Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
29 марта 2011, 19:40, Форум, Досуг, Обо всём на свете

День Поэзии: Андрей Вознесенский

Здравствуйте, уважаемые форумчане :))) Сегодняшнее заседание нашего клуба предлагаю посвятить Андрею Вознесенскому.

Поэт, публицист, прозаик, архитектор. Родился в Москве в семье гидроинженера 12 мая 1933 года.

Начал писать стихи еще в школе. Большой поклонник творчества Бориса
Пастернака. Андрюша Вознесенский, учась в 6-м классе, послал ему свои
стихи. Поэт оценил творческое начинание подростка и пригласил
его в гости. Это определило дальнейшую судьбу Вознесенского. Они стали
большими друзьями. Личность великого поэта, его творчество, общение –
было значимо для начинающего поэта. В 1957 году А.Вознесенский окончил
Московский архитектурный институт и отметил это событие стихами: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!..»

Его первая книга стихотворений и поэм «Мозаика» выходит во Владимире в 1960 году. В том же году в Москве – книга «Парабола»,
но еще на два года раньше его первые публикации появляются в печати.
Шаг в литературу был стремительным и внезапным, его ругают критики,
и любит народ.
В 1962 — выходит сборник стихов «Треугольная груша», написанный после поездки поэта в Америку (1961). В 1960-е годы Вознесенский много ездит по Европе, читает свои стихи в Париже (1963), в Мюнхене (1967). В Нью-Йорке выступления были запрещены.
В 1963 на одной из творческих встреч в Кремле Н. С.Хрущев не выдержал и резко высказал поэту: «Забирайте
ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!». Казалось —
это все, конец всему, но народ требовал стихи и книги продолжали
печатать, их тираж достигал 200 тысяч.
В 1964 выходит сборник «Антимиры», в 1966 – «Ахиллесово сердце», в 1970 – «Тень звука», в 1972 – «Взгляд», в 1974 – «Выпусти птицу!», в 1975 – «Дубовый лист виолончельный», в 1976 – «Витражных дел мастер», в — 1979 «Соблазн».

В 1959 году выходит в свет поэма «Мастера», в 1963 – «Лонжюмо», в 1964 – «Ода», в 1970 – «Лед 69», в 1978 – «Повесть под мясо», в 1980 – «Андрей Полисадов».
В 1979 году А. Вознесенский публикуется в в альманахе «Метрополь».
В 1981 году он выпускает книгу «Безотчетное». В 1984 — книгу «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения», в 1987 — книгу «Ров. Стихи и проза», в 1990 – «Аксиома самоиска», в 1991 — «Россiя, Poesia».

Вознесенский — один из
лидеров "эстрадной" поэзии 1960-х гг., проникнутой духом новаторства и
раскрепощения человека от власти устаревших догм. Основные темы своей
поэзии Вознесенский определил в "Параболической балладе":

Сметая каноны, прогнозы, параграфы,

Несутся искусство, любовь и история —

По параболической траектории!

Вознесенский обращается в основном к интеллектуалам, "физикам и
лирикам", людям творческого труда, и первостепенное значение придает не
социальной и нравственно-психологической проблематике, а художественным
средствам и формам ее постижения и воплощения. С самого начала его
излюбленным поэтическим средством становится гиперболическая метафора,
родственная метафорам Маяковского и Пастернака, а основными жанрами —
лирический монолог, баллада и драматическая поэма, из которых он строит
книги стихов и поэм.

Свою поэтическую вселенную Вознесенский начал созидать с поэмы
"Мастера", где речь идет не только о семи древнерусских молодцах —
строителях "крамольного храма", но и о "художниках всех времен". О себе
поэт тогда же сказал:

Я той же артели,

Что семь мастеров.

Бушуйте в артериях,

Двадцать веков!

Среди "художников всех времен" Вознесенскому особенно близки зодчие,
ваятели, живописцы (Микеланджело, Рублев, Рубенс, Гойя, Филонов, Шагал) и
поэты, чье творчество в чем-то сродни изобразительному искусству
(Данте, Маяковский, Пастернак, Хлебников, Лорка). Экспрессивная
изобразительность характерна и для поэзии самого Вознесенского, но
особенно отчетливо сказывается в ней архитектурное видение мира
("архитекторы — в стихотворцы";). Довольно рано, еще со сборника "40
лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша", он начал вводить в
поэтические книги свою лирическую прозу: небольшие заметки, статьи,
очерки, эссе. В книге "Ров" из них образовалась довольно большая
"пристройка", в которую вошли и обширные эссе "О", "Мне четырнадцать
лет", "Прорабы духа".

Вознесенский одним из первых ощутил острую потребность в "тишине".
Тишина необходима поэту для общения с природой, для любви, для
внутренней сосредоточенности и размышлений о жизни, для обретения
чувства гармонии, она является альтернативой, противовесом центробежному
движению века, его научно-техническому прогрессу и дисгармонии. С такой
тишиной связана и поэма о любви "Оза". Тема женственности вообще широко
представлена в поэзии Вознесенского: "Свадьба", "Осень", "Сидишь
беременная, бледная...", "Бьют женщину", "Противостояние очей", "Елена
Сергеевна", "Песня Офелии", "Бьет женщина", "Монолог Мерлин Монро",
"Лед-69", "Авось!".

Тема Великой Отечественной войны является одной из важных в творчестве
Вознесенского. С ней связаны "Баллада 41-го года", позднее озаглавленная
как "Баллада Керченской каменоломни", "Гойя", "Неизвестный — реквием в
двух шагах, с эпилогом", "Доктор Осень" и другие произведения. Поэма
"Ров" посвящена суду над гробокопателями, добывавшими золото и другие
драгоценные вещи из захоронения 12 тысяч мирных жителей, главным образом
евреев, расстрелянных во время войны фашистами неподалеку от
Симферополя. Преступление алчных людей перед священной памятью о жертвах
войны поэт рассматривает как величайший грех, ведущий к распаду связи
времен, к разрыву духовно-нравственных связей между людьми, поколениями,
эпохами.

Тема распада проходит через все творчество Вознесенского, но со временем
смысл ее существенно изменяется: если в ранний период, в 60-е гг., поэт
говорил о распаде старых, отживших свой век форм жизни и искусства,
мешавших рождению и утверждению нового, то в 1980-е — первую половину
90-х гг. речь уже идет о распаде бытийных, жизнестроительных
духовно-нравственных ценностей ("Рапсодия распада";).

Противоядием против бездуховности и варварства Вознесенский считает
поэзию и искусство ("Поэтарх";), подвижническую деятельность русских
интеллигентов — "прорабов духа" и возрождение христианских ценностей.
Неохристианские мотивы в его творчестве становятся весьма существенными,
начиная с поэмы "Андрей Полисадов" (1979), повествующей о жизни
священнослужителя — прапрадеда поэта. Творчество Вознесенского по своему
духу и художественной структуре глубоко драматично, зрелищно,
театрально и сценично. На основе его произведений Ю. Любимов поставил в
Театре на Таганке спектакль "Антимиры", Р. Гринберг в Ивановском
молодежном театре поставила сценические композиции "Парабола" и
"Мозаика", А. Рыбников написал рок-оперу "Юнона и Авось", а М. Захаров
поставил ее в Театре им. Ленинского комсомола; Р. Щедрин — "Поэторию",
А.Нилаев — ораторию "Мастера", В. Ярушин — рок-ораторию "Мастера".

Вознесенский
много экспериментирует в области художественной формы, особенно в
последние годы, создает "видеомы", в которых стихи совмещаются с
рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в
определенной форме, например в форме креста (цикл "Распятие";). По
замыслу автора, такая визуальная поэзия должна соединять зрительное
восприятие с духовным.

На стихи поэта Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль «Антимиры».
А. Рыбников написал рок-оперу «Юнона и Авось», а М. Захаров поставил ее на сцене Ленкома.
Лауреат Государственной премии СССР (1978).
В январе 2010 года Вознесенский перенес второй инсульт, в мае в Германии
ему была сделана операция по устранению атеросклеротических повреждений
артерий. К сожалению, это не помогло, и поэт умер 1 июня 2010 года.



Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 34 недели
КУПАНИЕ В РОСЕ

На лугу меж двух озер
вне обзора от шоссе,
как катается ковер,
мы купаемся в росе.

Ледяные одуванчики
исхлеставши плечи все,
ароматом обдавайте!
Мы купаемся в росе.

Все грехи поискупали,
окрещенные в красе,
не в людских слезах — в купавиных,
брось врачей! Купнись в росе!
Принимай росные ванны!
Никакого ОР3.

Как шурупчик высоты,
дует шершень от шоссе
где тут ты? и где цветы?
он ворчит: «Ля вам шерше …»

Милые, нас не скосили!
Равны ежику, осе,
мы купаемся в России,
мы купаемся в росе.

Полосатый, словно зебра —
ну и сервис! — след любви.
Ты в росе, в росе, в росевросевросевро — серва
ландыша не раздави!..

Как приятно на веранде
пить холодное «rosei» …
Вы купайтесь в бриллиантах!
Мы купаемся в росе.


Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 34 недели
В человеческом организме
девяносто процентов воды,
как, наверное, в Паганини
девяносто процентов любви!

Даже если — как исключение
вас растаптывает толпа,
в человеческом
назначении
девяносто процентов добра.

Девяносто процентов музыки,
даже если она беда,
так во мне,
несмотря на мусор,
девяносто процентов тебя.


Пожаловаться
Маргарита Смирнова
мое любимое стихотворение!!!
Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 34 недели
ПЕРВЫЙ ЛЕД

Мерзнет девочка в автомате,
прячет в зябкое пальтецо
все в слезах и губной помаде
перемазанное лицо.

Дышит в худенькие ладошки.
Пальцы — льдышки. В ушах — сережки.

Ей обратно одной, одной
вдоль по улочке ледяной.

Певый лед. Это в первый раз.
Первый лед телефонных фраз.

Мерзлый след на щеках блестит
первый лед от людских обид.

Поскользнешься. Ведь в первый раз.
Бьет по радио поздний час.

Эх, раз,
еще раз,
еще много, много раз.


Пожаловаться
Людмила
помню песня популярная была, никогда бы не подумала что это Вознесенский)))
Пожаловаться
АлёшкА, 2 ребенка
этож Е.Осин пел...
Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 34 недели

Пожаловаться
АлёшкА, 2 ребенка
да да, помню))))))
Пожаловаться
Tana Turkina, 2 ребенка
Осин перепел, а кто до него исполнял, точно не знаю. Но когда мне было 7-8 лет (1973-1974 год) мой брат играл в ансамбле, они её уже знали и пели.
Пожаловаться
АлёшкА, 2 ребенка
во как, меня еще тогда не было))))
Пожаловаться
Amalaxova, 1 ребенок
мне очень нравится эта песня каждый раз тихонько подпиваю)
Пожаловаться
Роль второго плана, 2 ребенка
Это Вознесенский????
Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 34 недели
Да, Вознесенский :)))) Самый что ни на есть :)))
Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 34 недели
РОЩА

Не трожь человека, деревце,
костра в нем не разводи.
И так в нем такое делается
Боже, не приведи!

Не бей человека, птица,
еще не открыт отстрел.
Круги твои —
ниже,
тише.
Неведомое — острей.

Неопытен друг двуногий.
Вы, белка и колонок,
снимите силки с дороги,
чтоб душу не наколол.

Не браконьерствуй, прошлое.
Он в этом не виноват.
Не надо, вольная рощица,
к домам его ревновать.

Такая стоишь тенистая,
с начесами до бровей
травили его, освистывали,
ты-то хоть не убей!

Отдай ему в воскресение
все ягоды и грибы,
пожалуй ему спасение,
спасением погуби.


Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 34 недели
СТАРАЯ ПЕСНЯ

Пой, Георгий, прошлое болит.
На иконах — конская моча.
В янычары отняли мальца.
Он вернется — родину спалит.

Мы с тобой, Георгий, держим стол.
А в г лазах — столетия горят.
Братия насилуют сестер.
И никто не знает, кто чей брат.

И никто не знает, кто чей сын,
материнский вырезав живот.
Под какой из вражеских личин
раненая родина зовет?

Если я, положим, янычар,
не свои ль сжигаем алтари?
Где чужие — можем различать,
но не понимаешь, где свои.

Вырванные груди волоча,
остолбеневая от любви,
мама, отшатнись от палача.
Мама! У него глаза — твои.


Пожаловаться
марина емельянова, 2 ребенка
гражданская война глазами поэта. страшно как.
Пожаловаться
* Мнишка
"Тихий дон" вспомнился.((
Пожаловаться
Мышна, 1 ребенок
Это не гражданская война, это турецкое иго в Болгарии.Георгий-это реальный человек, болгарский поэт, вот фамилию, конечно, не помню.Неспроста же говорится о янычарах- в славянских странах мальчиков отнимали у родителей (именно в христианских семьях, позже появиось подразделение мусульман-добровольцев) и воспитывали родства не помнящими, никого и ничто не ценящими, не жалеющими. Это были элитные чести Османской империи; янычарам позволялось многое, но они и платили за свои привилегии-своими жизнями, безоговорочной преданностью... Не было войск страшнее янычар... и кто мог лучше разрушить свою страну, как не "родства не помнящие"?.. Их и использовали в карательных операциях...
Пожаловаться
марина емельянова, 2 ребенка
согласна. и читала где то об этом. но мне..как про гражданскую войну .. все это жутко напоминает. янычары.. это да. а уж российского розлива это еще страшнее пожалуй. с размахом дури
Пожаловаться
Мышна, 1 ребенок
Евгений Блажеевский.

Из цикла "Профиль стервятника"

***

Любитель ножа и перца,

Даритель тюремных благ

Несёт в груди вместо сердца

Рыжий слепой кулак.

За ним, вдоль ночных становищ,

Идут в толпе старожилов

Угодливый Каганович,

Подвыпивший Ворошилов.

Сейчас начнется охота,

Опричники выловят план...

В тумане кровавого пота

Залег ночной котлован.

Хозяин молчит надменно,

Но, прежде чем сделать знак,

Капризной ноздрей нацмена

Занюхивает табак.

Так вот она - русская прерия!..

В просторы ее босые

Ягода, Ежов и Берия

Скулят, словно псы борзые.

И в местности неухоженной,

Где ветер свистит во мраке,

Сидят на перчатке кожаной

Соколики-вурдалаки.

Сейчас начнется потеха:

За совесть, а не за страх

Побор коллективного меха

На голых крестьянских полях.

Сейчас в небесах бабахнут,

В ночи запоет рожок

И разом от боли ахнут

Житомир, Ростов, Торжок,

И двинется, как пехота,

Колючая ночь сквозь сон...

От страшного поворота

Я временем отнесён.

И что мне имбирные башни

И мускус испанской печали,

Упавшему в русские пашни,

Глядящему в русские дали...
Пожаловаться
марина емельянова, 2 ребенка
да..уж
Пожаловаться
Мышна, 1 ребенок
О, нашла)) Георгий Джагаров)) А "Песня.." была написана в Праге. "Был шок от вторжения советских танков. Я не знал деталей, не знал, что подпольные чешские радиостанции окликали нас, русских поэтов, по именам, взывая к помощи, но надежда рухнула.

Болгарские войска входили в число оккупантов. За полночь мы засиделись на вилле Георгия Гяурова, легендарного баса. Шло застолье. Другой Георгий, Джагаров, поэт, бывший партизан, затянул песню о янычарах.
Боже мой, ведь это мы - янычары. "Я - янычар", - отзывалось во мне. Славянские солдаты топтали славянскую Прагу.

Я вышел в сад и написал стихи:. " (Андрей Вознесенский: "На виртуальном ветру".)
Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 34 недели
Я всё-таки думаю, что эти стихи (возможно, неожиданно для самого Вознесенского) перекликаются с темой гражданской войны, когда точно так же люди не щадили друг друга, брат на брата шёл, дети отрекались от родителей, родители от детей - заметьте, сознательно! а не как янычары, в силу особого воспитания. Поэтому сама не стала поправлять. А за историческую справку, да ещё историю стихотворения от первого лица, ОГРОМНОЕ СПАСИБО! :))))))
Пожаловаться
Мышна, 1 ребенок
Если только "неожиданно для Вознесенского";))) У меня лично такой ассоциации никогда не возникало, только-турецкое иго...
А насчёт "дети отрекались от родителей, родители от детей - сознательно";-что далеко ходить, мой родной дед в 17 году отрёкся от своего отца С ЕГО СОГЛАСИЯ, чуть ли не с благословения-прадед мой был мирским судьёй, из дворян, личностью в Старицком уезде Тверской губернии известной... Не просто отрёкся, а ещё и фамилию сменил...Я об этом узнала уже после смерти своего отца, закончив институт-и вспомнила портрет старика в тёмных очках в дедовском доме...Дед был похож на своего отца, отец-на своего, я, в свою очередь-на своего (лицо; рост и фигура-из маминой породы)))...От родства по-любому никуда не денешься, родную кровь не вытравишь...
Пожаловаться
марина емельянова, 2 ребенка
а у меня еще интереснее в семье. там так запутывали дворянские корни.. от рода Кочубеев.. что дети не знали. а внуку- моему мужу бабушка отца рассказала все в реанимации. умирая.
спасибо за информацию. очень важно.
Пожаловаться
Поделиться темой:

Рекомендуем прочесть

Подпишитесь на нас