Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Повседневная жизнь крестьян

Евдокия
В жизни крестьян было много горестей и лишений. Но, несмотря на все беды, они продолжали жить по заветам предков и хранить их традиции.
В этой теме речь пойдёт о повседневной жизни русских крестьян, об их работах и заботах, о семье и общине, о рекрутчине, о праздниках и ярмарках.
 
Темы о жизни людей разных сословий:
О дворянах: Повседневная жизнь дворянства (Мадам НД)
О купцах: Купеческие дети и их родители (Мадам НД)
О крестьянах: "Подруга дней моих суровых" Няни, дядьки и прочие дворовые люди (Мадам НД), Воспитание детей в крестьянских семьях
Дворянские имена. И не только.
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
291
Евдокия
Жизнь русского крестьянина проходила в соответствии с народным календарём. По нему организовывали всю хозяйственную и бытовую деятельность, определяли будни и праздники. В основе народного календаря лежал церковный календарь – святцы. Но святцы определяли только время христианских праздников, а всё содержание, обряды, запреты, приметы, поверья – пришли из славянских языческих поверий.
Год чередовался буднями и праздниками. В будни крестьяне работали на полях, в хлеву, в доме, в ремесленных мастерских. Главная забота русского крестьянина – выращивание урожая и уход за скотом.
Ориентируясь на календарь, основные сельскохозяйственные работы начинались с момента таяния снега и заканчивались к Покрову дню (1/14 октября). После Покрова женщины пряли, сучили нитки, с Масленицы начинали ткать; мужчины рубили лес, возили дрова, занимались ремеслом или уходили на отхожие промыслы, возвращаясь к началу пахоты.

Евдокия
Семейная жизнь крестьян была открытой для всей деревни - вся община принимала участие в свадьбах, похоронах, рождении детей. Все важные деревенские вопросы решали сообща, сельскохозяйственные работы начинали и заканчивали в одно время, артелями отправлялись на охоту и рыбную ловлю, группами шли на богомолье, вместе свершали обряды, отмечали праздники.
Люди старались помочь друг другу, а те, кто не хотел жить «по правилам», наказывались или изгонялись из деревни.

Александра СуслинаВ ответ на Пошевел Первый
Пошевел Первый
Вот уже не первый раз читаю, что злаковые - это едва ли не проклятие рода человеческого: труда уходила прорва, а выхлоп не особо-то большой.
Интересно почитать бы про попытки прожить без хлеба (это вполне реально, сама так живу), только на овощах. Больше уходило бы труда, или меньше?
Хлеб - это спасение рода человеческого. У славян хлеб назывался житом, дающим жизнь. Продукты из зерна давали возможность не просто прожить одну зиму, но и не умереть в следующие. Урожай делился на 3 или 4 части. Одна часть - съедалась зимой, другая - сберегалась для следующего посева, а остальное хранилось в больших глиняных сосудах - корчагах - на случай голода, неурожая, войны. Храниться это зерно могло годами, потому так радовались собранному большому урожаю. На какой срок вы можете в деревне запасти овощи?молоко?мясо? А зерно - это запас еды надолго.
FloraВ ответ на Tetyana Nekrasova
Tetyana Nekrasova
Как представлю себе, сколько сил и времени, и работы нужно было, чтобы появилась льняная рубаха - так дурно становится... А они еще и "крестиком" рубахи расшивали... Мы сейчас, в сравнении, на солнышке целыми днями лежим и семечки щёлкаем))
Мы сейчас, в сравнении, на солнышке целыми днями лежим и семечки щёлкаем))

Это да. Поэтому смешно читать темы от замученных бытом дам
Евдокия
Крестьяне считали, что отклонение от привычного порядка вещей вело к несчастьям. «Прежде жили – не тужили, теперь живём – не плачем, так ревём», - эту пословицу крестьяне сложили в начале ХХ века, когда традиционное мироощущение стало разрушаться. Соблюдение заветов предков давало человеку уверенность в правильности своего пути. Новшества, напротив, создавали ощущение нестабильности жизни: «Отцы и деды не знали этого, да жили не хуже нашего».
Даже в 1920-ые годы русский крестьянин сохранял старые дедовские, близкие и родные ему традиции. Но время шло, жизнь в деревне менялась. Многие традиции оказались забыты.
Как жили наши прадеды? Каких традиций они придерживались? Что о жизни крестьян мы не знаем?

Евдокия
Основные работы крестьяне проводили с понедельника до четверга, пятница была предназначена для уборки домашних помещений к воскресенью, в субботу мылись в бане, меняли бельё, подводили итоги проделанной в течение недели работы. Воскресенье предназначалось для отдыха. При этом отдельные дни недели считались лёгкими, другие – тяжёлыми. Тяжёлыми днями, в которые не рекомендовалось начинать ни одного нового дела, были понедельник, среда и пятница. Вторник, четверг и суббота были удачными.

Евдокия
Трудовой день крестьянина начинался с восхода солнца, завершался с его закатом и состоял из уповодов (чередований рабочих часов и отдыха).
Первый уповод длился до обеда, который был приурочен в зависимости от времени года к 10-12 часам. Все работы обычно проходили в пределах крестьянского двора: наводили порядок в избе, убирали хлев, овчарню, ремонтировали изгородь, хозяйственные постройки, варили обед, готовили корм для скота и т.д. В горячую земледельческую пору от этого правила отступали, выезжая на поле с самого раннего утра.
Второй уповод начинался после полуденного отдыха, т.е. около 12-14 часов, и продолжался до 16-17 часов, когда устраивали паужень и сумеречение – вечерний отдых. Второй уповод, как правило, у мужчин проходил вне дома: они ездили в лес за дровами, привозили и укладывали сено, обрабатывали лён, молотили зерно на гумне и т.п.
Третий уповод длился до ужина, т.е. до захода солнца. В это время заканчивали дневные дела, занимались лёгкими работами в доме, готовились к следующему дню.
День начинался и заканчивался молитвой.

Евдокия
Главными ценностями для русского крестьянина были праведная жизнь, скромный достаток, уважение окружающих и дети.
Крестьяне старались жить «по правде» - не обманывать, не покушаться на чужую собственность, помогать ближним, проявлять милосердие.
Под достатком понимали всё необходимое для безбедной жизни. Достаток – это хороший, крепкий дом, свой скот, полный амбар зерна, «добрая» одежда на все случаи жизни, сундуки с приданым, еда на столе. Деньги не считались особо большой ценностью. «Богатство нажить – в аду жить», «От трудов праведных не наживёшь хором каменных». Считалось, что если Бог сочтёт нужным, то сам пошлёт богатство человеку, трудолюбиво и разумно выполняющему свою работу.

Евдокия
Высокий статус в деревне определялся не богатством или властными полномочиями, а уважением односельчан. Уважение можно было заслужить праведной жизнью, честным трудом, желанием помочь людям. Делать добро, сострадать и сочувствовать считалось нормальным в крестьянской среде. Уважение людей вызывал человек отличавшийся учтивостью, т.е. вежливостью по отношению ко всем людям независимо от их социального статуса, личных симпатий и антипатий. Резко осуждались попытки кого-нибудь унизить, стремление причинить ему нравственную боль. Очень ценилась честность. «Гол, да не вор», «Беден, да честен».

Евдокия
Жизнь крестьян проходила в постоянном труде.
Мужчины пахали и удобряли землю, боронили, сеяли, вывозили урожай с полей, сушили снопы в овинах, молотили, везли зерно на мельницу. Они были основной рабочей силой при косьбе, вывозе сена, уходе за лошадьми, при заготовке дров, ремонте инвентаря, жилых строений, хозяйственных построек. Мужские профессии – плотник, мельник, кузнец, коновал, пасечник, санник, тележник, ямщик, охотник, рыбак.
Женщины занимались уборкой урожая, огородом, выращиванием и обработкой льна. Уходом за скотом и птицей, приготовлением еды, заготовкой продуктов на зиму, убирали в избе, стирали, ухаживали за больными. Кроме того они пряли, ткали, шили на всю семью, вышивали, вязали.


Евдокия
Основным занятие крестьян было земледелие. «Держись за Землю-Матушку – она не подведёт». Работа на земле считалась почётным занятием, полученной от Бога. Крестьяне считали свой труд важным для государства, а землепашца – единственным кормильцем-поильцем страны: «Мужик – Богу свеча, государю слуга».
Крестьяне в основном занимались хлебопашеством, т.е. выращивали зерно – хлеб. В разных районах России выращивали разные культуры.
Главной культурой считалась рожь. «Тот и хорош, у кого родилась рожь». Как говорили крестьяне, на рожь «всегда можно надеяться», т.е. всегда можно получить хороший результат. Второе место занимала пшеница, но она считалась не только прихотливой культурой, но и культурой, которая очень истощает почву и требует значительного количества органических удобрений. В крестьянских хозяйствах выращивали овёс, ячмень, гречиху. Хотя бы в небольших количествах выращивали хмель, из которого делали пиво.

Евдокия
В русском быту выращивали ещё две культуры – лён и коноплю, из которых делали масло и ткани. Выращивание льна считалось выгодным – продажа волокна приносила хороший доход семье.
Выращивание льна и конопли считалось в русской деревне бабьим делом. Мужчина только пахал под эти культуры землю и засевал.
Убирали, обрабатывали лён и коноплю женщины и эта работа была очень трудоёмкой. Но льноводство считалось важным в крестьянских семьях, ведь благодаря этим работам вся семья была одета, а девушки имели возможность, продавая лён, накопить себе денег на приданое.
Как и все работы крестьян, в выращивании и обработке льна было много обрядовых действий.

Евдокия
Работы на полях начинались с пахоты, после землю бороновали.
В лесной зоне, с большим количеством камней, пней, кустарников использовалась соха, для вспашки плотной, дернистой чернозёмной почвы, для подъёма целины, залежей и перелога использовался плуг.
Каждое поле крестьяне, как правило, пахали и боронили дважды в году: весной и поздним летом.
Весенняя пахота проходила в апреле-мае., но готовить сельскохозяйственный инвентарь начинали уже после дня Авдотьи Плющихи (1/14 марта): «Пришла Евдокея – мужику затеи: соху точить, борону чинить».
По традиции в этот день оканчивались сроки зимних наймов и заключались договоры на выполнение весенних с/х работ.
К Егорьеву дню (23 апреля/6 мая), старались выехать на пашню, ведь «на Егорьев день только ленивая соха в поле не выезжала».
Вторая вспашка поля проходила после уборки урожая, т.е. в августе, а где хлеб вызревал поздно, то растягивалась на весь сентябрь.

Евдокия
Пахота и боронование крестьяне считали делом чрезвычайной важности и сопровождали различными ритуальными действиями. Мужики на сходке выбирали «зачинальщика». Обычно это был женатый мужчина средних лет, уважаемый всей деревней, работящий, славившийся хорошими урожаями, здоровый и благочестивый. На поле зачинальщик клал три земных поклона иконе и делал зачин – три борозды поперёк поля, а затем тщательно перепахивал небольшой участок поля. После этого ритуала мужики отправлялись пахать свои наделы.
Труд пахаря высоко ценился русским народом. Считалась, что эта работа освящена Богом, а пахарь – богатырь, которому покоряется «земля-кормилица». Это нашло отражение в былинах, трудовых песнях, старинных легендах и апокрифах.

Евдокия
Ночное
Летом выпасом лошадей занимались обычно подростки. Они объединяли всех деревенских лошадей в большой табун и поздно вечером прогоняли его через деревню на ночную пастьбу – в ночное. Каждый подросток наблюдал за лошадью своего хозяйства.
Подросток 10-13 лет умел хорошо управлять лошадьми, т.к. уже с семи лет мальчишки ездили верхом, а в 9-10 лет умели запрягать лошадь в телегу, помогая отцу в перевозке снопов, сена.
Пригнав лошадей на выпас, многие подростки, следуя советам бабушек и дедов, проводили обряд задабривания хозяина леса – лешего. Ночное – любимое развлечение мальчиков. В лесу дети были предоставлены сами себе, разводили костёр, рассказывали страшные истории о леших и водяных, о колдунах и ведьмах, о живых мертвецах и кладах, закопанных лихими разбойниками.

Евдокия
В крестьянской среде отношение к рекрутской повинности было отрицательным. При объявлении рекрутской повинности по всей Руси раздавался «бабий плач». Стремление избежать повинности не считалось у крестьян преступлением против «царя и отечества».
Подобное отношение крестьян к воинской службе не понимали ни дворяне (для них долг царю и отечеству был главным), ни разночинная интеллигенция, которая объясняла «несознательность народа затерявшимся чувством долга перед родиной».
Но крестьяне видели долг в том, чтобы служить своей «отчине», своей деревне, в которой они жили, где были похоронены их предки, своей земле, на которой они работали, своей семье. Уход на долгую службу не позволял крестьянину выполнить свой долг: вспахать и засеять землю, вырастить детей, похоронить родителей.

Евдокия
Ярмарки предлагали много развлечений, недоступных в обычное время: карусели, на которых катались не только дети, но и молодёжь, американские горы, колесо обозрения. Большой популярностью пользовались вожаки с дрессированным медведем. Особый интерес гулявших на ярмарке людей вызывали балаганы, райки, кукольный театр.
В балаганы зазывали балаганные зазывалы. Зрителям предлагалось посмотреть на чудеса, невиданные в деревне: «американку-геркулеску-огнеедку», «девицу Марью, самую толстую и колоссальную», «женщину-рыбу», «африканского дикаря, пожирающего на глазах почтенных зрителей живого человека» и т.п. Кроме того, там можно было увидеть небольшие пьески из жизни заморских императоров, фараонов, знаменитых разбойников, пантомимы.

Евдокия
Не всё вошло в эту тему. Русский народный костюм, дом и хозяйственные постройки, праздничные и свадебные традиции в разных регионах России имели свои особенности. Всё это заслуживает отдельного разговора.

ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Не всё вошло в эту тему. Русский народный костюм, дом и хозяйственные постройки, праздничные и свадебные традиции в разных регионах России имели свои особенности. Всё это заслуживает отдельного разговора.

Tetyana NekrasovaВ ответ на Евдокия
Евдокия
В русском быту выращивали ещё две культуры – лён и коноплю, из которых делали масло и ткани. Выращивание льна считалось выгодным – продажа волокна приносила хороший доход семье.
Выращивание льна и конопли считалось в русской деревне бабьим делом. Мужчина только пахал под эти культуры землю и засевал.
Убирали, обрабатывали лён и коноплю женщины и эта работа была очень трудоёмкой. Но льноводство считалось важным в крестьянских семьях, ведь благодаря этим работам вся семья была одета, а девушки имели возможность, продавая лён, накопить себе денег на приданое.
Как и все работы крестьян, в выращивании и обработке льна было много обрядовых действий.

Как представлю себе, сколько сил и времени, и работы нужно было, чтобы появилась льняная рубаха - так дурно становится... А они еще и "крестиком" рубахи расшивали... Мы сейчас, в сравнении, на солнышке целыми днями лежим и семечки щёлкаем))
Tetyana NekrasovaВ ответ на Net
Net
не, ну так то и я грешник отъявленный)
Пойду, заем горькое открытие котлеткой... Или блинчиком? Жалко, гуся сегодня нет...))
ЕвдокияВ ответ на Пошевел Первый
Пошевел Первый
Слава богу, а то я уж думала не посплю!

Спасибо за темы, они суперские!!!
Пожалуйста!!!
Я пока тему готовила, мне эти крестьяне снились
Зайка Вредная
Милая моя Евдокия! Спасибо огромное за такие интересные темы, и, хоть и знаю много, но и нового много! Да старое вспомнить можно!Какая же Вы молодец! Лично мне Вы доставили немало радостных минут!
Tetyana NekrasovaВ ответ на Flora
Flora
Мы сейчас, в сравнении, на солнышке целыми днями лежим и семечки щёлкаем))

Это да. Поэтому смешно читать темы от замученных бытом дам
Аха, бельё из машинки развесить, носки в машинку собрать - это же вам не каких-то 3-4 га вспахать! Это еще и интеллект задействовать нужно))
Tetyana NekrasovaВ ответ на Ольга Морозова
Ольга Морозова
Ох, уж эта тяпка))) У нас их называют окучивалками и картошку мы окучиваем, а не тяпаем))) На заре своей юности поехала в Ярославль поступать после школы.Остановилась на время поступления у родни, жили они в частном секторе в своем доме и был огородик с картошкой. Июль месяц. К ним пришла сватья, помочь с картошкой. И говорит мне- ты картошку тяпать умеешь? Я неуверенно кивнула головой,а сама думаю-как это, чЁ делать то надо?! Она-вон там тяпка, бери, пошли со мной. Я судорожно смотрю по сторонам, что за тяпка такая
Она на меня уже вроде как с осуждением смотрит, мол, приехала с деревни, а не умеет и не знает ничего. Берет эту самую тяпку и идет на огород. Я глянула что и как и говорю- так бы и сказали, что окучивать картошку надо!
Тяпка - она и в Африке тяпка)) Мои родственники из Курской области. Иначе, как тяпкой, не называли.
Спасибо, посмеялась на сон грядущий))