Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
Рассылка
Подпишись на рассылку Дети Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей

Русская свадьба

Русский свадебный обряд – это целое театрализованное действие, включавшее в себя специальные песни, плачи, приговоры, присказки, заговоры, игры, танцы. Какие-то обряды ушли в историю, а какие-то можно увидеть и сегодня.

Продолжаю цикл о русских крестьянах. В этой теме расскажу о русской свадьбе.
Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
ОтписатьсяПодписаться
Комментарии
254
1345678911
Евдокия
Первым к дому подходил дружка. Размахивая кнутом, он очищал поезжанам дорогу от нечистой силы. Дружка вступал в переговоры с девушками, чтобы те выдали им невесту. Далее в разных губерниях поступали по-разному. Где-то дружка невесту искал, в других – выкупал невесту у брата.

Обрядовая игра между партиями жениха и невесты, главным стержнем которой была демонстрация неприятия жениха и его дружины, имела в своей основе древние мифологические представления. Как уже отмечалось выше, переход девушки в группу замужних женщин рассматривался как своего рода смерть, виновниками которой были жених и его дружина. Обрядовые действия разыгрывались как стремление спасти невесту, оградить её от неминуемой символической гибели.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
После этого поезжане приглашались к столу. Невеста и жених также садились к столу, но от пищи отказывались. Считалось, что перед таинством необходимо нравственное очищение и отказ от «плотских» удовольствий, в том числе и от еды. Кроме того, жених и невеста не должны были принимать пищу вместе со своими женатыми и замужними родственниками, это разрешалось только после брачной ночи, когда состоится переход жениха и невесты в новый статус. После застолья отец невесты вручал свою дочь жениху и говорил о том, что он её передаёт навсегда в распоряжение мужа: «У меня была умна, а ты учи как хочешь».

Невесту отпускают к венцу.
СсылкаПожаловаться
Евдокия
СсылкаПожаловаться
Евдокия
СсылкаПожаловаться
Евдокия
В церковь жених и невеста ехали в разных санях. К свадебному поезду присоединялись поезжане со стороны невесты. Во главе процессии ехал дружка с поддружьями верхом на конях, за ними жених, далее невеста и все остальные родственниками. Родители невесты оставались дома.

Свадебный поезд ехал очень быстро, звеня колокольчиками и бубенцами. Шумом давали знать всем о его приближении. По русском обычаю, все встречающиеся на пути свадебного поезда подводы должны были уступать ему дорогу.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
По дороге в церковь все свершали разные магические обряды.
Невеста, например, выехав за околицу родной деревни, выкидывала в поле носовой платок, в котором были «собраны все её горести». Так она надеялась, что все её горести останутся в прошлом.
Для предохранения жениха и невесты от злых сил свадебный поезд не должен был нигде останавливаться по дороге в церковь, нельзя было смотреть назад. Считалось, что звон колокольчиков отпугивает нечистые силы.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Венчание
Обряд проводился в храме. Он состоял из обручения, во время которого жених и невеста должны были дать согласие на брак и обменяться кольцами, и собственно венчания, т.е. возложения на головы жениха и невесты брачных венцов.
Во время венчания жених и невеста тоже совершали магические действия, направленные на счастливый брак: они должны были одновременно встать на подножник, расстеленный около аналоя, одновременно креститься, одновременно задуть венчальные свечи и т.д. Некоторые обрядовые действия должны были предохранить молодых от измены. Так, запрещалось кому-либо стоять и даже проходить между женихом и невестой. Для обеспечения будущего благополучия молодых, расстилали перед ними белую новую ткань, бросали под ноги деньги, обсыпали зерном и т.д.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
После венчания новобрачные в северных губерниях, а также в Сибири, на Алтае ехали в родительский дом на свадебный пир. Там же проходила их первая брачная ночь. В южных губерниях новобрачные возвращались каждый в свой дом, но вечером жених приезжал к невесте, где проходила первая брачная ночь, а свадебный пир начинался после сообщения о том, что молодые стали мужем и женой.

Русская свадьба. 1812 год
СсылкаПожаловаться
Евдокия
Главный свадебный пир – Княжий стол – проходил в доме родителей жениха.
В определённом порядке рассаживались гости, размещались зрители, подавалась еда и напитки, исполнялись песни.
Свадебные столы, как правило, ставили вдоль половиц и лавок «глаголем» (буквой Г), и лишь в некоторых местностях поперёк половиц. Жениха и невесту именовали «молодым князем» и «молодой княгиней». Их сажали на почётное место – в передний угол избы. Гости рассаживались, соблюдая мужские и женские места, в строгой последовательности родства: чем ближе родственник, тем ближе он садился к молодожёнам. Парни, девушки, соседи, обычно присутствовавшие на свадьбе, считались зрителями и к столу не приглашались.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Свадебные столы обязательно накрывали белыми скатертями. По обычаю, сначала на столы раскладывали хлеб и пироги. Хлеб ставили на середину стола, справа и слева от него ставили тарелки с пирогами. По краю стола напротив определённого каждому гостю места укладывали ломоть ржаного хлеба, а на него пирог. Перед молодыми ставили два круглых хлеба, размещённых один на другом и прикрытых платком. После того, как гости занимали места за столом, начинали подавать напитки и еду. Блюда приносили попеременно, т.е. сначала подавали одно блюдо, потом второе, третье и т.д., чередуя с напитками. Количество блюд должно было быть чётным, т.к. с чётными числами связывались обычно представления о счастье и удаче.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
СсылкаПожаловаться
Евдокия
Что же подавали на свадебный стол?

Угощения различались по способу приготовления: холодные, горячие, жаркИе, варева, похлёбки, пирожные и т.д. Набор блюд для свадебного стола в разных губерниях различался, как и их подача к столу. Холодные блюда - окорок, баранья голова, студень, телячья губа; горячие блюда – похлёбка из гусиных потрохов, жареное баранье плечо, поросёнок, гусь, каша, пшённик, сальник; сладкие блюда – пирог, пряник, кисель и др. Подача очередной перемены сопровождалась разливанием пива, браги, водки, вина, кваса. Столовую утварь, еду и напитки выносили свадебные чины – дружка, тысяцкий, сваха, хлебник, чашечник, пивник, наливашник и пр. Последним блюдом свадебного пиршества был курник или свадебный каравай.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Свадебный пир проходил в два этапа (или стола). Первый стол назывался свадебным, а второй – горним.
Участниками свадебного стола являлись жених и невеста, родители и родственники жениха и поезжане.
Свадебный пир начинался с «открывания молодой княгини», которая после венца входила в дом, закрыв платком лицо. Как правило, отец жениха поднимал платок невесты куском хлеба или пирога, брал платок в руки и обводил им трижды вокруг молодых. Этим обрядом невесту «знакомили с роднёй мужа.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Жених и невеста за свадебным столом (на первом этапе свадебного застолья) не имели права прикасаться к еде и питью вместе с остальными женатыми мужчинами и замужними женщинами. Этот запрет имел мифологические корни – жених и невеста не могут принимать участие в общей трапезе вместе с женатыми и замужними, т.к. к ним пока ещё не относятся.
Гости поздравляли молодых, желали им счастья и богатства. После свадебного пира молодые уходили в особое помещение, где им подавали ужин.
В некоторых деревнях молодую после ужина «окручивали», т.е. надевали на неё женский головной убор.
Об этом обряде чуть ниже.

Окручивание молодой
СсылкаПожаловаться
Евдокия
На вторую половину свадебного пига – горний стол – приезжали родители и родственники невесты, т.е. впервые вместе собирались все новоиспечённые родственники. Невеста одаривала родственников жениха: мать, отца, сестёр, братьев, деверей, а также всю родню, включая дальнюю Подарками служили рубахи, платки, пояса, полотенца, отрезы тканей. Молодая подходила к одариваемому с блюдом, на котором лежал подарок. Новый родственник брал подарок, но в ответ должен был положить отдарок: пряник, конфеты, деньги. Во время горнего стола молодая впервые должна была назвать свёкра батюшкой, а свекровь – матушкой.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Молодые могли участвовать в трапезе, но их трапеза отличалась от общего угощения. Им подавали кашу, яйца, мёд, масло, хлеб, пироги, молоко. Они должны были пить из одной чаши, есть из одной миски и одной ложкой, с одного куска. На мифологическом уровне это означало, что они ещё не до конца утвердились в новом статусе и должны были подтвердить единство и неразрывную связь.
В конце горнего стола совершался обряд деления каравая.
Княжий стол заканчивался торжественным уводом молодых к месту, где устраивалась первая брачная постель.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Брачная ночь была основный свадебным обрядом. Это физическое и правовое скрепление брака. Брачная ночь, как правило, проходила в доме родителей жениха. Местом проведения всегда служило прохладное помещение – подклет, клеть, горница, чулан, сенник, баня, амбар. Использовали постельные принадлежности из приданого невесты. Высокое брачное ложе сооружали на высоком настиле. На доски укладывали мешки с мукой, ржаные снопы, несколько матрасов, набитых сеном, множество подушек. Всё это покрывали белой простынёй с вышитым подзором, спускавшимся до самого пола, красивым одеялом. Постель стелили свашка, мать и сестра жениха.
Под постель укладывали кочергу, сковородник, несколько поленьев и обходили постель с веткой рябины или можжевельником.
Считалось, что кочерга, сковородник, рябина и можжевельник могут обеспечить новобрачным защиту от нечистой силы; мешки с мукой и ржаные снопы – благополучие в совместной жизни. Поленья символизировали будущих детей, чем больше положить поленьев, тем больше у них будет детей.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
На брачную постель молодых провожали все гости под пение. Пели и срамные частушки.
Первым в брачную комнату входил дружка и несколько раз ударял по постели кнутом, отпугивая нечистую силу.
Дверь спальни за молодыми закрывали на замок и ставили снаружи клетника – охранника, в его задачу входило охранять новобрачных от нечистой силы и отгонять подзагулявших гостей.
Оставшись одни, новобрачные должны были выполнить ряд обрядовых действий. Например, съесть хлеб (символ будущего богатства) и курицу (символ плодовитости). Молодая должна была продемонстрировать покорность и смирение, сняв сапоги с мужа. Этот обычай упоминался ещё в «Повести временных лет».
Пока молодые оставались одни, к их двери несколько раз наведывался дружка, чтобы узнать, состоялся ли брак. Если да, то эту весть он радостно сообщал гостям. После этого молодых могли вывести к гостям, а могли оставить до утра. Обрадованные гости запевали частушки эротического содержания.

СсылкаПожаловаться
Лидия Кузнецова, 2 ребенка
После фразы "съесть хлеб", мне почему-то вспомнился конец мультфильма "мистер Пронька", где уже чистый Пронька вместе с царскою дочкой после свадьбы на свадебном ложе семки грызли.
СсылкаПожаловаться
Евдокия
Утром новобрачных будили и проверяли добрачное целомудрие девушки. Оповещение родни, гостей и всей деревни о том, что невеста до свадьбы сохранила или, наоборот, утратила «честно-похвально девичество», происходило через обрядово-игровые действия.

Так, например, в Пермской губернии, в случае если новобрачная оказалась «честной», дом молодожёнов украшали полотенцами и скатертями с красной вышивкой. Такими же полотенцами дружка украшал дуги упряжи, отправляясь к родителям невесты. Во Владимирской губернии в переднем углу избы вывешивали брачную простыню. В некоторых деревнях дружка и свашка ездили по деревне размахивая как флагом рубашкой невесты. В станицах донских казаков всем гостям второго дня прикладывалась гроздь калины.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Если новобрачная оказывалась «нечестной», то её родителям надевали хомут на шею, отцу подавали пиво в дырявом стакане. Такому же унижению подвергалась и сваха – «Свахе первая чарка и первая палка».

Требование сохранения целомудрия от девушки, а в некоторых деревнях и он юноши, диктовалось представлениями крестьян о том, что превращение девушки в женщину, а юноши в мужчину могло произойти только в ходе выполнения обрядов, соблюдаемых в определённом порядке. Нарушение этой последовательности рассматривалось как нарушение хода жизни, посягательство на её основы. Существовало представление, что девушка, потерявшая девственность до брака, будет бесплодной, рано останется вдовой или оставит вдовцом мужа, что семье грозят нищета и голод.

СсылкаПожаловаться
Самая умная
Интересно... Но это не было поводом расторгнуть брак? И как долго невеста и её родня ходили опозоренные? И какие ещё были последствия?
СсылкаПожаловаться
Евдокия
Нет, по этому поводу не разводили. Как долго помнили? Наверное, по-разному. Кто-то дольше, кто-то быстро забывал. Разводом у крестьян могло послужить бесплодие, ссылка, уход в монастырь, безвестное долгое отсутствие одного из супругов, близкое родство. А вот пьянство или тяжёлая болезнь причиной для развода не считались.
СсылкаПожаловаться
Подснежник
А как они это достоверно определяли?
Ведь кровь не всех бывает. Я читала, что даже у половины примерно не бывает никаких следов крови.
Половину девушек зря позорили?
СсылкаПожаловаться
Elena
Умные мамки булавочку подкалывали.... ну разве парень с "половым инстинктом" разберет, откуда кровь взялась)
СсылкаПожаловаться
1345678911
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru