Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
5 апреля 2011, 19:23, Форум, Досуг, Обо всём на свете

День Поэзии: Евгений Евтушенко

Здравствуйте, уважаемые форумчане :))) Сегодняшняя наша тема посвящена творчеству Евгения Евтушенко.

Родился 18 июля 1933 года в Сибири, на станции Зима Иркутской области.
Отец - Гангнус Александр Рудольфович (1910-1976), геолог. Мать -
Евтушенко Зинаида Ермолаевна (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный
деятель культуры РСФСР. Супруга - Евтушенко Мария Владимировна (1961 г.
рожд.), врач, филолог.

В Зиме прошли незабываемые детские годы Евгения Евтушенко. «Откуда
родом я? Я с некой / сибирской станции Зима...» Этому городу посвящены
одни из самых пронзительных его лирических стихотворений и многие главы
ранних поэм.

Евтушенко с раннего детства считал и ощущал себя Поэтом. Это видно из
его ранних стихов, впервые опубликованных в первом томе его Собрания
сочинений в 8 томах. Датированы они 1937, 1938, 1939 годами. Совсем не
умильные вирши, а талантливые пробы пера (или карандаша) 5-7-летнего
ребенка. Его сочинительство и опыты поддерживаются родителями, а затем и
школьными учителями, которые активно участвуют в развитии его
способностей.

Поэт не раз с благодарностью вспоминает родителей, которые с ранних
лет помогали ему через каждодневное общение, книги, знакомство и
соприкосновение с искусством познать ценности окружающего мира,
художественного наследия. «Отец часами мог рассказывать мне, еще
несмышленому ребенку, и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и
о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском... Благодаря отцу я
уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма,
Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимый
винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг...»

В последующие годы, несмотря на то, что у Александра Рудольфовича
образовалась другая семья, он продолжал воспитание своего старшего сына
поэзией. Так, осенью 1944 года они вместе ходили на вечер поэзии в МГУ,
бывали и на других вечерах, слушая стихи Анны Ахматовой, Бориса
Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла
Антокольского и других поэтов.

Зинаида Ермолаевна не препятствовала встречам Жени с отцом, а еще
раньше, когда писала ему письма, посылала стихи сына, в которых уже
попадались строки и рифмы, свидетельствующие о способностях мальчика,
так рано взявшегося за перо. Мама верила в его способности и отдавала
себе отчет в ценности его ранних опытов. В ее доме бывали артисты - и ставшие впоследствии знаменитостями, и скромные труженики мосэстрадовской сцены. Гостеприимство Зинаиды Ермолаевны распространялось не только на
собственных друзей, но и на окружение молодого, вступающего в бурную
творческую жизнь сына. Своими в доме были многие поэты - Евгений
Винокуров, Владимир Соколов, Роберт Рождественский, Григорий Поженян,
Михаил Луконин и другие, не говоря уже о Белле Ахмадулиной, первой жене
поэта; прозаик Юрий Казаков, драматург Михаил Рощин, литературовед
Владимир Барлас, студенты Литературного института, художники Юрий
Васильев и Олег Целков, актеры Борис Моргунов и Евгений Урбанский...
Поэт рос и учился в Москве, посещал поэтическую студию Дома пионеров.
Был студентом Литературного института, в 1957 году исключен за
выступления в защиту романа В. Дудинцева «Не хлебом единым». Печататься
начал в 16 лет. Первые публикации стихов в газете «Советский спорт»
датированы 1949 годом. Принятый в Союз писателей СССР в 1952 году, стал
самым молодым его членом.
Подлинно дебютными стали не первая «ходульно-романтическая книжка», как
аттестует сегодня «Разведчики грядущего»(1952) сам поэт, и даже не вторая -
«Третий снег» (1955), а третья - «Шоссе энтузиастов» (1956) и четвертая -
«Обещание» (1957) книги, а также поэма «Станция Зима» (1953-56). Именно
в этих сборниках и поэме Евтушенко осознает себя поэтом нового,
вступающего в жизнь поколения, которое позже назовут поколением
«шестидесятников», и громко заявляет об этом программным стихотворением
«Лучшим из поколения».
Идейно-нравственный кодекс поэта был сформулирован не сразу: на исходе
1950-х годов он во весь голос заговорил о гражданственности, хотя дал ей
поначалу крайне зыбкое, расплывчатое, приблизительное определение: «Она
совсем не понуканье, / а добровольная война. / Она - большое пониманье /
и доблесть высшая она». Развивая и углубляя ту же мысль в «Молитве
перед поэмой», которой открывается «Братская ГЭС», Евтушенко найдет куда
более ясные, четкие определения: «Поэт в России - больше, чем поэт. / В
ней суждено поэтами рождаться / лишь тем, в ком бродит гордый дух
гражданства, / кому уюта нет, покоя нет».
После опубликования во французском еженедельнике
"Экспресс" своей "Автобиографии" (1963) был подвергнут резкой критике.
Вместе с Ю.Казаковым уезжает на Печору, живет на Севере, знакомится с
трудом рыбаков и зверобоев. Эта поездка оставила яркий след в его
творчестве, породила большой цикл стихотворений, опубликованных
впоследствии в "Новом мире" и "Юности" ("Баллада о браконьерстве",
"Баллада о миражах", "Качка" и др.).

Евтушенко не только был на всех континентах
земли, но и написал стихи и поэмы о каждой стране, где побывал. Его имя
известно во всем мире. Популярности поэта способствовала и его манера
чтения стихов с эстрады.

С середины 1960-х, когда им была написана
"Братская ГЭС", Евтушенко постоянно обращается к большой поэтической
форме. Им опубликовано 14 поэм ("Казанский университет", 1970;
"Ивановские ситцы", 1976; "Непрядва", 1980; "Под кожей статуи Свободы",
1968; "Снег в Токио", 1974; "Голубь в Сантьяго", 1978; "Мама и
нейтронная бомба", 1982, и др.).

Евгений Евтушенко был редактором многих книг, составителем ряда больших и
малых антологий, вел творческие вечера поэтов, составлял радио- и
телепрограммы, организовывал грамзаписи, сам выступал с чтением стихов
А. Блока, Н. Гумилева, В. Маяковского, А. Твардовского, писал статьи, в
том числе для конвертов пластинок (об А. Ахматовой, М. Цветаевой, О.
Мандельштаме, С. Есенине, С. Кирсанове, Е. Винокурове, А. Межирове, Б.
Окуджаве, В. Соколове, Н. Матвеевой, Р. Казаковой и многих других).
Живет и работает в Москве. Преподает в американских
университетах русскую поэзию по собственному учебнику ("Антология
русской поэзии";).




Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка
МОЛИТВА ПЕРЕД ПОЭМОЙ

Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней - образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.

Сумею ли? Культуры не хватает...
Нахватанность пророчеств не сулит...
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.

И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти, и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты...

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь -
как бы шаля, глаголом жечь.

Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра -
лампада тайного добра.

Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссеченной музы твоей -
у парадных подъездов и рельсов
и в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.

О, дай мне, Блок, туманность вещую
и два кренящихся крыла,
чтобы, тая загадку вечную,
сквозь тело музыка текла.

Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток,
сращенье запахов, теней
с мученьем века,
чтоб слово, садом бормоча,
цвело и зрело,
чтобы вовек твоя свеча
во мне горела.

Есенин, дай на счастье нежность мне
к березкам и лугам, к зверью и людям
и ко всему другому на земле,
что мы с тобой так беззащитно любим.

Дай, Маяковский, мне
глыбастость,
буйство,
бас,
непримиримость грозную к подонкам,
чтоб смог и я,
сквозь время прорубясь,
сказать о нем
товарищам-потомкам...


Пожаловаться
люблю_мужа.ру, 8 детей
О, здравствуйте! Давно вас не слышала)))) Я знаю только немного стихотворений Е. Евтушенко ( когда в консерватории училась, пел пару романсов на его стихи).
Шестидесятники
Кто были мы, шестидесятники?
На гребне вала пенного в двадцатом веке как десантики
Из двадцать первого.
И мы, без лестниц и без робости,
На штурм отчаянно полезли,
Вернув отобранный при обыске
Хрустальный башмачок поэзии.

Давая звонкие пощёчины, чтобы не дрыхнул,
Современнику,
Мы прорубили зарещёченное
Окно в Европу и Америку!

Мы для кого-то были модными,
Кого-то славой мы обидели,
Но вас мы сделали свободными, сегодняшние оскорбители!

Пугали наши вкусы, склонности,
И то, что слишком забываемся,
А мы не умерли от скромности и умирать не собираемся!

Пускай шипят, что мы бездарные,
Продажные и лицемерные
Но всё равно - мы легендарные!
Оплёванные, но бессмертные!
Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка
Здравствуйте :))) Мы каждый вторник на форуме, без пропусков :))) Можете на моей ЛС посмотреть :)))
Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка
ПОЭТ

В. Корнилову

Предощущение стиха
у настоящего поэта
есть ощущение греха,
что совершен когда-то, где-то.

Пусть совершен тот грех не им —
себя считает он повинным,
настолько с племенем земным
он сросся чувством пуповины.

И он по свету, сам не свой,
бежит от славы и восторга
всегда с повинной головой,
но только — поднятой высоко.

Потери мира и войны,
любая сломанная ветка
в нем вырастают до вины,
его вины — не просто века.

И жизнь своя ему страшна.
Она грешным-грешна подавно.
Любая женщина — вина,
дар без возможности отдарка.

Поэтом вечно движет стыд,
его кидая в необъятность,
и он костьми мосты мостит,
оплачивая неоплатность.

А там, а там, в конце пути,
который есть, куда ни денься,
он скажет: «Господи, прости...» —
на это даже не надеясь.

И дух от плоти отойдет,
и — в пекло, раем не прельщенный,
прощенный господом, да вот
самим собою не прощенный...


Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка
Идут белые снеги...

Идут белые снеги,
как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.

Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.

Идут белые снеги...
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.

я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.

И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?

А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом,

дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.

Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.

И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.

Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,

Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.


Пожаловаться
Lilia Haliulin

Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка
Мы перед чувствами немеем,
мы их привыкли умерять,
и жить еще мы не умеем
и не умеем умирать.

Но, избегая вырождений,
нельзя с мерзавцами дружить,
как будто входим в дом враждебный,
где выстрел надо совершить.

Так что ж, стрелять по цели - или
чтоб чаю нам преподнесли,
чтоб мы заряд не разрядили,
а наследили и ушли?

И там найти, глотая воздух,
для оправдания пример
и, оглянувшись, бросить в воду
невыстреливший револьвер.


Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка
О, нашей молодости споры,
о, эти взбалмошные сборы,
о, эти наши вечера!
О, наше комнатное пекло,
на чайных блюдцах горки пепла,
и сидра пузырьки, и пена,
и баклажанная икра!

Здесь разговоров нет окольных.
Здесь исполнитель арий сольных
и скульптор в кедах баскетбольных
кричат, махая колбасой.
Высокомерно и судебно
здесь разглагольствует студентка
с тяжелокованной косой.

Здесь песни под рояль поются,
и пол трещит, и блюдца бьются,
здесь безнаказанно смеются
над платьем голых королей.
Здесь столько мнений, столько прений
и о путях России прежней,
и о сегодняшней о ней.

Все дышит радостно и грозно.
И расходиться уже поздно.
Пусть это кажется игрой:
не зря мы в спорах этих сипнем,
не зря насмешками мы сыплем,
не зря стаканы с бледным сидром
стоят в соседстве с хлебом ситным
и баклажанною икрой!


Пожаловаться
Шизгара
Фиона, так вы девушка богемная, поэзию любите.
Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка
Ольга, что вы понимаете под словом "богемная"? :)))
Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка
Б. Ахмадулиной

Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете
разнообразные не те.
И он
не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.
Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.
А той -
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.
О, сколько
нервных
и недужных,
ненужных связей,
дружб ненужных!
Куда от этого я денусь?!
О, кто-нибудь,
приди,
нарушь
чужих людей соединённость
и разобщённость
близких душ!


Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка

Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка
Ещё раз даю ссылку на тему, посвящённую Белле Ахмадулиной:http://deti.mail.ru/forum/topic.html?fid...
Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка
Бывало, спит у ног собака,
костер занявшийся гудит,
и женщина из полумрака
глазами зыбкими глядит.

Потом под пихтою приляжет
на куртку рыжую мою
и мне,
задумчивая,
скажет:
"А ну-ка, спой!.."-
и я пою.

Лежит, отдавшаяся песням,
и подпевает про себя,
рукой с латышским светлым перстнем
цветок алтайский теребя.

Мы были рядом в том походе.
Все говорили, что она
и рассудительная вроде,
а вот в мальчишку влюблена.

От шуток едких и топорных
я замыкался и молчал,
когда лысеющий топограф
меня лениво поучал:

"Таких встречаешь, брат, не часто.
В тайге все проще, чем в Москве.
Да ты не думай, что начальство!
Такая ж баба, как и все..."

А я был тихий и серьезный
и в ночи длинные свои
мечтал о пламенной и грозной,
о замечательной любви.

Но как-то вынес одеяло
и лег в саду,
а у плетня
она с подругою стояла
и говорила про меня.

К плетню растерянно приникший,
я услыхал в тени ветвей,
что с нецелованным парнишкой
занятно баловаться ей...

Побрел я берегом туманным,
побрел один в ночную тьму,
и все казалось мне обманным,
и я не верил ничему.

Ни песням девичьим в долине,
ни воркованию ручья...
Я лег ничком в густой полыни,
и горько-горько плакал я.

Но как мое,
мое владенье,
в текучих отблесках огня
всходило смутное виденье
и наплывало на меня.

Я видел -
спит у ног собака,
костер занявшийся гудит,
и женщина
из полумрака
глазами зыбкими глядит.


Пожаловаться
Шизгара
Интеллигентно-эксцентричная, непростая в общем.Шучу, а я больше прозу люблю.
Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка
Простота, она хуже воровства, так что лучше быть непростой (шучу) :)))) Я тоже очень уважаю прозу, но формат форума не позволяет представить нам её в должном объёме.
Пожаловаться
марина емельянова, 2 ребенка
ну вот.. а я только только скопировала всю войну и мир Толстого))))
Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка
Так и вижу комментарии : "Слишком много букаф"
Пожаловаться
Tanya Markina, 2 ребенка
Севилья серьгами сорит, сорит сиренью.
И, по сирени, сеньорит несёт к арене.
И пота пенистый потоп смывает тумбы.
По белым звёздочкам топ-топ малютки-туфли.
По белым звёздочкам хруп-хруп коляска инвалида.
А если кто сегодня груб - плевать! Коррида!
Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка
А снег идет, а снег идет,
И все вокруг чего-то ждет...
Под этот снег, под тихий снег,
Хочу сказать при всех:

'Мой самый главный человек,
Взгляни со мной на этот снег -
Он чист, как то, о чем молчу,
О чем сказать хочу'.

Кто мне любовь мою принес?
Наверно, добрый Дед Мороз.
Когда в окно с тобой смотрю,
Я снег благодарю.

А снег идет, а снег идет,
И все мерцает и плывет.
За то, что ты в моей судьбе,
Спасибо, снег, тебе.


Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка

Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка
Нет, мне ни в чем не надо половины!
Мне - дай все небо! Землю всю положь!
Моря и реки, горные лавины
Мои - не соглашаюсь на дележ!

Нет, жизнь, меня ты не заластишь частью.
Все полностью! Мне это по плечу!
Я не хочу ни половины счастья,
Ни половины горя не хочу!

Хочу лишь половину той подушки,
Где, бережно прижатое к щеке,
Беспомощной звездой, звездой падучей
Кольцо мерцает на твоей руке.


Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка
Кто самый острый современный
писатель? - спорит целый мир.
Знаток я, может, не отменный,
ну, а по моему - Шекспир.

И вечность гамлетовской темы
прибоем бьется о виски
сейчас, когда в одном смятенье
и гении, и дураки.

И, руки медленно ломая,
под реактивный свист и гуд,
спешат к метро или трамваям,
толпою гамлеты бегут

Артисты просто жалко мямлят
в сравнение с басом бурь и битв,
когда и шар земной, как Гамлет,
решает: "Быть или не быть."


Пожаловаться
Lilia Haliulin
Нераздельная любовь

Любовь неразделенная страшна,
но тем, кому весь мир лишь биржа, драка,
любовь неразделенная смешна,
как профиль Сирано де Бержерака.
Один мой деловитый соплеменник
сказал жене в театре "Современник":
";Ну что ты в Сирано своем нашла?
Вот дурень! Я, к примеру, никогда бы
так не страдал из-за какой-то бабы...
Другую бы нашел - и все дела".
В затравленных глазах его жены
забито проглянуло что-то вдовье.
Из мужа перло - аж трещали швы!-
смертельное духовное здоровье.
О, сколько их, таких здоровяков,
страдающих отсутствием страданий.
Для них есть бабы: нет прекрасной дамы.
А разве сам я в чем-то не таков?
Зевая, мы играем, как в картишки,
в засаленные, стертые страстишки,
боясь трагедий, истинных страстей.
Наверное, мы с вами просто трусы,
когда мы подгоняем наши вкусы
под то, что подоступней, попростей.
Не раз шептал мне внутренний подонок
из грязных подсознательных потемок:
"Э, братец, эта - сложный матерьял..."-
и я трусливо ускользал в несложность
и, может быть, великую возможность
любви неразделенной потерял.
Мужчина, разыгравший все умно,
расчетом на взаимность обесчещен.
О, рыцарство печальных Сирано,
ты из мужчин переместилось в женщин.
В любви вы либо рыцарь, либо вы
не любите. Закон есть непреклонный:
в ком дара нет любви неразделенной,
в том нету дара божьего любви.
Дай бог познать страданий благодать,
и трепет безответный, но прекрасный,
и сладость безнадежного ожидать,
и счастье глупой верности несчастной.
И, тянущийся тайно к мятежу
против своей души оледененной,
в полулюбви запутавшись, брожу
с тоскою о любви неразделенной
Пожаловаться
марина емельянова, 2 ребенка
да уж. современное восприятие что в 21 веке мы отточили до мастерства. типа секс.. он для здоровья. а любовь это блин больно
Пожаловаться
Поделиться темой:
Подпишитесь на нас