Делу время: как маме совмещать работу и личную жизнь

Успеть все и сразу? Ритм жизни требует от нас все большей гибкости и творческого подхода к нашему распоряжению временем – особенно, если дело касается карьеры и семьи. Мы поговорили с психологом-консультантом центра «The Sun» Региной Якубжановой о том, как сделать две важные стороны жизни гармоничными.

Контент недоступен

Способ 1. Избавьтесь от чувства вины перед близкими

Чувство вины – это социально значимая эмоция, которая говорит нам о том, что мы нанесли кому-то ущерб. Иногда может возникнуть ощущение, будто все уже вышло из-под контроля. Вина перед семьей, тревога о незаконченных делах, о нереализованных желаниях и усталость – все это может свалиться на нас как снежная лавина, особенно если у вас есть маленький ребенок.

В первую очередь психологи советуют выяснить, что именно вас беспокоит, и поделиться с близкими своими чувствами. Возможно, что ваша семья не так сильно переживает, как вам кажется, поэтому спросите их, не фантазируйте!

В любом случае самое простое правило – это искренность и честность. Обсуждайте то, что вас беспокоит. Это поможет выяснить, где вы были неправы, и вы сможете исправить ситуацию.
Регина Якубжанова
психолог-консультант центра «The Sun»

Способ 2. Расставьте собственные приоритеты

При расстановке приоритетов всегда приходится от чего-то отказываться. Любое решение имеет свою цену. Невозможно успевать абсолютно везде, но можно делать выбор в пользу того, что действительно для вас значимо, и тогда цена будет оправдана.

Контент недоступен

Разгрузите себя – откажитесь от наименее важных и актуальных дел на данный момент. Это может быть часть домашних или рабочих обязанностей. Также можно поразмышлять, как бы вы могли упростить быт и рутинные моменты на работе, которые отнимают много времени и сил. Например, купить мультиварку, новую интересную игрушку ребенку, отдать часть дел коллегам, передать какие-то домашние дела членам семьи. Подумайте над этим и помните – вы человек, а не сверхсущество, поэтому будьте объективны, составляя список задач.

Когда вы твердо уверены в том, чего вы хотите, вопрос расстановки приоритетов не будет вызывать у вас больших затруднений.
Регина Якубжанова
психолог-консультант центра “«The Sun»

Способ 3. Попросите близких помочь вам

Если же ваши опасения оправдались, подумайте, как вы можете компенсировать ваше отсутствие. Если у вас маленький ребенок, но вы не хотите оставлять работу полностью, попробуйте перейти на частичную занятость. Время, которое вы проведете с малышом, бесценно. Вы сможете наблюдать взросление и развитие вашего ребенка.

Если по разным причинам вы не можете отказаться от работы в данный момент своей жизни, есть множество вариантов, которые помогут вашему малышу не забыть, как выглядит его мама. Это спланированные совместные выходные, час в день, который вы посвящаете только вашему ребенку. Звоните домой с работы в перерывах, интересуйтесь малышом. Также если вы не успеваете выполнить бытовые обязанности, попросите мужа взять что-либо на себя (тут главное – не переусердствовать: помните, что ему тоже сложно).

Контент недоступен

Способ 4. Проводите время с близкими качественно

Значимым является не то, какое количество времени мы проводим на работе или с семьей, а насколько мы действительно заинтересованы и внимательны в это время. Вы бы что выбрали: час провести с человеком, который посвящает себя только вам, или четыре – с постоянно смотрящим в телефон и явно думающим о своих делах?

Качественное времяпрепровождение – это когда вы уделяете время только вашей семье, когда вы внимательны, открыты, полностью включены в процесс общения с ними. Не только вы, но и они получают от этого положительные эмоции.
Регина Якубжанова
психолог-консультант центра «The Sun»

Так что если вы на работе, занимайтесь работой, если дома – семьей.

Это творческий процесс, в котором нужно чутко прислушиваться к своим желаниям. Когда вы твердо уверены в том, чего вы хотите, вопрос расстановки приоритетов не будет вызывать у вас больших затруднений.

Контент недоступен

Способ 5. Найдите скрытые выгоды

Последний, но немаловажный пункт, который требует особого внимания. Причиной того, что нам не удается совмещать карьеру и семейную жизнь, указывает на то, что нас что-то не устраивает. Нехватка времени здесь – лишь отстранение от реальной проблемы. Если это действительно про вас, постарайтесь выяснить, что вас конкретно выбивает из колеи, на что вы так много тратите сил? Может, на совершенно нелюбимую работу?

Проблемы всегда сопровождаются напряжением. Если вы долгое время чувствуете себя неуютно на работе или дома, значит, что-то идет не так. Трудоголизм – это когда вы работаете больше, чем это необходимо, когда вы бежите от проблем в работу, когда вы зависите от работы эмоционально, она нужна вам, чтобы снять тревогу.
Регина Якубжанова
психолог-консультант центра «The Sun»

Трудоголизм – это одна из форм зависимого поведения, как шопоголизм или алкоголизм. Такой человек хоть и изматывает себя работой, все же чувствует некоторое облегчение от того, что заваливает себя делами, вместо решения реальных проблем. Ему будет неуютно в нерабочее время, но и на работе он будет себя изматывать. Если вы чувствуете, что это про вас, постарайтесь понять, от чего вы бежите, какие отношения не можете прояснить.

Если вы чувствуете, что дело в карьере, подумайте, есть ли возможность сменить должность, перейти на другое место или вовсе сменить поле деятельности.