<....> Пистолетов пара Две пули – больше ничего – Вдруг разрешат судьбу его.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Что такое дуэль? Предрассудок и убийство или порыв свободы и смелости? Почему возникли дуэли? Кто в них участвовал? Как происходил поединок? Что толкало противников к этому порой смертельному исходу?
Стоит ли сегодня поднимать тему дуэли, ведь она давно ушла в прошлое, как дворянский предрассудок?
Мы читаем русскую классическую литературу или биографии знаменитых людей, и, вроде бы, нам всё понятно: чувства героев, их переживания, несмотря на то, что прошло 100, 200, 300 лет. Но есть моменты, которые скрыты от нас временем. Некоторые поступки героев кажутся нам нелогичными, неправильными. И дуэль относится к таким явлениям. «Они могли бы поступить иначе», - думаем мы сегодня. Но разве правильно судить героев прошлых столетий «сегодняшним» мерилом? Ведь они жили в прошлом, и чтобы понять логику их поступков, необходимо знать их культуру, нравственные представления, обычную жизнь, привычки и т.п. Понять, а не осуждать…
Между русскими боярами часто возникали распри, о которых было велено доносить царю для разбирательства.
Вот типичная история и характерная жалоба середины XVII века.
Летом 1643 года на Постельном крыльце царского дворца из-за домашнего тяжбенного дела Иван Елчанинов повздорил с Михаилом, Яковом и Никифором Самариными. Обиженные Самарины подали царю челобитную: «Бьют челом холопи твои Микифорко да Якушко Алексеевы дети, да Михалко Фёдоров сын, Самарины, на Ивана Дорофеева, сына Елчанинова <…> В нынешнем <…> году в твоих государевых Передних Сенях и на Постельном Крыльце он Иван бесчестил нас и родителей наших, называя нас холопей твоих своими холопи, и лаял нас матерны и всякою неподобною лаею, и называл нас страдниками и земцами, самарьины, и инеми всякими позорными словами, и дедов наших называл мужиками пашенными». Был учинён обстоятельный (!) разбор дела и Ивану Елчанинову присудили выплатить оскорблённым Самариным пеню.
И так писали дворяне и бояре, элита русского общества. Не предпринималось даже попыток защитить свою честь самостоятельно. В Московском государстве отношение к чести у боярства было непомерно щекотливое, но понятие чести было иное, нежели сейчас. Честью считалось не человеческое достоинство, а значение рода, почёт всего рода и близость к Государю.
Московские бояре, обращаясь к царю, называют себя нарочито пренебрежительными именами (Микифорко, Якушко, Михалко) и многократно подчёркивают, что они царские холопы. А к холопу – холопье отношение…
И такими жалобами завалена вся царская канцелярия!
Почему так названо – не нашла. Написано только: Постельное крыльцо находилось посреди дворцовых зданий, между приемными большими палатами и жилыми теремными покоями государя, составляло довольно обширную площадь и служило сборным местом для младшего дворянства и приказных людей, желавших побывать во дворце. На Постельном крыльце объявлялись царские указы о войне и мире, о сборе войска, и вообще все административные и законодательные меры, предпринимаемые правительством как относительно служилого сословия, так и по делам всей земли. Здесь же узнавались и важные новости.
Но Немецкая Слобода живёт по своим законам. Иностранцы решают свои обиды самостоятельно. Именно здесь произошла первая дуэль в России: поссорились шотландец полковник Патрик Гордон и англичанин майор Монтгомери. Случилось это в мае 1666 года на пирушке, устроенной Гордоном по случаю дня рождения английского короля. Англичанин не сдержался и сказал что-то нелестное о местных порядках, а возбуждённый винными парами стал выкрикивать ещё и оскорбительные слова. Гордон на правах хозяина указал ему на его неправоту. Возникло напряжение. Условились сойтись на следующий день и решить дело посредством конной дуэли.
Поединок состоялся на следующий день. Всадники понеслись на конях навстречу друг другу, и каждый сделал по выстрелу, но промахнулись. Монтгомери предложил сразиться пешими. У дуэлянтов имелись полуэстоки (род короткой кавалерийской шпаги), но Монтгомери отказался на них драться и послал за палашами. Прежде чем принесли палаши, явился мистер Эннард и дуэль прекратил, но без примирения. Вечером английские купцы примирили противников.
О происшествии донесли царю Алексею Михайловичу, и вспыльчивый царь осерчал. Но за Гордона вступились придворные и последствий дуэль не имела. Через много лет шотландец Патрик Гордон станет сподвижником юного царя Петра Алексеевича и получит звание генерала и контр-адмирала.
Позже число дуэлей стало быстро расти. 25 декабря 1682 года царевна Софья Алексеевна вынуждена была издать указ, который устанавливает право служилых людей носить оружие, а также запрещает поединки.
Взяв власть в свои руки, Пётр I получил в наследство и ворох бесконечных жалоб на бесчестье от бояр и дворян. Увидев масштабы «бесчестья» молодой государь специальным указом от 4 мая 1700 года запретил подобные иски. А поводом послужила очередная челобитная бывшего путивльского воеводы Алымова, в которой он объяснял, что обидчик его Григорий Батурин в Приказной избе сказал ему, Алымову, что он смотрит на него «зверообразно» и тем самым «он меня холопа твоего обесчестил». За такую недельную челобитную Пётр, вместо традиционного наказания того лица, на которое жаловались, повелел содрать с челобитчика 10 рублей пени и раздать деньги на милостыню в богадельни.
ничего вообще не изменилось за 300 с лишним лет, ничего!!!!
в школе учительница обвинила дочь, что она не так на нее ПОСМОТРЕЛА
хорошо, что пеню с меня не взяли
Несмотря на то, что Пётр с живостью перенимал внешний стиль западной жизни, он упорно стал бороться с поединками. Когда дуэли в Немецкой Слободе стали обыкновенным явлением, государь издаёт указ за указом о запрещении дуэлей. Жестоко карается даже вызов на дуэль, смертной казнью наказываются не только участники, но и секунданты, и даже случайные свидетели, если они не сообщат об этом «в караул». Погибшего же на поединке предписывалось вешать за ноги.
Отчего такое жестокое наказание?
Перекраивая всю страну на новый лад, Пётр I и в мыслях не мог допустить, чтобы подданные, вчерашние холопы государевы, могли бы претендовать на независимость в решении проблем собственной чести, собственных прав, собственной жизни и собственной смерти. Они могли умирать только лишь по воле Господней, или по воле Государя, или на поле боя. И никак иначе. И если вдруг они дерзают сами распоряжаться своей жизнью и своей смертью, то таким образом как бы бросают вызов своему верховному владыке, поступают излишне вольнолюбиво, даже преступно, ибо «сим преступается против Его Величества, своего Государя».
А мне кажется, что Петр запрещал дуэли, что бы не погибали иностранцы, они ему для дела были нужны. Он запрещал все, что мешало делу государства. Да и не по-божески это. Он хоть и не сильно религиозен был, но все же верующий. Да и отношение общества к иноверцами надо было улучшать, а дуэли этому не способствовали.
Однако молодые русские дворяне, вопреки суровым указам, быстро почувствовали, что дуэльные обычаи открывают им новую и по-своему увлекательную тропу в область ранее незнакомого понимания личного достоинства и что дуэльное поле – это поле новой и какой-то головокружительной свободы. Летом 1717 года граф Никита Моисеевич Зотов, бывший «дядька» и воспитатель малолетнего Петра, посланный с молодыми дворянами за границу, писал императору в Петербург: «Маршал д Эстре призывал меня к себе и выговаривал мне о срамотных поступках наших гардемаринов в Тулоне: дерутся между собой… Того ради отобрали у них шпаги». В сентябре новое письмо: «Гардемарин Глебов поколол шпагою гардемарина Барятинского и за то под арестом обретается…». Благодаря этим письмам известны имена первых русских героев дуэльных историй. Начальная пора характерна тем, что если в России на дуэлях дерутся иностранцы, то русские занимаются тем же за границей, где они сами – иностранцы.
После смерти Петра I борьба с дуэлями отодвинулась на второй план, а влияние иностранцев при русском дворе стало ещё более заметным. При Анне Иоанновне сильным будет немецкое влияние, а главенствующими иностранными языками голландский и немецкий, но уже при Елизавете Петровне европейский ветер в России поменяется. В придворных кругах зазвучит французская речь. Такую любовь ко всему французскому можно объяснить девическими мечтами русской царевны Елизаветы о браке с французским королём Людовиком XV. А можно и дворцовым переворотом, который делался на французские деньги и благодаря которому Елизавета села на русский трон.
я точно столько эпитетов придумать не смогу(((((
Вот типичная история и характерная жалоба середины XVII века.
Летом 1643 года на Постельном крыльце царского дворца из-за домашнего тяжбенного дела Иван Елчанинов повздорил с Михаилом, Яковом и Никифором Самариными. Обиженные Самарины подали царю челобитную: «Бьют челом холопи твои Микифорко да Якушко Алексеевы дети, да Михалко Фёдоров сын, Самарины, на Ивана Дорофеева, сына Елчанинова <…> В нынешнем <…> году в твоих государевых Передних Сенях и на Постельном Крыльце он Иван бесчестил нас и родителей наших, называя нас холопей твоих своими холопи, и лаял нас матерны и всякою неподобною лаею, и называл нас страдниками и земцами, самарьины, и инеми всякими позорными словами, и дедов наших называл мужиками пашенными». Был учинён обстоятельный (!) разбор дела и Ивану Елчанинову присудили выплатить оскорблённым Самариным пеню.
И так писали дворяне и бояре, элита русского общества. Не предпринималось даже попыток защитить свою честь самостоятельно. В Московском государстве отношение к чести у боярства было непомерно щекотливое, но понятие чести было иное, нежели сейчас. Честью считалось не человеческое достоинство, а значение рода, почёт всего рода и близость к Государю.
Московские бояре, обращаясь к царю, называют себя нарочито пренебрежительными именами (Микифорко, Якушко, Михалко) и многократно подчёркивают, что они царские холопы. А к холопу – холопье отношение…
И такими жалобами завалена вся царская канцелярия!
ничего не изменилось
Постельное крыльцо наверно в спальные хоромы вело, как вариант
Поединок состоялся на следующий день. Всадники понеслись на конях навстречу друг другу, и каждый сделал по выстрелу, но промахнулись. Монтгомери предложил сразиться пешими. У дуэлянтов имелись полуэстоки (род короткой кавалерийской шпаги), но Монтгомери отказался на них драться и послал за палашами. Прежде чем принесли палаши, явился мистер Эннард и дуэль прекратил, но без примирения. Вечером английские купцы примирили противников.
О происшествии донесли царю Алексею Михайловичу, и вспыльчивый царь осерчал. Но за Гордона вступились придворные и последствий дуэль не имела. Через много лет шотландец Патрик Гордон станет сподвижником юного царя Петра Алексеевича и получит звание генерала и контр-адмирала.
Патрик Гордон
Взяв власть в свои руки, Пётр I получил в наследство и ворох бесконечных жалоб на бесчестье от бояр и дворян. Увидев масштабы «бесчестья» молодой государь специальным указом от 4 мая 1700 года запретил подобные иски. А поводом послужила очередная челобитная бывшего путивльского воеводы Алымова, в которой он объяснял, что обидчик его Григорий Батурин в Приказной избе сказал ему, Алымову, что он смотрит на него «зверообразно» и тем самым «он меня холопа твоего обесчестил». За такую недельную челобитную Пётр, вместо традиционного наказания того лица, на которое жаловались, повелел содрать с челобитчика 10 рублей пени и раздать деньги на милостыню в богадельни.
Пётр I
в школе учительница обвинила дочь, что она не так на нее ПОСМОТРЕЛА
хорошо, что пеню с меня не взяли
Отчего такое жестокое наказание?
Перекраивая всю страну на новый лад, Пётр I и в мыслях не мог допустить, чтобы подданные, вчерашние холопы государевы, могли бы претендовать на независимость в решении проблем собственной чести, собственных прав, собственной жизни и собственной смерти. Они могли умирать только лишь по воле Господней, или по воле Государя, или на поле боя. И никак иначе. И если вдруг они дерзают сами распоряжаться своей жизнью и своей смертью, то таким образом как бы бросают вызов своему верховному владыке, поступают излишне вольнолюбиво, даже преступно, ибо «сим преступается против Его Величества, своего Государя».
Пётр I
Гардемарин
Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе.