Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
рисунок Виктора Оковитого к фильму "Знакомство" (из архива И. Масленникова)
рисунок Виктора Оковитого к фильму "Знакомство" (из архива И. Масленникова)
Оператор А. Лапшов, ассистент оператора А. Устинов, И. Масленников и др. в "квартире Холмса", 1980 год (из архива И. Масленникова)
Оператор А. Лапшов, ассистент оператора А. Устинов, И. Масленников и др. в "квартире Холмса", 1980 год (из архива И. Масленникова)
Оператор А. Лапшов, ассистент оператора А. Устинов, И. Масленников и др. в "квартире Холмса", 1980 год (из архива И. Масленникова)
Оператор А. Лапшов, ассистент оператора А. Устинов, И. Масленников и др. в "квартире Холмса", 1980 год (из архива И. Масленникова)
Вот что вспоминал Виктор Оковитый, художник комбинированных съёмок:
"Я хочу, чтобы титры появлялись на бумаге после проглаживания утюгом", – говорил режиссёр. А я уже думал, как это сделать, где достать старинный английский утюг, как сделать так, чтобы надписи появлялись, чтобы это было в стилистике картины, и так далее. Другой кадр он хотел получить с помощью пульверизатора или одеколона, который разбрызгивал загадочную жидкость, проявляющую буквы. А я как раз в это время, в 1978 году, женился, и мне подарили французский одеколон в необычном красивом флаконе. Я его и приспособил для этого варианта появления букв".
рисунок Виктора Оковитого к фильму "Кровавая надпись" (из архива И. Масленникова)
Вот что вспоминал Виктор Оковитый, художник комбинированных съёмок:
"Я хочу, чтобы титры появлялись на бумаге после проглаживания утюгом", – говорил режиссёр. А я уже думал, как это сделать, где достать старинный английский утюг, как сделать так, чтобы надписи появлялись, чтобы это было в стилистике картины, и так далее. Другой кадр он хотел получить с помощью пульверизатора или одеколона, который разбрызгивал загадочную жидкость, проявляющую буквы. А я как раз в это время, в 1978 году, женился, и мне подарили французский одеколон в необычном красивом флаконе. Я его и приспособил для этого варианта появления букв".
рисунок Виктора Оковитого к фильму "Кровавая надпись" (из архива И. Масленникова)
Кстати, трубок в фильме было три. Совершенно одинаковые, они отличались только клеймами. Первую делал знаменитый мастер Фёдоров, по прозвищу "Дед", который ещё для Сталина и Сименона трубки делал. Он сделал первую трубку и почти сразу после этого погиб под колесами троллейбуса. Между съёмками первого и второго фильмов эту трубку украли. Вторую трубку делали ученики Фёдорова. После съёмок какой-то из серий вторая трубка перекочевала в музей Ленфильма. Третью уже неизвестно кто делал, и неизвестно уже, почему нельзя было воспользоваться второй. Но именно эта третья трубка уцелела и хранится у Ливанова. Курил он в ней табак "Золотое руно" (хотя, по другой его же версии ";Амфору" Трубка была такая большая, что её трудно было держать в зубах - в неё влезала треть пачки.
Василий Ливанов в роли Холмса
Игорь Масленников не думал делать сериал. Он хотел ограничиться одним фильмом. Но успех был таким, что в итоге ему пришлось снимать продолжение. В итоге было снято 5 фильмов из 11 серий. И никто, по крайней мере в нашей стране, больше не сомневается в том, как выглядят Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
И. Масленников, В. Ливанов, В. Соломин на съёмках "Сокровищ Агры", 1983 год (из архива В. Ливанова)
В. Соломин и В. Ливанов на съёмках "Сокровищ Агры", фото В. Плотникова, 1983 год
В. Ливанов, В. Соломин на съёмках "Сокровищ Агры", 1983 год (из архива В. Ливанова)
В. Ливанов, В. Соломин на съёмках "Сокровищ Агры", 1983 год (из архива В. Ливанова)
В. Соломин, И. Масленников, В. Ливанов на съёмках серии «Кровавая надпись». Рига, Яуниела, 1979.
По словам режиссёра Игоря Масленникова он искал героев по одному лишь признаку: у обоих героев голова должна быть репкой. Только у одного хвостиком вверх, у другого – вниз.
Эти фото из архива Михаила Воробьёва, постановщика конных сцен, а на тот момент кучера, дублёра кэбменов.
Они сделаны в мае 1979 года, возле дачи княгини Е.П. Салтыковой на Чёрной речке (заброшенный дом, где найден был труп Дреббера)
В. Соломин, И. Масленников, В. Ливанов на съёмках серии «Кровавая надпись». Рига, Яуниела, 1979.
По словам режиссёра Игоря Масленникова он искал героев по одному лишь признаку: у обоих героев голова должна быть репкой. Только у одного хвостиком вверх, у другого – вниз.
Эти фото из архива Михаила Воробьёва, постановщика конных сцен, а на тот момент кучера, дублёра кэбменов.
Они сделаны в мае 1979 года, возле дачи княгини Е.П. Салтыковой на Чёрной речке (заброшенный дом, где найден был труп Дреббера)
Вот что вспоминает о работе над фильмом композитор Владимир Дашкевич:
"Приехал я как-то на Ленфильм, а Игорь Фёдорович читает какой-то сценарий. Говорит: "Фрид и Дунский написали очень интересный сценарий "Шерлок Холмс и доктор Ватсон". И то ли пошутил, то ли всерьёз: "Вот возьмите трубку. У вас в лице есть что-то такое – вы бы могли сыграть Холмса". Я испугался, потому что я актёрами восхищаюсь именно потому, что они делают то, чего я никогда бы сделать не смог. Выйти, что-то сказать, кого-то изобразить, заплакать или засмеяться – мне кажется, я этого никогда не смогу сделать. Я Игорю Фёдоровичу сказал, что этот номер у него не пройдёт, пусть даже не думает.
Сценарий был замечательный. История дружбы двух совершенно разных людей была написана замечательно, она меня очень увлекла. Но до музыки было ещё очень далеко. Я думал – когда ещё фильм будут снимать, потом через какое-то время мне его покажут… И вдруг из Ленинграда в Москву звонит Игорь Фёдорович и говорит: "Вы знаете, я тут послушал заставку к культурной программе ВВС, и мне кажется, эта музыка похожа на то, что нужно в Шерлоке Холмсе". Это было в субботу утром, когда Игорь Фёдорович освобождался от своих режиссёрских дел, а заставка была в пятницу вечером. И конечно за неделю я забыл её послушать, а он в субботу снова позвонил. Я говорю: "Я забыл послушать". Он: "Ну вот обязательно послушайте". Прошла ещё неделя, я снова забыл, он снова позвонил. Я уже чувствую, что он начинает напрягаться. Я пообещал послушать в следующий раз. Но прошла и третья неделя, а я снова забыл послушать. А Масленников каждый раз говорит: "Это Британия, это империя, в ней и джентльменство, и ирония, и могущество, и оптимизм, и благородство…" И всё время он мне про это наговаривал. И короче, когда я снова забыл, а он снова позвонил, я от отчаяния просто взял телефон на длинном шнуре, пододвинул его к роялю и сыграл первое, что пришло в голову. И эта была заставка к Шерлоку Холмсу, о которой говорил Игорь Фёдорович. Он как мудрый человек сказал: "Владимир Сергеевич, только ни в коем случае не оставляйте так, вот сейчас возьмите карандаш и запишите, вы ж потом забудете". Ну у меня память хорошая, но я всё же взял и записал, как режиссёр сказал – режиссёр главный человек в кино, его надо слушаться. Я был доволен, что мне уже наконец-то не надо слушать эту культурную заставку, так я и не знаю, чего там было".
Сценарий был замечательный. История дружбы двух совершенно разных людей была написана замечательно, она меня очень увлекла. Но до музыки было ещё очень далеко. Я думал – когда ещё фильм будут снимать, потом через какое-то время мне его покажут… И вдруг из Ленинграда в Москву звонит Игорь Фёдорович и говорит: "Вы знаете, я тут послушал заставку к культурной программе ВВС, и мне кажется, эта музыка похожа на то, что нужно в Шерлоке Холмсе". Это было в субботу утром, когда Игорь Фёдорович освобождался от своих режиссёрских дел, а заставка была в пятницу вечером. И конечно за неделю я забыл её послушать, а он в субботу снова позвонил. Я говорю: "Я забыл послушать". Он: "Ну вот обязательно послушайте". Прошла ещё неделя, я снова забыл, он снова позвонил. Я уже чувствую, что он начинает напрягаться. Я пообещал послушать в следующий раз. Но прошла и третья неделя, а я снова забыл послушать. А Масленников каждый раз говорит: "Это Британия, это империя, в ней и джентльменство, и ирония, и могущество, и оптимизм, и благородство…" И всё время он мне про это наговаривал. И короче, когда я снова забыл, а он снова позвонил, я от отчаяния просто взял телефон на длинном шнуре, пододвинул его к роялю и сыграл первое, что пришло в голову. И эта была заставка к Шерлоку Холмсу, о которой говорил Игорь Фёдорович. Он как мудрый человек сказал: "Владимир Сергеевич, только ни в коем случае не оставляйте так, вот сейчас возьмите карандаш и запишите, вы ж потом забудете". Ну у меня память хорошая, но я всё же взял и записал, как режиссёр сказал – режиссёр главный человек в кино, его надо слушаться. Я был доволен, что мне уже наконец-то не надо слушать эту культурную заставку, так я и не знаю, чего там было".
К тому времени, когда начали снимать "Собаку Баскервилей" у Виталия Соломина часто скакало давление. Но он не унывал. В Малом драматическом театре в Москве, где он работал, в то время готовился спектакль к очередному партийному съезду. Репетиции проходили ежедневно и при железной явке. А у Масленникова съёмки тоже каждый день... Неделю Соломин провел в поезде, катаясь из Москвы в Ленинград и обратно.
К тому времени, когда начали снимать "Собаку Баскервилей" у Виталия Соломина часто скакало давление. Но он не унывал. В Малом драматическом театре в Москве, где он работал, в то время готовился спектакль к очередному партийному съезду. Репетиции проходили ежедневно и при железной явке. А у Масленникова съёмки тоже каждый день... Неделю Соломин провел в поезде, катаясь из Москвы в Ленинград и обратно.