Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Уделите внимание развитию мелкой моторики
Уделите внимание развитию мелкой моторики

Ребенок стремительно растет, но крупные мышцы «обгоняют» мелкие.

Не запугивайте ребенка «бабайками»
Не запугивайте ребенка «бабайками»

Детское воображение отличается повышенной эмоциональностью и может спровоцировать различные страхи.

Ребенку нужно общение с другими детьми
Ребенку нужно общение с другими детьми

В этом возрасте это необходимое условие гармоничного развития личности.

Познакомьте ребенка с буквами
Познакомьте ребенка с буквами

Учить читать пока не обязательно. Большинство в этом возрасте еще не готовы к эффективному обучения чтению.

Физиология

К четырем с половиной годам ребенок сильно меняется внешне. Обычно к этому времени от детской пухлости не остается и следа. Связано это с тем, что после четырех лет практически исчезают подкожные жировые отложения, а мышечная ткань, наоборот, развивается очень активно.

Кроме того, наращивается костная ткань, и малыш как будто вытягивается. Развиваются и черепные кости, поэтому не удивляйтесь, если вдруг в какой-то момент вам покажется, что у ребенка непропорционально выросла голова.

Очень быстро растут крупные мышцы, а мелкие (стопы, пальчики, межреберные мышцы) им уступают и, соответственно, требуют повышенного внимания. Чем больше вы будете развитием мелкой моторики ребенка, тем лучше.

К этому возрасту у ребенка уже должны быть все молочные зубы. Не поленитесь посчитать – их должно быть 20. Если зубы вылезли еще не все, обратитесь к детскому стоматологу. Причиной может быть нехватка кальция или фосфора, и врач пропишет специальные препараты.

Психологические особенности

Огромную роль в психической жизни ребенка этого возраста играет воображение. Дети фантазируют в разных направлениях: примеряют на себя самые неожиданные роли («я буду гитарой, а ты – играй на мне»); относятся к предметам, как к живым существам и приписывают им человеческие качества («книга обиделась, потому что я ее бросил»); с легкостью создают игровую обстановку, превращая комнату в дремучий лес, а шкаф – в высокую гору.

Ребенок с удовольствием сочиняет истории, в том числе и с собой в главной роли. Сюжеты этих сказок могут быть довольно оригинальными – космическое путешествие, приключения в мире насекомых, размышления от имени листика или цветка.

Воображение ярко проявляется в рисовании, пусть техническая сторона рисунка еще и не совершенна, и взрослые с трудом угадывают, что же на самом деле хотел нарисовать ребенок. Сам автор всегда знает, что изображает, хотя в процессе рисования замысел может меняться многократно: бабочка вдруг превращается в тучу, кошка – в сороконожку, а дом – в поезд. Малыш часто комментирует эти превращения и практически сочиняет на ходу.

При этом ребенок на самом деле верит в то, что придумывает. Воображаемые образы имеют для него личную значимость. Малышу до слез жалко Колобка, он искренне «прогоняет» тучу, закрывшую солнышко, однако он так же искренне боится какого-нибудь монстра под кроватью. Взрослым следует иметь это в виду и ни в коем случае не запугивать ребенка всякими «бабайками».

В сознании детей воображаемый и реальный мир не отделены друг от друга четкой границей, поэтому даже мысль о каких-то событиях («кто-то сидит в темной комнате и может схватить меня») может вызвать слезы и панику. Взрослым нужно быть очень деликатными в этом вопросе.

Старайтесь не вводить в жизнь ребенка придуманных отрицательных персонажей даже в воспитательных целях. Детское воображение отличается повышенной эмоциональностью и может спровоцировать многочисленные страхи.

Как общается

Для детей этого возраста характерна ярко выраженная тягой к общению со сверстниками. Общество других ребят становится для четырехлетки более привлекательным, чем одиночная игра или разговоры со взрослыми. Сейчас общение с другими детьми для него – это необходимое условие гармоничного развития личности.

В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной, дети учатся сотрудничать друг с другом. Они должны согласовывать свои действия, принимать во внимание активность всех участников игры. На первый план выходит общее дело.

В процессе тесного взаимодействия со сверстниками у ребенка возникает потребность в уважении с их стороны. Ему важно видеть, что другие дети обращают на него внимание, признают его успехи, считаются с его мнением. «А ты с нами не будешь играть» – эта фраза может стать поводом для глубочайшей обиды.

Нередко в общении детей возникает и соревновательное начало. Дети пристально следят за поведением и достижениями своих товарищей, иногда даже радуются их промахам и огорчаются, если их хвалят. В этом нет ничего постыдного. Это лишь говорит о том, что происходит качественная перестройка личности ребенка.

Через сравнение себя с другими детьми ребенок пытается утвердить себя как «успешного» или, наоборот, «неспособного». Такие понятия как «дружба», «сочувствие», «взаимопомощь» откроются для ребенка чуть позже.

Как заниматься с ребенком

Все, что было интересно ребенку и раньше – рисование, лепка, аппликация, конструирование, безусловно, остается актуальным и на этом этапе.

Если вы не сделали этого раньше – нужно познакомить ребенка с буквами, однако, учить читать пока не обязательно. К 4,5 года у большинства детей функциональные системы мозга еще не дозрели для эффективного обучения чтению.

Однако можно заниматься развитием логики, внимания, памяти, пространственного мышления и воображения. В помощь родителям – множество настольных игр и пособий: лото, домино, мозаики, пазлы, различные головоломки, например, танграм, кубики Никитина, квадраты Воскобовича и прочие. Такие игры способствуют развитию различных интеллектуальных функций в максимально ненавязчивой и интересной для ребенка форме.

Дети в этом возраста, как правило, отлично разговаривают, однако это не повод «забывать» про развитие речи, ведь словарный запас пополняется всю жизнь, а ребенок дошкольник еще так мало знает о мире. Старайтесь объяснять ему незнакомые слова и обороты, затрагивайте в повседневном общении разные темы и, конечно, читайте вслух.

Стихи, рассказы, народные и авторские сказки – все, что входит в «золотой фонд» детской литературы – настоящая сокровищница речи и человеческого опыта. Ни один экран не сможет дать ребенку того, что сосредоточено в литературных текстах.

Слушая книгу, дошкольник должен представлять события и героев, удерживать сюжет в голове, додумывать и рассуждать. Все это, естественно, требует сосредоточенности и воображения, а значит, формирует и развивает интеллектуальные и творческие способности.

Любой экран, напротив, предоставляет ребенку готовые образы, не оставляя места для собственной фантазии. К тому же часто дети просто «залипают» у телевизора или планшета, завороженные ярким видеорядом, и совершенно не воспринимают сути происходящего на экране.

Конечно, полностью исключить мультфильмы и компьютерные игры из жизни современных детей невозможно и не нужно. Существует много добрых и познавательных мультфильмов и передач, действительно полезных приложений на планшете. Но вводить ребенка в экранную культуру нужно с умом. Родителям следует внимательно выбирать мультфильмы – они должны быть понятны и красивы, с узнаваемыми персонажами и логичным сюжетом.

Ни в коем случае не оставляйте ребенка один на один с гаджетом, к которому подключен интернет. Дети быстро осваивают навигацию по всемирной паутине, однако, не всегда способны адекватно воспринимать и правильно интерпретировать полученную (чащу всего, случайно) в Сети информацию.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Технамаш
читать и считать короткие примеры ,для этого нужно заниматься с ребенком с отрывом от производства, или нанимать учителей что не всякому по карману!
СсылкаПожаловаться
Лена Попова
В ответ на комментарий от Марина
Марина
Правильно. Родителям выполнить функции школы, научить читать считать. рисовать и писать для того, чтобы потом получить в 1 или 2 классе учебники приближенные к критинизму по составу. Ах да, забыла! Ещё научить говорить как минимум на французском языке и заготовить учебники для китайского... Утрирую все конечно, но читая такие статьи понимаю что наша система педагогики с каждым годом все более сходит с ума и вешает ярлыки на детей (обычно развит или "особенно"). И потом у нас молодёжь 13-15 лет выбрасывается из окон и т.п. Причём не наркоманы или неблагополучные, а совершенно нормальные, так называемые лучшие ученики школ. Меня родители в 5,5 лет научили считать и читать. И мне это нисколько не помешало получить два высших образования и хорошую специальность. К чему лишать детства детей? Не проще ли дать им возможность радоваться быть ребёнком?! Выучит до 5 лет алфавит и слава Богу. Считает до 20ти?! Ну и прекрасно. Перенимаем с Запада самостоятельно странные новшества (из разряда сверхраннее развитие или изучение иностранных языков в 2-3 года) и удивляемся когда что-то идет не так. Никого ни к чему не призываю и не навязываю. ИМХО
СсылкаПожаловаться
Удивлю Вас- на западе, как раз, такого нет
СсылкаПожаловаться
ЗАЙКА
я своего не разу не заставляла сейчас есть мультики позновательные он подходит сам и говорит какая буква . а если заставлять читать и писать и тд тп . то в 1 класс пойдет и ему будет не интереснно
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
На этом сроке пишут
Black BacardiИспуг/сглаз?

Девочки,доброй ночи. Неприятность у нас такая появилась...на протяжении последней недели дочь плохо засыпает,говорит что боится пауков.Ночью просыпается и плачет что паук приснился.Просила ей шторы в комнате поменять чтобы светлее было,поменяли,страх не прошёл.Спит в отдельной комнате с братом. Никаких игр/мультиков с пауками мы не наблюдали.Спрашиваем где ты видела такого?она молчит,незнает что ответить. Как поступать в этой ситуации?Как вернуть спокойствие ребёнка?Ей почти 5.

54
ЮЛиЯ КостюхинаСтарший тайком меряет памперсы

Я в замешательстве. На днях родился второй сынок. Старший, есу 6 почти очень ждал его, сейчас так не отходит от него. До родов замечала, что зайду в комнату, а он шорты быстро натягивает или кричит мама не заходи ко мне. Сегодня такая же ситуация. Допытала, раскрой секрет. Он окпзывпется доставал памперс из упаковки. И примерял его в комнате. А потом у себя за комодом прятал. В коллекции 4 памперса. Говорю ты хочешь быть маленьким? Нет, говорит мам, ты че это прикол. А мне вот вообще не смешно.. Подскажите нужно ли бить тревогу??

81
Евгения ВеселоваТКак думаете, стоит ли прислушаться к мнению мамы???

Дочке 6 лет, иногда просит поиграть в не послушного ребенка,типа я ругают её и ставлю в угол, а она не слушается, и я шутку дам ей по попе, пытаюсь поставить её в угол,а она вырывается и убегает... Моя мама увидела эту игру и сказала прекратить так играть,якобы когда ребёнок вырастет у неё будут наклонности садо-мазо... Вот в чем вопрос прислушаться к матери или она говорит ерунду? Как думаете???

67
Грозный ангел))Дети и покупки

Здравствуйте девочки возник такой вопрос. Как вы ходите в магазин со своими детьми? Как они себя ведут? Сыну 5 лет, договариваемся покупаем тебе сок к примеру и все, больше ничего не просишь, соглашается. Заходим в магазин и туууут начинается, мама купи то, мама купи это, сил никаких нет. Самое интересное что если ему купить все, что просит это ему интересно ровно довезти до дома и все. Дома все будет лежать за ненадобностью. Это пройдет и как с этим бороться? Разговоры, наказания не помогают, каждый поход в магазин это нервотрепка.

131
НудятинаКак говорить с ребенком о смерти?

Привет, форум! Моей дочке 4,7. Вчера перед сном она начала расспрашивать о смерти. Началось все с безобидного чтения сказки, где у мармеладной крыски была бабушка и прабабушка. Ну и пошло-поехало. В феврале у меня умер дедушка, дочкин прадед получается. Она его очень любила, часто вспоминает, что скучает по нему. И вот вчера начались вопросы, почему дедушка умер, а мы все умрем, и мама и папа. и она сама? а когда, а что если она умрет первой и так далее. В общем, весь вечер она плакала, что скучает по дедушке, и грустит, что не может попасть к нему на облачка, что боится умереть, но дедушку хочет увидеть. И вот вроде бы я читала, как нужно об этом говорить с маленькими детьми, что важно говорить правду в простых выражениях, и дальше отталкиваться уже от того, во что верят сами родители. И все равно, как будто вопросы застигли меня врасплох. Я ей сказала, что дедушка ее видит с облачком и очень радуется, что она его помнит и любит, что может ему все-все рассказать, он услышит. Но не придумала, как сказать, что он ей "ответит" или "покажет, что слышит". Поделитесь опытом, как и что вы говорили своим детям? Как понять, что ребенок отреагировал правильно, а не испугался? Может я сильно заморочилась, и слишком близко к сердцу воспринимаю. Она впечатлительная просто. Бывает такое, что одно неосторожное слово, и все понимает по-своему и выдает потом реакцию. 

53
Яша4 летка отбился от рук

Привет. Это кошмар какой-то.Мой ребенок псих!Характер ужас какой упрямый,прогнуть старается всех. Воспитываю,пытаюсь беседы вести,ору,в угол ставлю,по попе могу нашлепать от бессилия и по губам за гадости в адрес других. Ничего не помогает:((Визг,если не по егоному,драки с братом 8 лет,сегодня днвочку соседскую поколотил,я так и не поняла за что.Я его в угол поставила,извиниться не заставить ну никак. У него позиция такая-хоть что делайте,а я не отступлю.И чуть что-я с тобой не разговариваю.Потом минута просветления-мама,прости.Потом опять по новой. Тяжело.Видимо со мной что-то не так.С остальными старается слушаться.Старший адекватный с детства и можно договориться.

58
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru