Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Уделите внимание развитию мелкой моторики
Уделите внимание развитию мелкой моторики

Ребенок стремительно растет, но крупные мышцы «обгоняют» мелкие.

Не запугивайте ребенка «бабайками»
Не запугивайте ребенка «бабайками»

Детское воображение отличается повышенной эмоциональностью и может спровоцировать различные страхи.

Ребенку нужно общение с другими детьми
Ребенку нужно общение с другими детьми

В этом возрасте это необходимое условие гармоничного развития личности.

Познакомьте ребенка с буквами
Познакомьте ребенка с буквами

Учить читать пока не обязательно. Большинство в этом возрасте еще не готовы к эффективному обучения чтению.

Физиология

К четырем с половиной годам ребенок сильно меняется внешне. Обычно к этому времени от детской пухлости не остается и следа. Связано это с тем, что после четырех лет практически исчезают подкожные жировые отложения, а мышечная ткань, наоборот, развивается очень активно.

Кроме того, наращивается костная ткань, и малыш как будто вытягивается. Развиваются и черепные кости, поэтому не удивляйтесь, если вдруг в какой-то момент вам покажется, что у ребенка непропорционально выросла голова.

Очень быстро растут крупные мышцы, а мелкие (стопы, пальчики, межреберные мышцы) им уступают и, соответственно, требуют повышенного внимания. Чем больше вы будете развитием мелкой моторики ребенка, тем лучше.

К этому возрасту у ребенка уже должны быть все молочные зубы. Не поленитесь посчитать – их должно быть 20. Если зубы вылезли еще не все, обратитесь к детскому стоматологу. Причиной может быть нехватка кальция или фосфора, и врач пропишет специальные препараты.

Психологические особенности

Огромную роль в психической жизни ребенка этого возраста играет воображение. Дети фантазируют в разных направлениях: примеряют на себя самые неожиданные роли («я буду гитарой, а ты – играй на мне»); относятся к предметам, как к живым существам и приписывают им человеческие качества («книга обиделась, потому что я ее бросил»); с легкостью создают игровую обстановку, превращая комнату в дремучий лес, а шкаф – в высокую гору.

Ребенок с удовольствием сочиняет истории, в том числе и с собой в главной роли. Сюжеты этих сказок могут быть довольно оригинальными – космическое путешествие, приключения в мире насекомых, размышления от имени листика или цветка.

Воображение ярко проявляется в рисовании, пусть техническая сторона рисунка еще и не совершенна, и взрослые с трудом угадывают, что же на самом деле хотел нарисовать ребенок. Сам автор всегда знает, что изображает, хотя в процессе рисования замысел может меняться многократно: бабочка вдруг превращается в тучу, кошка – в сороконожку, а дом – в поезд. Малыш часто комментирует эти превращения и практически сочиняет на ходу.

При этом ребенок на самом деле верит в то, что придумывает. Воображаемые образы имеют для него личную значимость. Малышу до слез жалко Колобка, он искренне «прогоняет» тучу, закрывшую солнышко, однако он так же искренне боится какого-нибудь монстра под кроватью. Взрослым следует иметь это в виду и ни в коем случае не запугивать ребенка всякими «бабайками».

В сознании детей воображаемый и реальный мир не отделены друг от друга четкой границей, поэтому даже мысль о каких-то событиях («кто-то сидит в темной комнате и может схватить меня») может вызвать слезы и панику. Взрослым нужно быть очень деликатными в этом вопросе.

Старайтесь не вводить в жизнь ребенка придуманных отрицательных персонажей даже в воспитательных целях. Детское воображение отличается повышенной эмоциональностью и может спровоцировать многочисленные страхи.

Как общается

Для детей этого возраста характерна ярко выраженная тягой к общению со сверстниками. Общество других ребят становится для четырехлетки более привлекательным, чем одиночная игра или разговоры со взрослыми. Сейчас общение с другими детьми для него – это необходимое условие гармоничного развития личности.

В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной, дети учатся сотрудничать друг с другом. Они должны согласовывать свои действия, принимать во внимание активность всех участников игры. На первый план выходит общее дело.

В процессе тесного взаимодействия со сверстниками у ребенка возникает потребность в уважении с их стороны. Ему важно видеть, что другие дети обращают на него внимание, признают его успехи, считаются с его мнением. «А ты с нами не будешь играть» – эта фраза может стать поводом для глубочайшей обиды.

Нередко в общении детей возникает и соревновательное начало. Дети пристально следят за поведением и достижениями своих товарищей, иногда даже радуются их промахам и огорчаются, если их хвалят. В этом нет ничего постыдного. Это лишь говорит о том, что происходит качественная перестройка личности ребенка.

Через сравнение себя с другими детьми ребенок пытается утвердить себя как «успешного» или, наоборот, «неспособного». Такие понятия как «дружба», «сочувствие», «взаимопомощь» откроются для ребенка чуть позже.

Как заниматься с ребенком

Все, что было интересно ребенку и раньше – рисование, лепка, аппликация, конструирование, безусловно, остается актуальным и на этом этапе.

Если вы не сделали этого раньше – нужно познакомить ребенка с буквами, однако, учить читать пока не обязательно. К 4,5 года у большинства детей функциональные системы мозга еще не дозрели для эффективного обучения чтению.

Однако можно заниматься развитием логики, внимания, памяти, пространственного мышления и воображения. В помощь родителям – множество настольных игр и пособий: лото, домино, мозаики, пазлы, различные головоломки, например, танграм, кубики Никитина, квадраты Воскобовича и прочие. Такие игры способствуют развитию различных интеллектуальных функций в максимально ненавязчивой и интересной для ребенка форме.

Дети в этом возраста, как правило, отлично разговаривают, однако это не повод «забывать» про развитие речи, ведь словарный запас пополняется всю жизнь, а ребенок дошкольник еще так мало знает о мире. Старайтесь объяснять ему незнакомые слова и обороты, затрагивайте в повседневном общении разные темы и, конечно, читайте вслух.

Стихи, рассказы, народные и авторские сказки – все, что входит в «золотой фонд» детской литературы – настоящая сокровищница речи и человеческого опыта. Ни один экран не сможет дать ребенку того, что сосредоточено в литературных текстах.

Слушая книгу, дошкольник должен представлять события и героев, удерживать сюжет в голове, додумывать и рассуждать. Все это, естественно, требует сосредоточенности и воображения, а значит, формирует и развивает интеллектуальные и творческие способности.

Любой экран, напротив, предоставляет ребенку готовые образы, не оставляя места для собственной фантазии. К тому же часто дети просто «залипают» у телевизора или планшета, завороженные ярким видеорядом, и совершенно не воспринимают сути происходящего на экране.

Конечно, полностью исключить мультфильмы и компьютерные игры из жизни современных детей невозможно и не нужно. Существует много добрых и познавательных мультфильмов и передач, действительно полезных приложений на планшете. Но вводить ребенка в экранную культуру нужно с умом. Родителям следует внимательно выбирать мультфильмы – они должны быть понятны и красивы, с узнаваемыми персонажами и логичным сюжетом.

Ни в коем случае не оставляйте ребенка один на один с гаджетом, к которому подключен интернет. Дети быстро осваивают навигацию по всемирной паутине, однако, не всегда способны адекватно воспринимать и правильно интерпретировать полученную (чащу всего, случайно) в Сети информацию.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
О чем говорят родители детей 4 лет 6 месяцев
ЮляшаУчимся кататься на велосипеде
Всем добрый день. Подскажите, как вы учили детей слезать с двухколесного велосипеда?
Стала учить дочку кататься без дополнительных колес. Равновесие научилась держать за один день, а вот слезть сама не может. Бросает руль и падает на бок,, при этом нога оказывается под сидением. Уже все лодыжки в синяках (((. Я и объясняла, и показывала - не получается.
40
ЛошадкаТема личной гигиены ребенка 4 лет.
Вопрос конечно покажется странным. Но вот не знаю. Что делать. Нашу группу закрыли на период отпуска.. детей раскидали по группам. И вроде все нормально. Привыкла быстро. Но вот одна проблема .. какать. В той группе у них такая хорошая мл. Воспитатель и проблемы вытереть попу ( уж извините) не возникало. А тут сказали категорически. Нет. Учите. Мы не помогаем. И теперь она перпит. Целый день. Выдала что я научилась терпеть. Вчера отказалась гулять ..И бежали бегом до бабушки ( она ближе на 2 дома чем мы) утром не покакала. И вот понимаю что будет терпеть. Учить тоже пробовали. Истерика. У меня будут грязные руки и микробы. Пойду забирать после сна. Это ж до запоров не далеко уже. И психоза. Учить конечно будем. Но это же не сразу. Когда ваши дети научились ранний гигиенической процедуре.... В старую группу только после 15 августа.
201
Мария мамаКак правильно вести себя в такой ситуации
Здравстуйте! Сегодня столкнулась с непонятной для меня ситуацией. Были мы с сыном на детском дне рождения.
Сначала был квест, со взрослыми, всё ок. Ну а потом дети поели и играют, взрослые общаются за столом.
Дети: именинница (8 лет), мой сын (5 лет), его двоюродный брат (10 лет), две подружки именинницы (7 и 9 лет, кажется). Ну, наш двоюродный брат особенный товарищ, он сидит безвылазно в планшете/телефоне. Вот так родители считают нормальным. Одна из девочек какая-то на своей волне, че-то сама себе ходит, никто ей и не нужен. А две - именинница и подружка 7 лет - "объединились", играют вместе. Мой сын очень добрый мальчик, он с любыми не агрессивными детьми готов и хочет играть.
И вот получилась ситуация. Брат в телефоне, незнакомая девочка 9 лет на своей волне, и две девочки не принимают сына в свою игру, убегают от него. При том, что с именинницей при личном общении сын прекрасно играет!!! Сын непонимающе на меня смотрит, как бы спрашивая: "Что же мне делать?" Даже на длинные скамейки-качели его не пускают. На  одной катается брат, на другой именинница. Он крестной говорит: "Я хочу с девочками покататься". Ну крестная предложила сама с ним покататься, он был рад. Но все-таки ему хотелось общих игр с детьми.
А я растерялась и не могу понять, что надо было посоветовать сыну. Ситуация еще осложняется тем, что у меня полуторагодовалая дочка, которая к тому времени устала и хотела сидеть у меня на руках. Вот что делать в такой компании?
63
Black BacardiСтрах ребенка перед смертью родителей.
Доброй ночи,форумчане.Дочери в августе будет 6 лет.Месяц назад она заявила мне:мам,я не хочу чтобы ты на облачко ушла.Мне прям сразу не по себе стало,объяснила что маме с папой ещё правнуков женить надо и что мама с папой всегда рядом...чтобы не переживала и об этом не вспоминала больше.Дочь стала мягче,ласковее,всегда обнимается,целуется,каждый день по 10 раз говорит что любит,везде за нами как хвост,даже в сад со слезами ходить стала.
Сегодня в очередной раз подошла поцеловать и расплакалась,минут 5 я её уговаривала рассказать что у неё случилось.В итоге дочь сказала:я не хочу чтобы вы с папой умирали.Мы её очень долго успокаивали,что только не говорили.
Мамы,как себя вести и что с этим делать?Кто сталкивался с данным явлением?Мне очень не по себе от данной темы
58
Анастасия ГореловаС чем спит ваш ребенок в 4 года
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста с чем спят ваши дети? Ну то есть с какой то игрушкой или что то мягкое? С чем они ложатся спать?
Заранее всем спасибо большое за ответ. 
139
ГражданкаДети друзей гнобят нашего ребенка
Есть вот такая проблема. Дружим с родителями, давно работаем вместе, ну и хобби нас связывают. Их дети старше наших на два года.

Встречаемся нечасто, но всякий раз наш старший ребенок от них страдает. Очень их ждёт, дети друзей вроде тоже с удовольствием к нам идут и ждут в гости. Но всякий раз наш ребенок пытается играть, рассказывает что-то, предлагает игрушки, развлечения, угощения, а те ее в игнор.

Нет сначала-то все нормально, но потом начинается двое против одного. Возьмут спиной повернутся, просто уйдут посреди игры. Наша за ними бежит. Та мама иногда это пресекает,но редко. Мне очень обидно бывает. С другими детьми вообще проблем нет. Прекратить общение не получится.

Как правильно себя вести, хочется послушать мнения. Считает их подругами, я уже не акцентирую на этом внимание, но на ДР друг к другу ходят (потому что мы дружим). Но там то же самое происходит, нашу именно эти две сестры игнорят. Их родители очень хотят наших детей подружить, может, проблема в этом? Ещё и живём в одном районе.

Только не надо меня сразу обвинять, что я плохая мать, и что мой ребенок не умеет дружить. В идеале бы прекратить отношения, но не хочется терять друзей из-за этого. Те родители ничего не замечают, все нормально .

Поделитесь мыслями, девушки.
325
Технамаш
читать и считать короткие примеры ,для этого нужно заниматься с ребенком с отрывом от производства, или нанимать учителей что не всякому по карману!
СсылкаПожаловаться
Лена Попова
В ответ на комментарий от Марина
Марина
Правильно. Родителям выполнить функции школы, научить читать считать. рисовать и писать для того, чтобы потом получить в 1 или 2 классе учебники приближенные к критинизму по составу. Ах да, забыла! Ещё научить говорить как минимум на французском языке и заготовить учебники для китайского... Утрирую все конечно, но читая такие статьи понимаю что наша система педагогики с каждым годом все более сходит с ума и вешает ярлыки на детей (обычно развит или "особенно"). И потом у нас молодёжь 13-15 лет выбрасывается из окон и т.п. Причём не наркоманы или неблагополучные, а совершенно нормальные, так называемые лучшие ученики школ. Меня родители в 5,5 лет научили считать и читать. И мне это нисколько не помешало получить два высших образования и хорошую специальность. К чему лишать детства детей? Не проще ли дать им возможность радоваться быть ребёнком?! Выучит до 5 лет алфавит и слава Богу. Считает до 20ти?! Ну и прекрасно. Перенимаем с Запада самостоятельно странные новшества (из разряда сверхраннее развитие или изучение иностранных языков в 2-3 года) и удивляемся когда что-то идет не так. Никого ни к чему не призываю и не навязываю. ИМХО
СсылкаПожаловаться
Удивлю Вас- на западе, как раз, такого нет
СсылкаПожаловаться
ЗАЙКА
я своего не разу не заставляла сейчас есть мультики позновательные он подходит сам и говорит какая буква . а если заставлять читать и писать и тд тп . то в 1 класс пойдет и ему будет не интереснно
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru