Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
8 июня 2016, 12:58, Форум, Досуг, Культурная жизнь

Шпаргалка начписа. 1. Галопом по сюжетам

Доброго дня всем пишущим и просто любопытствующим! Кто еще не в курсе, напоминаю: на форуме набирает силу новый литературный конкурс. Все желающие и отважные, вам сюда:
Как исполняются желания
А если муза еще не осчастливила вас визитом, предлагаю образовательно-познавательную темку о сюжетах. Что есть сюжет? Из чего он состоит? И правда ли, что на свете существуют всего четыре сюжета?
Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
12
Александра Тайбатрова, 1 ребенок
Человеческая жизнь — это цепь событий, в которой причины и следствия не всегда ясны. В литературном произведении все логически связано: одно вытекает из другого; все лишнее, не имеющее отношения к действию, отсекается.Логическая последовательность действий героев — это и есть сюжет произведения.Теперь определимся с элементами сюжета.Экспозиция — время, место действия, состав и взаимоотношения персонажей. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине — задержанной.Предзнаменование — намеки, которые предвещают дальнейшее развитие сюжета.Завязка — событие, которое провоцирует развитие конфликта.Конфликт — противостояние героев чему- или кому-либо. Это основа произведения: нет конфликта — не о чем рассказывать. Виды конфликтов:— человек (очеловеченный персонаж) против человека (очеловеченного персонажа);
— человек против природы (обстоятельств);
— человек против общества;
— человек против техники;
— человек против сверхъестественного;
— человек против самого себя.Нарастающее действие — череда событий, которая берет начало от конфликта. Действие нарастает и достигает пика в точке кульминации.Кризис — конфликт достигает пика. Противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу. Кризис имеет место либо непосредственно перед кульминацией, либо одновременно с ней.Кульминация является результатом кризиса. Зачастую это самый интересный и значительный момент в произведении. Герой либо ломается, либо сжимает зубы и готовится идти до конца.Нисходящее действие — череда событий или действий героев, ведущая к развязке.Развязка — конфликт разрешается: герой либо добивается поставленной цели, либо остается ни с чем, либо гибнет.Почему важно знать основы построения сюжета? Потому что за века существования литературы человечество выработало определенную схему воздействия рассказа на психику. Если рассказ не вписывается в нее — он кажется вялым и нелогичным.
Кроме того, все части сюжета должны размерами соответствовать значимости. Если завязка занимает половину текста, то вас непременно обвинят в преднамеренном затягивании действия. А если развязка уложится в пару предложений, ловите комментарии о куцем финале.
Пожаловаться
Зачем ЭТО всё?
Пожаловаться
Коза Агата, 1 ребенок
нам надо
Пожаловаться
Понятно.
Пожаловаться
Коза Агата, 1 ребенок
можно сразу вопрос. почему такой антропоцентризм? человек, человек. а как с текстами о животных, не говоря уж о чуда-юдках. ну ладно, чуда юдок можно с человеком уравнять
а животное тоже?
Пожаловаться
Александра Тайбатрова, 1 ребенок
Хороший вопрос.
Видимо, потому, что абсолютное большинство произведений именно о людях. Да и те, что написаны про животных, так или иначе могут быть соотнесены с устоявшимися сюжетными канонами. Например, в тех же сказках животные ведут себя как люди.
Пожаловаться
Коза Агата, 1 ребенок
видимо, да
Пожаловаться
Squidward
Потому что и в описаниях животных будет антропоморфизм
Пожаловаться
Коза Агата, 1 ребенок
я потом долго думала, прикидывала, какие нить безгеройные тексты или там какие бывают герои.. не, все одно антропоморфность. так что никуда не деться
привет
Пожаловаться
Squidward
И вам здрассьте ;)
Пожаловаться
Александра Тайбатрова, 1 ребенок
В сложных произведениях со многими сюжетными линиями все вышеперечисленные элементы могут появляться неоднократно; более того, ключевые сцены романа подчиняются все тем же законам построения сюжета: вспомним описание Бородинской битвы в «Войне и мире».Переходы от завязки к конфликту и к его разрешению должны быть правдоподобны. Нельзя, например, отправлять героя-лентяя в путешествие только потому, что вам этого хочется. У любого персонажа должна быть серьезная причина поступать так или иначе. Если Иванушка-дурачок садится на коня, пусть им движет сильная эмоция: любовь, страх, жажда мести и т.п. Логика и здравый смысл необходимы в каждой сцене: если герой романа — идиот, он, конечно, может отправиться в лес, кишащий ядовитыми драконами. Но если он разумный человек, он не будет туда соваться, не имея серьезной причины.Развязка — это результат действий персонажей и никак иначе. В античных пьесах все проблемы могло разрешить божество, спущенное на сцену на веревочках. С тех пор нелепый финал, когда все конфликты устраняются мановением жезла колдуна, ангела или начальника, называется бог из машины. То, что подходило древним, только раздражает современников.Читатель ощущает себя обманутым, если героям просто везет: например, дамочка находит чемодан с деньгами как раз тогда, когда ей надо выплатить проценты по кредиту. Читатель уважает только тех героев, которые заслужили этого — то есть сделали что-то достойное.
Пожаловаться
сверкающий цианид
О-О уже учителя подтянулись.
Пожаловаться
Александра Тайбатрова, 1 ребенок
Я не учитель. Я просто обобщаю информацию.
Пожаловаться
сверкающий цианид
Источник вашей информации? Можно узнать какие труды легли в основу?))
Пожаловаться
Александра Тайбатрова, 1 ребенок
В комментариях упоминаются авторы: Э. Барякина (в основном информация с ее сайта), Х.Л. Борхес.
Пожаловаться
Александра Тайбатрова, 1 ребенок
А сюжетные архетипы: на основе трудов Жоржа Польти.
Пожаловаться
сверкающий цианид
Спасибо.
Пожаловаться
Александра Тайбатрова, 1 ребенок
Пожалуйста.
Пожаловаться
Есть только миг
Карл Маркс . Собрание сочинений в 120 томах)))
Пожаловаться
Александра Тайбатрова, 1 ребенок
Хорхе Луис Борхес уверял, что существует всего четыре сюжета. Писатель перечислил их в " Четырех циклах".

1. Самая старая история - история об осажденном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен и сопротивление бесполезно. (Это история о Трое, и главный герой - Ахилл, знает, что погибнет, так и не увидев победы. Герой-мятежник, сам факт существования которого - вызов окружающей реальности.
2. Вторая история - о возвращении. История Одиссея, скитавшегося по морям десять лет в попытке вернуться домой. Герой этих историй - человек отверженный обществом, бесконечно блуждающий в попытках найти себя - Дон Кихот, Беовульф.
3. История третья - о поиске. Эта история чем-то похожа на вторую, но в данном случае герой не является отверженным и не противопоставляет себя обществу. Наиболее известный пример такого героя - Ясон, плывущий за золотым руном.
4. История четвертая - о самоубийстве бога. Атис калечит и убивает себя, Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем, римские легионеры распинают Христа. Герой «гибели богов» - теряющий или обретающий веру, находящийся в поиске веры - Заратустра, булгаковский Мастер, Болконский.
Пожаловаться
Коза Агата, 1 ребенок
ага, вот чего старик Борхес говорит. ну надо попробовать уложить под него всех
Пожаловаться
Александра Тайбатрова, 1 ребенок
Забыла дописать еще вот что. Один знающий человек меня уверял, что ВСЕ эти сюжеты должны быть в хорошем произведении. Примеры приводил, довольно убедительные. Кончено, это всего лишь частное мнение. Как и большинство литературных вопросов.
Пожаловаться
Коза Агата, 1 ребенок
то есть в одном все? любопытно. надо будет подумать
Пожаловаться
Александра Тайбатрова, 1 ребенок
Ага, мне и самой было любопытно. Для примера брали "Голодные игры". Там есть все четыре сюжета, в той или иной степени. Осажденный город - это война. Возвращение - это когда героиня пытается найти свое место в новом мире. Поиск тоже нетрудно обнаружить. Ну а самоубийство - это финал, когда Китнисс убивает нового президента. Мой собеседник утверждал, что только комбинация сюжетов может удержать интерес читателя. Но т.к. это, в отличие от остального материала, частная переписка, я не стала упоминать.
Пожаловаться
Коза Агата, 1 ребенок
про интерес и комбинацию согласна
Пожаловаться
12
Поделиться темой:
Подпишитесь на нас