Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

История песни "Школа бальных танцев Соломона Шкляра"

Мадам Н.Д.
Очень меня увлекла тема истории песен, да и не захотелось покидать солнечную Украину, поэтому решила рассказать о еще одной знаменитой песне- " Школа бальных танцев Соломона Шкляра". Я ее очень люблю, особенно в исполнении "Хора Турецкого".
Итак, дамы приглашают кавалеров, а кавалеры- дамов! И - начали!
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
54
Железный Феликс, 2 ребенка
Школа танцев Соломона Пляра,
Школа бальных танцев вам говорят!
Две шаги налево
Три шаги направо
Шаг вперед и поворот!
Мадам Н.Д.В ответ на Железный Феликс
Железный Феликс
Школа танцев Соломона Пляра,
Школа бальных танцев вам говорят!
Две шаги налево
Три шаги направо
Шаг вперед и поворот!
Да, да! Но не торопитесь, дама, все впереди!
Мадам Н.Д.
Мудрые человек сказал: "Танцы — это вертикальное воплощение горизонтального желания!"

Наши предки всегда были к танцам неравнодушны. Но языческие танцы у костра не считались чем-то диковинным, поскольку история еще раньше знала о пиррических (военных) танцах, служивших обязательной частью представлений греческого античного театра, религиозных празднествах в Ассирии и Египте, танцах в честь Аполлона, Вакха и других богов.

Пышные балы в Царском (Мариинском) дворце, залах бывшего купеческого собрания и Института благородных девиц в Киеве, как и нынешние, венские балы в оперном театре столицы Украины, тоже вряд ли затмевали и затмевают подобные действа в других столицах мира.
Мадам Н.Д.
А вот школа танцев Соломона Шкляра ( иногда фамилию произносили, как Пляр, Фляр и даже Кляр)
, где избавляли от природной неуклюжести и обучали азам пластики, оказались единственной в своем роде.
Мадам Н.Д.
Парикмахер Соломон Исаакович Шкляр жил на Большой Васильковской, 10, в доме, принадлежавшем Генриху Генриховичу Пфалеру, а стриг и брил на Бибиковском бульваре, 5. Наводя лоск на кавалеров с помощью ножниц и расчески, а также одеколона, который он закупал у своего приятеля Фридриха Пульса на Подоле. Зоркий Соломон обратил внимание, во-первых, на угловатые манеры киевлян среднего сословия, а во-вторых, на то, что у многих из тех, кому уже по возрасту было неловко слоняться по тому же Бибиковскому, просто негде познакомиться с барышней для серьезных взаимоотношений.
И Шкляр открыл школу танцев по тому же адресу, что и жил, на Большой Васильковской, 10!
Мадам Н.Д.
Очевидно, что как и его коллега Свирид Петрович Голохвастов из бессмертной пьесы «За двума зайцами», цирюльником он был никаким, но ногу «бросал» выше головы. Вот господин Пляр и придумал новацию: с утра он стриг бороды, а вечером стриг червонцы, превращая свою парикмахерскую в танцкласс.
Мадам Н.Д.
В Киеве к началу XX века существовало еще шесть подобных заведений. Некто Бутовецкий держал школу танцев на Александровской, 32, Ф.Гросслер — на Нестеровской, 38, Я.Лапицкий — на Пушкинской, 11, родственник богатого домовладельца Лепчевского — Семен — зазывал желающих на Прорезную, 20, украинские народные танцы пропагандировал Лобойко на Театральной, 4. Самой экстравагантной из старожилов-преподавателей считалась мадам Абрамович-Дембская Ф. Ф., свившая свое гнездышко на Малой Владимирской, 74. Она содержала буфет и любила пофлиртовать со своими учениками.
Мадам Н.Д.В ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
В Киеве к началу XX века существовало еще шесть подобных заведений. Некто Бутовецкий держал школу танцев на Александровской, 32, Ф.Гросслер — на Нестеровской, 38, Я.Лапицкий — на Пушкинской, 11, родственник богатого домовладельца Лепчевского — Семен — зазывал желающих на Прорезную, 20, украинские народные танцы пропагандировал Лобойко на Театральной, 4. Самой экстравагантной из старожилов-преподавателей считалась мадам Абрамович-Дембская Ф. Ф., свившая свое гнездышко на Малой Владимирской, 74. Она содержала буфет и любила пофлиртовать со своими учениками.
Из эссе Александра Розенбойма "Ужасно шумно в доме Шнеерсона..." (Одесса, не позднее 2006) об Одессе начала XX века:

"А по всей Одессе тогда, как грибы после дождя, появлялись многочисленные танцклассы, обустройство которых не требовало сколь-нибудь особых затрат - более - менее просторное помещение, стулья вдоль стен для отдохновения танцующих, пианино любой марки, возраста и состояния, вывеска, по вечерам подсвеченная разноцветными лампочками, а если хочешь, то объявление на первой полосе "Одесской почты" Абрама Финкеля типа "Танцкласс мадам Шмуэльсон - интеллигентно и недорого". А поскольку, по крайней мере поначалу, танцклассы были, в общем-то, доходными заведениями, то пооткрывали их профессиональные таперы и музыканты-любители, престарелые коммивояжеры и разорившиеся маклеры, недоучившиеся курсистки и хозяева прогоревших иллюзионов, словом, самая разношерстная публика, зачастую ровным счетом ничего не смыслившая в этом деле."
Мадам Н.Д.
Однако школа Соломона Шкляра почти сразу захватила пальму первенства в нашем городе. И не только потому, что плата в ней, как гласило объявление, была умеренной, а срок обучения — коротким. Шкляр принимал желающих практически любого возраста. Сам танцевать он не умел. Все показывал на пальцах и с помощью своих ассистентов, а главное, перемежал объяснения беспрерывными шуточками и комментариями, из которых впоследствии и возник текст знаменитой песенки.
Мадам Н.Д.В ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Однако школа Соломона Шкляра почти сразу захватила пальму первенства в нашем городе. И не только потому, что плата в ней, как гласило объявление, была умеренной, а срок обучения — коротким. Шкляр принимал желающих практически любого возраста. Сам танцевать он не умел. Все показывал на пальцах и с помощью своих ассистентов, а главное, перемежал объяснения беспрерывными шуточками и комментариями, из которых впоследствии и возник текст знаменитой песенки.
Но кто же был автором знаменитой песни? Увы, это точно не известно! Мы знаем только, что подобный фокстрот входил в репертуар 1910-х годов Владимира Хенкина.  Слова и музыка, предположительно,  принадлежали В. Руденкову. О В. Руденкове нет информации и возможно, это псевдоним, а автором был сам Владимир Хенкин, причем данная мелодия и слова немного отличаются от варианта, известного в настоящее время.
Это школа Соломона Кляра,
Школа бальных танцев, вам говорят.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и две назад.

Кавалеры приглашают дамов!
Там, где брошка, там перед.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг назад и поворот.

Кавалеры, не держите дамов
Ниже талии, вам говорят.
Это неприлично, негигиенично
И несимпатично, вам говорят.

Дамы, не сморкайтесь в занавески!
Это неприлично, вам говорят.
Это неприлично, негигиенично
И несимпатично, вам говорят.

Дамы, приглашайте кавалеров!
Там, где галстук, там перед.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг назад и поворот.

Дамы, дамы, помогите Боре!
Помогите Боре, таки вам говорят.
Он наделал лужу прямо в коридоре -
Шаг вперед и две назад.

Тетя Роза не вертите задом!
Это не пропеллер, а вы не самолет.
Это неприлично, негигиенично
Шаг назад и поворот.

Адик Рабинович, я имею выйти,
Я имею выйти, вам говорят.
Адик Рабинович, вы мне замените,
Шаг вперед и две назад.

Это школа Соломона Кляра,
Школа бальных танцев, вам говорят.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и две назад.
Мадам Н.Д.В ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Но кто же был автором знаменитой песни? Увы, это точно не известно! Мы знаем только, что подобный фокстрот входил в репертуар 1910-х годов Владимира Хенкина.  Слова и музыка, предположительно,  принадлежали В. Руденкову. О В. Руденкове нет информации и возможно, это псевдоним, а автором был сам Владимир Хенкин, причем данная мелодия и слова немного отличаются от варианта, известного в настоящее время.
Это школа Соломона Кляра,
Школа бальных танцев, вам говорят.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и две назад.

Кавалеры приглашают дамов!
Там, где брошка, там перед.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг назад и поворот.

Кавалеры, не держите дамов
Ниже талии, вам говорят.
Это неприлично, негигиенично
И несимпатично, вам говорят.

Дамы, не сморкайтесь в занавески!
Это неприлично, вам говорят.
Это неприлично, негигиенично
И несимпатично, вам говорят.

Дамы, приглашайте кавалеров!
Там, где галстук, там перед.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг назад и поворот.

Дамы, дамы, помогите Боре!
Помогите Боре, таки вам говорят.
Он наделал лужу прямо в коридоре -
Шаг вперед и две назад.

Тетя Роза не вертите задом!
Это не пропеллер, а вы не самолет.
Это неприлично, негигиенично
Шаг назад и поворот.

Адик Рабинович, я имею выйти,
Я имею выйти, вам говорят.
Адик Рабинович, вы мне замените,
Шаг вперед и две назад.

Это школа Соломона Кляра,
Школа бальных танцев, вам говорят.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и две назад.
История переписки2
Альцина, 1 ребенокВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Но кто же был автором знаменитой песни? Увы, это точно не известно! Мы знаем только, что подобный фокстрот входил в репертуар 1910-х годов Владимира Хенкина.  Слова и музыка, предположительно,  принадлежали В. Руденкову. О В. Руденкове нет информации и возможно, это псевдоним, а автором был сам Владимир Хенкин, причем данная мелодия и слова немного отличаются от варианта, известного в настоящее время.
Это школа Соломона Кляра,
Школа бальных танцев, вам говорят.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и две назад.

Кавалеры приглашают дамов!
Там, где брошка, там перед.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг назад и поворот.

Кавалеры, не держите дамов
Ниже талии, вам говорят.
Это неприлично, негигиенично
И несимпатично, вам говорят.

Дамы, не сморкайтесь в занавески!
Это неприлично, вам говорят.
Это неприлично, негигиенично
И несимпатично, вам говорят.

Дамы, приглашайте кавалеров!
Там, где галстук, там перед.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг назад и поворот.

Дамы, дамы, помогите Боре!
Помогите Боре, таки вам говорят.
Он наделал лужу прямо в коридоре -
Шаг вперед и две назад.

Тетя Роза не вертите задом!
Это не пропеллер, а вы не самолет.
Это неприлично, негигиенично
Шаг назад и поворот.

Адик Рабинович, я имею выйти,
Я имею выйти, вам говорят.
Адик Рабинович, вы мне замените,
Шаг вперед и две назад.

Это школа Соломона Кляра,
Школа бальных танцев, вам говорят.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и две назад.
История переписки2

Супер!!! Я аж вслух пропела все!
Мадам Н.Д.В ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Но кто же был автором знаменитой песни? Увы, это точно не известно! Мы знаем только, что подобный фокстрот входил в репертуар 1910-х годов Владимира Хенкина.  Слова и музыка, предположительно,  принадлежали В. Руденкову. О В. Руденкове нет информации и возможно, это псевдоним, а автором был сам Владимир Хенкин, причем данная мелодия и слова немного отличаются от варианта, известного в настоящее время.
Это школа Соломона Кляра,
Школа бальных танцев, вам говорят.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и две назад.

Кавалеры приглашают дамов!
Там, где брошка, там перед.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг назад и поворот.

Кавалеры, не держите дамов
Ниже талии, вам говорят.
Это неприлично, негигиенично
И несимпатично, вам говорят.

Дамы, не сморкайтесь в занавески!
Это неприлично, вам говорят.
Это неприлично, негигиенично
И несимпатично, вам говорят.

Дамы, приглашайте кавалеров!
Там, где галстук, там перед.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг назад и поворот.

Дамы, дамы, помогите Боре!
Помогите Боре, таки вам говорят.
Он наделал лужу прямо в коридоре -
Шаг вперед и две назад.

Тетя Роза не вертите задом!
Это не пропеллер, а вы не самолет.
Это неприлично, негигиенично
Шаг назад и поворот.

Адик Рабинович, я имею выйти,
Я имею выйти, вам говорят.
Адик Рабинович, вы мне замените,
Шаг вперед и две назад.

Это школа Соломона Кляра,
Школа бальных танцев, вам говорят.
Две шаги налево, две шаги направо,
Шаг вперед и две назад.
История переписки2
В 1910-х годах стремительно всходила звезда актерского успеха Владимира Яковлевича Хенкина, о котором в то время, и в бытность его известным на всю страну исполнителем юмористических миниатюр, и тогда, когда он уже целиком принадлежал истории эстрады, с восхищением писали привередливые критики, маститые коллеги, восторженные зрители. Он играл скетчи, исполнял куплеты, читал пародии и "роскошное богатство смеха швырял в зал полными пригоршнями", как вспоминал потом старейший конферансье А.Г.Лившиц, выступавший под псевдонимом "Алексеев"
Блестяще владея жестом, мимикой, голосом, Хенкин мог "вытянуть" любой, казавшийся совсем "безнадежным", текст, будь-то незамысловатый анекдот или, к примеру, распространенные тогда на эстраде, но довольно примитивные "еврейские рассказы", которые он превращал в подлинно художественные произведения, полные юмора, печали, иронии, мудрости.
Мадам Н.Д.В ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
В 1910-х годах стремительно всходила звезда актерского успеха Владимира Яковлевича Хенкина, о котором в то время, и в бытность его известным на всю страну исполнителем юмористических миниатюр, и тогда, когда он уже целиком принадлежал истории эстрады, с восхищением писали привередливые критики, маститые коллеги, восторженные зрители. Он играл скетчи, исполнял куплеты, читал пародии и "роскошное богатство смеха швырял в зал полными пригоршнями", как вспоминал потом старейший конферансье А.Г.Лившиц, выступавший под псевдонимом "Алексеев"
Блестяще владея жестом, мимикой, голосом, Хенкин мог "вытянуть" любой, казавшийся совсем "безнадежным", текст, будь-то незамысловатый анекдот или, к примеру, распространенные тогда на эстраде, но довольно примитивные "еврейские рассказы", которые он превращал в подлинно художественные произведения, полные юмора, печали, иронии, мудрости.
История переписки3
А зрители смеялись и плакали, потому что узнавали себя, своих родственников, друзей, соседей, свою судьбу и надежды когда он мастерски, что называется на глазах, перевоплощался в насквозь продрогшего уличного торговца, маклера - неудачника, нищего портного, ошалевшего от неожиданно свалившегося на него наследства, старого еврея, уже разуверившегося выдать замуж дочь, балагулу - философа с Молдаванки или разбитного приказчика мануфактурной лавочки на Александровском проспекте. И при всем этом он умудрялся сохранять свою счастливо найденную сценическую маску и в то же время оставаться самим собою.
Мадам Н.Д.В ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
А зрители смеялись и плакали, потому что узнавали себя, своих родственников, друзей, соседей, свою судьбу и надежды когда он мастерски, что называется на глазах, перевоплощался в насквозь продрогшего уличного торговца, маклера - неудачника, нищего портного, ошалевшего от неожиданно свалившегося на него наследства, старого еврея, уже разуверившегося выдать замуж дочь, балагулу - философа с Молдаванки или разбитного приказчика мануфактурной лавочки на Александровском проспекте. И при всем этом он умудрялся сохранять свою счастливо найденную сценическую маску и в то же время оставаться самим собою.
История переписки4
Хенкин умел видеть и слышать Одессу, по достоинству оценить ее специфичный юмор, и это, зачастую оборачивалось веселыми сценками и куплетами "на злобу дня". например, об одесситке, оказавшейся на спектакле "Вишневый сад" в исполнении артистов МХАТа, гастролировавших в 1913 году.
А такой хохот стоял в зале. когда Хенкин, подыгрывая себе на пианино и пританцовывая, исполнял куплеты о парикмахере, который не от хорошей жизни, а исключительно дополнительного заработка ради, по вечерам превращал свое заведение в танцкласс, где своеобразно, но вполне уверенно обучал жаждущих приобщиться "до моды" одесских обывателей: "Кавалеры приглашают дамов,/ Там, где брошка - там перед./ Две шаги налево, две шаги направо,/ Шаг назад. Наоборот".
Мадам Н.Д.В ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Хенкин умел видеть и слышать Одессу, по достоинству оценить ее специфичный юмор, и это, зачастую оборачивалось веселыми сценками и куплетами "на злобу дня". например, об одесситке, оказавшейся на спектакле "Вишневый сад" в исполнении артистов МХАТа, гастролировавших в 1913 году.
А такой хохот стоял в зале. когда Хенкин, подыгрывая себе на пианино и пританцовывая, исполнял куплеты о парикмахере, который не от хорошей жизни, а исключительно дополнительного заработка ради, по вечерам превращал свое заведение в танцкласс, где своеобразно, но вполне уверенно обучал жаждущих приобщиться "до моды" одесских обывателей: "Кавалеры приглашают дамов,/ Там, где брошка - там перед./ Две шаги налево, две шаги направо,/ Шаг назад. Наоборот".
История переписки5
Успех номера был столь сногсшибателен, что публика "вынесла" куплеты из зала и вскоре их распевала "вся Одесса". Хенкин же исполнял "Танцкласс" обычно "под занавес" программы, всенепременно бисировал и со временем даже пополнил свой репертуар продолжением или, как тогда называли, новым вариантом куплетов. А потом сработал неумолимый естественный отбор и куплеты "Танцкласс", подобно утесовским "На Дерибасовской угол Ришельевской", оторвались от исполнителя, времени и неизвестного нам автора, "ушли" в неподвластный цензурным рогаткам да социальным катаклизмам фольклор, пережили десятилетия и под названием "Школа бальных танцев" еще сегодня звучат в подгулявших компаниях и включаются в сборники одесских песен.
Мадам Н.Д.В ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Однако школа Соломона Шкляра почти сразу захватила пальму первенства в нашем городе. И не только потому, что плата в ней, как гласило объявление, была умеренной, а срок обучения — коротким. Шкляр принимал желающих практически любого возраста. Сам танцевать он не умел. Все показывал на пальцах и с помощью своих ассистентов, а главное, перемежал объяснения беспрерывными шуточками и комментариями, из которых впоследствии и возник текст знаменитой песенки.
И сработала тут классическая схема, сообразно которой мода подогрела спрос, экспансивность одесситов довела спрос до ажиотажа, ажиотаж, в свою очередь, обернулся анекдотами, а анекдоты, как оно тогда нередко случалось, трансформировались в куплеты, не без успеха исполнявшиеся на эстраде.
По словам Исаака Бабеля, анекдоты о танцклассах котировались наравне с анекдотами о легендарном, описанном, в частности, Шолом-Алейхемом, кафе Фанкони на Екатерининской угол Ланжероновской или, скажем, о еврейке в трамвае. Один - два таких анекдота, в равной степени не лишенные остроумия и фривольности, но давно утратившие фактологическую основу, до сих пор еще циркулируют среди любителей этого вековечного фольклорного жанра.
Мадам Н.Д.
Желающих попасть в школу к Соломону Шкляру было столько, что, по воспоминаниям современников, приходилось ждать очереди, хотя гарцевали у Шкляра шесть раз в неделю, кроме субботы.
ЕвдокияВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Желающих попасть в школу к Соломону Шкляру было столько, что, по воспоминаниям современников, приходилось ждать очереди, хотя гарцевали у Шкляра шесть раз в неделю, кроме субботы.
Какая прелестная фотография)))
Мадам Н.Д.
Уже во время Первой мировой войны его бывшие ученики, обосновавшиеся в Америке, собрали деньги на пароход и уговорили Шкляра податься за океан. Ходили слухи, что и там он стал знаменитым балетмейстером.Именно на тот период, когда Шкляр объявился в США, там начался танцевальный бум среди белого населения. Совпадение это или результат сумасшедшей харизмы бывшего парикмахера из Киева, история умалчивает. Но факт остается фактом!
Мария, 1 ребенок
Хочется послушать песню, а вот слова " это неприлично, не гигиенично" очень знакомы, " не вертите задом" тоже
Мадам Н.Д.В ответ на Мария
Мария
Хочется послушать песню, а вот слова " это неприлично, не гигиенично" очень знакомы, " не вертите задом" тоже
Послушайте "Хор Турецкого". Мне больше всего нравитя их исполнение!
KMDВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Послушайте "Хор Турецкого". Мне больше всего нравитя их исполнение!
История переписки2
Слушали у Хора Турецкого на концерте-)
Мадам Н.Д.В ответ на KMD
KMD
Слушали у Хора Турецкого на концерте-)
История переписки3
Да! Тоже слушала! И еще раз пойду 5 января, будут выступать вместе с "девочками"- "Хором Сопрано". Уже жду- не дождусь удовольствия!
KMDВ ответ на Мадам Н.Д.
Мадам Н.Д.
Да! Тоже слушала! И еще раз пойду 5 января, будут выступать вместе с "девочками"- "Хором Сопрано". Уже жду- не дождусь удовольствия!
История переписки4
И девочки хороши)-отличный план на начало года