Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Уделите внимание развитию мелкой моторики
Уделите внимание развитию мелкой моторики

Ребенок стремительно растет, но крупные мышцы «обгоняют» мелкие.

Не запугивайте ребенка «бабайками»
Не запугивайте ребенка «бабайками»

Детское воображение отличается повышенной эмоциональностью и может спровоцировать различные страхи.

Ребенку нужно общение с другими детьми
Ребенку нужно общение с другими детьми

В этом возрасте это необходимое условие гармоничного развития личности.

Познакомьте ребенка с буквами
Познакомьте ребенка с буквами

Учить читать пока не обязательно. Большинство в этом возрасте еще не готовы к эффективному обучения чтению.

Физиология

К четырем с половиной годам ребенок сильно меняется внешне. Обычно к этому времени от детской пухлости не остается и следа. Связано это с тем, что после четырех лет практически исчезают подкожные жировые отложения, а мышечная ткань, наоборот, развивается очень активно.

Кроме того, наращивается костная ткань, и малыш как будто вытягивается. Развиваются и черепные кости, поэтому не удивляйтесь, если вдруг в какой-то момент вам покажется, что у ребенка непропорционально выросла голова.

Очень быстро растут крупные мышцы, а мелкие (стопы, пальчики, межреберные мышцы) им уступают и, соответственно, требуют повышенного внимания. Чем больше вы будете развитием мелкой моторики ребенка, тем лучше.

К этому возрасту у ребенка уже должны быть все молочные зубы. Не поленитесь посчитать – их должно быть 20. Если зубы вылезли еще не все, обратитесь к детскому стоматологу. Причиной может быть нехватка кальция или фосфора, и врач пропишет специальные препараты.

Психологические особенности

Огромную роль в психической жизни ребенка этого возраста играет воображение. Дети фантазируют в разных направлениях: примеряют на себя самые неожиданные роли («я буду гитарой, а ты – играй на мне»); относятся к предметам, как к живым существам и приписывают им человеческие качества («книга обиделась, потому что я ее бросил»); с легкостью создают игровую обстановку, превращая комнату в дремучий лес, а шкаф – в высокую гору.

Ребенок с удовольствием сочиняет истории, в том числе и с собой в главной роли. Сюжеты этих сказок могут быть довольно оригинальными – космическое путешествие, приключения в мире насекомых, размышления от имени листика или цветка.

Воображение ярко проявляется в рисовании, пусть техническая сторона рисунка еще и не совершенна, и взрослые с трудом угадывают, что же на самом деле хотел нарисовать ребенок. Сам автор всегда знает, что изображает, хотя в процессе рисования замысел может меняться многократно: бабочка вдруг превращается в тучу, кошка – в сороконожку, а дом – в поезд. Малыш часто комментирует эти превращения и практически сочиняет на ходу.

При этом ребенок на самом деле верит в то, что придумывает. Воображаемые образы имеют для него личную значимость. Малышу до слез жалко Колобка, он искренне «прогоняет» тучу, закрывшую солнышко, однако он так же искренне боится какого-нибудь монстра под кроватью. Взрослым следует иметь это в виду и ни в коем случае не запугивать ребенка всякими «бабайками».

В сознании детей воображаемый и реальный мир не отделены друг от друга четкой границей, поэтому даже мысль о каких-то событиях («кто-то сидит в темной комнате и может схватить меня») может вызвать слезы и панику. Взрослым нужно быть очень деликатными в этом вопросе.

Старайтесь не вводить в жизнь ребенка придуманных отрицательных персонажей даже в воспитательных целях. Детское воображение отличается повышенной эмоциональностью и может спровоцировать многочисленные страхи.

Как общается

Для детей этого возраста характерна ярко выраженная тягой к общению со сверстниками. Общество других ребят становится для четырехлетки более привлекательным, чем одиночная игра или разговоры со взрослыми. Сейчас общение с другими детьми для него – это необходимое условие гармоничного развития личности.

В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной, дети учатся сотрудничать друг с другом. Они должны согласовывать свои действия, принимать во внимание активность всех участников игры. На первый план выходит общее дело.

В процессе тесного взаимодействия со сверстниками у ребенка возникает потребность в уважении с их стороны. Ему важно видеть, что другие дети обращают на него внимание, признают его успехи, считаются с его мнением. «А ты с нами не будешь играть» – эта фраза может стать поводом для глубочайшей обиды.

Нередко в общении детей возникает и соревновательное начало. Дети пристально следят за поведением и достижениями своих товарищей, иногда даже радуются их промахам и огорчаются, если их хвалят. В этом нет ничего постыдного. Это лишь говорит о том, что происходит качественная перестройка личности ребенка.

Через сравнение себя с другими детьми ребенок пытается утвердить себя как «успешного» или, наоборот, «неспособного». Такие понятия как «дружба», «сочувствие», «взаимопомощь» откроются для ребенка чуть позже.

Как заниматься с ребенком

Все, что было интересно ребенку и раньше – рисование, лепка, аппликация, конструирование, безусловно, остается актуальным и на этом этапе.

Если вы не сделали этого раньше – нужно познакомить ребенка с буквами, однако, учить читать пока не обязательно. К 4,5 года у большинства детей функциональные системы мозга еще не дозрели для эффективного обучения чтению.

Однако можно заниматься развитием логики, внимания, памяти, пространственного мышления и воображения. В помощь родителям – множество настольных игр и пособий: лото, домино, мозаики, пазлы, различные головоломки, например, танграм, кубики Никитина, квадраты Воскобовича и прочие. Такие игры способствуют развитию различных интеллектуальных функций в максимально ненавязчивой и интересной для ребенка форме.

Дети в этом возраста, как правило, отлично разговаривают, однако это не повод «забывать» про развитие речи, ведь словарный запас пополняется всю жизнь, а ребенок дошкольник еще так мало знает о мире. Старайтесь объяснять ему незнакомые слова и обороты, затрагивайте в повседневном общении разные темы и, конечно, читайте вслух.

Стихи, рассказы, народные и авторские сказки – все, что входит в «золотой фонд» детской литературы – настоящая сокровищница речи и человеческого опыта. Ни один экран не сможет дать ребенку того, что сосредоточено в литературных текстах.

Слушая книгу, дошкольник должен представлять события и героев, удерживать сюжет в голове, додумывать и рассуждать. Все это, естественно, требует сосредоточенности и воображения, а значит, формирует и развивает интеллектуальные и творческие способности.

Любой экран, напротив, предоставляет ребенку готовые образы, не оставляя места для собственной фантазии. К тому же часто дети просто «залипают» у телевизора или планшета, завороженные ярким видеорядом, и совершенно не воспринимают сути происходящего на экране.

Конечно, полностью исключить мультфильмы и компьютерные игры из жизни современных детей невозможно и не нужно. Существует много добрых и познавательных мультфильмов и передач, действительно полезных приложений на планшете. Но вводить ребенка в экранную культуру нужно с умом. Родителям следует внимательно выбирать мультфильмы – они должны быть понятны и красивы, с узнаваемыми персонажами и логичным сюжетом.

Ни в коем случае не оставляйте ребенка один на один с гаджетом, к которому подключен интернет. Дети быстро осваивают навигацию по всемирной паутине, однако, не всегда способны адекватно воспринимать и правильно интерпретировать полученную (чащу всего, случайно) в Сети информацию.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
На этом сроке пишут
Black BacardiСтрах ребенка перед смертью родителей.
Доброй ночи,форумчане.Дочери в августе будет 6 лет.Месяц назад она заявила мне:мам,я не хочу чтобы ты на облачко ушла.Мне прям сразу не по себе стало,объяснила что маме с папой ещё правнуков женить надо и что мама с папой всегда рядом...чтобы не переживала и об этом не вспоминала больше.Дочь стала мягче,ласковее,всегда обнимается,целуется,каждый день по 10 раз говорит что любит,везде за нами как хвост,даже в сад со слезами ходить стала.
Сегодня в очередной раз подошла поцеловать и расплакалась,минут 5 я её уговаривала рассказать что у неё случилось.В итоге дочь сказала:я не хочу чтобы вы с папой умирали.Мы её очень долго успокаивали,что только не говорили.
Мамы,как себя вести и что с этим делать?Кто сталкивался с данным явлением?Мне очень не по себе от данной темы
57
Анжелика ИвановаКак научить сына писать стоя??
Сыну 4 года. Привык писать на унитазе сидя. Теперь проблема на улице. Вчера были на пляже, пошли писать в кустики. Так он аж на колени упал!
Проблема в том,что он стесняется браться руками за писюн, поэтому выгибается так,что падает!
Пожаловалась мужу, говорю,научи его личным примером писать,как мужик. А он говорит, пусть сидя писает. Ну это же ненормально...наверное...
Как вы своих приучали?
62
ЮлианаПереживаю и грызу себя...
Девочки, неспокойно мне. Дочь моя- умница, и, тьфу-тьфу, ходит в сад стабильно. Следующий год последний. Так вот...я вот задумалась и расстроилась. Я работаю, притрм на 2 работах (хороших, которые позволяют все вечера проводить с дочкой, приносят хороший дозод, перспективы). Так вот...дочка ходит давно. Сначала частный, потрм гос... и каждый год я пишу заявление на другой сад на время ремонта на месяц. И вот спрашивает она меня: мам, а Соня уже не ходит в сад, а почему я хожу? Мамочка, а Оля с бабушкой улетела отдыхать, а почему я в саду? Мамочка а я устала ходить в сад, скорее бы лето- мои подружки все к бабушкам едут. У нас с бабушками тяжело))) Они есть, но их как бы нет) И ароучается каждый год моя дочь меняет садики на этот месяц, и с группы нас таких "перекати-поле" всего 3 человека из 30! И вот она круглогодично ходит (тьфу тьфу), и я вижу ей уже тяжко. Отпуск взять не могу. Могу, но только в июле - мы поедем на море. И вот жалко ее... Часто 7:15 мы тащимся в сад. Сейчас в другой пойдет. И себя ругаю, ну вот скоро на неделю забью на всё и буду с ней везде ходить гулять. Но тем не менее... отпуска у нее нет. С бабушками там или со мной. Как у других. Каждый день-садик. Простите, накипело, жалко дочку как-то, что-ли...
87
НезабудкаДети придуряются
Девочки, какие есть действенные способы? Дети у меня (мальчики, 5 лет) вообще такие, что к ним липнет все плохое. Сейчас притворяются умственно отсталыми. В саду, видимо, общаются словами и предложениями, дома - звуками, в основном, "у" и "ы". Я уже слышать не могу это "ы" во всех интонациях. Задали выучить стишок - не могут. Раньше на все утренники нормально учили, теперь все, никак. Стишок начинался со слов "Ла-ла-ла", и Кирюша не мог запомнить, что это проклятое "ла" повторяется три раза. Так как за 4 года и две диспансеризации в саду глубокая умственная отсталость уже была бы хоть кем-то замечена, склоняюсь, что детям так хочется и нравится. Тем более, еще недавно все нормалльно запоминали и до трех считать могли. Я не верю, что вот так резко отупели. Ругаю за это долбаное "ы" и "у" и все прочее, толку - ноль. КАкие есть действенные способы?
62
Мария АлексееваЖидкие волосы у девочки 5 лет
У дочери очень тонкие жидкие волосы с рождения . На висках и вокруг лба вообще не растут почти , а те что есть растут очень медленно (там даже пуха и подволосков нет у неё). Два раза стригли под машинку -в год и в три. За два года отрасли сантиметров на 10-12 максимум . На висках и того меньше . У самой не с руку коса , но и не три волосинки. У мужа и его родни тоже нормальные волосы . Не знаю , что с ней делать . К трихологу? И лечится ли это? Через 1,5 года в школу , а волос нет. Боюсь , что начнутся комплексы у ребёнка
76
Helen N.Проблемы с засыпанием
Доброй ночи! Посоветуйте как быть. Сын почти 7 лет , с младенчества можно сказать проблемы с засыпанием. С 3 в своей кровати, с 5 в отдельной комнате. Ночник горит, дверь не закрываею, но не может заснуть. Читаю перед сном, бывает сразу заснёт, но чаще - нет. Хочет чтобы с ним сидела до последнего или я приходила проверяла. Сейчас время 12 ый час, я приходила уже раз 6-7 (уже закипают) сам лежит , не спит, накручивает себя. Бегает ко мне проверяет на месте ли я. К слову никогда никуда не уходила. Посоветуйте что делать, опытные родители. У кого такие же дети?
94
Технамаш
читать и считать короткие примеры ,для этого нужно заниматься с ребенком с отрывом от производства, или нанимать учителей что не всякому по карману!
СсылкаПожаловаться
Лена Попова
В ответ на комментарий от Марина
Марина
Правильно. Родителям выполнить функции школы, научить читать считать. рисовать и писать для того, чтобы потом получить в 1 или 2 классе учебники приближенные к критинизму по составу. Ах да, забыла! Ещё научить говорить как минимум на французском языке и заготовить учебники для китайского... Утрирую все конечно, но читая такие статьи понимаю что наша система педагогики с каждым годом все более сходит с ума и вешает ярлыки на детей (обычно развит или "особенно"). И потом у нас молодёжь 13-15 лет выбрасывается из окон и т.п. Причём не наркоманы или неблагополучные, а совершенно нормальные, так называемые лучшие ученики школ. Меня родители в 5,5 лет научили считать и читать. И мне это нисколько не помешало получить два высших образования и хорошую специальность. К чему лишать детства детей? Не проще ли дать им возможность радоваться быть ребёнком?! Выучит до 5 лет алфавит и слава Богу. Считает до 20ти?! Ну и прекрасно. Перенимаем с Запада самостоятельно странные новшества (из разряда сверхраннее развитие или изучение иностранных языков в 2-3 года) и удивляемся когда что-то идет не так. Никого ни к чему не призываю и не навязываю. ИМХО
СсылкаПожаловаться
Удивлю Вас- на западе, как раз, такого нет
СсылкаПожаловаться
ЗАЙКА
я своего не разу не заставляла сейчас есть мультики позновательные он подходит сам и говорит какая буква . а если заставлять читать и писать и тд тп . то в 1 класс пойдет и ему будет не интереснно
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru