Родители в ловушке у игрушек

Сейчас актуальным является вопрос - а как выбирать игрушки, какие игрушки необходимы для ребенка и полезны для его психического и эмоционального развития?

26ed318171a79c4ff69e2de80dab3142.jpg
Источник: Migration

Сейчас актуальным является вопрос - а как выбирать игрушки, какие игрушки необходимы для ребенка и полезны для его психического и эмоционального развития?

Этот вопрос не случайно стал таким важным в наше время: игрушек предлагается столько, что родители, желающие ничего не упустить в помощи развитию своего чада, могут растеряться, как выбрать действительно нужную.

Как родители выбирают?

1.Покупают то, чего не было в их детстве.
2.Покупают именно те игрушки, что были в их детстве.
3.Покупают те, которые активно рекламируются и есть у большинства.

И вот отсюда - подробнее. Взрослые тоже подвержены влиянию общественного мнения, и выбор игрушки может быть обоснован тем, что у всех эта игрушка есть. «Не хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя ущербным». И вот здесь может крыться ловушка. Родитель покупает не то, что необходимо по потребностям и периоду развития ребенка, а то, что модно. А еще отягощает картину собственное отношение родителя к игрушке.

Вот мама приводит на консультацию дочку 8 лет и жалуется: «Интерес к учебе пропал, играет, как маленькая. И хоть бы в нормальные игрушки играла, а то в ужасную голову куклы, которую нужно причесывать и делать макияж, в бесконечных Барби, ставших уже нарицательным именем кукол-женщин! И игры-то какие - все разговоры про одежду и свидания».

Интересуюсь осторожно, откуда у 8-летней Саши «бесконечные Барби», «отрубленная голова». «Да покупают все, кому не лень, и я тоже, - признается мама. - Ведь важно, чтобы дочка не чувствовала себя обездоленной. Но, покупая, чувствую отвращение к этим игрушкам и не могу его скрыть, когда дочь пытается поговорить со мной о куклах. И виню себя за это: может, я какая-то несовременная мама?» А Саша на следующей встрече сказала, что видит, как мама не любит ее игрушки, но ведь сама же дарит! И Саша не понимает, почему...

Мост между папой и сыном

Важно помнить, что дети, играя в игрушки, представляют себя на их месте и проигрывают отношение к самим себе тоже. То, как родители относятся к игрушкам, влияет на отношение детей к себе - это ведь их мир. И если это отношение к игрушке очень уж отрицательное, дети этим могут и манипулировать, видя, как с помощью игрушки можно довести маму до сильного выражения чувств.

На консультации мама и бабушка с ребенком 6,5 лет. Егор уже ходит в 1-й класс. Ребенок принес с собой сумку заводных динозавров, издающих громкие рыки.

И время от времени включал их в неожиданные моменты и смотрел, что будет. Бабушка подскакивала, вздрагивала, причитала по поводу невозможного нового поколения и «жутких игрушек», а ребенок радостно смеялся. Спрашиваю, какие игрушки есть еще дома. «Да вот еще мешок таких же ужасов». Есть ли мягкие игрушки, конструкторы, какие книжки есть, какие сказки читают? Бабушка и мама смотрят на меня с возмущением: «Да вы что! Век какой на дворе, детям это уже неинтересно. Да и мы неинтересны».

Пока я разговариваю со взрослыми, Егор достал из коробок ракушки, натуральные цветные камни, спилы деревьев и построил город, забыв о своих монстрах. Мама и бабушка в удивлении: «Надо же, никогда бы не подумали, что это может ему нравиться». Прошу Егора рассказать о городе, он охотно начинает и время от времени спрашивает меня с недоверием: «А Вам действительно интересно?»

Так мы вышли на то, что было очень важно для семьи: мама и бабушка не чувствуют себя нужными ребенку, с трудом понимают его мир, не знают, как интересоваться, и не уверены, что их мир интересен ребенку. А дальше выяснилось, что игрушки покупает папа, с которым мама в конфликте. Папа на пару дней приезжает с мешком игрушек - и уезжает опять на несколько месяцев.

Егор скучает, эти монстры для него - как связь с папой. Мама не разрешает звонить папе, боясь, что мальчик расстраивается каждый раз. Договариваемся, что будут помогать ребенку рисовать письма-рисунки папе и отправлять их по почте, позволять звонить и не участвовать в разговоре, давая время сыну самому поговорить с папой.

А Егор все строил города, мосты между домом папы и своим.

Через месяц мама пришла и сразу сказала: «Не знаю, связано ли это как-то с вашими консультациями или просто Егор начал взрослеть, но он в монстров стал меньше играть, знаете, вдруг рисовать начал, попросил бабушку рассказывать сказку на ночь и слушает. А папу я попросила, когда приезжает, с ним больше играть, сама их оставляю, и Егор поспокойнее стал».

Итак, подводя итоги:

• Игрушки можно и нужно выбирать, не следуя только моде или степени распространения игрушки. Исходить надо из возрастных задач, потребностей ребенка.
•Если мама или папа сами выбирают и дарят игрушку, то такую, которая вызывает интерес, радость, а не брезгливое отвращение или ужас.
•Количество игрушек нужно регулировать, убирая те, которые уже не актуальны для сына или дочки. Ребенок еще не в состоянии это делать сам.
•Наблюдать и играть с ребенком, пытаясь понять важные темы, которые он исследует в жизни в этот период. И вот тут можно предлагать ему те игрушки, которыми вы сами играли в детстве, если они сохранились. Или рассказать о них и найти что-то похожее. Для ребенка эта игрушка станет своего рода переходным объектом и будет служить эмоциональной связи с родителем.
•Вы как родитель вправе решать, какие игрушки нужны вашему ребенку - и говорить об этом родственникам, не боясь их обидеть. Потому что вы лучше знаете своего ребенка и его потребности.
•Родитель может воспитывать вкус ребенка к игрушкам - и собственный вкус тоже. Игрушки лучше выбирать обдуманно, задавая вопросы себе: почему я покупаю именно эту игрушку? Какие чувства она вызывает у меня? Почему моему ребенку важна эта игрушка сейчас? Была ли это моя детская мечта? Если да, скажите об этом своему ребенку, чтобы он знал, что это исполнение вашей детской мечты. Тогда он будет по-другому к этой игрушке относиться.

Как угадать,что нужно этим детям?

Елена Смирнова, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при МГППУ, доктор психологических наук, профессор

В помощь родителям в Москве работает Московский городской Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при Московском городском психолого-педагогическом университете. Мы попросили Елену Смирнову, руководителя Центра, ответить на несколько вопросов, волнующих родителей при выборе игрушек.

- Какие игрушки нельзя покупать?

- Бывают игрушки, с которыми нельзя играть. Это так называемые технически оснащенные, интерактивные, обеспеченные разными чипами: говорящие, поющие, танцующие... Занимаясь с такими игрушками, ребенок нажимает на кнопки и рычаги и просто наблюдает, что будет происходить. Такие игрушки блокируют собственную активность ребенка и сводят ее к потреблению качеств самой игрушки. Вот такие игрушки покупать не стоит.

- Какие игрушки обязательно должны быть у ребенка?

- 5-7 лет - возраст игры, более того, именно в этом возрасте игра достигает своего расцвета. Поэтому все, что нужно для сюжетных игр (куклы, машины, мебель и пр.), необходимо детям. Вместе с тем, после 5 лет все большее значение приобретают игры с правилами - настольные и подвижные. Это лото, домино, «Бирюльки», «Пизанские башенки» и т. д. Также становятся важны наборы для творчества. А еще старшему дошкольнику необходимо пространство и материалы для подвижных игр и состязаний. И не только на улице, но и в помещении.

После 7 лет по-прежнему нужны игрушки для игр сюжетных и в особенности для режиссерских. Но здесь особое значение имеют игры, связанные с умственными действиями, например, с установлением причинно-следственных связей: что сначала, что потом.

Очень важны также головоломки, магнитные конструкторы, криволинейные контурные конструкторы, игры «Морской бой», шашки и шахматы, настольные хоккей, футбол, баскетбол, правила которых достаточно сложны, что делает их привлекательными для детей в начальной школе.

В этом возрасте особую актуальность приобретают наборы для детского рукоделия (вязания, бисероплетения, шитья и пр.), для создания настенных панно, картин из различных мозаик и т. п.

Компьютерные и электронные игры и программы можно использовать как дополнительное средство развития и обучения, но не чаще 2-3 раз в неделю и не более 20 мин. И они должны не дублировать обычную игру, а давать ребенку новый опыт.

Марина Бебик