Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
Год чередовался буднями и праздниками. В будни крестьяне работали на полях, в хлеву, в доме, в ремесленных мастерских. Главная забота русского крестьянина – выращивание урожая и уход за скотом.
Ориентируясь на календарь, основные сельскохозяйственные работы начинались с момента таяния снега и заканчивались к Покрову дню (1/14 октября). После Покрова женщины пряли, сучили нитки, с Масленицы начинали ткать; мужчины рубили лес, возили дрова, занимались ремеслом или уходили на отхожие промыслы, возвращаясь к началу пахоты.
Люди старались помочь друг другу, а те, кто не хотел жить «по правилам», наказывались или изгонялись из деревни.
Интересно почитать бы про попытки прожить без хлеба (это вполне реально, сама так живу), только на овощах. Больше уходило бы труда, или меньше?
Это да. Поэтому смешно читать темы от замученных бытом дам
Даже в 1920-ые годы русский крестьянин сохранял старые дедовские, близкие и родные ему традиции. Но время шло, жизнь в деревне менялась. Многие традиции оказались забыты.
Как жили наши прадеды? Каких традиций они придерживались? Что о жизни крестьян мы не знаем?
Первый уповод длился до обеда, который был приурочен в зависимости от времени года к 10-12 часам. Все работы обычно проходили в пределах крестьянского двора: наводили порядок в избе, убирали хлев, овчарню, ремонтировали изгородь, хозяйственные постройки, варили обед, готовили корм для скота и т.д. В горячую земледельческую пору от этого правила отступали, выезжая на поле с самого раннего утра.
Второй уповод начинался после полуденного отдыха, т.е. около 12-14 часов, и продолжался до 16-17 часов, когда устраивали паужень и сумеречение – вечерний отдых. Второй уповод, как правило, у мужчин проходил вне дома: они ездили в лес за дровами, привозили и укладывали сено, обрабатывали лён, молотили зерно на гумне и т.п.
Третий уповод длился до ужина, т.е. до захода солнца. В это время заканчивали дневные дела, занимались лёгкими работами в доме, готовились к следующему дню.
День начинался и заканчивался молитвой.
Крестьяне старались жить «по правде» - не обманывать, не покушаться на чужую собственность, помогать ближним, проявлять милосердие.
Под достатком понимали всё необходимое для безбедной жизни. Достаток – это хороший, крепкий дом, свой скот, полный амбар зерна, «добрая» одежда на все случаи жизни, сундуки с приданым, еда на столе. Деньги не считались особо большой ценностью. «Богатство нажить – в аду жить», «От трудов праведных не наживёшь хором каменных». Считалось, что если Бог сочтёт нужным, то сам пошлёт богатство человеку, трудолюбиво и разумно выполняющему свою работу.
Мужчины пахали и удобряли землю, боронили, сеяли, вывозили урожай с полей, сушили снопы в овинах, молотили, везли зерно на мельницу. Они были основной рабочей силой при косьбе, вывозе сена, уходе за лошадьми, при заготовке дров, ремонте инвентаря, жилых строений, хозяйственных построек. Мужские профессии – плотник, мельник, кузнец, коновал, пасечник, санник, тележник, ямщик, охотник, рыбак.
Женщины занимались уборкой урожая, огородом, выращиванием и обработкой льна. Уходом за скотом и птицей, приготовлением еды, заготовкой продуктов на зиму, убирали в избе, стирали, ухаживали за больными. Кроме того они пряли, ткали, шили на всю семью, вышивали, вязали.
Крестьяне в основном занимались хлебопашеством, т.е. выращивали зерно – хлеб. В разных районах России выращивали разные культуры.
Главной культурой считалась рожь. «Тот и хорош, у кого родилась рожь». Как говорили крестьяне, на рожь «всегда можно надеяться», т.е. всегда можно получить хороший результат. Второе место занимала пшеница, но она считалась не только прихотливой культурой, но и культурой, которая очень истощает почву и требует значительного количества органических удобрений. В крестьянских хозяйствах выращивали овёс, ячмень, гречиху. Хотя бы в небольших количествах выращивали хмель, из которого делали пиво.
Выращивание льна и конопли считалось в русской деревне бабьим делом. Мужчина только пахал под эти культуры землю и засевал.
Убирали, обрабатывали лён и коноплю женщины и эта работа была очень трудоёмкой. Но льноводство считалось важным в крестьянских семьях, ведь благодаря этим работам вся семья была одета, а девушки имели возможность, продавая лён, накопить себе денег на приданое.
Как и все работы крестьян, в выращивании и обработке льна было много обрядовых действий.
В лесной зоне, с большим количеством камней, пней, кустарников использовалась соха, для вспашки плотной, дернистой чернозёмной почвы, для подъёма целины, залежей и перелога использовался плуг.
Каждое поле крестьяне, как правило, пахали и боронили дважды в году: весной и поздним летом.
Весенняя пахота проходила в апреле-мае., но готовить сельскохозяйственный инвентарь начинали уже после дня Авдотьи Плющихи (1/14 марта): «Пришла Евдокея – мужику затеи: соху точить, борону чинить».
По традиции в этот день оканчивались сроки зимних наймов и заключались договоры на выполнение весенних с/х работ.
К Егорьеву дню (23 апреля/6 мая), старались выехать на пашню, ведь «на Егорьев день только ленивая соха в поле не выезжала».
Вторая вспашка поля проходила после уборки урожая, т.е. в августе, а где хлеб вызревал поздно, то растягивалась на весь сентябрь.
Труд пахаря высоко ценился русским народом. Считалась, что эта работа освящена Богом, а пахарь – богатырь, которому покоряется «земля-кормилица». Это нашло отражение в былинах, трудовых песнях, старинных легендах и апокрифах.
Летом выпасом лошадей занимались обычно подростки. Они объединяли всех деревенских лошадей в большой табун и поздно вечером прогоняли его через деревню на ночную пастьбу – в ночное. Каждый подросток наблюдал за лошадью своего хозяйства.
Подросток 10-13 лет умел хорошо управлять лошадьми, т.к. уже с семи лет мальчишки ездили верхом, а в 9-10 лет умели запрягать лошадь в телегу, помогая отцу в перевозке снопов, сена.
Пригнав лошадей на выпас, многие подростки, следуя советам бабушек и дедов, проводили обряд задабривания хозяина леса – лешего. Ночное – любимое развлечение мальчиков. В лесу дети были предоставлены сами себе, разводили костёр, рассказывали страшные истории о леших и водяных, о колдунах и ведьмах, о живых мертвецах и кладах, закопанных лихими разбойниками.
Подобное отношение крестьян к воинской службе не понимали ни дворяне (для них долг царю и отечеству был главным), ни разночинная интеллигенция, которая объясняла «несознательность народа затерявшимся чувством долга перед родиной».
Но крестьяне видели долг в том, чтобы служить своей «отчине», своей деревне, в которой они жили, где были похоронены их предки, своей земле, на которой они работали, своей семье. Уход на долгую службу не позволял крестьянину выполнить свой долг: вспахать и засеять землю, вырастить детей, похоронить родителей.
В балаганы зазывали балаганные зазывалы. Зрителям предлагалось посмотреть на чудеса, невиданные в деревне: «американку-геркулеску-огнеедку», «девицу Марью, самую толстую и колоссальную», «женщину-рыбу», «африканского дикаря, пожирающего на глазах почтенных зрителей живого человека» и т.п. Кроме того, там можно было увидеть небольшие пьески из жизни заморских императоров, фараонов, знаменитых разбойников, пантомимы.
Выращивание льна и конопли считалось в русской деревне бабьим делом. Мужчина только пахал под эти культуры землю и засевал.
Убирали, обрабатывали лён и коноплю женщины и эта работа была очень трудоёмкой. Но льноводство считалось важным в крестьянских семьях, ведь благодаря этим работам вся семья была одета, а девушки имели возможность, продавая лён, накопить себе денег на приданое.
Как и все работы крестьян, в выращивании и обработке льна было много обрядовых действий.
Спасибо за темы, они суперские!!!
Я пока тему готовила, мне эти крестьяне снились
Это да. Поэтому смешно читать темы от замученных бытом дам
Она на меня уже вроде как с осуждением смотрит, мол, приехала с деревни, а не умеет и не знает ничего. Берет эту самую тяпку и идет на огород. Я глянула что и как и говорю- так бы и сказали, что окучивать картошку надо!
Спасибо, посмеялась на сон грядущий))