были сделаны в XIX веке и в настоящее время реставрированы. Однако в XIX веке центральная люстра можно было опустить ниже или, при необходимости, поднять выше. Сейчас люстра закреплена неподвижно.
В росписи сводов использованы знаки зодиака и некоторые символические образы.

Например, павлин символизирует особость рода. Эта птица служит символом гордости в хорошем понимании слова, спеси – в плохом, а также особости, исключительности. Кроме того павлин - это символ возрождения. Ведь каждый год он меняет свой хвост.
Птица Сирин в Древней Руси символизировала женское начало.
Пеликан – символ родительской любви и самопожертвования. Прежде считалось что пеликан вырывает из собственной груди куски плоти, чтобы насытить своих птенцов.

Тронный зал украшает подлинная печь. Она выложена настоящими голландскими изразцами. Теперь печь не действует, во дворце устроена современная система отопления.


Пожаловаться
Оксашкин, 2 ребенка
Красота!!!!!!!!!!
Пожаловаться
Портняжка, 2 ребенка
Обожаю изразцовые печи!
Пожаловаться
Анти, 1 ребенок
тогда обязательно запешитесь на экскурсию! Там их очень много!
Пожаловаться
Портняжка, 2 ребенка
Спасибо. Давненько на него засматриваюсь.
Близлежащая музей-усадьба Архангельское, тоже владение Юсуповых, уже мной вся хожено перехожена.
Пожаловаться
Алиса
Безумно красиво! Все звёзды Вам!
Пожаловаться
Анти, 1 ребенок
Трапезная. Этот зал служил для торжественных обедов и приёмов. Он перекрыт традиционным для позднего русского средневековья коробовым безопорным сводом.


Трапезную отличает яркая и насыщенная роспись, похожая на ту, что украшает Тронный зал. Такая роспись зрительно увеличивает помещение и снимает чувство тяжести свода. если бы стены и своды трапезной были просто побелены, то они бы “давили” на присутствующих.
В орнаменте стен доминируют элементы экзотической восточной росписи. Декор подчёркивает происхождение Юсуповых из арабского халифата. В элементы узора вплетаются стилизованные изображения свечей – прямоугольник с наконечником – стилизованное изображение пламени свечи. Эта стилизация большой церковной свечи, которая называлась “вощяница”. Существует и другая гипотеза, что прямоугольник – не сама свеча, а подсвечник. Внутри прямоугольников присутствуют изображения элементов герба Юсуповых.
Трапезная, как и все прочие помещения дворца, отапливалась изразцовой печью. Сейчас эта подлинная русская печь сохраняется лишь как часть декора интерьера.


Светлые изразцы – подлинные, относящиеся к XVIII веку. Тёмные – современные, выполенные по образцу старинных во время реставрации. Печи в старых русских домах несли не только обогревали дом, но и украшали его. Печные изразцы были сюжетными и орнаментальными. Орнаментальные изразцы поражают богатством и прихотливостью узора, а сюжетные представляют всевозможные истории – не только библейские, но, чаще всего, житейские сцены или поучительные притчи.

Из окна трапезной открывается вид во двор. Раньше Юсуповым принадлежали обширные земли в этом районе, не только этот дом, а и много других. Вокруг этого дворца был большой сад, который, к сожалению не сохранился. С этим садом связаны воспоминания А.С.Пушкина. Сергей Львович и Надежда Осиповна своего дома в Москве не имели и некоторое время снимали флигель у Юсуповых. Маленький Саша Пушкин, гуляя с Ариной Родионовной в юсуповском саду, видел механического кота на цепи и описал его в знаменитой поэме «Руслан и Людмила». Этого кота Н.Б.Юсупов привёз из Голландии. До конца своих дней Александр Сергеевич любил князя Н.Б.Юсупова и когда тот умер, поэт написал: «Умер мой князь».


Пожаловаться
Анти, 1 ребенок
Домовый храм.Лестница в Домовый храм находится в маленькой комнатке, соединяющей Трапезную и Гербовый зал. Лестница маленькая, её сложно заметить.Домовый храм находится на третьем этаже, в надстройке возведённой в XIX веке. Первоначально дворец был двухэтажным. Поначалу здесь размещались личные покои Зинаиды Николаевны, а позже архитектор Султанов организовал единое пространство из трёх разных помещений. Сейчас эти помещения называются по доминирующему цвету той или иной комнаты – голубая, красная и зелёная комнаты.
В XIX веке здесь были росписи, их остатки обнаружили при смывке стен. Росписи решено было восстановить по остаткам прежних.
Храм был освящён в честь Татьяны и Николая.







Пожаловаться
Ирина

Пожаловаться
Анти, 1 ребенок
Гербовый зал.Сводчатая палата, декорированная бледно зелёным цветом с серебристым орнаментом.



В отделке свода видны узоры, в которые вплетены элементы герба Юсуповых. Один из главных геральдических знаков – восьмиконечный мальтийский крест.
Известно, что Борис Николаевич Юсупов был рыцарем Мальтийского ордена. Восемь концов мальтийского креста символизируют восемь рыцарских доброодетелей, которыми должен обладать каждый рыцарь ордена.
В этом помещении проходили приёмы особо важных гостей. По свидетельствам современников раньше этот зал украшала люстра, которая стоила половину стоимости всего дома. Сейчас зал освещает современная люстра, стилизованная под старину.

В углу комнаты стоит старинная печь, привезённая из Поволжья. Она отделана изразцами очень редкого лимонного цвета


К концу ХХ века эта комната оказалась в наихудшем состоянии. За годы советской власти дворец оказался поражённым грибком. До сих пор его не удалось полностью вывести. Некоторые районы Москвы расположены в низинах, на болотистых местах, поэтому многие старинные постройки в городе поражены грибком.
На стене – портрет З.Н.Юсуповой, копия картины В.А.Серова.

В XIX веке, когда Зинаида Николаевна обустраивала этот дом, она приобретала мебель либо в антикварных магазинах, либо специально заказывала за границей, поскольку приобрести подлинную мебель XVII века было практически невозможно. Хотя Юсуповы могли себе позволить очень многое, но предметов того времени просто не сохранилось.Зинаида Николаевна была последней наследницей рода. Стоимость принадлежавшего ей только недвижимого имущества в Москве и Санкт-Петербурге оценивалось в более чем 21 миллион рублей. Кроме того, у неё было огромное количество разных драгоценностей, включая жемчужное ожерелье Марии Антуанетты. К тому же Юсуповы владели бесценной коллекцией живописи, включая полотна Рембранта.
Хорошо понимая, чем грозит роду фамильное проклятье, Юсуповы оставили завещание, в котором передавали, в случае прекращения рода, своё недвижимое имущество государству, Российской империи. Попытки многих Юсуповых способствовать продолжению и разветвлению рода успехом не увенчались. У Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича было четверо детей. Младший сын, Николай, погиб на дуэли из-за женщины накануне своего 25-летия. Поэтому наследник в семье был только один – Феликс Феликсович младший.Интересна предыстория брака Феликса и Ирины Александровны. Юсуповы и помыслить себе не могли сделать предложение Великой Княжне. Но Романовы сами заговорили об этом. Это случилось в Москве, когда царскую семью принимали в Архангельском. Есть мнение, что сам Николай Александрович заговорил о том, Юсуповы – древний и достойный род и они не прочь были бы с ними породниться. Такое предложение, конечно, было расценено как величайшая честь и брак Ирины Александровны Романовой и Феликса Феликсовича Юсупова состоялся в 1914 году. А уже в 1915 в семье родилась девочка – Ирина Феликсовна Юсупова.


Пожаловаться
Портняжка, 2 ребенка
Очень интересная тема!
Пожаловаться
Анти, 1 ребенок
есть еще кабинет, зеленая и красна комната, подвальные палаты... Но тогда будет очень длинно, боюсь и так Вас утомила)

Использовалась информация с нескольких ресурсов kraeved1147 . ру, yusupovpalace . ру, liveinternet . ру. Часть фото личные.
Экскурсии по состоянию на 2014г были возможны по предварительной записи в составе группы от 8 человек


Пожаловаться
Вероника, 2 ребенка
Красота! Эх, люблю я по таким дворцам погулять...


Пожаловаться
mila
красота неимоверная! я просто потрясена, сплошные !!!
Пожаловаться
Поделиться темой:
Подпишитесь на нас