Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Уделите внимание развитию мелкой моторики
Уделите внимание развитию мелкой моторики

Ребенок стремительно растет, но крупные мышцы «обгоняют» мелкие.

Не запугивайте ребенка «бабайками»
Не запугивайте ребенка «бабайками»

Детское воображение отличается повышенной эмоциональностью и может спровоцировать различные страхи.

Ребенку нужно общение с другими детьми
Ребенку нужно общение с другими детьми

В этом возрасте это необходимое условие гармоничного развития личности.

Познакомьте ребенка с буквами
Познакомьте ребенка с буквами

Учить читать пока не обязательно. Большинство в этом возрасте еще не готовы к эффективному обучения чтению.

Физиология

К четырем с половиной годам ребенок сильно меняется внешне. Обычно к этому времени от детской пухлости не остается и следа. Связано это с тем, что после четырех лет практически исчезают подкожные жировые отложения, а мышечная ткань, наоборот, развивается очень активно.

ShenjaХуденький ребенок
Добрый вечер!
Дочке почти 5 лет, худенькая, вес сейчас не скажу, рост где-то между 110 и 116. Родилась 2560, но в срок и проблем со здоровьем не было, мясо ест, так что про низкий гемоглобин не думаю( опять же сдавали недавно кровь - врач бы сказал). Единственное, предстоит операция по удалению аденоидов. Летом гостила у бабушки на усиленном питании, но веса особо не прибавила - может 1-1.5 кг. Что можно проверить? Может, у кого-то такая проблема была, подскажите, пожалуйста, что вам назначали?
28

Кроме того, наращивается костная ткань, и малыш как будто вытягивается. Развиваются и черепные кости, поэтому не удивляйтесь, если вдруг в какой-то момент вам покажется, что у ребенка непропорционально выросла голова.

Очень быстро растут крупные мышцы, а мелкие (стопы, пальчики, межреберные мышцы) им уступают и, соответственно, требуют повышенного внимания. Чем больше вы будете развитием мелкой моторики ребенка, тем лучше.

К этому возрасту у ребенка уже должны быть все молочные зубы. Не поленитесь посчитать – их должно быть 20. Если зубы вылезли еще не все, обратитесь к детскому стоматологу. Причиной может быть нехватка кальция или фосфора, и врач пропишет специальные препараты.

Психологические особенности

Огромную роль в психической жизни ребенка этого возраста играет воображение. Дети фантазируют в разных направлениях: примеряют на себя самые неожиданные роли («я буду гитарой, а ты – играй на мне»); относятся к предметам, как к живым существам и приписывают им человеческие качества («книга обиделась, потому что я ее бросил»); с легкостью создают игровую обстановку, превращая комнату в дремучий лес, а шкаф – в высокую гору.

Ребенок с удовольствием сочиняет истории, в том числе и с собой в главной роли. Сюжеты этих сказок могут быть довольно оригинальными – космическое путешествие, приключения в мире насекомых, размышления от имени листика или цветка.

Воображение ярко проявляется в рисовании, пусть техническая сторона рисунка еще и не совершенна, и взрослые с трудом угадывают, что же на самом деле хотел нарисовать ребенок. Сам автор всегда знает, что изображает, хотя в процессе рисования замысел может меняться многократно: бабочка вдруг превращается в тучу, кошка – в сороконожку, а дом – в поезд. Малыш часто комментирует эти превращения и практически сочиняет на ходу.

При этом ребенок на самом деле верит в то, что придумывает. Воображаемые образы имеют для него личную значимость. Малышу до слез жалко Колобка, он искренне «прогоняет» тучу, закрывшую солнышко, однако он так же искренне боится какого-нибудь монстра под кроватью. Взрослым следует иметь это в виду и ни в коем случае не запугивать ребенка всякими «бабайками».

В сознании детей воображаемый и реальный мир не отделены друг от друга четкой границей, поэтому даже мысль о каких-то событиях («кто-то сидит в темной комнате и может схватить меня») может вызвать слезы и панику. Взрослым нужно быть очень деликатными в этом вопросе.

Старайтесь не вводить в жизнь ребенка придуманных отрицательных персонажей даже в воспитательных целях. Детское воображение отличается повышенной эмоциональностью и может спровоцировать многочисленные страхи.

Как общается

Для детей этого возраста характерна ярко выраженная тягой к общению со сверстниками. Общество других ребят становится для четырехлетки более привлекательным, чем одиночная игра или разговоры со взрослыми. Сейчас общение с другими детьми для него – это необходимое условие гармоничного развития личности.

В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной, дети учатся сотрудничать друг с другом. Они должны согласовывать свои действия, принимать во внимание активность всех участников игры. На первый план выходит общее дело.

В процессе тесного взаимодействия со сверстниками у ребенка возникает потребность в уважении с их стороны. Ему важно видеть, что другие дети обращают на него внимание, признают его успехи, считаются с его мнением. «А ты с нами не будешь играть» – эта фраза может стать поводом для глубочайшей обиды.

Нередко в общении детей возникает и соревновательное начало. Дети пристально следят за поведением и достижениями своих товарищей, иногда даже радуются их промахам и огорчаются, если их хвалят. В этом нет ничего постыдного. Это лишь говорит о том, что происходит качественная перестройка личности ребенка.

Через сравнение себя с другими детьми ребенок пытается утвердить себя как «успешного» или, наоборот, «неспособного». Такие понятия как «дружба», «сочувствие», «взаимопомощь» откроются для ребенка чуть позже.

Как заниматься с ребенком

Все, что было интересно ребенку и раньше – рисование, лепка, аппликация, конструирование, безусловно, остается актуальным и на этом этапе.

Если вы не сделали этого раньше – нужно познакомить ребенка с буквами, однако, учить читать пока не обязательно. К 4,5 года у большинства детей функциональные системы мозга еще не дозрели для эффективного обучения чтению.

Однако можно заниматься развитием логики, внимания, памяти, пространственного мышления и воображения. В помощь родителям – множество настольных игр и пособий: лото, домино, мозаики, пазлы, различные головоломки, например, танграм, кубики Никитина, квадраты Воскобовича и прочие. Такие игры способствуют развитию различных интеллектуальных функций в максимально ненавязчивой и интересной для ребенка форме.

Дети в этом возраста, как правило, отлично разговаривают, однако это не повод «забывать» про развитие речи, ведь словарный запас пополняется всю жизнь, а ребенок дошкольник еще так мало знает о мире. Старайтесь объяснять ему незнакомые слова и обороты, затрагивайте в повседневном общении разные темы и, конечно, читайте вслух.

Стихи, рассказы, народные и авторские сказки – все, что входит в «золотой фонд» детской литературы – настоящая сокровищница речи и человеческого опыта. Ни один экран не сможет дать ребенку того, что сосредоточено в литературных текстах.

Слушая книгу, дошкольник должен представлять события и героев, удерживать сюжет в голове, додумывать и рассуждать. Все это, естественно, требует сосредоточенности и воображения, а значит, формирует и развивает интеллектуальные и творческие способности.

Любой экран, напротив, предоставляет ребенку готовые образы, не оставляя места для собственной фантазии. К тому же часто дети просто «залипают» у телевизора или планшета, завороженные ярким видеорядом, и совершенно не воспринимают сути происходящего на экране.

Конечно, полностью исключить мультфильмы и компьютерные игры из жизни современных детей невозможно и не нужно. Существует много добрых и познавательных мультфильмов и передач, действительно полезных приложений на планшете. Но вводить ребенка в экранную культуру нужно с умом. Родителям следует внимательно выбирать мультфильмы – они должны быть понятны и красивы, с узнаваемыми персонажами и логичным сюжетом.

Ни в коем случае не оставляйте ребенка один на один с гаджетом, к которому подключен интернет. Дети быстро осваивают навигацию по всемирной паутине, однако, не всегда способны адекватно воспринимать и правильно интерпретировать полученную (чащу всего, случайно) в Сети информацию.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
О чем говорят родители детей 4 лет 6 месяцев
ShenjaХуденький ребенок
Добрый вечер!
Дочке почти 5 лет, худенькая, вес сейчас не скажу, рост где-то между 110 и 116. Родилась 2560, но в срок и проблем со здоровьем не было, мясо ест, так что про низкий гемоглобин не думаю( опять же сдавали недавно кровь - врач бы сказал). Единственное, предстоит операция по удалению аденоидов. Летом гостила у бабушки на усиленном питании, но веса особо не прибавила - может 1-1.5 кг. Что можно проверить? Может, у кого-то такая проблема была, подскажите, пожалуйста, что вам назначали?
28
СнежинкаСосет палец.
Добрый день. Вопрос в следующем, ребенку 4,5 года. После того как в 7 месяцев бросил грудь сосет большой палец. Сосет на ночной сон и для успокоения, отдыха. Только дома. В гостях и при незнакомых нет. Знает что это плохо. Так вот это привычка или навящевые движения. Меня если честно, но очень это волнует. Но бабушки с обоих сторон бьют тревогу и стыдят ребенка. Вообще ,как думаете на сколько это критично?
56
Наталья ШаховаКакой рост и вес был у ваших девочек в 5 лет?
У моей рост 112, вес 21, 3кг. Рост вроде нормальный, а веса как мне кажется многовато. Сколько был рост и вес у ваших девочек в этом возрасте?
64
LetisseЛогопед звуки, когда правильно начнем говорить?
Поставили достаточно быстро. Дочке 5. Сама не исправляется. Продолжает говорить не правильно. Я ее целый дергаю и поправляю. Но это длится уже две недели. Крайне редко у нее проскальзывает правильный звук. Сколько ж времени должно пройти чтоб ребенок послностью начал употреблять правильные звуки. Сколько у вас на это ушло времени?
47
Анастасия КоноваловаРебёнок не умеет одеваться.
Доброго времени суток.
Помогите пожалуйста советом.
Дочке 4 года. Одеваться она умеет. Но то как она это делает иногда выводит меня из себя. Я конечно понимаю, что это ребёнок она маленькая ещё.
Дело в том, что у нас все вещи растянуты, все горловины такие широкие что аж с плеча свисают, манжеты на рукавах такие же.
Юбки штанишки постоянно внизу болтаются, не подтягивает она их.
Дома всегда объясняю показываю как правильно.
Прихожу забирать с сада, и вижу этот ужас. Вечно лохматая с растянутой футболкой юбка вот вот скоро свалится.
Другие детки на мой взгляд как то получше с этим справляются. А моя вот так вот.
Я уже достала её каждый раз промываю мозги. Зря? Наверно стоит отстать от неё?
Или как научить?
Воспитатели помогают только тем кто вообще не умеет одеваться.
45
АнонимВопрос Марине Мелия
У моей старшей дочери (5,5 лет) наблюдается повышенная тревожность и нервозность. Выражается в сосании пальца, беспокойном засыпании, ночных страхах, психах (извините, за просторечье) при запретах и ночном энурезе. Первые проявления начались в 1 год и 5 месяцев, когда родилась средняя дочь (всего трое детей). Невролога начали посещать в два года (когда поняли с мужем, что самостоятельно любовью и лаской и балованием вопрос не решить). Невролог  прописал нам несколько курсов. Все исправно выполняли. В 4,5 года нам диагноз сняли. Ребенку, действительно, стало лучше (до этого мы еще выдергивали волосы. Представьте картину: большой палец одной руки во рту, а другой с боку она дергает себе волосы...((() Мы с мужем ее очень любим. Папа активно участвует в жизни ребенка, гуляет, водит на занятия, занимается дома. Семья спокойная, мы не кричим и не шлепаем детей. Применяем советы итальянского психолога Даниэлле Новара. Как помочь еще ребенку?
13
ЭЛЬЗА ГИСМАТУЛЛИНА
Должен: - Решать простейшие математические примеры; - Читать коротенькие слова; Совершенно не согласна с этим! Дочь (4,5 года ровно) еще не знает буквы и цифры, и я не собираюсь им учить ее еще как минимум год.
СсылкаПожаловаться
DrPsyhodelik
В ответ на комментарий от ЭЛЬЗА ГИСМАТУЛЛИНА
ЭЛЬЗА ГИСМАТУЛЛИНА
Должен: - Решать простейшие математические примеры; - Читать коротенькие слова; Совершенно не согласна с этим! Дочь (4,5 года ровно) еще не знает буквы и цифры, и я не собираюсь им учить ее еще как минимум год.
СсылкаПожаловаться
Да, зачем ребенка чему-либо учить. Улица научит. Потом родители спрашивают себя, почему у них дети такие тупые.
СсылкаПожаловаться
Ольга Железнова
Полностью согласна со статьей:нам сейчас 4,7 примеры мы еще до 4 научились решать, это же так интересно! читаем слова 3-4, а иногда и 5 букв, а в 4 кричал "я ни за что никогда не буду читать!" Мы уже месяц ходим на шахматы и ребенок в восторге! Логика! А вот логические выводы мы начали делать гораздо раньше, описывать последовательность действий, чтоб чего-то добиться. Ну конечно все обучение в виде игр и это с самого детства. Тут главное фантазия мамы)))
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru