Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Не мешайте ребенку играть
Не мешайте ребенку играть

Это самое лучшее, что можно сделать для развития его мышления, речи и воображения.

Оборудуйте дома спортивный уголок
Оборудуйте дома спортивный уголок

Упражнения на комплексе отлично развивают гибкость, выносливость и скорость реакции.

Бумага и карандаши должны быть в свободном доступе
Бумага и карандаши должны быть в свободном доступе

Даже бессмысленные каракули крайне полезны с точки зрения подготовки руки к письму в будущем.

Привлекайте детей к выполнению домашних дел
Привлекайте детей к выполнению домашних дел

Доверяя ребенку «взрослые» занятия, мы укрепляем его самооценку и поощряем стремление быть полезным.

У детей должна быть насыщенная жизнь вне дома
У детей должна быть насыщенная жизнь вне дома

Если ребенок не ходит в детсад, то должен регулярно общаться со сверстниками в других местах.

Навык общения

Начиная с 3,5 лет для гармоничного развития ребенку просто необходимы контакты не только со взрослыми, но и со сверстниками. Именно во взаимодействии с другими детьми малыш приобретает важнейшие коммуникативные навыки.

Как происходит общение ребенка и взрослого? Как правило, взрослый учит ребенка определенным умениям, передает знания об окружающем мире, транслирует культурные нормы поведения. Ребенок больше слушает, нежели говорит сам.

В контактах со сверстниками детям важнее проявить свою инициативу, высказаться самому. Детям необходимо договариваться о совместной игре, отстаивать свои игрушки, озвучивать пожелания или выражать недовольство. Все это требует умения связно, понятно и четко проговаривать свои намерения и мысли.

Со сверстниками ребенок общается более эмоционально, чем со взрослыми. Крики негодования, смех, обиды, восторг, кривляния – все это неизменно присутствует в детских разговорах и отражает особую свободу, характерную для их общения друг с другом.

Жесткие рамки «как надо» во взаимодействии между сверстниками отсутствуют, дети не чувствуют себя скованными, не стесняются, а потому могут пробовать разные «сценарии» поведения и получать разные ответные реакции. В связи с этим достаточно часто возникают конфликтные ситуации, однако для ребенка 3-4 лет — это ценнейший коммуникативный опыт.

Интеллектуальное развитие

Самое лучшее, что можно сделать для развития мышления, речи и воображения ребенка младшего дошкольного возраста, – это не мешать ему играть. Именно в игре формируется символическая функция сознания и происходит переход от наглядно-действенного мышления к образному.

Что касается специально организованных развивающих занятий с ребенком, то они должны преподноситься опять же исключительно в игровой форме и основываться на интересах ребенка.

Занятия-уроки за партой, проводимые против желания малыша, но в угоду моде на «раннее развитие», могут не только не дать результата, но и плохо сказаться на учебной мотивации в будущем.

Достаточно распространено заблуждение, что занятия с ребенком сводятся к обучению навыкам чтения и счета. Конечно, можно познакомить его с буквами и цифрами. Однако, ребенку 3-4 лет гораздо важнее овладеть следующими интеллектуальными операциями:

♦ сравнивать картинки или предметы, находить сходства и отличия;

♦ подбирать один предмет к другому по заданному признаку;

♦ различать и называть до 10 цветов, основные геометрические фигуры;

♦ владеть понятиями «один – много», «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «узкий – широкий» и др.;

♦ разделять предметы по группам: мебель, игрушки, одежда и т.д.;

♦ выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.

Кроме того, следует сделать акцент на расширении кругозора малыша, чтобы он знал названия и отличительные признаки домашних и диких животных, овощей, фруктов и ягод, птиц, рыб и насекомых, деревьев, цветов и грибов, времен года, частей суток и явлений природы.

Как развивать мелкую и крупную моторику

Лучшим средством развития крупной моторики у младших дошкольников являются подвижные игры – как в помещении, так и на свежем воздухе.

Это могут быть игры с простым сюжетом («Кот и воробушки», например), с перевоплощением в животных (ходить на носочках, как мышки, переваливаться с ноги на ногу, как мишки), хороводы и игры со спортинвентарём (мячи, обручи, скакалки). Соревновательные и командные игры в этом возрасте неактуальны.

Не менее важным фактором укрепления мышечного аппарата, повышения физической выносливости и улучшения координации движений является ежедневная зарядка. На этом этапе зарядка выполняется совместно с родителями (или другими взрослыми) в игровой форме, исключающей любое принуждение.

Если есть возможность, дома можно оборудовать спортивный уголок, включающий шведскую стенку, подвесной канат, кольца и другие приспособления. Упражнения на комплексе отлично развивают гибкость, выносливость и скорость реакции.

Что касается развития мелкой моторики, то здесь на помощь придут различные игрушки и пособия: мозаика, шнуровки, конструкторы, пазлы, магнитная рыбалка. Такие игры отлично тренируют тонкие движения кистей и пальцев.

Кроме того, ребенку можно предложить поиграть с предметами быта (прищепки, пипетки, сито, веревочки, бутылки и банки), крупами, природными материалами (шишки, веточки, камушки). При этом очень важно помнить о безопасности и строго контролировать игру с мелкими предметами.

Дети 3-4 лет обычно хорошо реагируют на пальчиковые игры в стихах и сказках, например, «Мальчик-с-пальчик» или «Белка на тележке». Сначала они просто наблюдают за движениями рук взрослого и слушают текст. Затем, подражая взрослому, уже сами совершают движения и соотносят их со словами. Подобные пальчиковые представления стимулируют развитие не только мелкой моторики, но и памяти, воображения, речи.

Мелкая моторика совершенствуется в занятиях лепкой. Ребенку 3-4-х лет можно показывать самые разные приемы лепки: скатывание шариков, раскатывание столбиков, сплющивание между пальцами или ладонями, размазывание по картону и многое другое. Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины, воска и пр.

Стоит всячески поощрять и рисование. Даже бессмысленные каракули крайне полезны с точки зрения подготовки руки к письму в будущем. Пусть бумага и карандаши будут у ребенка в свободном доступе.

Советы родителям

3-4 года – крайне благоприятный период для того, чтобы приучать ребенка ухаживать за собой: причёсываться, умываться, одеваться. Дети в этом возрасте обычно сами требуют самостоятельности в этих вопросах. Взрослым нужно лишь перестать относиться к ребенку как к несмышленому малышу и по инерции делать за него буквально всё. Однако будьте готовы, что на повседневные дела у вас будет уходить гораздо больше времени.

Можно и даже нужно привлекать ребенка к выполнению домашних обязанностей. Пусть его помощь в итоге окажется несущественной или даже «вредной» (хотел помыть посуду – разбил тарелку) – не беда. Результат не так важен, главное – готовность помочь близким. Доверяя ребенку «взрослые» занятия, мы укрепляем его самооценку и поощряем стремление быть полезным. Исключение – опасная работа, например, связанная с электричеством или газовой плитой.

У ребенка 3-4 лет должна быть насыщенная жизнь вне дома. Большинство детей к этому времени посещают детский сад, где они получают необходимый опыт социального взаимодействия.

Если ребенок по тем или иным причинам в детский сад не ходит, родителям необходимо позаботиться о том, чтобы он мог регулярно общаться со сверстниками в других местах. Это могут быть группы кратковременного пребывания, кружки, игровые комнаты в гипермаркетах или хотя бы обычные детские площадки.

Ребенок 3,5 лет гораздо более осознанно, чем раньше, относится к походам в театры, музеи и парки. Познавательные экскурсии, различные интерактивные программы, выставки и представления – все это поможет не только организовать семейный досуг, но и ответить на многочисленные детские «почему».

А вот чего не должно быть в жизни ребенка 3-4 лет – так это компьютерных игр, бесконтрольного просмотра телевизора и многочисленных приложений на мобильных устройствах. Эти программы могут сколько угодно называться «развивающими», однако по факту они не дают ребенку возможности самому придумывать и фантазировать, навязывая вместо этого готовые образы и сюжеты. Кроме того, чрезмерное увлечение гаджетами наносит вред здоровью – ухудшает зрение и осанку, возбуждает нервную систему ребенка и нарушает сон.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
nadejda danilova
Спасибо большое, статья отличная! Мы с мужем обязательно возьмем на заметку!
СсылкаПожаловаться
Евгения Евгения
Отличная статья, мы с дочкой с удовольствием возьмём на заметку некоторые моменты))
СсылкаПожаловаться
Gursad Novruzlu
Спасибо большое
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
На этом сроке пишут
Ola SokolovaПроблема с горшком
Нужен совет. Дочке 2,3. Не ходит на горшок и, в принципе, нет абсолютно к этому интереса (взгляд на горшке даже не задерживается). Подгузник только на сон (во сне не писает, так - на всякий случай) и на прогулку. Дома только в трусиках простых. Бегает-бегает, остановится, рукой спереди трусики сожмет и писает. Исключительно стоя. Если успеваю в эти доли секунды подвинуть горшок, то истерика - садиться не хочет ни в какую. И вообще, когда хочет в туалет, то всегда делает это только стоя. При ней так дома никто не делает. Через полгода в садик. И вот думаю - то ли перерастет, то ли какой метод использовать для приучения, что девочки ходят в туалет сидя!
219
Юлия Ралевичгоршок желание ходить голым 2,2 года
Сыну 2года 2 месяца, в наглую писает на пол, а сечас на диван во сне написал и лежит дальше спит. Ходит голышом, на одевание пробовали все способы, не получается ему одетым ходить по дому. Как в горшок писать показала в 2 года (сделала вид, что писаю стоя в горшок, спиной к нему, водичку лила), несколько раз демонстративно он пописал в этот горшок, потом эта игра ему надоела. Утром писает до подъема, на горшок посадить не успеваю, никаких признаков, что писать будет не подает, где стоял - там нассал, не меняя выражения лица. Надежда на мокрые неприятные штанишки была, но он голый ходит. Последнее время уже и неправильные меры пробовала: ругала за лужи. Нет толку. Я такая уже злая! Не знаю, в чем мой вопрос...никто не знает, как быть из знакомых. Может, тут кто-нибудь что-нибудь подскажет, чего в интернете не прочитать...
63
ОлесяРазвитие речи
Попали  на  прием  к  неврологу (по  рекомендации). Никакого  криминала она  не  увидела. Под  вопросом  темповая задержка  речи. Сын (2,5)  обращенную  речь  понимает, говорит много  слов, но  нет  чистого  произношения  и  нет предложений.Отпустила нас  на 6 месяцев и выписала  витаминчики  и гомеопатию.
Вопрос: 
Церебрум-композитум Н  - были ли улучшения? как  принимали уколы или пли?
Лецитин - российский  или  лучше заказывать заграницей? был ли  положительный сдвиг?
90
ВарвараКапризный ребёнок 2,5 года
Нужен совет, как себя вести с ребёнком. 2,5 года. Делает только то, что сам хочет, остальное все делает со скандалом и истерика. Истерики начинаются с самого утра, с просыпался. И продолжаются весь день. На улицу собираемся со скандалом, с улицы уходим со скандалом, в ванную идём со скандалом, и ванной тоже со скандалом. Ходим в садик. Собираемся тоже со скандалом, там ведёт себя нормально, но домой идём тоже со скандалом. Кто сталкивался с похожей Ситуацией? Уже нет никаких ни моральных, ни физических сил от этих скандалов.
166
МаринаУкладывание ребенка на сон
Всем привет. Девочки, как вы укладываете детей на дневной сон? Моей дочери 2,7. Раньше укачивала, месяца три как ложились и через некоторое время засыпала. Сейчас, около 2 недель просто жесть. Говорю, пошли спать. Всё везде сама выключит и идёт в спальню. И погнали... Прыжки, бег, визги в постели. Я терпеливо реагирую. Уложила в горизонтальное положение и.....
Сказки, песенки, стихи, массаж, поглаживание спинки...
Короче, это доходит до 1,5 часов. Отменить сон не вариант, считаю сон обязательно нужен ребёнку. Короче, после того, как дочь уснет, чувствую себя как на фото...)))
82
МаринаРебенок 2,6 года
Девчонки, всем привет.
Дано- дитю 2,6. Встаём часов в 10.00- 10.30. Мы обе совы, кайфуем до сада.
Дальше завтрак, уборка, прогулка. Приходим- готовка, обед, сон. Потом досуг. Спать около 23.00. Папа работает до поздна, поэтому рано не ложимся.
У подруг спрашивала- у многих так.
Сегодня говорила с одной маман. Ее дочка ровесница моей и она днём не спит. А ложится и просыпается как мы.
И та маман, спросив меня про наш график, говорит, что у них ТОЖЕ нет режима.
И ее подруга врач утверждает, что каждый ребёнок должен жить так. Встали в 8, завтрак, прогулка с 10.00 . Сон 12-15.00. Далее досуг и при таком раскладе ребёнок сам уснет в 9 вечера.
Всё, собственно. Скажите свои мнения?
У нас всё упорядоченно, ну вот не считаю я, что дитё должна просыпаться с петухами...
107
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АльцинаС тихим шелестом шурша....
 А у нас родители совсем весной овеяны? В Алтайском крае уволили учительницу русского языка и литературы вот за эти фотографии,выложенные в соцсети. Учитель школы занималась зимним плаванием,участвовала в празднике моржей,посвященным Универсиаде и несколько фоток выложила в соцсети. Какие то особоморальные родители увидели и пожаловались директору школы. Та предложила учителю написать заявление на увольнение. Другие родители встали в защиту,но последняя новость ,учитель все таки уволилась или ее уволили. Вот что это? Зависть к красивой тетке,какие то непонятные мне моральные устои. Что в этих фотках не так? Подробности все в новостях,с телеыона сложно много текста писать...Грустно все это как то...
372
excerptionВсем, кто боится пауков и змей, в тему не заходите...
А всем остальным привет и хорошего настроения 

Будет у меня сегодня пугающая подборка фотографии об Австралии. 
Надеюсь, что эта тема не отпугнет желающих приехать в Австралию. 
Австралия - страна большая. И тут много безопасных мест :)
Такое может произойти только в Австралии....
285
не люби мне мозги!Долгожданное счастье обернулось
Милые девочки!
Не знаю, зачем пишу. Может просто выговориться, может поддержку получить.

Родилась наша долгожданная дочечка. Роды были ужасны. И диагноз- подозрение на Синдром Дауна.
А потом к нему присоединился еще один- подозрение на порок сердца. Экстренная траспортировка малышки в детскую клинику, меня выписывают, и мы мчимся за машиной скорой помощи.
У малышки не хватает кислорода, лежит моя маленькая, обвешенная проводками и трубочками, везде все пищит и мигает. А в голове одни вопросы? Как? Почему? Почему в развитой стране, где медицина на таком уровне, несмотря на все обследования, и о таком диагнозе становится известно только после родов? Как жить дальше? Какое будущее и какая жизнь будет у ребенка? Жизнь ли это? А старшие дети? У старшего эпилепсия, его тянули за уши, чтоб на уровень обычного ребенка вывести. Среднему и так внимания не оставалось, а что дальше будет?
Столько вопросов, и ни одного ответа.
188
СветланкаРынок или магазин?
Всем доброго и солнечного дня!
Недалеко от дома у м. Пражская есть продовольственный рынок. Вчера я туда ездила чтоб закупиться овощами и пр. Для примера: кабачки 100 р, баклажаны 150. Поскольку я держу пост, а кабачки активно добавляю в пищу ребенка, то закупилась я ими основательно, дней на 10 вперед. Не помню точно до копейки, но баклажаны в Магните рядом с домом стоили больше 250, а кабачки больше 200.
Не буду перечислять весь список покупок))
Вечером обсуждая такой разброс цен с подругой услышала резкое ФИ на все рынки и вообще все продукты нужно только во ВкусВилл брать (готова к подобным комментариям и в этой теме).
Но вопрос открыт. Почему такая разница в стоимости? Рынок официальный, крытый, на вид и вкус кабачки и баклажаны от магазинных ничем не отличаются.
160
Египетская СВдогонку теме про СД
Дамы!
Вы чё устроили-то в теме за бедлам?!
Как не стыдно было всё это писать?!
Автору: простите наших коллег, у них случилось временное помутнение, я думаю.
Напишите, пожалуйста, потом, в какую сторону всё разрешилось.
Не хотите писать на форуме, напишите мне (я дам свою почту в первом комментарии).
Я думаю, Вы знаете, что у моего ребёнка проблемы с психикой и умственным развитием, так что я эти проблемы вижу изнутри.
Ну и я, конечно, пожелаю, чтобы все диагнозы прошли мимо.
Но если не пройдут... Вы не одна. И Вы не виноваты.
Удачи Вам.
116
MimiВода из крана
Когда, в каком возрасте вы начали, и начали ли вообще, давать воду из под крана ребёнку?
95
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru