Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Не мешайте ребенку играть
Не мешайте ребенку играть

Это самое лучшее, что можно сделать для развития его мышления, речи и воображения.

Оборудуйте дома спортивный уголок
Оборудуйте дома спортивный уголок

Упражнения на комплексе отлично развивают гибкость, выносливость и скорость реакции.

Бумага и карандаши должны быть в свободном доступе
Бумага и карандаши должны быть в свободном доступе

Даже бессмысленные каракули крайне полезны с точки зрения подготовки руки к письму в будущем.

Привлекайте детей к выполнению домашних дел
Привлекайте детей к выполнению домашних дел

Доверяя ребенку «взрослые» занятия, мы укрепляем его самооценку и поощряем стремление быть полезным.

У детей должна быть насыщенная жизнь вне дома
У детей должна быть насыщенная жизнь вне дома

Если ребенок не ходит в детсад, то должен регулярно общаться со сверстниками в других местах.

Навык общения

Начиная с 3,5 лет для гармоничного развития ребенку просто необходимы контакты не только со взрослыми, но и со сверстниками. Именно во взаимодействии с другими детьми малыш приобретает важнейшие коммуникативные навыки.

Как происходит общение ребенка и взрослого? Как правило, взрослый учит ребенка определенным умениям, передает знания об окружающем мире, транслирует культурные нормы поведения. Ребенок больше слушает, нежели говорит сам.

В контактах со сверстниками детям важнее проявить свою инициативу, высказаться самому. Детям необходимо договариваться о совместной игре, отстаивать свои игрушки, озвучивать пожелания или выражать недовольство. Все это требует умения связно, понятно и четко проговаривать свои намерения и мысли.

Со сверстниками ребенок общается более эмоционально, чем со взрослыми. Крики негодования, смех, обиды, восторг, кривляния – все это неизменно присутствует в детских разговорах и отражает особую свободу, характерную для их общения друг с другом.

Жесткие рамки «как надо» во взаимодействии между сверстниками отсутствуют, дети не чувствуют себя скованными, не стесняются, а потому могут пробовать разные «сценарии» поведения и получать разные ответные реакции. В связи с этим достаточно часто возникают конфликтные ситуации, однако для ребенка 3-4 лет — это ценнейший коммуникативный опыт.

Интеллектуальное развитие

Самое лучшее, что можно сделать для развития мышления, речи и воображения ребенка младшего дошкольного возраста, – это не мешать ему играть. Именно в игре формируется символическая функция сознания и происходит переход от наглядно-действенного мышления к образному.

Что касается специально организованных развивающих занятий с ребенком, то они должны преподноситься опять же исключительно в игровой форме и основываться на интересах ребенка.

Занятия-уроки за партой, проводимые против желания малыша, но в угоду моде на «раннее развитие», могут не только не дать результата, но и плохо сказаться на учебной мотивации в будущем.

Достаточно распространено заблуждение, что занятия с ребенком сводятся к обучению навыкам чтения и счета. Конечно, можно познакомить его с буквами и цифрами. Однако, ребенку 3-4 лет гораздо важнее овладеть следующими интеллектуальными операциями:

♦ сравнивать картинки или предметы, находить сходства и отличия;

♦ подбирать один предмет к другому по заданному признаку;

♦ различать и называть до 10 цветов, основные геометрические фигуры;

♦ владеть понятиями «один – много», «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «узкий – широкий» и др.;

♦ разделять предметы по группам: мебель, игрушки, одежда и т.д.;

♦ выявлять «лишний» предмет в представленном ряду.

Кроме того, следует сделать акцент на расширении кругозора малыша, чтобы он знал названия и отличительные признаки домашних и диких животных, овощей, фруктов и ягод, птиц, рыб и насекомых, деревьев, цветов и грибов, времен года, частей суток и явлений природы.

Как развивать мелкую и крупную моторику

Лучшим средством развития крупной моторики у младших дошкольников являются подвижные игры – как в помещении, так и на свежем воздухе.

Это могут быть игры с простым сюжетом («Кот и воробушки», например), с перевоплощением в животных (ходить на носочках, как мышки, переваливаться с ноги на ногу, как мишки), хороводы и игры со спортинвентарём (мячи, обручи, скакалки). Соревновательные и командные игры в этом возрасте неактуальны.

Не менее важным фактором укрепления мышечного аппарата, повышения физической выносливости и улучшения координации движений является ежедневная зарядка. На этом этапе зарядка выполняется совместно с родителями (или другими взрослыми) в игровой форме, исключающей любое принуждение.

Если есть возможность, дома можно оборудовать спортивный уголок, включающий шведскую стенку, подвесной канат, кольца и другие приспособления. Упражнения на комплексе отлично развивают гибкость, выносливость и скорость реакции.

Что касается развития мелкой моторики, то здесь на помощь придут различные игрушки и пособия: мозаика, шнуровки, конструкторы, пазлы, магнитная рыбалка. Такие игры отлично тренируют тонкие движения кистей и пальцев.

Кроме того, ребенку можно предложить поиграть с предметами быта (прищепки, пипетки, сито, веревочки, бутылки и банки), крупами, природными материалами (шишки, веточки, камушки). При этом очень важно помнить о безопасности и строго контролировать игру с мелкими предметами.

Дети 3-4 лет обычно хорошо реагируют на пальчиковые игры в стихах и сказках, например, «Мальчик-с-пальчик» или «Белка на тележке». Сначала они просто наблюдают за движениями рук взрослого и слушают текст. Затем, подражая взрослому, уже сами совершают движения и соотносят их со словами. Подобные пальчиковые представления стимулируют развитие не только мелкой моторики, но и памяти, воображения, речи.

Мелкая моторика совершенствуется в занятиях лепкой. Ребенку 3-4-х лет можно показывать самые разные приемы лепки: скатывание шариков, раскатывание столбиков, сплющивание между пальцами или ладонями, размазывание по картону и многое другое. Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины, воска и пр.

Стоит всячески поощрять и рисование. Даже бессмысленные каракули крайне полезны с точки зрения подготовки руки к письму в будущем. Пусть бумага и карандаши будут у ребенка в свободном доступе.

Советы родителям

3-4 года – крайне благоприятный период для того, чтобы приучать ребенка ухаживать за собой: причёсываться, умываться, одеваться. Дети в этом возрасте обычно сами требуют самостоятельности в этих вопросах. Взрослым нужно лишь перестать относиться к ребенку как к несмышленому малышу и по инерции делать за него буквально всё. Однако будьте готовы, что на повседневные дела у вас будет уходить гораздо больше времени.

Можно и даже нужно привлекать ребенка к выполнению домашних обязанностей. Пусть его помощь в итоге окажется несущественной или даже «вредной» (хотел помыть посуду – разбил тарелку) – не беда. Результат не так важен, главное – готовность помочь близким. Доверяя ребенку «взрослые» занятия, мы укрепляем его самооценку и поощряем стремление быть полезным. Исключение – опасная работа, например, связанная с электричеством или газовой плитой.

У ребенка 3-4 лет должна быть насыщенная жизнь вне дома. Большинство детей к этому времени посещают детский сад, где они получают необходимый опыт социального взаимодействия.

Если ребенок по тем или иным причинам в детский сад не ходит, родителям необходимо позаботиться о том, чтобы он мог регулярно общаться со сверстниками в других местах. Это могут быть группы кратковременного пребывания, кружки, игровые комнаты в гипермаркетах или хотя бы обычные детские площадки.

Ребенок 3,5 лет гораздо более осознанно, чем раньше, относится к походам в театры, музеи и парки. Познавательные экскурсии, различные интерактивные программы, выставки и представления – все это поможет не только организовать семейный досуг, но и ответить на многочисленные детские «почему».

А вот чего не должно быть в жизни ребенка 3-4 лет – так это компьютерных игр, бесконтрольного просмотра телевизора и многочисленных приложений на мобильных устройствах. Эти программы могут сколько угодно называться «развивающими», однако по факту они не дают ребенку возможности самому придумывать и фантазировать, навязывая вместо этого готовые образы и сюжеты. Кроме того, чрезмерное увлечение гаджетами наносит вред здоровью – ухудшает зрение и осанку, возбуждает нервную систему ребенка и нарушает сон.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
О чем говорят родители детей 3 лет 6 месяцев
Alice LiddellЯ тоже про горшок
Всем доброго дня!
И у меня вопрос про горшок. Дочке без недели 2 года. С горшком на Вы. Играть хочет с ним, садится, говорит "я сейчас пописаю". Объяснения слушает, сама говорит "даже котик писает на горшок". Но у самой до дела не доходит, встаёт и все туда же, в подгуз.
Я решила снять подгузники на день, чтобы ходила в обычных трусиках. И в связи с этим вопрос к тем, кто делал так же. Сколько по времени доходит до ребёнка взаимосвязь мокрых штанов и горшка? Такой способ вообще работает?
47
ГражданкаС какого возраста ваши дети включают электроприборы в розетку?
Вопрос в теме. С какого возраста считаете безопасным? Речь не про горячие приборы типа утюга и чайника . Напольная лампа и ночник пользуются популярностью у 4х летнего ребенка, запрещать?
39
ЛюбахаДва вопроса. Про самостоятельное кушанье и горшок
Девочки, сыну 2 года скоро, категорически не хочет кушать ложкой и вилкой. Кушает руками и очень долго. Когда у кого научились нормально кушать? Со старшим не было такого, с года начал кушать сам, ложкой. Малой естественно знает как правильно, но игнорит просто напросто.
И про горшок. Если допустим не высиживать и не настаивать, так и до трёх можно в памперсы ходить ведь ?или всё же придёт к нему это осознание и понимание? А если сейчас маленький появится, в памперсе опять же, надо ли будет двухлетке это, учится на горшок ходить...не будет ли регресса? На горшке дурниной орёт, на унитазе так же....не хочет сидеть, ничем не отвлечь
56
---------Беспокойный сон у ребенка
Сын (2,5года) стал почти каждую ночь стал кричать и плакать во сне. Прихожу к нему, начинаю гладить по спинке, успокаивать, а он еще больше "расходится", отталкивает мою руку. Все это с закрытыми глазами, то ли во сне, то ли глаза открыть боится. Когда наконец удается вытащить его из кроватки и открыть глаза, успокаивается мгновенно. На вопрос, почему кричал, говорит, что было страшно. Чего именно боялся, говорит: "волка", "медведь пришел" и пр. После этого засыпаем с ним вместе, и больше крики и плач не повторяются. 
Сын с первого дня спит отдельно от нас в своей комнате, всегда нормально спал, никаких неврологических и прочих диагнозов нет. Никогда его не запугивали никакими "барабашками"  и т.д. Ребенок он очень развитый, но эмоциональный, во все новое с интересом вникает, очень много ему читаем (сам просит), мультики смотрит не каждый день и максимум 30мин, с утра.  
Что это такое? если сны, то как с этим бороться? 
15
AnnaНесколько вопросов к тем,у кого дети поздно начали говорить
Доброе утро всем.
Есть несколько вопросов. Хотелось бы послушать советы и мнения тех, кто проходил подобное.
Дочке 2,5. Активная,речь и все обращения к ней понимает,просьбы выполняет. Но проблемы с речью. До года не было толком звуков,после сеансов у остеопата пошли звуки, слоги. Что имеем сейчас. Невролог (ходим к зав.отделением,т.к.у участкового невролога было два ответа:подождите, если не хотите ждать,то подавайте пантогам). Поставили задержку темпов речевого развития. Дочка говорить глаголы полностью (дать, не трогать, одеть, идти (в разных формах) и т.д.), а существительные в сокращенной форме. Например, девочка-это дев, мальчик- мал, трамвай- аям и т.д..
Вопрос к тем, у кого была похожая ситуация.
Как перейти к стадии проговаривания слов? К логопеду нас направили осенью (в сентябре еще подрезание уздечки, она короткая). И как перейти от "мяу","аф", и "му" к кошка,собака и корова?
Повторяем, исправляем,просим повторить. Но повторяет все равно в своей извращенной форме. Пробовали "не понимать",так она тогда раз 5 может повторить одну и ту же фразу, но на своем языке.
Спасибо за ответы.

И еще один вопрос. Про горшок. Скажите, как технически (лучше даже пошагово) Вы делаете,если гуляете на улице с ребенком, который только-только приучился к горшку? До дома добежать не вариант. А если это магазин или транспорт? Пока не понимаю, КАК .
121
ShenjaОтказ от дневного сна
Добрый вечер!
Сыну 2.4, уже 4-й день не спит днем: упирается, швыряет подушку и одеяло, пробую положить с собой, катается по кровати, но не спит. Заснул в 21 ч, буду будить в 6.30 наверно, чтоб поспал днем. А так засыпал эти дни в 21-21.30 и вставал в 8(7.30). У кого так было? Может, лекарства какие-то подавать?
26
Катюшка Бажанова
очень много для себя подчеркнула!спасибо вам большое!!! очень много для себя подчеркнула,спасибо вам огромное!!!)))
СсылкаПожаловаться
Елена
сомневалась на счет секции ушу с элементами танца) теперь однозначно поведу свое чадушко на занятия ! спасибо за совет
СсылкаПожаловаться
Наталия Погодаева
интересная статья. мой ребенок с 3 лет посещает школу развития и английский. действительно еще до нового года он был непоседа. сейчас его хвалят. он усидчив. а так же мы ходим в бассейн. ровно в 3,6 он начал осознавать, что мы ходим не развлекаться, а нужно учиться. каких-то полгода, а ребенок так подрос и стал понимать, что надо. надо ходить маме с папой на работу, а ему надо ходить в садик и учиться. он начал с недавнего времени хитрить, что мол я кашляю, не пойду, но мы проводим беседы, самое важное иметь терпение, не кричать, а объяснять как устроин мир и под лежачий камень вода не течет.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru