Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Интервью с Юлией Колода
Только 10% эмбрионов нормальные
Российская империя
Как одевали детей
10 историй
Звезды занимаются спортом с детьми
1 февраля 2011, 14:41, Досуг, Обо всём на свете

День Поэзии: советская литература 20-30 годов ХХ века

Здравствуйте, уважаемые форумчане! Сегодняшнее заседание нашего литературного клуба посвящено советской поэзии 20 - 30 годов.

Литературный процесс в Советской России в 20—30-ее гг. можно охарактеризовать тремя основными процессами:

1) продолжение авангардных поисков, начатых в начале ХХ в., попытки создания революционной литературы,

2) создание национальных литератур народов, входивших в состав СССР,

3) унификация литературы под официально признанный метод социалистического реализма и создание Союза писателей.

После Октябрьской революции 1917 г., на волне подлинного и ожидаемого
обновления поэты и писатели пытались создать новое искусство. Так В.
Маяковский создал группу ЛЕФ — левый фронт искусств. Он стремился
охватить не только поэзию, но и другие искусства, к ЛЕФу тяготел
Шостакович, Эйзенштейн, Мейерхольд. Отношение Маяковского к культурной
жизни Советского Союза предельно совпало с отношением руководителей
партии большевиков и государства. К ЛЕФу был близок Литературный центр конструктивистов, ядро которого
составляли Илья Сельвинский, Эдуард Багрицкий, Владимир Луговской, Вера
Инбер
.

В 1925 г. была создана Федерация советских писателей, которая
объединила несколько групп (РАПП, Всероссийский союз крестьянских
писателей, “Перевал”, “Кузницу” ЛЕФ).

На роль центра объединенного движения и руководителя
литературно-художественным процессом претендовали пролетарские
организации (РАПП и др.). Они вели большую культурно-идеологическую
работу в среде рабочих, способствовали выдвижению талантов, но
идейно-эстетические взгляды руководителей РАПП и других пролетарских
художественных организаций были ошибочными. Рапповцы переносили формы и
методы внутрипартийной борьбы тех лет в художественную жизнь, крайне
нетерпимо относились к писателям, которых считали непролетарскими.
Большую роль в художественной жизни республики играли
литературно-художественные журналы. В 20-е гг. складывается определенный
тип советского периодического издания, продолжающего традиции
отечественной журналистики. Популярными стали такие новые журналы, как
“Новый мир”, “Красная новь”, “Молодая гвардия”, “Октябрь”, “Звезда”,
“Печать и революция”. Здесь публиковались художественные произведения,
критические статьи, велись острые дискуссии.

В 20-е гг. в литературу приходит талантливая молодежь, прошедшая
фронты гражданской войны. Только с 1920 по 1922 гг. впервые выступили в
печати более 150 писателей, среди них В. А. Каверин, Н. С. Тихонов, Н.
А. Асеев
, А. Н. Сейфуллина, А. А. Жаров, Л. М. Леонов, М. А. Шолохов, А.
А. Фадеев
. Лучшие произведения того времени были созданы вне рамок какого-либо одного направления или художественной группировки.
Но с укреплением тоталитарной системы постепенно формируются официальный
и неофициальный парнасы. Движение литературы все больше определялось
теорией и практикой “партийности” и “социалистического реализма”. С
этими установками приходилось считаться всем поэтам, от отношения к ним
зависели возможность печататься, сама жизнь и смерть. Последовательно проводилась установка на нивелировку поэтов, крайний характер принявшая еще на рубеже 20—30-х гг. В обстановке диктата эмигрировали или были высланы сотни поэтов и других
работников культуры. Было понятно, что поэтический период подходил к
концу и на авансцену выходила прозаическая литература. “Разброд и шатания”, существовавшие в литературе на рубеже 20—30-х
гг. были ликвидированы постановлением ЦК ВКП(б) “О перестройке
литературно-художественных организаций” от 23 апреля1932 г.
Ликвидировали РАПП и ее отделения на местах, запретили “групповищину”,
был взят курс на объединение всех писательских сил под единым знаменем
социалистического реализма.
В 1934 г. произошло знаменательное событие — состоялся I съезд
советских писателей, на котором М. Горький, приглашенный в СССР
Сталиным, провозгласил основные принципы социалистического реализма, и о
создании Союза писателей СССР. На съезде присутствовало около 600
делегатов, которые представляли 52 национальности, а так же иностранные
гости. После создания Союза писателей, создать какую-либо литературную
группу или объединение стало невозможно. К концу 30-х гг. сформировалось понятие “советская литература” с единой
социально-идеологической основой, с общими социальными, нравственными,
эстетическими идеалами, на основе принципа партийности и народности, на
основе метода социалистического реализма.


Для того, чтобы отдать свой голос, необходимо зарегистрироваться или войти
Тема закрытаТема скрыта
Жалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Любака56, 1 ребенок
И-и-и-и-и....
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 14 недель
...и-и-и что? :)))
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 14 недель
ВЕРА МИХАЙЛОВНА ИНБЕР (1890-1972), русская поэтесса. Родилась 28 июня (10 июля) 1890 года в Одессе. Окончив гимназию, училась на историко-филологическом факультете одесских Высших женских курсов. В годы учебы публиковала стихи — сначала в одесских газетах (1910), затем в журнале "Солнце России" (1912). Первая книга стихов "Печальное вино" вышла в 1914 году в Париже.

Вернувшись в 1914 году в Одессу, читала стихи на поэтических вечерах, печаталась в местных газетах и альманахах "Весенний салон поэтов" и "Скрижаль", пробовала силы как актриса и писала для театра.

Вторая книга стихов "Горькая услада" вышла в 1917 году в Петрограде. В 1922 году, издав в Одессе поэтическую книгу "Бренные слова", Вера Инбер переехала в Москву, где начала сотрудничать с журналами "Огонек", "Красная нива" и др. Входила в созданную поэтом И. Сельвинским группу ЛЦК (Литературный центр конструктивистов), воплощая в своем поэтическом творчестве основные эстетические принципы конструктивизма: тактовый стих, локальный метод (прием, при котором главным является функциональное значение рифмуемых слов) и др. К середине 1920-х годов относятся первые прозаические опыты В. Инбер, отмеченные дневниковой непосредственностью. Так, повесть "Место под солнцем" (1928) была написана под впечатлением от агитполета по Поволжью и Прикамью. Поездке за границу посвящена книга очерков "Америка в Париже" (1928).

Журналистская работа не мешала Инбер постоянно выпускать поэтические сборники: "Цель и путь" (1925), "Мальчик с веснушками" (1926), "Сыну, которого нет" (1927), "Избранные стихи" (1933) и др. Некоторые ее стихотворные произведения ("Весна в Самарканде", "Путевой дневник", 1940 и др.) также были написаны в жанре путевого дневника. Инбер написала также комедию в стихах "Союз матерей" (1938), историческую поэму "Овидий" (1939), тексты либретто для опер Д. Верди "Травиата"; и Р. Планкета "Корневильские колокола". Некоторые свои произведения подписывала псевдонимами Старый Джон и Гусь Хрустальный.

Во время блокады Инбер оставалась в Ленинграде, где ее муж работал директором 1-го Медицинского института. Ленинградская блокада стала главной темой ее творчества в годы войны. Она воплощена в стихотворениях "Трамвай идет на фронт", "Заботливая женская рука" и др., а также в ленинградском дневнике "Почти три года" (1946). Вера Инбер выступала по радио, публиковала стихи и статьи в периодической печати, выступала в воинских частях и на заводах. Проникнутая пафосом борьбы с фашизмом поэма о блокаде "Пулковский меридиан" (1941-1943) была удостоена Государственной премии. Ленинградской теме посвящены и написанные в годы войны книги "Душа Ленинграда", "О ленинградских детях", "О Ленинграде".

После войны Инбер продолжала работать в освоенных ею жанрах. Она публиковала путевые очерки ("Три недели в Иране", 1946, и др.), стихотворные сборники ("Путь воды", 1951, и др.). Книга "Как я была маленькая" (1954) стала классикой советской литературы для детей. Писательница продолжала создавать произведения, востребованные властью и обществом, — например книгу о Ленине "Апрель" (1960).

Новым в творчестве Веры Инбер в конце 1950-х — начале 1960-х годов стало обращение к мемуарному жанру, в котором написаны книги "Вдохновение и мастерство" (1957), "Страницы дней перебирая…" (1967), воспоминания о М. Рыльском и А. Толстом. Инбер занималась переводами с украинского (Т. Шевченко, Рыльский и др.), переводила Ш. Петефи, Я. Райниса, И. Бехера, П. Элюара и др.

До последних лет жизни Инбер входила в руководящие органы Союза писателей, в редколлегию журнала "Знамя".

Умерла Вера Михайловна Инбер в Москве 11 ноября 1972 года.


СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 14 недель
ЧИТАТЕЛЮ

Читатель мой, ненадобно бояться,
Что я твой книжный шкаф обременю
Посмертными томами (штук пятнадцать),
Одетыми в тисненую броню.

Нет. Издана не пышно, не богато,
В простой обложке серо-голубой,
То будет книжка малого формата,
Чтоб можно было брать ее с собой.

Чтобы она у сердца трепетала
В кармане делового пиджака,
Чтобы ее из сумки извлекала
Домохозяйки теплая рука.

Чтоб девочка в капроновых оборках
Из-за нее бы не пошла на бал,
Чтобы студент, забывши про пятерки,
Ее во время лекции читал...

«Товарищ Инбер,— скажут педагоги,—
Невероятно! Вас не разберешь.
Вы нарушаете регламент строгий,
Вы путаете нашу молодежь».

Я знаю — это не педагогично,
Но знаю я и то, что сила строк
Порою может заменить (частично)
Веселый бал и вдумчивый урок.

Теченье дня частенько нарушая
(Когда сама уйду в небытие),—
Не умирай же, книжка небольшая,
Живи подольше, детище мое!

1963
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Lilia Haliulin
Забыла все: глаза, походку, голос,
Улыбку перед сном;
Но все еще полна любовью, точно колос
Зерном.

Но все еще клонюсь. Идущий мимо,
Пройди, уйди, не возвращайся вновь:
Еще сильна во мне, еще неодолима
Любовь.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Lana Gri
Очень красиво.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Lilia Haliulin
Волна без пены. Солнце без огня.
Зайчата на сырой полянке.
Как это чуждо мне, южанке,
Как это странно для меня.

В недоумении я чту весны чужой
Мне непонятные красоты:
Стыдливое цветенье хвой
И зори бледные, как соты.

Но как меня томит и гложет
Мечта о небе синего синей!
И северной весне в душе моей
Созвучья нет и быть не может.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 14 недель
У первой мухи головокруженье
От длительного сна:
Она лежала зиму без движенья,-
Теперь весна.

Я говорю:- Сударыня, о небо,
Как вы бледны!
Не дать ли вам варенья, или хлеба,
Или воды?

- Благодарю, мне ничего не надо,-
Она в ответ.-
Я не больна, я просто очень рада,
Что вижу свет.

Как тяжко жить зимой на свете сиром,
Как тяжко видеть сны,
Что мухи белые владеют миром,
А мы побеждены.

Но вы смеетесь надо мной? Не надо.-
А я в ответ!
- Я не смеюсь, я просто очень рада,
Что вижу свет.

1919
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 14 недель
ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА

Снег, бездорожье, горячая пыль, суховей.
Минное поле, атака, свинцовая вьюга —
Все испытала, в походной шинели своей,
Ты, боевая подруга.

Ты уезжала с заводом своим на Урал.
Бросила дом свой, ни разу о нем не заплакав.
Женским рукам удивлялся горячий металл,
Но покорялся, однако.

Мы — победители. Пушечный грохот утих.
Минуло время тяжелой военной заботы.
Вспомнила ты, что, помимо профессий мужских,
Женщина прежде всего ты.

Мартовский солнечный день. Голубая капель
Точит под крышей себе ледяную лазейку.
В комнате тихо, светло. У стены — колыбель
Под белоснежной кисейкой.

Мягкую обнял подушечку сонный малыш.
Нежное солнце сквозит в золотых волосенках.
Руку поднявши, ты шепчешь: «Пожалуйста... тшшш,
Не разбудите ребенка».

1946
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
марина емельянова, 2 ребенка
какой заряд силы..
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 14 недель
СЫНУ, КОТОРОГО НЕТ

(Колыбельная песня)

Ночь идет на мягких лапах,
Дышит, как медведь.
Мальчик создан, чтобы плакать,
Мама — чтобы петь.

Отгоню я сны плохие,
Чтобы спать могли
Мальчики мои родные,
Пальчики мои.

За окошком ветер млечный,
Лунная руда,
За окном пятиконечная
Синяя звезда.

Сын окрепнет, осмелеет,
Скажет: «Ухожу».
Красный галстучек на шею
Сыну повяжу.

Шибче барабанной дроби
Побегут года;
Приминая пыль дороги,
Лягут холода.

И прилаженную долю
Вскинет, как мешок,
Сероглазый комсомолец,
На губе пушок.

А пока, еще ни разу
Не ступив ногой,
Спи, мой мальчик сероглазый,
Зайчик дорогой...

Налепив цветные марки
Письмам на бока,
Сын мне снимки и подарки
Шлет издалека.

Заглянул в родную гавань
И уплыл опять.
Мальчик создан, чтобы плавать,
Мама — чтобы ждать.

Вновь пройдет годов немало...
Голова в снегу;
Сердце скажет: «Я устало,
Больше не могу».

Успокоится навеки,
И уже тогда
Весть помчится через реки,
Через города.

И, бледнея, как бумага,
Смутный, как печать,
Мальчик будет горько плакать,
Мама — будет спать.

А пока на самом деле
Все наоборот:
Мальчик спит в своей постели.
Мама же — поет.

И фланелевые брючки,
Первые свои,
Держат мальчикины ручки,
Пальчики мои.

1927
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
ALLOCHKA, 2 ребенка
Какое стихотворение сильное, я прослезилась, сижу, смотрю на своего малыша...
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Вика, 1 ребенок
Спасибо!!!!
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
.
Прочитала впервые в 14 лет. Так запало в душу!
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 14 недель
Уже заметна воздуха прохлада,
И убыль дня, и ночи рост.
Уже настало время винограда
И время падающих звезд.

Глаза не сужены горячим светом,
Раскрыты широко, как при луне.
И кровь ровней, уже не так, как летом,
Переливается во мне.

И, важные, текут неторопливо
Слова и мысли. И душа строга,
Пустынна и просторна, точно нива,
Откуда вывезли стога.

1920
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ольга Стасова
Душе, уставшей от страсти,
От солнечных бурь и нег,
Дорого легкое счастье,
Счастье - тишайший снег.

Счастье, которое еле
Бросает звездный свет;
Легкое счастье, тяжеле
Которого нет.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 14 недель
Прохладнее бы кровь и плавников бы пара,
И путь мой был бы прям.
Я поплыла б вокруг всего земного шара
По рекам и морям.

Безбровый глаз глубоководной рыбы,
И хвост, и чешуя...
Никто на свете, даже ты бы,
Не угадал, что это я.

В проеденном водой и солью камне
Пережидала б я подводный мрак,
И сквозь волну казалась бы луна мне
Похожей на маяк.

Была бы я и там такой же слабой,
Как здесь от суеты.
Но были бы ко мне добрее крабы,
Нежели ты.

И пусть бы бог хранил, моря волнуя,
Тебя в твоих путях,
И дал бы мне окончить жизнь земную
В твоих сетях.

1920
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 14 недель
СДАЕТСЯ КВАРТИРА

Однажды дала объявленье
Улитка:
«Сдается квартира с отдельной
Калиткой.
Покой, тишина. Огород
И гараж.
Вода. Освещение.
Первый этаж».
Едва появилось в лесу
Объявленье,
Тотчас же вокруг началось
Оживленье.
Откликнулись многие.
С вышки своей
В рабочем костюме
Сошел муравей.
Нарядная, в перьях, явилась
Кукушка.
Амфибия (это такая
Лягушка)
Пришла с головастиком
(Юркий малыш!),
Потом прилетела
Летучая мышь.
А там и светляк —
Уже час был не ранний —
Приполз на квартирное
Это собранье,
И даже принес, чтоб не сбиться
В ночи,
Зеленую лампочку в четверть
Свечи.
Уселись в кружок. Посредине
Улитка.
И тут началась настоящая
Пытка!
Что, дескать, и комната
Только одна.
И как это так:
Почему без окна?
«И где же вода?» —
Удивилась лягушка.
«А детская где же?» —
Спросила кукушка.
«А где освещение?—
Вспыхнул светляк.—
Я ночью гуляю,
Мне нужен маяк».
Летучая мышь
Покачала головкой:
«Мне нужен чердак,
На земле мне неловко».—
«Нам нужен подвал,—
Возразил муравей,—
Подвал или погреб
С десятком дверей».
И каждый, вернувшись
В родное жилище,
Подумал: «Второго такого
Не сыщешь!»
И даже улитка —
Ей стало свежо —
Воскликнула:
«Как у меня хорошо!»
И только кукушка,
Бездомная птица,
Попрежнему в гнезда чужие
Стучится.
Она и к тебе постучит
В твою дверь:
«Нужна, мол, квартира!»
Но ты ей не верь.

Март 1941
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Lana Gri
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Lana Gri
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 14 недель
Добрый вечер, Лана :))) Я очень тебе рада :))) Спасибо за фотки :))))
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Lana Gri
Добрый! Спешила домой, предвкушая интересный вечер)))
Очень тронула колыбельная. Фиона, а ты не знаешь почему сына нет?
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 14 недель
Не случилось, а очень хотелось. Что интересно, у Цветаевой тоже есть стихотворение "К тому, кто только будет - сын", написанное за 10 лет до рождения Георгия...
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Lana Gri
Мне это стихотворение очень близко)))
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Поделиться темой:

Рекомендуем прочесть

Подпишитесь на нас