Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Интервью с Юлией Колода
Только 10% эмбрионов нормальные
Российская империя
Как одевали детей
10 историй
Звезды занимаются спортом с детьми
27 марта 2012, 08:38, Досуг, Культурная жизнь

С днем Театра!

Сегодня празднуют Международный день театра! Поговорим о театре?Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова (Волковский театр) в Ярославле — первый в России, который в 2010 году отметил своё 260-летие.
Для того, чтобы отдать свой голос, необходимо зарегистрироваться или войти
Тема закрытаТема скрыта
Жалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
12
Поздравляю!!!
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка
Спасибо! И тебя)
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Спасибо.)
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка

Михаи́л Семёнович Ще́пкин (6 (17 ноября) 1788, село Красное, Обоянский уезд, Курская губерния[1] — 11 (23) августа 1863, Ялта) — русский и украинский актёр, один из основоположников русской актёрской школы,
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка

Мария Николаевна Ермолова (1853—1928) — одна из талантливейших актрис в истории Малого театра, по словам Станиславского — величайшая из виденных им актёров[1]. Прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим идеалам и противостоящих окружающей пошлости. Заслуженная артистка Императорских театров (1902). Первая Народная артистка Республики (1920). Герой труда (1924). С 1935 года её имя носит Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка

Поли́на (Пелаге́я) Анти́пьевна Стре́петова — известная российская театральная актриса. Стрепетова впервые вышла на театральную сцену в 1865 году в Рыбинске. Она не получила театрального образования, но многое восприняла от товарищей по сцене: ученицы М. С. Щепкина — А. И. Шуберт, своего мужа — видного актёра М. И. Писарева и других.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка

Государственный академический Малый театр России — драматический театр, расположенный в Москве, Театральный проезд, д. 1, один из старейших театров России, сыгравший выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры[1]. Открылся 14 октября 1824 года в Москве.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка

Константи́н Серге́евич Станисла́вский (настоящая фамилия — Алексе́ев; 5 (17) января 1863, Москва — 7 августа 1938, Москва) — русский театральный режиссёр, актёр и преподаватель. Основатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Народный артист СССР (1936)[1].
"Неудовлетворённость состоянием сцены в конце XIX века, желание сценических реформ, отрицание сценической рутины провоцировало поиски А. Антуана и О. Брама, А. Южина в московском Малом театре и Немировича-Данченко в Филармоническом училище. В 1897 последний пригласил Станиславского встретиться и обсудить ряд вопросов, касающихся состояния театра. Станиславский сохранил визитную карточку, на обороте которой карандашом написано: «Я буду в час в Славянском базаре — не увидимся ли?» На конверте он подписал: «Знаменитое первое свидание-сидение с Немировичем-Данченко. Первый момент основания театра».
В ходе этой, ставшей легендарной, беседы были сформулированы задачи нового театрального дела и программа их осуществления. По словам Станиславского, обсуждали «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения». В продолжавшемся восемнадцать часов разговоре был обсужден состав труппы, костяк которой составят молодые интеллигентные актёры, и скромно-неброское оформление зала. Разделили обязанности (литературно-художественное veto принадлежит Немировичу-Данченко, художественное — Станиславскому) и набросали систему лозунгов, по которым будет жить театр. Обсудили круг авторов (Ибсен, Гауптман, Чехов) и репертуар.
Без малого год спустя 14 (26) июня 1898 в подмосковном дачном месте Пушкино началась работа труппы МХТ, созданной из учеников Немировича по Филармонии и актёров-любителей Общества искусства и литературы. В первые же месяцы репетиций выяснилось, что разделение обязанностей руководителей условно. Репетиции трагедии «Царь Федор Иоаннович» начал Станиславский, создавший мизансцены спектакля, потрясшие публику премьеры, а Немирович-Данченко настоял на выборе на роль царя Федора из шести претендентов своего ученика И. В. Москвина и на индивидуальных занятиях с артистом помог ему создать трогательный образ «царя-мужичка», который стал открытием спектакля. Станиславский считал, что с «Царя Федора» началась историко-бытовая линия в МХТ, к которой он относил постановки «Венецианского купца» (1898), «Антигоны» (1899), «Смерти Иоанна Грозного» (1899), «Власти тьмы» (1902), «Юлия Цезаря» (1903) и др. С Чеховым он связывал другую — важнейшую линию постановок Художественного театра: линию интуиции и чувства, — куда относил «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1906), «Месяц в деревне» (1909), «Братья Карамазовы» (1910) и «Село Степанчиково» (1917) Ф. М. Достоевского и др.

К. Станиславский, 1912 год.
Значительнейшие спектакли Художественного театра, такие, как «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» А. П. Чехова ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно. В следующих постановках Чехова открытия Чайки были продолжены и приведены к гармонии. Принцип непрерывного развития объединял на сцене рассыпавшуюся, разрозненную жизнь. Был развит особый принцип сценического общения («объект вне партнера»), неполного, полузамкнутого. Зрителя на чеховских спектаклях МХТ радовало и томило узнавание жизни, в её немыслимой прежде подробности."
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка

Влади́мир Ива́нович Немиро́вич-Да́нченко (11 (23) декабря 1858, Озургеты, Кутаисская губерния — 25 апреля 1943, Москва) — русский режиссёр, педагог, драматург и театральный деятель.
Один из основателей и руководителей Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка



Московский Художественный театр основан в 1898 году К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко.
Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр. С 1901 года — Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 года — Московский Художественный академический театр (МХАТ), с 1932 года — МХАТ СССР им. М. Горького.
В 1987 году разделился на два театра, взявших себе официальные наименования — Московский Художественный академический театр имени М. Горького, (сокращённо МХАТ имени М. Горького) и Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова (МХАТ имени А. П. Чехова).
В 2004 году МХАТ им. А. П. Чехова убрал из афиши слово «академический» и с тех пор именуется Московский Художественный театр им. А. П. Чехова (МХТ имени А. П. Чехова).
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка

Михаи́л Алекса́ндрович Че́хов (17 (29) августа 1891 год, Санкт-Петербург, Россия — 1 октября 1955, Беверли-Хиллз, Калифорния, США) — русский и американский драматический актёр, театральный педагог, режиссёр.
В 1921 году играет Хлестакова в знаменитой постановке «Ревизора» (реж. Станиславский и Немирович-Данченко). В истории русского театра М.Чехов считается одним из лучших создателей этого образа.
В 1922 году стал во главе Первой студии, которая в 1924 году была преобразована в МХАТ-2. Еще в 1918 году создал свою студию, где занимался исследованием актёрской психотехники (находясь под сильным влиянием антропософских учений Штайнера и А. Белого).
В 1928 году уехал в Германию. В 1929—1930 годах снялся в трёх фильмах, работал в театре Макса Рейнхардта. В 1930 году попытался организовать театр в Чехословакии, но, получив отказ в субсидии, переехал в Париж. Выступал на сцене европейских драматических театров.
С 1939 года жил в США, создал там свою актёрскую школу, которая пользовалась огромной популярностью. Через неё прошли Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Юл Бриннер, Ллойд Бриджес и многие другие голливудские «звёзды». Школу называли «кузницей театральных талантов». Михаил Чехов время от времени снимался в кино, в частности в фильме «Заворожённый» (реж. А. Хичкок), за роль в котором который номинировался на «Оскар» в номинации «Лучший актер второго плана».
Написал книгу «О технике актёра».
Умер в Беверли-Хиллз (штат Калифорния) 1 октября 1955 года. Урна с его прахом захоронена на кладбище Форест-Лон-Мемориел («Лесная поляна») в Голливуде.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка

Васи́лий Ива́нович Кача́лов, настоящая фамилия Шверубо́вич (1875, Вильна — 1948, Москва) — русский и советский театральный актёр; народный артист СССР (1936)[1]Известность пришла к Качалову, когда он в 1900 перешёл в московский Художественный театр К. С. Станиславского и Немировича-Данченко и стал одним из его ведущих актёров. Дебют в роли Берендея в «Снегурочке» по пьесе А. Н. Островского (1900). Создал в МХАТе 55 ролей, в частности роли Тузенбаха («Три сестры» А. П. Чехова, 1901), Барона («На дне» Максима Горького, 1902), Юлия Цезаря («Юлий Цезарь» В. Шекспира), Трофимова («Вишнёвый сад» А. П. Чехова, 1904), Вершинина («Бронепоезд 14—69» В. В. Иванова, 1932), Захара Бардина («Враги» Максима Горького), Дон Жуана («Каменный гость» А. С. Пушкина), Гамлета, Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова), также роли в спектаклях по пьесам Л. Н. Андреева, Гауптмана, Ибсена, романам «Бесы» (Ставрогин) и «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и «Воскресение» Л. Н. Толстого.
Актёр скончался 30 сентября 1948 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка

Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (28 января (9 февраля) 1874, Пенза — 2 февраля 1940, Москва) — театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска и создатель знаменитой актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист Республики (1923).
В 1898 году окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. Играл роли Василия Шуйского («Царь Фёдор Иоаннович») и Иоанна Грозного («Смерть Иоанна Грозного») А. К. Толстого, принца Арагонского («Венецианский купец» У. Шекспир), Тирезия («Антигона» Софокла), Иоганнеса («Одинокие люди» Г. Гауптмана), Треплева («Чайка») и Тузенбаха («Три сестры») А. Чехова.
В 1902 году Мейерхольд покидает труппу театра и начинает самостоятельную режиссёрскую работу, возглавив вместе с А. С. Кошеверовым группу молодых актёров в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Товарищество новой драмы». В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей.
В мае 1905 года Константин Станиславский предложил ему подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» М. Метерлинк, «Комедия любви» Г. Ибсена и «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской ул. в Москве. Однако Студия на Поварской не была открыта, Мейерхольд возвращается в провинцию.
В 1906 году был приглашён В. Ф. Комиссаржевской в Петербург главным режиссёром её собственного Драматического театра. За один сезон выпустил 13 спектаклей — «Гедду Габлер» Г. Ибсена, «Сестру Беатрису», М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Н. Андреева.
20 июня 1939 года был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Брюсовом переулке Москвы был произведён обыск[5]. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД[6]. Вскоре она была убита неустановленными лицами.
«Мейерхольд говорил, что он верит в свою звезду, и я теперь ничего не понимаю» (Из письма дочери Зинаиды Райх, Татьяны, к М. Шагинян от 20.07.1939).
После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, подписал нужные следствию показания: обвинялся по статье 58-й УК РСФСР.
В январе 1940 года Мейерхольд писал В. М. Молотову[7]
«…Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…»
Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года; приговор — расстрел.
2 февраля 1940 года был расстрелян.
В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.
Похоронен на Донском кладбище в Москве в одной из трёх общих могил жертв коммунистических репрессий[8]
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
елена монаенкова
поздравляю
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка
Спасибо!
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка
Рубен Николаевич Си́монов (1899—1968) — советский актёр и режиссёр, в течение многих лет (с 1939 года и до конца жизни) возглавлявший театр им. Е. Вахтангова; Народный артист СССР (1946). Лауреат трёх Сталинских (1943, 1947, 1950) и Ленинской премии (1967).
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка

Никола́й Алекса́ндрович А́нненков (настоящая фамилия — Кокин) (1899—1999) — советский российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1960). Лауреат трёх Сталинских премий (1947, 1948, 1949). Герой Социалистического Труда (1990). Член ВКП(б) с 1942 года. В 1922 году Анненков поступил в Высшие театральные мастерские при Малом Театре (ныне Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина в Москве) и в 1924 году окончил их.
Работал в Малом Театре с 1924 года до конца жизни[3].
Николай Анненков проявлял лаконизм, завершённость сценических характеристик, глубину интерпретаций своздаваемых образов в каждой своей роли.[3]
С 1946 года Николай Анненков преподавал в Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина, с 1961 года — профессор. Среди учеников Анненкова: Олег Даль, Виталий Соломин, Виктор Павлов[3].
Своё столетие Н. А. Анненков отметил на сцене. Он сыграл отрывок из «Царя Бориса» А. К. Толстого, в котором исполнял роль Луп-Клешнина. На второй день актёру стало плохо, а ещё через несколько дней, 30 сентября 1999 года, он скончался. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка

Еле́на Никола́евна Го́голева (1900—1993) — советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1949).Елена Гоголева родилась 25 марта (7) апреля 1900 года в Москве[1], в семье армейского офицера и актрисы.
В 1916 году Елена Гоголева окончила Александро-Мариинский институт и поступила в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества на драматическое отделение. В 1918 году со 2-го курса была принята в труппу Малого театра, где дебютировала в роли Джесики в спектакле «Венецианский купец» Шекспира.
Ещё в раннем периоде своего творческого пути Елена Гоголева уделяла большое внимание культуре сценической речи и выразительности внешнего рисунка роли.
22 октября 1993 года Елена Николаевна Гоголева в последний раз вышла на сцену. Проживала в Москве в доходном доме М. В. Сокол на Кузнецком Мосту.
Умерла 15 ноября 1993 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка

Оле́г Никола́евич Ефре́мов (1 октября 1927 — 24 мая 2000) — советский и российский актёр, режиссёр, педагог и театральный деятель. Олег Ефремов родился 1 октября 1927 года в Москве.
В 1949 году окончил Школу-студию МХАТ (мастерская Василия Топоркова) и стал актёром и режиссёром Центрального Детского театра, также стал преподавать в школе-студии МХАТ.
В 1956 году организовал и возглавил театр «Современник».
В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина[1].
С 1970 года — актёр и главный режиссёр МХАТ СССР им. М. Горького, (с 1987 года - МХТ им. Чехова). С 1976 года - профессор Школы-студии МХАТ.
Режиссёр-постановщик ряда кинофильмов.
В 1987 году был снят документальный фильм на тему раздела МХАТа «Олег Ефремов. Чтобы был театр» (Режиссёр М. Е. Голдовская).
Является (наряду с Кириллом Юрьевичем Лавровым) основателем Международной конфедерации театральных союзов (1992 год). Член Союза кинематографистов СССР.
Скончался 24 мая 2000 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[2].
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка

Московский театр «Современник» был основан группой молодых актёров в 1956 году. В годы оттепели, разоблачения культа личности Сталина он стал первым в стране театром, рождённым свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив. Основателями театра были Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Виктор Сергачёв. К ним присоединились и другие выпускники школы-студии МХАТ.
В 1956 году спектаклем по пьесе Розова «Вечно живые» в Москве, на площади Маяковского открылся театр «Современник». Молодые актёры, все без исключения выпускники МХАТовской школы, создали новую студию Художественного театра.
«Современник» попытался восстановить в своей практике образ старого МХАТовского дома, его художественно-этические идеалы. Был сочинён устав, с надеждой возродить новое товарищество актёров, которое коллективно решало, брать или не брать пьесу в репертуар, выпускать или не выпускать спектакль на публику (демократия). Всей труппой решали судьбу актёров. Со всей строгостью обсуждали деятельность Ефремова. «Современник» во многом определяется характером его лидера. Долгое время художественным руководителем театра оставался Олег Николаевич Ефремов, который окончил Мхатовскую студию в 1949 году. Он учился у Кедрова и Топоркова, непосредственных учеников Станиславского.
После окончания Ефремов остался педагогом при студии МХАТ, из выпускников которой потом сформировался «Современник». Ефремова в своё время не взяли в Художественный театр и он оказался в ЦДТ (Центральном Детском театре), там переиграл более 20 ролей, в том числе играл в «Коньке Горбунке». Как будто роль напророчила ему характер ловкий, хитрый, бесконечно русский. Иванушка попадал в немыслимо трудные ситуации и каким-то непостижимым образом находил из них выход.
Ранняя программа «Современника» — советский вариант неореализма. В нашей стране он питался собственной историей, но корни были общие: осмысление итогов Второй мировой войны и всех видов фашизма. Студийцы долго искали пьесу для дебюта и выбрали «Вечно живые» Розова (в ней недавняя война с фашизмом была не только местом действия, но и временем всеобщего нравственного выбора). Рассказывая о войне, студийцы сумели передать судьбу своего поколения. Ефремов сыграл в спектакле Бориса Бороздина, юношу, уходящего добровольцем на фронт. Именно Ефремов произносил фразу, которая стала крылатой и вошла в главный лексикон театрального времени: «Если я честен — я должен».
Отношение «Современника» и Ефремова к понятию «театральность» были довольно сложными. Студийцы выступили под знаменем «антитеатральность» как новой правды театра. От правды жизни студия стала двигаться к правде театра. Одним из самых блистательных спектаклей театрального направления стал «Голый король» по пьесе Шварца (1960). Там открылось дарование Евстигнеева, одного из основных спутников по всей творческой жизни Ефремова.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка



Создан 23 апреля 1964 года на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина (курс Ю. П. Любимова). Тогда молодые актёры сыграли пьесу Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана», поставленную их педагогом, к моменту премьеры — главным режиссёром Юрием Любимовым. Спектакль стал дебютом на сцене З. Славиной, В. Золотухина, Н. Губенко.
Сразу же приобрёл репутацию самого авангардного театра страны. В театре не было занавеса, почти не использовались декорации. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, вставные музыкальные номера. В 1960-х — 1970-х годах один из самых посещаемых театров столицы.
Среди спектаклей преобладали поэтические представления: «Товарищ, верь!» (по Пушкину), «Послушайте!» (по Маяковскому), «Антимиры» (по Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне); многочисленны и инсценировки прозаических произведений: «Мать» Горького, «Что делать?» Чернышевского, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Дом на набережной» Трифонова и др.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Закрыто на переучет, 2 ребенка
Уважаемая Ленкен . Откорректируйте, пожалуйста, тему - уберите из нее ссылки. С уважением, народный модератор Елена
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка
Извиняюсь, не заметила, вроде убрала)
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка

Гео́ргий Алекса́ндрович Товстоно́гов (15 (28) сентября 1915 год — 23 мая 1989, Ленинград) — советский театральный режиссёр и педагог. В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром Большого драматического театра (БДТ). В тот момент театр, который носил имя Максима Горького, переживал тяжёлый период, был в числе аутсайдеров ленинградской театральной жизни[6]: с 1949 по 1956 год в нём сменилось четыре главных режиссёра; в сезоне 1953—1954 года в БДТ вообще работал без главного режиссёра, управлялся режиссёрской коллегией. В условиях, когда едва ли не каждый год у руля БДТ вставал новый человек, ни о каком плане развития театра, продуманной репертуарной политике не могло быть и речи. Всё это привело к тому, что в середине 50-х театр не имел «своего» зрителя; из-за крайне низкой посещаемости образовалась значительная финансовая задолженность, грозившая театру закрытием[7].
Режиссёрская чехарда негативно сказалась и на управляемости театра, актёрская труппа просто «съедала» неугодных режиссёров. При том, что в БДТ в тот момент было немало талантливых актёров, штат был непомерно раздут. «…Семь лет этот театр, — вспоминала Д. М. Шварц, — практически был без настоящего руководителя. То они коллегию делали. То пригласили замечательного человека, режиссёра Константина Павловича Хохлова, который был уже стар и болен. Они его «съели». Тут была очень злая труппа, очень их было много. За семь лет все, кому было не лень, приходили в этот театр…»[8].
Товстоногов, который за шесть лет на посту главного режиссёра Ленинградского театра им. Ленинского Комсомола заставил говорить взыскательную ленинградскую театральную общественность о себе, как о чрезвычайно талантливом и успешном режиссёре, не сразу принял предложение возглавить БДТ. Однако для спасения «первого пролетарского театра», по настоянию курирующих театры партийных органов Ленинграда[9], 13 февраля 1956 года Товстоногов всё же стал главным режиссёром БДТ имени Максима Горького.
Было очевидно, что для возвращения БДТ былой славы требуются быстрые, решительные и жёсткие меры. Товстоногову были предоставлены широкие полномочия. Для проведения административной реорганизации БДТ, директором театра был назначен Г. М. Коркин. «Он был жесток, он был беспощаден. Он мог всё реорганизовать, уволить всех, кого надо. И он бегал к Георгию Александровичу каждый день»[9]. Из Ленинградского Ленкома Товстоногов пригласил в БДТ на пост заведующей литературной частью театра Д. М. Шварц. На своей первой встрече с труппой, коснувшись темы «съедания» труппой художественных руководителей театра, Товстоногов заявил: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!»[7].
Объявив свою программу, новый художественный руководитель, с благословения руководящих инстанций, уволил примерно треть труппы — более 30 актёров[7].

Рисунок артиста БДТ А. Е. Гаричева «Георгий Товстоногов». Из коллекции М. Н. Колотило
В течение тридцати трёх лет Товстоногов возглавлял БДТ, сделав его одним из ведущих творческих коллективов страны. Эту эпоху назвали «золотой» и сам театр называли «эстетическим оазисом для ленинградской интеллигенции»[10].
В 1966 году подписал открытое письмо деятелей науки, литературы и искусства в адрес Л. И. Брежнева о недопустимости частичной или косвенной реабилитации И. В. Сталина и о необходимости предания гласности фактов совершённых им преступлений[11].
С шестидесятых годов Товстоногов заведовал кафедрой режиссуры Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, написал две важнейшие для российской театральной культуры книги по теории и практике режиссёрского творчества — «О профессии режиссёра» и «Круг мыслей».

Могила Георгия Товстоногова
Профессор Товстоногов воспитал несколько поколений мастеров режиссуры. Он на практике показал, какое мощное творческое начало таит в себе система К. С. Станиславского, которую во второй половине XX века он развил и обогатил своими исканиями.
23 мая 1989 года в Большом драматическом прошла генеральная репетиция спектакля «Визит старой дамы» по пьесе Ф. Дюрренматта. Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за руль своего автомобиля и отправился домой. Машина остановилась на площади Суворова и больше не тронулась с места. Г. А. Товстоногов был похоронен в Ленинграде в Александро-Невской лавре.
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
Ленкен, 2 ребенка

Анато́лий Васи́льевич Э́фрос (настоящее имя — Ната́н Иса́евич Эфрос; 3 июля 1925, Харьков — 13 января 1987, Москва) — советский режиссёр театра и кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Натан Исаевич Эфрос[1] родился 3 июля 1925 года в Харькове. Во время войны в эвакуации, работал слесарем на авиазаводе в Перми.
В 1943 году поступил в студию Ю. А. Завадскому при Театре имени Моссовета; в 1945 году переведён на второй курс ГИТИСа. Окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (1950, мастерская Н. В. Петрова и М. О. Кнебель).
В 1951—1953 годах работал в Рязанском драматическом театре, в 1954—1963 годах — главный режиссёр Центрального детского театра.
В 1963 году стал главным режиссёром Московского театра имени Ленинского комсомола.
В 1967 году стал режиссёром Московского драматического театра на Малой Бронной.
Вместе со своим режиссёром из театра в театр переходила и группа его актёров-единомышленников (в том числе любимая актриса Эфроса — О. М. Яковлева).
Много лет работал в московском Театре на Малой Бронной. Его творческая эстетика не принималась советской партийной номенклатурой, Министерство культуры СССР не всегда или с трудом принимало и разрешало его спектакли. Неоднократно возникали конфликты. В искусстве его интересовала личность, психология человека — не сильного героя, а порой подавленная обстоятельствами, окружением, в каждом персонаже он стремился дать увидеть что-то свое, особенное, духовно тонкое, скрываемое от посторонних глаз.
В 1984 году был назначен главным режиссёром Театра на Таганке вместо Ю. П. Любимова, уехавшего из страны. Поставил там несколько спектаклей, возобновил «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Спектакль имел безусловный успех. Тем не менее эстетика двух великих режиссёров — Эфроса (утончённая психологичность) и Любимова (обыгрывание условности, площадность, вышедшие из Вахтанговской школы), — была настолько разной, что коллектив театра на Таганке не мог принять чуждые для него методы стилистики и постановки. Психологическое и эмоциональное напряжение режиссёра на фоне разраставшегося конфликта послужило косвенной причиной инфаркта, повлекшего смерть А. Эфроса. Многие из участников противостояния позже с большой долей раскаяния вспоминали о своей неправоте[2].
Помимо театральной режиссуры, Эфрос известен как режиссёр кино и телевидения[3][4]. Снял фильм «В четверг и больше никогда», вошедший в число лучших лент советского интеллектуального кино. Самой известной его телевизионной постановкой является «Страницы журнала Печорина» (1975 год).
Семья: жена Н. А. Крымова (театральный критик), сын Д. А. Крымов (театральный художник и режиссёр).
СсылкаЖалоба принята. Спасибо!Пожаловаться
12
Поделиться темой:

Рекомендуем прочесть

Подпишитесь на нас