Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты
Рассылка
Подпишись на рассылку Дети Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей

История песни "Школа бальных танцев Соломона Шкляра"

Очень меня увлекла тема истории песен, да и не захотелось покидать солнечную Украину, поэтому решила рассказать о еще одной знаменитой песне- " Школа бальных танцев Соломона Шкляра". Я ее очень люблю, особенно в исполнении "Хора Турецкого".
Итак, дамы приглашают кавалеров, а кавалеры- дамов! И - начали!
Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
ОтписатьсяПодписаться
Комментарии
54
Железный Феликс, 2 ребенка
Школа танцев Соломона Пляра,
Школа бальных танцев вам говорят!
Две шаги налево
Три шаги направо
Шаг вперед и поворот!
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Да, да! Но не торопитесь, дама, все впереди!
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Мудрые человек сказал: "Танцы — это вертикальное воплощение горизонтального желания!"

Наши предки всегда были к танцам неравнодушны. Но языческие танцы у костра не считались чем-то диковинным, поскольку история еще раньше знала о пиррических (военных) танцах, служивших обязательной частью представлений греческого античного театра, религиозных празднествах в Ассирии и Египте, танцах в честь Аполлона, Вакха и других богов.

Пышные балы в Царском (Мариинском) дворце, залах бывшего купеческого собрания и Института благородных девиц в Киеве, как и нынешние, венские балы в оперном театре столицы Украины, тоже вряд ли затмевали и затмевают подобные действа в других столицах мира.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
А вот школа танцев Соломона Шкляра ( иногда фамилию произносили, как Пляр, Фляр и даже Кляр)
, где избавляли от природной неуклюжести и обучали азам пластики, оказались единственной в своем роде.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Парикмахер Соломон Исаакович Шкляр жил на Большой Васильковской, 10, в доме, принадлежавшем Генриху Генриховичу Пфалеру, а стриг и брил на Бибиковском бульваре, 5. Наводя лоск на кавалеров с помощью ножниц и расчески, а также одеколона, который он закупал у своего приятеля Фридриха Пульса на Подоле. Зоркий Соломон обратил внимание, во-первых, на угловатые манеры киевлян среднего сословия, а во-вторых, на то, что у многих из тех, кому уже по возрасту было неловко слоняться по тому же Бибиковскому, просто негде познакомиться с барышней для серьезных взаимоотношений.
И Шкляр открыл школу танцев по тому же адресу, что и жил, на Большой Васильковской, 10!
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Очевидно, что как и его коллега Свирид Петрович Голохвастов из бессмертной пьесы «За двума зайцами», цирюльником он был никаким, но ногу «бросал» выше головы. Вот господин Пляр и придумал новацию: с утра он стриг бороды, а вечером стриг червонцы, превращая свою парикмахерскую в танцкласс.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
В Киеве к началу XX века существовало еще шесть подобных заведений. Некто Бутовецкий держал школу танцев на Александровской, 32, Ф.Гросслер — на Нестеровской, 38, Я.Лапицкий — на Пушкинской, 11, родственник богатого домовладельца Лепчевского — Семен — зазывал желающих на Прорезную, 20, украинские народные танцы пропагандировал Лобойко на Театральной, 4. Самой экстравагантной из старожилов-преподавателей считалась мадам Абрамович-Дембская Ф. Ф., свившая свое гнездышко на Малой Владимирской, 74. Она содержала буфет и любила пофлиртовать со своими учениками.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Из эссе Александра Розенбойма "Ужасно шумно в доме Шнеерсона..." (Одесса, не позднее 2006) об Одессе начала XX века:

"А по всей Одессе тогда, как грибы после дождя, появлялись многочисленные танцклассы, обустройство которых не требовало сколь-нибудь особых затрат - более - менее просторное помещение, стулья вдоль стен для отдохновения танцующих, пианино любой марки, возраста и состояния, вывеска, по вечерам подсвеченная разноцветными лампочками, а если хочешь, то объявление на первой полосе "Одесской почты" Абрама Финкеля типа "Танцкласс мадам Шмуэльсон - интеллигентно и недорого". А поскольку, по крайней мере поначалу, танцклассы были, в общем-то, доходными заведениями, то пооткрывали их профессиональные таперы и музыканты-любители, престарелые коммивояжеры и разорившиеся маклеры, недоучившиеся курсистки и хозяева прогоревших иллюзионов, словом, самая разношерстная публика, зачастую ровным счетом ничего не смыслившая в этом деле."
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Однако школа Соломона Шкляра почти сразу захватила пальму первенства в нашем городе. И не только потому, что плата в ней, как гласило объявление, была умеренной, а срок обучения — коротким. Шкляр принимал желающих практически любого возраста. Сам танцевать он не умел. Все показывал на пальцах и с помощью своих ассистентов, а главное, перемежал объяснения беспрерывными шуточками и комментариями, из которых впоследствии и возник текст знаменитой песенки.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Но кто же был автором знаменитой песни? Увы, это точно не известно! Мы знаем только, что подобный фокстрот входил в репертуар 1910-х годов Владимира Хенкина.  Слова и музыка, предположительно,  принадлежали В. Руденкову. О В. Руденкове нет информации и возможно, это псевдоним, а автором был сам Владимир Хенкин, причем данная мелодия и слова немного отличаются от варианта, известного в настоящее время.
Это школа Соломона Кляра,
Школа бальных танцев, вам говорят.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и две назад.

Кавалеры приглашают дамов!
Там, где брошка, там перед.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг назад и поворот.

Кавалеры, не держите дамов
Ниже талии, вам говорят.
Это неприлично, негигиенично
И несимпатично, вам говорят.

Дамы, не сморкайтесь в занавески!
Это неприлично, вам говорят.
Это неприлично, негигиенично
И несимпатично, вам говорят.

Дамы, приглашайте кавалеров!
Там, где галстук, там перед.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг назад и поворот.

Дамы, дамы, помогите Боре!
Помогите Боре, таки вам говорят.
Он наделал лужу прямо в коридоре -
Шаг вперед и две назад.

Тетя Роза не вертите задом!
Это не пропеллер, а вы не самолет.
Это неприлично, негигиенично
Шаг назад и поворот.

Адик Рабинович, я имею выйти,
Я имею выйти, вам говорят.
Адик Рабинович, вы мне замените,
Шаг вперед и две назад.

Это школа Соломона Кляра,
Школа бальных танцев, вам говорят.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и две назад.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
СсылкаПожаловаться
Альцина, 1 ребенок

Супер!!! Я аж вслух пропела все!
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
В 1910-х годах стремительно всходила звезда актерского успеха Владимира Яковлевича Хенкина, о котором в то время, и в бытность его известным на всю страну исполнителем юмористических миниатюр, и тогда, когда он уже целиком принадлежал истории эстрады, с восхищением писали привередливые критики, маститые коллеги, восторженные зрители. Он играл скетчи, исполнял куплеты, читал пародии и "роскошное богатство смеха швырял в зал полными пригоршнями", как вспоминал потом старейший конферансье А.Г.Лившиц, выступавший под псевдонимом "Алексеев"
Блестяще владея жестом, мимикой, голосом, Хенкин мог "вытянуть" любой, казавшийся совсем "безнадежным", текст, будь-то незамысловатый анекдот или, к примеру, распространенные тогда на эстраде, но довольно примитивные "еврейские рассказы", которые он превращал в подлинно художественные произведения, полные юмора, печали, иронии, мудрости.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
А зрители смеялись и плакали, потому что узнавали себя, своих родственников, друзей, соседей, свою судьбу и надежды когда он мастерски, что называется на глазах, перевоплощался в насквозь продрогшего уличного торговца, маклера - неудачника, нищего портного, ошалевшего от неожиданно свалившегося на него наследства, старого еврея, уже разуверившегося выдать замуж дочь, балагулу - философа с Молдаванки или разбитного приказчика мануфактурной лавочки на Александровском проспекте. И при всем этом он умудрялся сохранять свою счастливо найденную сценическую маску и в то же время оставаться самим собою.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Хенкин умел видеть и слышать Одессу, по достоинству оценить ее специфичный юмор, и это, зачастую оборачивалось веселыми сценками и куплетами "на злобу дня". например, об одесситке, оказавшейся на спектакле "Вишневый сад" в исполнении артистов МХАТа, гастролировавших в 1913 году.
А такой хохот стоял в зале. когда Хенкин, подыгрывая себе на пианино и пританцовывая, исполнял куплеты о парикмахере, который не от хорошей жизни, а исключительно дополнительного заработка ради, по вечерам превращал свое заведение в танцкласс, где своеобразно, но вполне уверенно обучал жаждущих приобщиться "до моды" одесских обывателей: "Кавалеры приглашают дамов,/ Там, где брошка - там перед./ Две шаги налево, две шаги направо,/ Шаг назад. Наоборот".
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Успех номера был столь сногсшибателен, что публика "вынесла" куплеты из зала и вскоре их распевала "вся Одесса". Хенкин же исполнял "Танцкласс" обычно "под занавес" программы, всенепременно бисировал и со временем даже пополнил свой репертуар продолжением или, как тогда называли, новым вариантом куплетов. А потом сработал неумолимый естественный отбор и куплеты "Танцкласс", подобно утесовским "На Дерибасовской угол Ришельевской", оторвались от исполнителя, времени и неизвестного нам автора, "ушли" в неподвластный цензурным рогаткам да социальным катаклизмам фольклор, пережили десятилетия и под названием "Школа бальных танцев" еще сегодня звучат в подгулявших компаниях и включаются в сборники одесских песен.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
И сработала тут классическая схема, сообразно которой мода подогрела спрос, экспансивность одесситов довела спрос до ажиотажа, ажиотаж, в свою очередь, обернулся анекдотами, а анекдоты, как оно тогда нередко случалось, трансформировались в куплеты, не без успеха исполнявшиеся на эстраде.
По словам Исаака Бабеля, анекдоты о танцклассах котировались наравне с анекдотами о легендарном, описанном, в частности, Шолом-Алейхемом, кафе Фанкони на Екатерининской угол Ланжероновской или, скажем, о еврейке в трамвае. Один - два таких анекдота, в равной степени не лишенные остроумия и фривольности, но давно утратившие фактологическую основу, до сих пор еще циркулируют среди любителей этого вековечного фольклорного жанра.
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Желающих попасть в школу к Соломону Шкляру было столько, что, по воспоминаниям современников, приходилось ждать очереди, хотя гарцевали у Шкляра шесть раз в неделю, кроме субботы.
СсылкаПожаловаться
Евдокия
Какая прелестная фотография)))
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Уже во время Первой мировой войны его бывшие ученики, обосновавшиеся в Америке, собрали деньги на пароход и уговорили Шкляра податься за океан. Ходили слухи, что и там он стал знаменитым балетмейстером.Именно на тот период, когда Шкляр объявился в США, там начался танцевальный бум среди белого населения. Совпадение это или результат сумасшедшей харизмы бывшего парикмахера из Киева, история умалчивает. Но факт остается фактом!
СсылкаПожаловаться
Мария, 1 ребенок
Хочется послушать песню, а вот слова " это неприлично, не гигиенично" очень знакомы, " не вертите задом" тоже
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Послушайте "Хор Турецкого". Мне больше всего нравитя их исполнение!
СсылкаПожаловаться
KMD
Слушали у Хора Турецкого на концерте-)
СсылкаПожаловаться
Мадам Н.Д.
Да! Тоже слушала! И еще раз пойду 5 января, будут выступать вместе с "девочками"- "Хором Сопрано". Уже жду- не дождусь удовольствия!
СсылкаПожаловаться
KMD
И девочки хороши)-отличный план на начало года
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru