Гаджеты для маленьких детей: зло или благо?

После новогодних праздников во многих российских семьях появились новые смартфоны, планшеты и другие современные гаджеты. Довольно большая их часть, наверняка, была подарена детям.

lori-0004935508-bigwww.jpg
Источник: Migration

Многие родители, впрочем, задаются вопросом: насколько вредны или полезны такие устройства для детей? Пожалуй, дать однозначный ответ на этот вопрос довольно сложно, хотя ученые уже несколько лет проводят тематические исследования в данной области. Во-первых, длительность научных наблюдений и экспериментов невысока, а во-вторых, учеными накоплен сравнительно небольшой объем данных, чтобы можно было на их основе сделать какие-либо безапелляционные выводы.

Учитывая, что такая социальная группа, как молодые родители, охотно трактует недостаточное количество информации в негативном ключе, я постараюсь высказаться в защиту гаджетов и приобщения детей к миру бурлящих информационных потоков, в котором им предстоит жить в будущем.

У дочки есть айпад-мини и еще я ей купила приставку «Меер». Ну, в общем, когда есть с чем сравнить, любой не Самсунг/ айпад кажется тормозом. Но мультики туда проще качать, и песни, да и игры тоже.

Как человек, достаточно близко знакомый с инновационными технологиями, я считаю, что электронные мобильные устройства ни в коем случае не должны быть предметом запретов или каких-то радикальных ограничений. В то же время способы, которыми ребенок с ними взаимодействует, непременно должны контролироваться, а еще – лучше формироваться родителями. Естественно, когда взрослые ставят перед ребенком планшет с мультфильмами и просят, «чтобы не мешал» – не есть хорошо. Помимо просмотра мультфильмов, с помощью развивающих и обучающих интерактивных программ, установленных на гаджете, ребенок может получать новые знания и навыки.

Моя дочь, например, освоила некоторые функции планшета раньше, чем произнесла свое первое слово. Я думаю, что в этом плане она вряд ли является исключением. Польза раннего использования гаджетов, на мой взгляд, очевидна. При интуитивном использовании электронных устройств ребенок получает возможность раньше осознать возможности интернета и, как следствие, воспринимать его более естественно. У ребенка появляется возможность научиться взаимодействию с виртуальным миром раньше и легче. К школьному возрасту такие дети подойдут подготовленными к жизни в современном социуме. Ведь роль информационных технологий, судя по всему, будет с каждым годом только возрастать. Поэтому очень важно не запрещать ребенку использовать компьютеры и другие технические устройства, а научить использовать их с пользой и по назначению: для получения и обработки информации, занятий творчеством и общения. Родители, прежде всего, должны показать ребенку, как технологии могут помогать в повседневной жизни, не заменяя обычные сценарии поведения, а гармонично дополняя их новыми возможностями.

Конечно, дав малышу в руки смартфон или планшет, подключенный к интернету, взрослым нужно четко понимать, что, хотя эти устройства и предоставляют множество возможностей, они не могут полностью удовлетворить потребностей ребенка в общении и игре. Недаром многие из тех исследований, о которых я упоминал ранее, в качестве отрицательных аспектов влияния на детей дошкольного возраста указывают на замедление развития мелкой моторики ребенка, социальных функций в случае чрезмерного увлечения, снижение его двигательной активности. Активные игры со сверстниками и привычные игрушки, без всяких сомнений, абсолютно необходимы для правильного и гармоничного формирования внутреннего мира ребенка. А те игры, которые доступны на планшетах и преподносятся разработчиками как развивающие, к сожалению, зачастую таковыми не являются даже с натяжкой. Поэтому я настоятельно советую родителям убедиться в том, что игра, которую они собираются предложить малышу, действительно будет для него полезна.

Я, может быть, старомодная брюзга, но в 5 лет дети в планшеты не должны рубиться.

В заключение я хотел бы заметить, что тема взаимодействия ребенка с инновационными технологиями достаточно важна для того, чтобы уделить ей должное внимание. Ребенок изначально не испытывает никакой зависимости от компьютеров, планшетов и смартфонов. И то, насколько он будет зависеть от них, повзрослев, обусловлено тем, как и в каком объеме вы научите ребенка «контактировать» с гаджетами.

Вот несколько правил, соблюдение которых я считаю важными при взаимодействии ребенка с электронными устройствами:

• используйте игры, соответствующие возрасту ребенка, желательно, чтобы в описании игры было указано, что она является обучающей или развивающей;
• не разрешайте малышу самостоятельно скачивать файлы, программы, игры и музыку из интернета – в них может содержаться угроза безопасности вашего устройства;
• исключите возможность случайных интернет-платежей для ребенка;
• тщательно дозируйте время общения вашего ребенка с планшетом, смартфоном или компьютером.

Рекомендуемое время в зависимости от возраста ребенка:

• 4 года: не более 15-20 минут в день;
• 5 лет: от 15 минут до получаса в день;
• 6-7 лет: 35-40 минут в день.

При этом родителям очень важно следить за поведением ребенка во время и после занятий с гаджетами. Если вы заметили, что малыш после игры становится раздраженным и нервным, если он трет глаза или жалуется на головную боль, то время, которое он проводит с планшетом или смартфоном, следует сократить.

Владимир Борисов
Молодой отец