Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты
Рассылка
Подпишись на рассылку Дети Mail.ru, чтобы быть в курсе главных новостей

Благодать Франции - 2

Разве могут документы рассказать всю правду о живом человеке? Так что всегда остается место для размышлений и фантазии.

Мел Гибсон

 

Лор де Шатильон.  «Жанна д'Арк освящает доспехи Девы».  1865-1869.  Музей Антуана Вивенель, Компьен.
Тема закрытаТема скрыта
Пожаловаться
ОтписатьсяПодписаться
Комментарии
470
Маркиза не ангелов
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
На руанском процессе судьи-богословы задали ей точно такой же, по существу, вопрос: почему она пыталась бежать из плена, хотя была уверена, что ее спасет бог? В этом месте протокола допроса мы читаем: «Она сослалась на французскую пословицу: „Помогай себе и бог поможет тебе. Как видим, существовала некая фольклорная «модель» ответов на подобные вопросы, с помощью которой Жанна оба раза блестяще вышла из затруднения.
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
Комиссию, конечно же, смущал мужской костюм Жанны. Из материалов руанского процесса видно, что в Пуатье Жанну расспрашивали о причинах и обстоятельствах этого поступка, но подробности нам неизвестны. Мы знаем, однако, точку зрения самого авторитетного теолога Жана Жерсона, что позволяет судить об общей позиции в этом вопросе богословов про-французской ориентации. Суть рассуждений Жерсона, при помощи которых он полностью оправдывал Жанну-Деву, сводится к тому, что запрет носить не подобающую своему полу одежду представляет собой не столько правовую норму, сколько этический принцип, и его соблюдение требует учета всех конкретных обстоятельств. «Ни право, ни мораль, — писал Жерсон, — не запрещают нашей Деве носить одежду мужчины и воина, поскольку она делает мужское дело и сама является воином».
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
По окончании работы комиссия представила Королевскому совету заключение, в котором говорилось, что тщательное расследование образа жизни, нравов и намерений Девы не выявило в ней никакого зла, «но лишь добро, смирение, целомудрие, честность и простоту». Поскольку она обещает явить знамение божественной помощи в Орлеане, король не должен мешать ей пойти в этот город с солдатами; напротив, ему следует распорядиться, чтобы ее проводили туда с почетом. О результатах расследования доложили Карлу. «Выслушав это, — свидетельствует очевидец заседания Королевского совета Жан д'Олон, — король, принимая во внимание великую добродетель сей Девы, а также то, что она, по ее словам, послана к нему богом, постановил в своем Совете, что отныне воспользуется ею в своих войнах. Было решено послать ее в Орлеан, который тогда осаждали наши давние недруги» . Из Пуатье Жанна возвратилась в Шиной, провела там несколько дней, а затем отправилась в Тур и занялась приготовлениями к предстоящему походу….
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
«Дева сия сложением изящна; держится она по-мужски, говорит немного, в речах выказывает необыкновенную рассудительность; у нее приятный женский голос. Ест она мало, пьет еще меньше. Ей нравятся боевые кони и красивое оружие. Она любит общество благородных воинов и ненавидит многолюдные сборища. Обильно проливает слезы, [хотя] лицо у нее обычно веселое. С неслыханной легкостью выносит она и тяготы ратного труда, и бремя лат, так что может по шесть дней и ночей подряд оставаться в полном вооружении». Это — единственный дошедший до нас «словесный портрет» Жанны д'Арк. Такой изобразил ее Персеваль де Буленвилье, камергер и советник Карла VII, в письме миланскому герцогу Филиппе Мария Висконти. Письмо это датировано 21 июня 1429 г.
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
Мы не знаем ни одного достоверного изображения Жанны, хотя существование ее прижизненных портретов зафиксировано источниками. Одну такую картину видела сама Жанна: в полном вооружении, преклонив колено, она протягивает письмо Карлу VII . В 1429 г., когда она была главной европейской сенсацией, ее изображение демонстрировалось за границей: в баварском городе Регенсбурге была выставлена картина, показывающая, «как Дева воюет во Франции». Но судьба этих и подобных изображений неизвестна, а многочисленные попытки идентификации различных портретов применительно к Жанне д'Арк оказывались безуспешными.
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
Тем большую ценность имеет описание, сделанное Буленвилье, так как оно дает какое-то представление о внешнем облике героини. Его дополняют свидетельства других современников: Жанна была высокой черноволосой девушкой, у нее, по словам герцога Алансонского, были красивая грудь и ласковый голос. Все эти подробности были важны для современников, потому что Жанну обычно видели либо в мужском костюме, либо в доспехах, а ее противники распространяли слухи, что Дева — вообще не женщина, но некое странное существо, выдающее себя за женщину. Отсюда, кстати, и непонятная поначалу фраза Буленвилье: «… у нее приятный женский голос». Точно и просто сказал о ней ее оруженосец Жан д'Олон: «.. юная девушка, красивая и хорошо сложенная».
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
Жанна поражала современников своей выносливостью. Ее паж Луи де Кут вспоминал спустя много лет, что она проделала свой первый поход, не снимая лат, к которым у нее не было никакой привычки, и даже провела в них ночь. Ее товарищи по оружию, любившие выпить и поесть, отмечали крайнюю воздержанность Девы в еде. А о том, что лошади и впрямь были ее слабостью, мы узнаем из ее собственных показаний на руанском процессе. Категорически отвергая обвинения в роскоши, она с наивной гордостью признавалась, что король купил ей пять боевых коней и «более семи» обозных лошадей. «Спрошенная, каких богатств, кроме лошадей, требовала она от своего короля, отвечала, что не просила у него ничего, кроме хорошего оружия, добрых коней и жалования для своих людей» .
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
Тур славился своими оружейниками, и одному из них королевский казначей Эмон Рагье уплатил 2 апреля сто ливров «за изготовление полного доспеха для Девы». Это был, по-видимому, стальной пластинчатый доспех, состоявший из полутора десятков предметов (закрытый шлем с забралом, панцирь, наплечники, налокотники, рукавицы, набедренники, наколенники и т. д.). Весил такой доспех от восемнадцати до двадцати трех килограммов, но так как тяжесть равномерно распределялась по всему телу воина, а система шарниров обеспечивала большую свободу движений, то воевать в нем можно было не только на коне, но и спешившись.
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
Вскоре после снятия осады с Орлеана широко разнесся слух о том, что Дева вооружена чудесным оружием. «Она нашла в какой-то церкви старинный меч, который, как говорят, был помечен девятью крестами; и больше у нее никакого другого оружия нет», — говорилось в одном частном письме, посланном 9 июля из Брюгге в Венецию. По словам Жанны, когда она была в Туре или Шиноне, то послала в аббатство Сент-Катрин-де-Фьербуа за мечом, о котором ей сказали «голоса». Этот меч нашли неглубоко в земле, за алтарем; он весь проржавел, и на нем было выгравировано пять крестов. Монахи очистили его от ржавчины и отослали в Тур, где для него изготовили двойные ножны из алого бархата и золототканой материи. Позже Жанна распорядилась сделать еще одни ножны из прочной кожи. Этот меч был при ней до того дня, когда она ушла из-под Парижа (8 сентября 1429 г.). По версии ларошельской хроники, меч был найден не в земле, а в сундуке, который не открывали двадцать лет . Объясняя, почему Жанна послала за мечом во Фьербуа, биографы указывают на два обстоятельства: в аббатстве хранилось оружие, оставляемое по обету воинами после выкупа из плена; по пути в Шинон Жанна провела там целый день.
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
О загадочном мече упоминают несколько хроник. Вероятно, в нём таилось нечто необычное. Либо что-то было заключено в физических особенностях этого оружия, раз «голоса» сообщили Жанне о нем. Это был настоящий боевой меч. По легенде он принадлежал майордому (главному военачальнику и советнику монарха) Франкского королевства Карлу Мартеллу (Карл Великий, 686-741 годы), осенью 732 года разгромившему сарацин при Пуатье и остановившему нашествие мусульман на Европу. Мартелл основал церковь Сент-Катрин-де-Фьербуа и оставил в ней свой меч для человека, избранного Богом для спасения Франции в лихую пору. В эпоху Средневековья была широко распространена практика, когда рыцари приносили в церковь свои мечи или доспехи в качестве даров или оставляли их по воинскому обету. О том, как выглядел и из какой стали был изготовлен меч из Фьербуа, известно очень мало. Скорее всего, это был прямой и довольно тяжёлый боевой франкский меч. Есть версия, что он был сделан с использованием метеоритного железа, содержащего никель. Такое оружие почиталось как ниспосланное богами и считалось «мечом с небес». Сталь клинка мастера изготавливали методом кузнечной сварки из нескольких перекрученных спиралью полос железа, которые многократно проковывали. Меч Мартелла, несомненно, был высокого качества. Это оружие видели соратники героини, солдаты её армии и придворные дофина Карла. 24 апреля 1430 года в Мельюне «голоса» сказали Жанне, что до Иванова дня (в тот год он приходился на 24 июня) её захватят в плен, и девушка знала, что не вернётся из этой военной кампании. В бой у стен Компьена Орлеанская дева отправилась, по её словам, с мечом, «взятым у какого-то бургундца», и 23 мая попала в плен. Скорее всего, перед этим она отправила чудесный меч своим братьям, и удача отвернулась от неё. По обычаю глубокой древности, владелец меча или оставшиеся в живых родственники бросали выполнившее своё предназначение оружие в воду. Вероятно, получив известие о смерти сестры, братья поступили так, как того требовал обычай. И меч покоится в водах Луары, около которой Жанна одержала столько блестящих побед и прославилась, или на дне Сены, над которой был развеян её прах после сожжения на площади Руана. А может, оружие Орлеанской девы находится в какой-то другой реке или озере.
С того момента легендарный меч из Фьербуа уходит в небытие. О знаменитом мече вспомнили лишь в 1456 году, на процессе по реабилитации героини, казнённой по обвинению в колдовстве. Возможно, именно он запечатлён на гербе Жанны д'Арк.
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
На том же четвертом допросе у Жанны спросили, что она любила больше — свой меч или знамя, и она ответила, что гораздо больше, «раз в сорок», любила знамя. Это было длинное белое полотнище, затканное лилиями; его изготовил в Туре художник шотландец Джеймс Пауер, которому казна уплатила 25 ливров . Изображение на знамени вседержителя с двумя ангелами по бокам и девиз «Иисус-Мария» указывали на божественный характер миссии Девы. Жанна имела также второй штандарт меньшего размера, служивший опознавательным знаком во время боя. По ее словам, «она сама держала названный штандарт во время атак на неприятеля; она старалась избежать смертоубийства и сама никого не убила».

«Знамя Жанны д'Арк». Замок-музей, Блуа.
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
Сведения о знамени и боевом штандарте позволяют лучше разобраться в не совсем ясном вопросе о формальном статусе Жанны во французском войске. Некоторые авторы, ссылаясь на показания С. Шарля, утверждают, что после «экзамена в Пуатье» дофин официально возвел Жанну в ранг военачальника; а по мнению других биографов, она никогда не занимала даже низшей командной должности . Сама Жанна не была, очевидно, вполне уверена, следует ли ей считать себя военачальником. Когда на суде ей прочли текст ее «письма к англичанам», в котором фигурировали слова «я — военачальник», то она заявила, что в оригинале этих слов не было . С другой стороны, отвечая на обвинение в присвоении функций полководца, она сказала, что «если и была военачальником, то лишь для того, чтобы бить англичан» . По всей вероятности, дав Жанне право иметь личное знамя, дофин приравнял ее к так называемым «знаменным рыцарям», которые командовали отрядами своих «людей».
СсылкаПожаловаться
Маркиза не ангелов
СсылкаПожаловаться
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru