Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Интервью с Юлией Колода
Только 10% эмбрионов нормальные
Российская империя
Как одевали детей
10 историй
Звезды занимаются спортом с детьми
29 марта 2011, 19:40, Досуг, Обо всём на свете

День Поэзии: Андрей Вознесенский

Здравствуйте, уважаемые форумчане :))) Сегодняшнее заседание нашего клуба предлагаю посвятить Андрею Вознесенскому.

Поэт, публицист, прозаик, архитектор. Родился в Москве в семье гидроинженера 12 мая 1933 года.

Начал писать стихи еще в школе. Большой поклонник творчества Бориса
Пастернака. Андрюша Вознесенский, учась в 6-м классе, послал ему свои
стихи. Поэт оценил творческое начинание подростка и пригласил
его в гости. Это определило дальнейшую судьбу Вознесенского. Они стали
большими друзьями. Личность великого поэта, его творчество, общение –
было значимо для начинающего поэта. В 1957 году А.Вознесенский окончил
Московский архитектурный институт и отметил это событие стихами: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!..»

Его первая книга стихотворений и поэм «Мозаика» выходит во Владимире в 1960 году. В том же году в Москве – книга «Парабола»,
но еще на два года раньше его первые публикации появляются в печати.
Шаг в литературу был стремительным и внезапным, его ругают критики,
и любит народ.
В 1962 — выходит сборник стихов «Треугольная груша», написанный после поездки поэта в Америку (1961). В 1960-е годы Вознесенский много ездит по Европе, читает свои стихи в Париже (1963), в Мюнхене (1967). В Нью-Йорке выступления были запрещены.
В 1963 на одной из творческих встреч в Кремле Н. С.Хрущев не выдержал и резко высказал поэту: «Забирайте
ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!». Казалось —
это все, конец всему, но народ требовал стихи и книги продолжали
печатать, их тираж достигал 200 тысяч.
В 1964 выходит сборник «Антимиры», в 1966 – «Ахиллесово сердце», в 1970 – «Тень звука», в 1972 – «Взгляд», в 1974 – «Выпусти птицу!», в 1975 – «Дубовый лист виолончельный», в 1976 – «Витражных дел мастер», в — 1979 «Соблазн».

В 1959 году выходит в свет поэма «Мастера», в 1963 – «Лонжюмо», в 1964 – «Ода», в 1970 – «Лед 69», в 1978 – «Повесть под мясо», в 1980 – «Андрей Полисадов».
В 1979 году А. Вознесенский публикуется в в альманахе «Метрополь».
В 1981 году он выпускает книгу «Безотчетное». В 1984 — книгу «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения», в 1987 — книгу «Ров. Стихи и проза», в 1990 – «Аксиома самоиска», в 1991 — «Россiя, Poesia».

Вознесенский — один из
лидеров "эстрадной" поэзии 1960-х гг., проникнутой духом новаторства и
раскрепощения человека от власти устаревших догм. Основные темы своей
поэзии Вознесенский определил в "Параболической балладе":

Сметая каноны, прогнозы, параграфы,

Несутся искусство, любовь и история —

По параболической траектории!

Вознесенский обращается в основном к интеллектуалам, "физикам и
лирикам", людям творческого труда, и первостепенное значение придает не
социальной и нравственно-психологической проблематике, а художественным
средствам и формам ее постижения и воплощения. С самого начала его
излюбленным поэтическим средством становится гиперболическая метафора,
родственная метафорам Маяковского и Пастернака, а основными жанрами —
лирический монолог, баллада и драматическая поэма, из которых он строит
книги стихов и поэм.

Свою поэтическую вселенную Вознесенский начал созидать с поэмы
"Мастера", где речь идет не только о семи древнерусских молодцах —
строителях "крамольного храма", но и о "художниках всех времен". О себе
поэт тогда же сказал:

Я той же артели,

Что семь мастеров.

Бушуйте в артериях,

Двадцать веков!

Среди "художников всех времен" Вознесенскому особенно близки зодчие,
ваятели, живописцы (Микеланджело, Рублев, Рубенс, Гойя, Филонов, Шагал) и
поэты, чье творчество в чем-то сродни изобразительному искусству
(Данте, Маяковский, Пастернак, Хлебников, Лорка). Экспрессивная
изобразительность характерна и для поэзии самого Вознесенского, но
особенно отчетливо сказывается в ней архитектурное видение мира
("архитекторы — в стихотворцы";). Довольно рано, еще со сборника "40
лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша", он начал вводить в
поэтические книги свою лирическую прозу: небольшие заметки, статьи,
очерки, эссе. В книге "Ров" из них образовалась довольно большая
"пристройка", в которую вошли и обширные эссе "О", "Мне четырнадцать
лет", "Прорабы духа".

Вознесенский одним из первых ощутил острую потребность в "тишине".
Тишина необходима поэту для общения с природой, для любви, для
внутренней сосредоточенности и размышлений о жизни, для обретения
чувства гармонии, она является альтернативой, противовесом центробежному
движению века, его научно-техническому прогрессу и дисгармонии. С такой
тишиной связана и поэма о любви "Оза". Тема женственности вообще широко
представлена в поэзии Вознесенского: "Свадьба", "Осень", "Сидишь
беременная, бледная...", "Бьют женщину", "Противостояние очей", "Елена
Сергеевна", "Песня Офелии", "Бьет женщина", "Монолог Мерлин Монро",
"Лед-69", "Авось!".

Тема Великой Отечественной войны является одной из важных в творчестве
Вознесенского. С ней связаны "Баллада 41-го года", позднее озаглавленная
как "Баллада Керченской каменоломни", "Гойя", "Неизвестный — реквием в
двух шагах, с эпилогом", "Доктор Осень" и другие произведения. Поэма
"Ров" посвящена суду над гробокопателями, добывавшими золото и другие
драгоценные вещи из захоронения 12 тысяч мирных жителей, главным образом
евреев, расстрелянных во время войны фашистами неподалеку от
Симферополя. Преступление алчных людей перед священной памятью о жертвах
войны поэт рассматривает как величайший грех, ведущий к распаду связи
времен, к разрыву духовно-нравственных связей между людьми, поколениями,
эпохами.

Тема распада проходит через все творчество Вознесенского, но со временем
смысл ее существенно изменяется: если в ранний период, в 60-е гг., поэт
говорил о распаде старых, отживших свой век форм жизни и искусства,
мешавших рождению и утверждению нового, то в 1980-е — первую половину
90-х гг. речь уже идет о распаде бытийных, жизнестроительных
духовно-нравственных ценностей ("Рапсодия распада";).

Противоядием против бездуховности и варварства Вознесенский считает
поэзию и искусство ("Поэтарх";), подвижническую деятельность русских
интеллигентов — "прорабов духа" и возрождение христианских ценностей.
Неохристианские мотивы в его творчестве становятся весьма существенными,
начиная с поэмы "Андрей Полисадов" (1979), повествующей о жизни
священнослужителя — прапрадеда поэта. Творчество Вознесенского по своему
духу и художественной структуре глубоко драматично, зрелищно,
театрально и сценично. На основе его произведений Ю. Любимов поставил в
Театре на Таганке спектакль "Антимиры", Р. Гринберг в Ивановском
молодежном театре поставила сценические композиции "Парабола" и
"Мозаика", А. Рыбников написал рок-оперу "Юнона и Авось", а М. Захаров
поставил ее в Театре им. Ленинского комсомола; Р. Щедрин — "Поэторию",
А.Нилаев — ораторию "Мастера", В. Ярушин — рок-ораторию "Мастера".

Вознесенский
много экспериментирует в области художественной формы, особенно в
последние годы, создает "видеомы", в которых стихи совмещаются с
рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в
определенной форме, например в форме креста (цикл "Распятие";). По
замыслу автора, такая визуальная поэзия должна соединять зрительное
восприятие с духовным.

На стихи поэта Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль «Антимиры».
А. Рыбников написал рок-оперу «Юнона и Авось», а М. Захаров поставил ее на сцене Ленкома.
Лауреат Государственной премии СССР (1978).
В январе 2010 года Вознесенский перенес второй инсульт, в мае в Германии
ему была сделана операция по устранению атеросклеротических повреждений
артерий. К сожалению, это не помогло, и поэт умер 1 июня 2010 года.



Для того, чтобы отдать свой голос, необходимо зарегистрироваться или войти
Тема закрытаТема скрыта
Жалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 15 недель
КУПАНИЕ В РОСЕ

На лугу меж двух озер
вне обзора от шоссе,
как катается ковер,
мы купаемся в росе.

Ледяные одуванчики
исхлеставши плечи все,
ароматом обдавайте!
Мы купаемся в росе.

Все грехи поискупали,
окрещенные в красе,
не в людских слезах — в купавиных,
брось врачей! Купнись в росе!
Принимай росные ванны!
Никакого ОР3.

Как шурупчик высоты,
дует шершень от шоссе
где тут ты? и где цветы?
он ворчит: «Ля вам шерше …»

Милые, нас не скосили!
Равны ежику, осе,
мы купаемся в России,
мы купаемся в росе.

Полосатый, словно зебра —
ну и сервис! — след любви.
Ты в росе, в росе, в росевросевросевро — серва
ландыша не раздави!..

Как приятно на веранде
пить холодное «rosei» …
Вы купайтесь в бриллиантах!
Мы купаемся в росе.


СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 15 недель
В человеческом организме
девяносто процентов воды,
как, наверное, в Паганини
девяносто процентов любви!

Даже если — как исключение
вас растаптывает толпа,
в человеческом
назначении
девяносто процентов добра.

Девяносто процентов музыки,
даже если она беда,
так во мне,
несмотря на мусор,
девяносто процентов тебя.


СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Маргарита Смирнова
мое любимое стихотворение!!!
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 15 недель
ПЕРВЫЙ ЛЕД

Мерзнет девочка в автомате,
прячет в зябкое пальтецо
все в слезах и губной помаде
перемазанное лицо.

Дышит в худенькие ладошки.
Пальцы — льдышки. В ушах — сережки.

Ей обратно одной, одной
вдоль по улочке ледяной.

Певый лед. Это в первый раз.
Первый лед телефонных фраз.

Мерзлый след на щеках блестит
первый лед от людских обид.

Поскользнешься. Ведь в первый раз.
Бьет по радио поздний час.

Эх, раз,
еще раз,
еще много, много раз.


СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Людмила
помню песня популярная была, никогда бы не подумала что это Вознесенский)))
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
АлёшкА, 2 ребенка
этож Е.Осин пел...
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 15 недель

СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
АлёшкА, 2 ребенка
да да, помню))))))
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Tana Turkina, 2 ребенка
Осин перепел, а кто до него исполнял, точно не знаю. Но когда мне было 7-8 лет (1973-1974 год) мой брат играл в ансамбле, они её уже знали и пели.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
АлёшкА, 2 ребенка
во как, меня еще тогда не было))))
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Amalaxova, 1 ребенок
мне очень нравится эта песня каждый раз тихонько подпиваю)
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Роль второго плана, 2 ребенка
Это Вознесенский????
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 15 недель
Да, Вознесенский :)))) Самый что ни на есть :)))
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 15 недель
РОЩА

Не трожь человека, деревце,
костра в нем не разводи.
И так в нем такое делается
Боже, не приведи!

Не бей человека, птица,
еще не открыт отстрел.
Круги твои —
ниже,
тише.
Неведомое — острей.

Неопытен друг двуногий.
Вы, белка и колонок,
снимите силки с дороги,
чтоб душу не наколол.

Не браконьерствуй, прошлое.
Он в этом не виноват.
Не надо, вольная рощица,
к домам его ревновать.

Такая стоишь тенистая,
с начесами до бровей
травили его, освистывали,
ты-то хоть не убей!

Отдай ему в воскресение
все ягоды и грибы,
пожалуй ему спасение,
спасением погуби.


СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 15 недель
СТАРАЯ ПЕСНЯ

Пой, Георгий, прошлое болит.
На иконах — конская моча.
В янычары отняли мальца.
Он вернется — родину спалит.

Мы с тобой, Георгий, держим стол.
А в г лазах — столетия горят.
Братия насилуют сестер.
И никто не знает, кто чей брат.

И никто не знает, кто чей сын,
материнский вырезав живот.
Под какой из вражеских личин
раненая родина зовет?

Если я, положим, янычар,
не свои ль сжигаем алтари?
Где чужие — можем различать,
но не понимаешь, где свои.

Вырванные груди волоча,
остолбеневая от любви,
мама, отшатнись от палача.
Мама! У него глаза — твои.


СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
марина емельянова, 2 ребенка
гражданская война глазами поэта. страшно как.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
* Мнишка
"Тихий дон" вспомнился.((
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Мышна, 1 ребенок
Это не гражданская война, это турецкое иго в Болгарии.Георгий-это реальный человек, болгарский поэт, вот фамилию, конечно, не помню.Неспроста же говорится о янычарах- в славянских странах мальчиков отнимали у родителей (именно в христианских семьях, позже появиось подразделение мусульман-добровольцев) и воспитывали родства не помнящими, никого и ничто не ценящими, не жалеющими. Это были элитные чести Османской империи; янычарам позволялось многое, но они и платили за свои привилегии-своими жизнями, безоговорочной преданностью... Не было войск страшнее янычар... и кто мог лучше разрушить свою страну, как не "родства не помнящие"?.. Их и использовали в карательных операциях...
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
марина емельянова, 2 ребенка
согласна. и читала где то об этом. но мне..как про гражданскую войну .. все это жутко напоминает. янычары.. это да. а уж российского розлива это еще страшнее пожалуй. с размахом дури
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Мышна, 1 ребенок
Евгений Блажеевский.

Из цикла "Профиль стервятника"

***

Любитель ножа и перца,

Даритель тюремных благ

Несёт в груди вместо сердца

Рыжий слепой кулак.

За ним, вдоль ночных становищ,

Идут в толпе старожилов

Угодливый Каганович,

Подвыпивший Ворошилов.

Сейчас начнется охота,

Опричники выловят план...

В тумане кровавого пота

Залег ночной котлован.

Хозяин молчит надменно,

Но, прежде чем сделать знак,

Капризной ноздрей нацмена

Занюхивает табак.

Так вот она - русская прерия!..

В просторы ее босые

Ягода, Ежов и Берия

Скулят, словно псы борзые.

И в местности неухоженной,

Где ветер свистит во мраке,

Сидят на перчатке кожаной

Соколики-вурдалаки.

Сейчас начнется потеха:

За совесть, а не за страх

Побор коллективного меха

На голых крестьянских полях.

Сейчас в небесах бабахнут,

В ночи запоет рожок

И разом от боли ахнут

Житомир, Ростов, Торжок,

И двинется, как пехота,

Колючая ночь сквозь сон...

От страшного поворота

Я временем отнесён.

И что мне имбирные башни

И мускус испанской печали,

Упавшему в русские пашни,

Глядящему в русские дали...
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
марина емельянова, 2 ребенка
да..уж
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Мышна, 1 ребенок
О, нашла)) Георгий Джагаров)) А "Песня.." была написана в Праге. "Был шок от вторжения советских танков. Я не знал деталей, не знал, что подпольные чешские радиостанции окликали нас, русских поэтов, по именам, взывая к помощи, но надежда рухнула.

Болгарские войска входили в число оккупантов. За полночь мы засиделись на вилле Георгия Гяурова, легендарного баса. Шло застолье. Другой Георгий, Джагаров, поэт, бывший партизан, затянул песню о янычарах.
Боже мой, ведь это мы - янычары. "Я - янычар", - отзывалось во мне. Славянские солдаты топтали славянскую Прагу.

Я вышел в сад и написал стихи:. " (Андрей Вознесенский: "На виртуальном ветру".)
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Фиона Амберская, 2 ребенка, беременна 15 недель
Я всё-таки думаю, что эти стихи (возможно, неожиданно для самого Вознесенского) перекликаются с темой гражданской войны, когда точно так же люди не щадили друг друга, брат на брата шёл, дети отрекались от родителей, родители от детей - заметьте, сознательно! а не как янычары, в силу особого воспитания. Поэтому сама не стала поправлять. А за историческую справку, да ещё историю стихотворения от первого лица, ОГРОМНОЕ СПАСИБО! :))))))
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Мышна, 1 ребенок
Если только "неожиданно для Вознесенского";))) У меня лично такой ассоциации никогда не возникало, только-турецкое иго...
А насчёт "дети отрекались от родителей, родители от детей - сознательно";-что далеко ходить, мой родной дед в 17 году отрёкся от своего отца С ЕГО СОГЛАСИЯ, чуть ли не с благословения-прадед мой был мирским судьёй, из дворян, личностью в Старицком уезде Тверской губернии известной... Не просто отрёкся, а ещё и фамилию сменил...Я об этом узнала уже после смерти своего отца, закончив институт-и вспомнила портрет старика в тёмных очках в дедовском доме...Дед был похож на своего отца, отец-на своего, я, в свою очередь-на своего (лицо; рост и фигура-из маминой породы)))...От родства по-любому никуда не денешься, родную кровь не вытравишь...
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
марина емельянова, 2 ребенка
а у меня еще интереснее в семье. там так запутывали дворянские корни.. от рода Кочубеев.. что дети не знали. а внуку- моему мужу бабушка отца рассказала все в реанимации. умирая.
спасибо за информацию. очень важно.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Поделиться темой:

Рекомендуем прочесть

Подпишитесь на нас