Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
Рассылка
Подпишись на рассылку Дети Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей

Факты о славянах.

В честь праздника решила написать о жизни славян, древних и не очень. 
Конечно, на территории нашей страны проживает множество национальностей, но будем говорить о славянах. 
Может быть вам будет интересно.

Тема не большая. 

Приятного просмотра.
Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
ОтписатьсяПодписаться
Комментарии
281
соколенок, 1 ребенок
Вот бы на месяц пораньше Вашу тему. Дочь с докладом на эту тему выступала. Интересно.
СсылкаПожаловаться


Роды на Руси
Наши предки окружали роды множеством примет и обычаев. Так, роженице расплетали косы и развязывали все узлы на одежде, символически помогая ей разрешиться от бремени. Пока у женщины продолжались схватки, в ее доме открывали сундуки, а если время года позволяло – то двери и окна.
Присутсвие супруга при родах приветствовалось: он помогал повитухе, придерживал жену, давал ей попить, мог и упереться ей в спину коленом особым образом: так, чтобы облегчить родовые боли. В некоторых местностях было принято и более «активное» участие мужа: ему было положено стонать и охать в унисон с женой.
Официально упорядочить работу повитух первым постарался Петр I. Он же, кстати, запретил повитухам убивать малышей, родившихся с уродствами, что в допетровские времена было на Руси таким же обычным делом, как и в Древней Спарте.
Отголоски старинных русских примет, связанных с беременностью и родами, сохранились до наших дней. Например, считается, что беременной нельзя вязать, чтобы не вызвать у малыша обвития пуповиной. А добрая половина наших соотечественниц боится покупать детские вещи до рождения крохи. Конечно, никаких объективных предпосылок к этому нет: например, в Европе молодые мамы, наоборот, очень любят вязание, которое успокаивает нервы и поднимает настроение – разумеется, поголовных обвитий пуповиной это не вызывает. Впрочем, верить в приметы или нет, каждая будущая мама решает сама. Главное – в течение всех 9-ти месяцев сохранять свое душевное равновесие и с радостью ожидать малыша.
СсылкаПожаловаться
Как крестьяне на Руси детей воспитывали

На протяжении веков крестьянская семья являлась хранительницей русских народных традиций. Верной себе оставалась она и в вопросах воспитания.



Русская крестьянская семья – уникальный «организм», где детей воспитывали без посторонней помощи, опираясь на неписаный свод законов – простых и удивительно мудрых. Так и шел этот процесс из века в век и из села в село, разве что с небольшими расхождениями.
СсылкаПожаловаться
Детство
В типичной крестьянской семье детей рождалось много, но, к сожалению, многие из них умирали от болезней в первые годы жизни. И хотя для бедных семей очередной ребенок означал появление «лишнего рта», а для зажиточных – потенциального помощника в трудах, родители с одинаковым смирением воспринимали и рождение, и смерть младенцев. Это не значит, что детей не любили – матери, безусловно, испытывали к своим чадам самые нежные чувства, но жестокие жизненные реалии заставляли людей обрастать психологической броней.
Новорожденного клали в зыбку – плетеную люльку, подвешенную к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки. Уход за ним был минимальным: во-первых, потому что мать практически всегда была занята работой, а во-вторых, потому что ее представления об уходе за младенцем были своеобразными.

СсылкаПожаловаться
Доктор медицины Г. Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина» описывал их так: «Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза два-три, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок».
Научившись ходить, карапуз передвигался по избе, преимущественно в одной короткой рубашонке, занимая себя разными подручными предметами. Присматривать за ним могли бабушка с дедушкой или кто-то из старших детей. В холодное время года малыш обычно находился в помещении, так как с зимней одеждой для малышей в то время было туговато, а в теплое – выходил на улицу, где бегал по земле босиком опять-таки под присмотром юных нянек, которым могло быть около четырех-пяти лет.

СсылкаПожаловаться
Основу детского питания составляло материнское молоко. Если же молока у матери не было, малышу находили кормилицу или поили его козьим, в качестве бутылочки используя рог с надетым на него соском коровьего вымени. Вместо соски у крестьянского ребенка была «жевка» – тряпица с завернутым в нее жеваным мякишем хлеба. Примерно в полгода кроха получал прикорм в виде молочной гречневой каши, а в год пробовал похлебку.
В три года малыш уже ел то же, что и старшие члены его семьи, спал вместе с другими детьми на полатях и вел вполне самостоятельную жизнь. С раннего утра до поздней ночи он мог играть на улице, будучи предоставленным самому себе. Подрастая, девочки играли в тряпичные или соломенные куклы, которые сами себе и изготовляли, а мальчики – в мяч или в «лошадку», в роли которой выступала обычная палка. По мере взросления у разнополых детей становилось все меньше общих занятий, игры четко подразделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи».
СсылкаПожаловаться
Отрочество
В свой седьмой день рождения ребенок становился отроком или отроковицей. В честь этого события ему выдавались первые в жизни порты (штаны) или длинная девичья рубаха. Детей активно привлекали к труду – разумеется, с учетом возрастных особенностей: работу давали по силам, постепенно увеличивая нагрузку, а в свободное время позволяли гулять.



Поручения раздавали без лишних церемоний – в приказном тоне, но перечить в ответ никому из отроков в голову не приходило. Авторитет отца был непререкаем и подчеркнуто поддерживался матерью.
С десяти лет мальчики под наблюдением взрослых уже боронили поле, с двенадцати – пахали, а в четырнадцать – наравне с отцами участвовали в любых полевых работах. В том, чтобы запрячь лошадь или выпасти скот, они также не видели ничего сверхъестественного. Девочек лет с одиннадцати сажали за прялку, с тринадцати – обучали шитью и вышиванию, в четырнадцать поручали вымачивать холсты. Одновременно с этим юные хозяйки учились доить коров, печь хлеб и делать все, что было необходимо в крестьянском быту.
Кроме трудового воспитания, отроки и отроковицы впитывали в себя и понятия о крестьянской морали. Детей учили почтению к родителям и старшим, милосердию к нищим и убогим, благоговению перед трудом добытым хлебом, преподавали им основы веры, внушали понятие греха. Правда, в большинстве семей религиозное воспитание детей ограничивалось знакомством с обрядовой стороной православия с вкраплениями языческих поверий.
СсылкаПожаловаться
Юность
В юношах и девушках поощрялись целомудрие и стыд, которые наряду с честью и совестью признавались важнейшими категориями нравственности. По этой причине половым воспитанием подростков не занимались, вести с ними разговоры на подобные темы было не принято. Кстати, дети, выросшие рядом с домашними животными, о физиологии отношений между полами имели весьма четкие представления.



Между стыдливостью и ее отсутствием существовала очень тонкая и заметная лишь самим крестьянам грань. Так, многие родители не препятствовали посещению молодыми людьми так называемых вечерних «посиделок», где юноши и девушки не только присматривались друг к другу, но и образовывали пары, для которых поцелуи, объятия и сидение на коленях друг у друга были обычным делом. Более близкие отношения до брака осуждались строжайшим образом, но благоразумные девицы и парни и сами в них не были заинтересованы, так как боялись Божьего гнева и общественного мнения. Если девица меняла кавалеров чаще, чем раз в сезон, или сама проявляла инициативу в отношениях, это также подвергалось осуждению.
Девушки, имеющие безупречную репутацию, пользовались в селе большим уважением – они занимали почетные места на посиделках, их первыми выбирали в хоровод и в невесты присматривали в первую очередь. Конечно, если они обладали и другими необходимыми для замужества качествами: послушанием, трудолюбием, уважительным отношением к людям, а также физической выносливостью.
Браки в крестьянской среде были ранними. В XVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет. С середины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки – с 16 лет. Крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия, да и мнением юных женихов тоже не всегда интересовались. Зато дети придавали родительскому благословению огромное значение.
СсылкаПожаловаться
Образование
Вплоть до XVIII века у крестьян практически не было шансов на образование. Даже в период правления Петра I, когда повсюду открывались новые школы, крестьянским детям вход в них был закрыт. Лишь некоторым из ребятишек удавалось попасть в так называемые архиерейские школы, которые устраивались под надзором архиереев при их домах.



Ситуация стала меняться после издания в 1804 году указа «Об учебных заведениях», согласно которому все школы объявлялись бессословными, доступными и бесплатными (хотя детей крепостных в них, по-прежнему, не принимали). Широкое распространение получили церковно-приходские школы. По инициативе самих селян стали появляться и «школы грамотности», которые могли быть организованы прямо в какой-нибудь крестьянской избе при помощи учителя из «захожих грамотеев».

Свою лепту в повышение народной грамотности вносили и многие помещики. Например, граф Л.Н. Толстой способствовал открытию больше 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, а в одной из них преподавал лично. «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу… худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломо­носовых… И они кишат в каждой школе!» – писал он в одном из писем.
После Октябрьской революции всевозможные школы, училища и гимназии были преобразованы в единую трудовую школу. Тогда же образ жизни крестьян стал утрачивать свою самобытность.
СсылкаПожаловаться
Nadin, 1 ребенок
Вот ситуации со школами сильно приукрашены. Хорошо, если крестьянские дети могли ходить в ЦПШ. А крепостное право до 1861 года закрывало возможность обучения практически 90% населения. Потом учеба была недосягаемой из-за высокой платы. Женщин вообще не считали нужным образовывать.
И только после Октября возможность получить образование появилась у всех абсолютно.
СсылкаПожаловаться
Согласна. Однако, самородки были и в крестьянской среде. Возьмем, например, Есенина. Про Ломоносова вообще молчу. А сколько живописцев талантливых вышло из крестьянской среды.
Вероятно, особой необходимости в образовании не было. Вот и не было его.
СсылкаПожаловаться
Nadin, 1 ребенок
Ломоносов один единственный кто смог пробиться. Причем он не был крепостным. Более того, его семья была зажиточной. И то он один единственный. А сколько не смогло развить свои природные таланты потому что баре не считали нужным своих холопов обучать? Крепостные вообще продавались, как скот, до развития ли?
Ваша тема получилась познавательная и интересная, но вот охи-вздохи по крестьянской самобытности не принимаю и не понимаю. Тяжкий труд с младых ногтей до смерти и короткая жизнь. Бесправные мужчины и, не считающиеся за человека, женщины. В украинском мужчина называется "чоловик", женщина - "жинка". То есть даже в языке отражено отношение к женщине, как к недочеловеку. О чем вздыхать?

Помню в школе мы читали отрывки из "Записок охотника" Тургенева, и у меня осталось впечатление, что это произведение про природу и погоду, что-то похожее на Пришвина. И вот сейчас я читаю эти записки полностью и волосы шевелятся на голове. Быт, нравы, отношение в крестьянам мелкопоместного дворянства - ужас!!!
СсылкаПожаловаться
Согласна. Но эволюцию не отменить, к сожалению. По головам и судьбам многих людей она прошлась. И сейчас это есть и дальше это будет. Абсолютного счастья не бывает. Увы.
Когда-нибудь и наше время может быть вызовет страх и ужас.
"Времена не выбирают. В них живут и умирают!.
СсылкаПожаловаться
Nadin, 1 ребенок
Я не спорю, но идеализировать и создавать красочный лубок нельзя. Надо все таки преподносить наше прошлое объективно.
СсылкаПожаловаться
Негатива и так в жизни хватает. Плохого можно найти где угодно и сколько угодно.
Просто их жизнь настолько отличалась от нашей, что можно ее считать инопланетной. И, думаю, они ее любили и такой.
СсылкаПожаловаться
СсылкаПожаловаться
наталья, 2 ребенка
Спасибо за интересные темы, многие добавила в закладки. Вчера не смогла звезду Вам вручить, сегодня наверстаю. Главное, пожалуйста, не закрывайте страницу( я у Вас не в друзьях, боюсь пропустить самое интересное). Пишите больше.


СсылкаПожаловаться
Пожалуйста.
Я темы не закрываю.
Хотите, добавляйтесь в друзья. Я не против.
СсылкаПожаловаться
Весна, 4 ребенка
Здорово. Спасибо. Понравилось
СсылкаПожаловаться
Пожалуйста.
Приятно слышать.
СсылкаПожаловаться
Jammy Ja
спасибо,интересная и полезная тема
СсылкаПожаловаться
Пожалуйста. Очень приятно.
СсылкаПожаловаться
Счастье Моё
Классная тема!
Насыпала звездочек))
СсылкаПожаловаться
Большое спасибо. Рада, что понравилось.
СсылкаПожаловаться
Патрикеевна, 2 ребенка
Супер! Очень интересно! Спасибо за тему.
СсылкаПожаловаться
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru