Индийское воспитание: семью уважать, никого не обижать

Индийские родители не позволяют себе наказывать детей. Школьники с удовольствием подбегают к директору школы, чтобы поздороваться с ним. Учителя, в свою очередь, практикуют уроки в форме дискуссий, но на экзаменах поблажки не дают. Система индийского воспитания считается одной из лучших в мире.

Depositphotos_10312142_s.jpg
Источник: Migration

Раннее детство

Индийских детей в первую очередь учат быть добрыми: не обижать ни людей, ни зверей, ни даже насекомых не только из любопытства, но и тогда, когда они причинили тебе какой-то вред. Умение сдерживать эмоции родители показывают детям на собственном примере. Они никогда не кричат на детей и не наказывают их, терпеливо снося все капризы и шалости. Стремясь воспитать гармоничную личность, индусы развивают в своих детях ум, духовность и физическую крепость, для чего учить, закаливать и рассказывать о достойном поведении начинают довольно рано. Воспитывая детей, родители предлагают им, например, такой способ поведения – стараться реже думать о тех, о ком не можешь думать хорошо.

Что можно перенять. Учить детей какому-то поведению только собственным примером и чаще рассказывать о том, почему люди сердятся, что можно сделать, чтобы не сердиться самому, и почему не надо дразнить животных.

Учеба

В подготовительную группу детей отдают в три, а то и в два года, и, как правило, в платную школу. Бесплатные школы в Индии есть, но относятся к ним без большого уважения. Учителя ищут к детям особый подход и тоже, как и родители, не заставляют их что-то делать насильно, просто дают советы. В школе учат не зубрить, а думать. Вместе с общеобразовательными предметами проводят уроки медитации, уроки по тренировке памяти и даже уроки улыбки. Старшеклассники обсуждают на занятиях такие темы, как «Что такое идеал?», «Для чего нужна дисциплина», «Мое отношение к смерти». Два раза в год дети сдают экзамены, а каждый месяц – тесты, и те, кто отличился, получают «карточки успеха». Причем выдают их не за то, что ребенок учится лучше других, а за то, что он улучшил свои отметки прошлого месяца, то есть превзошел самого себя. Поэтому получающим «карточки успеха» радостно хлопает вся школа – зависти не чувствует никто.

Что можно перенять. Проводить с детьми дискуссии, учить их мыслить самостоятельно, и стараться поменьше сравнивать их успехи с достижениями других детей. Но обязательно хвалить за то, что ребенку удалось перегнать самого себя.

Отношения со взрослыми

Родители каждый месяц получают из школы информацию об успехах своих детей – причем только положительную, чтобы никто не расстраивался. Детей учат воспринимать не только свою школу, но и весь мир как одну большую семью, и начинается все с дома: под одной крышей в Индии часто живут несколько поколений – бабушка с дедушкой, их женатые сыновья (женщины после свадьбы поселяются в доме мужа), те дети, которые еще не обзавелись семьей. Послушание в индийских домах приветствуется, но взаимное уважение – еще больше: дети имеют право высказывать свое мнение и получить нужный совет в любой момент. Правда, от девочек все же требуется больше послушания: они знают, что после того, как выйдут замуж, все их поступки и занятия станет контролировать муж.

Что можно перенять. Научить детей воспринимать мир как семью, в которой могут, конечно, быть конфликты и проблемы, но в основном все относятся друг к другу хорошо и готовы помочь.

Камасутре – бой

В Индии рано выходят замуж, рано рожают, но когда в школах страны пытались ввести такой предмет, как сексуальное воспитание, преподаватели и общественные организации резко воспротивились этому, угрожая даже сжечь присланные книги во дворах школ. То, что эти уроки были бы в первую очередь посвящены угрозе СПИДа и прочих заболеваний, передающихся половым путем, никакого действия не возымело.

Что можно перенять. В этом случае лучше ничего не перенимать, а вести себя ровно наоборот, рассказывая маленьким детям о том, как устроены мужчина и женщина, а старшеклассникам – о том, как важны средства контрацепции.

Жанна Сергеева
Аналитический психолог