Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
Рассылка
Подпишись на рассылку Дети Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей

Русская свадьба

Русский свадебный обряд – это целое театрализованное действие, включавшее в себя специальные песни, плачи, приговоры, присказки, заговоры, игры, танцы. Какие-то обряды ушли в историю, а какие-то можно увидеть и сегодня.

Продолжаю цикл о русских крестьянах. В этой теме расскажу о русской свадьбе.
Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
ОтписатьсяПодписаться
Комментарии
254
Евдокия
СсылкаПожаловаться
Абсолют
И интересно, и смешно, плаканки блин ))
СсылкаПожаловаться
illaryia, 2 ребенка
Как интересно то! И сложно то как невесте, плакать и молчать.
СсылкаПожаловаться
Жить хорошо!
От такой "веселой жизни" перед свадьбой любая жизнь в замужестве покажется раем.
СсылкаПожаловаться
Manana)))))
Страшно если честно((((
Готовила себя не к семейной жизни, а к тюрьме(
СсылкаПожаловаться
Евдокия
В этих плачах был иной смысл - не оплакивание своей будущей горькой жизни, а прощание с девичеством. Считали, что душа девушки должна была умереть, чтобы возродиться молодухой, Вот эту умирающую душу и оплакивали. Но после брачной ночи рождалась новая душа, и ей радовались. В "Сказке о мёртвой царевне" эта символическая смерть девичьей души обыгрывается.
СсылкаПожаловаться
Amaeth
Получается сговор проходил в определенные месяцы или даже дни, чтобы сразу назначить свадьбу? Не могла же невеста полгода кручиниться и ничего не делать?
СсылкаПожаловаться
Евдокия
Да, как правило, между сговором и венчанием проходило немного времени. Старались уложиться в разрешённые для венчания сроки и не попасть в весенне-летний сезон, когда все заняты работой на полях.
СсылкаПожаловаться
Евдокия
Во многих губерниях России и в Сибири невеста прощалась с «белым светом», выходя вместе с подругами на утренней или вечерней заре за околицу деревни, где они пели жалобные песни.
В Псковской губернии невеста в окружении подруг торжественно шла по деревне, держа в руках «красоту» - небольшую ёлочку, обвитую лентами, тряпочками, бумажными цветами, или букет бумажных цветов. Шествие девушек сопровождалось пением грустных песен.
В деревнях Владимирской губернии невеста прощалась с односельчанами сидя вместе с подружками на лавочке у своего дома. Послушать её причитания собиралась вся женская половина деревни.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Накануне венчания в доме невесты, в присутствии её родни и подруг проходил обряд «прощания с косой» – это кульминационный момент девичника. Почти по всей России коса считалась символом девичества: «коса – девичья краса». Обряд заключался в заплетании косы, её продажи и расплетании. Косу заплетали таким образом, чтобы её было трудно расплести: вплетали в неё шнуры, тесьму, лены, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Всё это сопровождалось причитанием невесты и грустными песнями подруг.
После того, как коса была заплетена, брат невесты или подруги начинали торг с дружкой жениха, требуя от него выкупа за косу.

Дивью красу озолотите!
Не озолотите, так посеребрите!
Медные-то не кладите!

Получив выкуп, девушки принимались расплетать косу. И опять под грустное пение.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Распущенные волосы невесты символизировали её готовность к браку, были знаком того, что первый шаг к замужней жизни сделан. Ленты из косы девушки раздавали подругам. Действие сопровождалось песнями, в которых говорилось, что «девичья красота» гибнет, улетает, покидает девушку.

Этот обряд сохранился со времён язычества. Наши предки считали, что душа девушки во время перехода девушки в группу замужних женщин умирает, а после брачной ночи она получает душу молодухи.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Ещё один обряд «прощание с красой» - невеста посещала баню. Этот обряд проводили в северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае.
Приготовление невесте бани и её шествие туда превращалось в яркое ритуальное действие. Подруги топили баню утром, исполняя специально приуроченные к этому событию песни. Затем девушки приходили к невесте и приглашали её пройти в баню «по мостам да по калиновым со кумушками да со подруженьками». Шествие девушек с невестой возглавлял дружка, который шептал заклятья от нечистой силы, размахивал кнутом и посыпал невесту зерном.
Мытьё в бане длилось достаточно долго, подружки парили невесту берёзовым веником, украшали ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали её зерном, причитали, пели.

А.И. Корзухин. Девичник. 1889 г.
СсылкаПожаловаться
Евдокия
Молодечник.
Прощание жениха с холостой жизнью не был повсеместно распространён.
В последний предсвадебный день или утром в день венчания в доме жениха в присутствии его родителей, родственников и друзей устраивали обильное угощение, во время которого женщины пели свадебные песни. По окончании угощения родня жениха или сам жених отправлялся к невесте с подарками.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
СсылкаПожаловаться
Татьяна Собольникова, 2 ребенка
Смешные
СсылкаПожаловаться
просто Ирина
Поставила

И жду продолжения
СсылкаПожаловаться
Евдокия
Каравайный обряд

Каравай пекут накануне венчания в доме жениха, реже в доме невесты, а в некоторых деревнях и в доме жениха, и в доме невесты. Каравайный обряд состоял из двух этапов. Первый был посвящён изготовлению каравая и назывался «каравай валять». Второй представлял собой деление каравая на свадебном столе и назывался «каравай носить». Суть каравайного обряда была одинакова на всей территории России, хотя сами обрядовые действия разыгрывались по-разному. Выпечка каравая символизировала рождение новой жизни и тем самым обеспечивала плодовитость молодой брачной пары.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Действующими лицами каравайного обряда были посажённый отец и посаженная мать, при условии, что они были «согласны в браке», а также молодые женщины-каравайницы, счастливые в семейной жизни, имевшие хороших, здоровых детей.
Выпечка каравая носила ярко выраженный ритуальный характер. Действия каравайниц отличались от повседневной выпечки хлебы. Для свадебного каравая воду брали из 7 колодцев, муку – из 7 мешков. Украшения из теста выпекались отдельно и представляли собой фигурки, которые представляли солнце, звёзды, месяц, цветы, плоды, домашних животных, т.е. знаки, считавшиеся у русских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия.
Во время приготовления каравая каравайницы пели специальные обрядовые песни.

СсылкаПожаловаться
Жить хорошо!
Красота какая!
СсылкаПожаловаться
Евдокия
После изготовления каравая, его несли к невесте «на показ». Каравай ставили в доме родителей жениха в комнату молодых, где он находился всю брачную ночь. Утром дружка, отправляясь будить молодых, забирал каравай и выносил его в решете к свадебному столу и делил его между гостями. Разламывание каравая символизировало нарушение девственности невесты. Новобрачные получали свою долю каравая первыми. Обычно им выдавалась середина, которая, по народным представлениям, была связана с зарождением новой жизни, счастьем, богатством. Оставшаяся часть каравая делилась поровну между родственниками молодого и роднёй молодухи. Это воспринималось как акт закрепления между ними родственного союза, как признание общей судьбы, общей доли. Украшения с каравая раздавали девушкам, присутствовавшим на свадебном пиру в качестве зрителей.

СсылкаПожаловаться
Евдокия
Выезд жениха и невесты в церковь для венчания назывался свадебным поездом.

Поезд собирался у дома жениха. Состав участников свадебного поезда был различным – близкие родственники, крёстные, дружка, друзья и пр. Мать и отец жениха, как правило, в состав участников не входили и в церковь на венчание не ездили. Они находились дома, готовясь к встрече новобрачных и свадебному пиру. Перед выездом родители благословляли сына иконой и хлебом.

СсылкаПожаловаться
illaryia, 2 ребенка
Я про свадебный поезд и сейчас слышу)
СсылкаПожаловаться
Евдокия
Поезжане отправлялись за невестой зимой на санях, осенью на бричках, кошевах, пошевнях. Лошадей к этому дню тщательно готовили: кормили овсом, чистили, расчёсывали хвосты и гривы. В гривы вплетали ленты, украшали парадную сбрую бубенцами, колокольчиками, дуги переплетали яркими шалями, полотенцами, сани покрывали домоткаными коврами, войлоками, подушками в красивых наволочках. Дружка и поддружья садились верхом на коней, жених с крёстным отцом в первые сани, за ними свашки и остальные бояре.

СсылкаПожаловаться
Manana)))))
Нравятся мне русские тройки..
СсылкаПожаловаться
Евдокия
По дороге жители деревень, через которые проезжал свадебный поезд, устраивали ему преграды: запирали въездные ворота, клали жерди, протягивали верёвки. Дружка откупался от них вином, конфетами, орехами, пряниками. Такая свадебная игра продолжалась и у дома невесты. При подъезде жениха девушки закрывали ворота и запевали песни, в которых рассказывалось, что к дому подъехали враги: «разлучники», «незнамы гости», «чёрные вороны», которые хотят забрать подруженьку, увезти её в дальние земли.

СсылкаПожаловаться
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru