Сколько игрушек нужно ребенку?

Помните, как девочка Женя из сказки Валентина Катаева потратила лепесток цветика-семицветика на «все игрушки, какие только есть на свете»? Сегодня не у каждого ребенка ее поступок вызывает понимание. Еще бы, ведь комнаты наших детей порой буквально завалены игрушками.

Depositphotos_18935911_s.jpg
Источник: Migration

Нам, взрослым, девочку Женю понять легче. Мы сами как будто не наигрались в детские игры: увидим на прилавке свою детскую мечту и без лишних раздумий решаемся воплотить ее в жизни своих детей. Бывало, купишь какую-нибудь шикарную игрушечную кухню, с трудом дотащишь ее до дома, распакуешь под восторженные детские взгляды, а потом... приходится стирать с нее пыль, потому что поиграли в нее от силы два дня.

Собираясь на день рождения племянника или приятеля детей, каждый раз ломаешь голову над вопросом: «Что же ему подарить?» Для начала выясняешь, конечно, у родителей, есть ли у него та или иная игрушка. Узнаешь, что все у него есть и ничего больше не надо – все равно валяются и девать некуда. Идешь в книжный магазин и покупаешь книгу, она ведь лучший подарок, да и места мало занимает. Признаться, я и сама регулярно прошу родственников не дарить моим детям игрушек. Только как быть с мечтой? Неужели наши дети не мечтают об игрушках, как это делали мы?

Дочь очень любит сценки и диалоги разыгрывать. То мама-столовая ложка книжки читает дочке-ложке чайной, то лошадка приглашает подругу-машинку гоночную в кино сходить. Из любого предмета в доме игрушку себе сделает.

Разумеется, мечтают. Но как это ни парадоксально, нередко мы сами лишаем их возможности иметь мечту. Когда мы покупаем, к примеру, куклу-младенца любимой дочке, нам кажется, что этому пупсу, как и обычному малышу, необходима кроватка, коляска и дополнительный комплект одежды. Да, а еще есть стульчики для кормления и кукольные автокресла, о чем мы узнаем из красочных каталогов, предусмотрительно вложенных производителем в коробку с пупсом. Такие каталоги вносят отдельный вклад в разрушение детской мечты. Ведь ребенок, не успев насладиться радостью от обладания замечательной новой игрушкой, уже хочет другую, и не одну, а несколько – у него просто разбегаются глаза. Но мы и сами идем на поводу у производителей, отправляясь в магазин за дополнительными кукольными аксессуарами и создавая для дочки игрушечный микромир, в котором она почувствовала бы себя настоящей мамой. Лишь спустя время нам становится понятно, что в этом искусственно созданном мире ей скучно и совсем не интересно, потому что он придуман взрослыми и придуман за нее.

Нет, это вовсе не значит, что пупсам не нужны коляски и кроватки, а детям – игрушки. Разумеется, коляска для кукол – просто незаменимая вещь, способствующая освоению девочкой ее будущей социальной роли. Но, все-таки, очень важно не «перегрузить» личное пространство ребенка игрушками, тем самым лишая его творческой инициативы. Ребенку необходимо фантазировать, изобретать, конструировать, причем не только в рамках развивающих занятий, и не только при помощи бесспорно полезных конструкторов и наборов для творчества. Для того, чтобы саморазвитие малыша происходило гармонично, чтобы он формировался как незаурядная, креативная личность, в игре он должен хотя бы иногда чувствовать себя первооткрывателем. У каждого ребенка есть потребность «заново придумывать» окружающие или воображаемые предметы, наделять их только ему ведомыми качествами, и нам, взрослым, важно не мешать ее реализации.

Так, мальчики, при наличии самых реалистичных игрушечных автоматов с лазерными прицелами, мастерят себе винтовки из подручных материалов или «стреляют» из обычных палок. Девочки с удовольствием шьют одежду для кукол и кормят их кашей из песка. И если мы не будем опережать игровые потребности детей, приобретая игрушки, без которых они легко обходятся, то им совершенно точно не будет скучно.

Покупка игрушек в нашей семье «дозированная», поэтому отношение к куклам-машинкам у детей бережное.

Однако если грубое вмешательство взрослых в уютный мир детских игр нежелательно, то ненавязчиво расширять диапазон игровой деятельности детей даже нужно. К примеру, если показать девочке, как сделать выкройку к той же кукольной одежке, или научить мальчика собирать железную дорогу, это станет толчком для дальнейшего развития творческого потенциала ребенка.

К сожалению, нам, родителям, не всегда легко найти время для игр со своими детьми, чаще бывает проще купить новую игрушку.

Безусловно, у ребенка должно быть достаточно игрушек, и они должны соответствовать его возрасту и потребностям, которые прекрасно чувствует каждая мама. Важно, чтобы ребенок не ощущал себя ущемленным из-за отсутствия игрушек «как у всех», хотя наличие чувства ущемленности, как правило, зависит от других, более глубоких, причин. Но вот лишних игрушек у ребенка, по-хорошему, быть не должно. Не будем недооценивать роль плюшевых зайцев и пластмассовых роботов в воспитании – каждый из них вносит свой маленький вклад в формирование черт характеров наших детей.

Если у малыша миллион игрушечных друзей, которые валяются у него под ногами и ломаются от небрежного отношения, то как он научится ценить то, что имеет, и радоваться малому? Будет ли уважительно относиться к результатам чужого труда? Да и не разучится ли мечтать?

Анастасия Кузнецова
Многодетная мама