Должны ли у ребенка быть свои секреты?

Взрослые люди неоднократно признавались мне, что их родители до сих пор не знают многих событий из их детства, и, мол, очень хорошо, иначе они бы ужаснулись. Люди вспоминали о проделках и хулиганствах во дворах, на улицах, дачах, и говорили, что никогда не рассказывали об этом своей маме. Хорошо это или плохо – вот в чем вопрос!

deti.mail.ru5443
Источник: Migration

Мы учим детей, что обманывать нельзя, нужно всегда говорить правду, и объясняем, что во многих случаях это действительно крайне важно. Например, ребенок должен понимать, что если его обидели, ударили, если у него что-то болит, то об этом надо обязательно рассказать родителям или другому взрослому, например, учителю. Дети должны знать, что в таких случаях скрывать ничего нельзя. К сожалению, на практике бывает, что дети боятся, что их будут ругать, или им стыдно, неловко в чем-то признаться, поэтому важная информация остается недоступной взрослому. В данной ситуации совет может быть только один – терпеливо объяснять ребенку что, о важных для его здоровья и безопасности вещах нужно сообщить взрослому, и что ругать его не будут, и наказывать – тоже.

У нас в семье давно правило – за правду (любую) не ругают. Ну и разговоры, доверие и тому подобное. Хотя тоже сталкиваемся с враньем, стараемся разобраться, обязательно говорим, что принимаем его любого.

Но как быть в других ситуациях, когда маленький человек не хочет рассказывать другим о каком-то своем опыте или о чувствах и переживаниях?

Что-то произошло в жизни ребенка, но он не готов этим делиться и спрашивать вашего совета. Например, мы видим, что ребенок чем-то расстроен. Надо ли добиваться, чтобы он рассказал, чем именно? Естественное желание родителя – разобраться в ситуации, ведь может быть, что ребенка обижают друзья или даже учителя, а пока он это скрывает, помочь ему нельзя.

С другой стороны, возможно, произошла какая-то ситуация, о которой ребенок не хочет говорить, так как у него есть свой план решения проблемы и он не желает его ни с кем обсуждать. Надо ли в таком случае настаивать? Ведь таким образом можно спровоцировать ребенка на ложь, что, конечно, не было целью родителей, а данная ситуация потребует еще больших усилий, чтобы решить все мирным путем.

Если речь идет о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то они часто делятся с родителями своими проблемами, например, в отношениях с друзьями. И очень важно, чтобы дети получили эмоциональную поддержку от мамы, папы или бабушки и дедушки. Часто ребенок пытается найти выход из ситуации, а взрослому кажется, что он лучше знает, как надо делать. Однако прямой совет некоторыми детьми воспринимается как критика, им начинает казаться, что их способ решения ситуации не оценили, и они «закрываются» от взрослого. Поэтому советы нужно давать крайне осторожно. Обязательно надо спросить ребенка, что думает он сам, что собирается сделать в данном случае, и похвалить его идею. И только потом высказать свои мысли и рекомендации. Можно привести какой-то пример из собственного детства, чтобы проиллюстрировать, что определенный образ действий может привести к желаемому результату. Конечно, есть и другие дети – которые с радостью и благодарностью слушают родителей и пытаются следовать их рекомендациям, однако их не так много. В подростковом возрасте ситуация гораздо более сложная и заслуживает обсуждения в отдельной статье.

Также надо понимать, что есть дети (впрочем, как и взрослые), которые довольно легко скрывают все, что с ними происходит, со стороны кажется, что у них нет большой потребности в обсуждении своих чувств и действий. Но если во взрослом возрасте это может быть просто особенностью характера, то за ребенка всегда немного тревожно, когда не знаешь, о чем он думает и что собирается делать. Пока ребенок маленький, нужно все-таки пытаться наладить с ним доверительные отношения, не ругать за мелкие проступки, чтобы он не боялся рассказывать вам о себе в дальнейшем. Если ребенок будет уверен, что маме можно рассказать о какой-то своей шалости, а не только о достижениях, это, безусловно, будет способствовать созданию эмоционально комфортных отношений без страха и неуверенности.

Мы должны понимать, что ребенок – это не мы, это другой человек, который имеет право на свои секреты, на свою внутреннюю жизнь, деталями которой он не всегда хочет делиться с родителями. И взрослые должны уважать это право даже у очень маленьких детей и давать им возможность иметь свои маленькие секреты.

Екатерина Каширская
Детский психолог