Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Гатчинский дворец

Евдокия
Продолжаю рассказ о дворцах, но на этот раз не Петербурга, а Ленинградской области.
Гатчина - любимая загородная резиденция Павла I и Александра III.
Сегодня Гатчинский дворец и парк – музей-заповедник «Гатчина».
 
Темы о дворцах Петербурга:
Зимний дворец
Императорские и великокняжеские дворцы Петербурга
 
PS  Евдокия всё ещё здесь))
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
169
Евдокия
В XV веке на территории современной Гатчины находилось небольшое новгородское селение Хотчино. Местность эта была малозаселённой. Густые леса и болота простирались вокруг редко разбросанных деревень. В 1617 году по Столбовскому мирному договору эти территории отошли Швеции и только в 1702 году эти края были освобождены Петром I от шведов.

Мызу Гатчина (Хотчина-Гатчина) Пётр I подарил своей сестре Наталье Алексеевне. Впоследствии мыза сменила несколько владельцев, пока в 1763 году её не приобрела Екатерина II. За оказанную помощь в дворцовом перевороте она подарила Гатчину своему фавориту Григорию Орлову. Уже в 1766 году на берегах реки Славянки и глубоких живописно расположенных озёр, начались работы по созданию дворцово-паркового ансамбля.

Евдокия
Строительство велось 15 лет. Архитектором был приглашён Антонио Ринальди (1710-1794), который для Григория Орлова строил в Петербурге ещё один дворец-подарок от Екатерины II – Мраморный дворец.

А. Ринальди. Мраморный дворец в Петербурге
Евдокия
Первоначально задумывалось построить здесь охотничий домик, поскольку Орлов был страстным любителем охоты. Но планы поменялись, и когда строительство закончилось, глазам предстал великолепный дворец, напоминающий итальянское палаццо.
Дворец состоял из главного трёхэтажного корпуса и связанных с ним дугообразными крыльями двух симметричных одноэтажных квадратных в плане флигелей с внутренними дворами.
Один флигель был Кухонный, второй – Конюшенный (впоследствии Арсенальный). У главного корпуса со стороны парка были возведены две выступающие башни– Сигнальная и Часовая. Невысокие башни были возведены и по углам флигелей.
Фасады дворца были облицованы естественным камнем – пудостским известняком.
Одновременно с возведением дворца создавался английский пейзажный парк, один из первых в России.

Евдокия
Однако Григорию Орлову не удалось пожить ни в Мраморном дворце, ни в Гатчинском, он умер в начале 1783 года. Императрица Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу (и Мраморный дворец) у наследников графа Орлова. Стремясь отдалить своего сына великого князя Павла Петровича от двора, она подарила ему Гатчину, которая стала его любимым местом пребывания.

Евдокия
Павел Петрович превратил Гатчину в военный городок, а дворец в суровый замок.
Открытые дугообразные крылья галерей были заделаны, вместо зелёного луга перед дворцом раскинулся воинский плац, тут же выросли бастионы с амбразурами для пушек, а вокруг был вырыт наполненный водой ров с подъёмными мостами. Одноэтажные служебные флигели были надстроены ещё двумя этажами.
Работами руководил любимый архитектор Павла I Винченцо Бренна, который строил в Петербурге для императора Михайловский замок.

Гатчинский дворец
Евдокия
После вступления в 1796 году Павла I на престол Гатчина превратилась в императорскую резиденцию, о которой современники вспоминали как о неприступной крепости, окруженной бастионами, рвом, караульнями и полосатыми шлагбаумами.

Гатчинская мыза стала городом Гатчина. Вокруг дворца строились казармы, отводились земельные участки для приближённых императора. В некотором отдалении от дворца расселялись нижние чины, солдаты и крестьяне.

ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
После вступления в 1796 году Павла I на престол Гатчина превратилась в императорскую резиденцию, о которой современники вспоминали как о неприступной крепости, окруженной бастионами, рвом, караульнями и полосатыми шлагбаумами.

Гатчинская мыза стала городом Гатчина. Вокруг дворца строились казармы, отводились земельные участки для приближённых императора. В некотором отдалении от дворца расселялись нижние чины, солдаты и крестьяне.

Евдокия
Парадные помещения Павла I и Марии Фёдоровны в акварелях Гау Эдуарда Петровича (1807-1887).
В эту серию акварелей вошло 11 листов с видами парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса. Эти помещения не претерпели существенных изменений с 1790-х годов, когда владельцем дворца был император Павел I. Гау сделал акварели и личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа.

Аванзал
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Парадные помещения Павла I и Марии Фёдоровны в акварелях Гау Эдуарда Петровича (1807-1887).
В эту серию акварелей вошло 11 листов с видами парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса. Эти помещения не претерпели существенных изменений с 1790-х годов, когда владельцем дворца был император Павел I. Гау сделал акварели и личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа.

Аванзал
Мраморная столовая
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Парадные помещения Павла I и Марии Фёдоровны в акварелях Гау Эдуарда Петровича (1807-1887).
В эту серию акварелей вошло 11 листов с видами парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса. Эти помещения не претерпели существенных изменений с 1790-х годов, когда владельцем дворца был император Павел I. Гау сделал акварели и личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа.

Аванзал
Белый зал
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Парадные помещения Павла I и Марии Фёдоровны в акварелях Гау Эдуарда Петровича (1807-1887).
В эту серию акварелей вошло 11 листов с видами парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса. Эти помещения не претерпели существенных изменений с 1790-х годов, когда владельцем дворца был император Павел I. Гау сделал акварели и личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа.

Аванзал
Овальный кабинет императора Павла I.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Парадные помещения Павла I и Марии Фёдоровны в акварелях Гау Эдуарда Петровича (1807-1887).
В эту серию акварелей вошло 11 листов с видами парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса. Эти помещения не претерпели существенных изменений с 1790-х годов, когда владельцем дворца был император Павел I. Гау сделал акварели и личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа.

Аванзал
Нижняя тронная императора Павла I.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Парадные помещения Павла I и Марии Фёдоровны в акварелях Гау Эдуарда Петровича (1807-1887).
В эту серию акварелей вошло 11 листов с видами парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса. Эти помещения не претерпели существенных изменений с 1790-х годов, когда владельцем дворца был император Павел I. Гау сделал акварели и личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа.

Аванзал
Верхняя тронная императора Павла I
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Парадные помещения Павла I и Марии Фёдоровны в акварелях Гау Эдуарда Петровича (1807-1887).
В эту серию акварелей вошло 11 листов с видами парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса. Эти помещения не претерпели существенных изменений с 1790-х годов, когда владельцем дворца был император Павел I. Гау сделал акварели и личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа.

Аванзал
Туалетная императора Павла I
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Парадные помещения Павла I и Марии Фёдоровны в акварелях Гау Эдуарда Петровича (1807-1887).
В эту серию акварелей вошло 11 листов с видами парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса. Эти помещения не претерпели существенных изменений с 1790-х годов, когда владельцем дворца был император Павел I. Гау сделал акварели и личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа.

Аванзал
Тронная императрицы Марии Федоровны
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Парадные помещения Павла I и Марии Фёдоровны в акварелях Гау Эдуарда Петровича (1807-1887).
В эту серию акварелей вошло 11 листов с видами парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса. Эти помещения не претерпели существенных изменений с 1790-х годов, когда владельцем дворца был император Павел I. Гау сделал акварели и личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа.

Аванзал
Туалетная императрицы Марии Федоровны
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Парадные помещения Павла I и Марии Фёдоровны в акварелях Гау Эдуарда Петровича (1807-1887).
В эту серию акварелей вошло 11 листов с видами парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса. Эти помещения не претерпели существенных изменений с 1790-х годов, когда владельцем дворца был император Павел I. Гау сделал акварели и личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа.

Аванзал
Овальный будуар императрицы Марии Федоровны
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Парадные помещения Павла I и Марии Фёдоровны в акварелях Гау Эдуарда Петровича (1807-1887).
В эту серию акварелей вошло 11 листов с видами парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса. Эти помещения не претерпели существенных изменений с 1790-х годов, когда владельцем дворца был император Павел I. Гау сделал акварели и личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа.

Аванзал
Башенный кабинет императора Павла I
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Парадные помещения Павла I и Марии Фёдоровны в акварелях Гау Эдуарда Петровича (1807-1887).
В эту серию акварелей вошло 11 листов с видами парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса. Эти помещения не претерпели существенных изменений с 1790-х годов, когда владельцем дворца был император Павел I. Гау сделал акварели и личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа.

Аванзал
Кабинет Марии Фёдоровны
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Парадные помещения Павла I и Марии Фёдоровны в акварелях Гау Эдуарда Петровича (1807-1887).
В эту серию акварелей вошло 11 листов с видами парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса. Эти помещения не претерпели существенных изменений с 1790-х годов, когда владельцем дворца был император Павел I. Гау сделал акварели и личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа.

Аванзал
Луиджи Премацци. Малиновая гостиная императрицы Марии Фёдоровны в Гатчинском дворце, 1872
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Парадные помещения Павла I и Марии Фёдоровны в акварелях Гау Эдуарда Петровича (1807-1887).
В эту серию акварелей вошло 11 листов с видами парадных залов XVIII века, расположенных в бельэтаже Центрального корпуса. Эти помещения не претерпели существенных изменений с 1790-х годов, когда владельцем дворца был император Павел I. Гау сделал акварели и личных комнат императора Павла I, находившихся на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Эти комнаты были оформлены скромнее, чем парадные интерьеры бельэтажа.

Аванзал
Парадная опочивальня. Акварель Л. Премацци, 1873
Евдокия
В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в результате заговора император Павел I был убит в Михайловском замке. После его смерти владелицей Гатчины стала вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. При ней в Гатчинском дворце часто устраивались литературные собрания и вечера.
Здесь свои басни читал И.А. Крылов, звучали баллады В.А. Жуковского. Во дворце подолгу жил Н.М. Карамзин.
После смерти Марии Фёдоровны, согласно её завещанию, Гатчинский дворец со всеми угодьями переходил «в вечное владение» императору Николаю I и его потомству мужского пола.

Евдокия
В царствование Николая I началась перестройка Гатчинского дворца, и он обрел тот вид, который сохранился до настоящего времени. Кухонное и Арсенальное каре были разобраны до основания и вновь возведены.
В Арсенальном каре для императорской семьи устроили парадные и личные апартаменты.
В Кухонном каре полностью перестроили домовую церковь. В память об императоре Павле I в Центральном корпусе старались сохранить в неприкосновенности его покои и парадные интерьеры ХVIII века, но тем не менее и там были проведены работы: заменена система отопления, отремонтированы паркеты, в некоторых парадных залах появились новая мебель, скульптура и драпировки...

Евдокия
Николай I и Александр II вместе со своими семьями и свитой приезжали в Гатчинский дворец нечасто, в основном, для проведения балов, приёмов коронованных особ и знатных вельмож, а также для участия в Императорских охотах.
И опять удивительные акварели Гау позволяют увидеть Гатчинский дворец, каким он был при Николае I и Александре II.

Арсенальный зал
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Николай I и Александр II вместе со своими семьями и свитой приезжали в Гатчинский дворец нечасто, в основном, для проведения балов, приёмов коронованных особ и знатных вельмож, а также для участия в Императорских охотах.
И опять удивительные акварели Гау позволяют увидеть Гатчинский дворец, каким он был при Николае I и Александре II.

Арсенальный зал
Ситцевая комната