Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Уделите внимание развитию мелкой моторики
Уделите внимание развитию мелкой моторики

Ребенок стремительно растет, но крупные мышцы «обгоняют» мелкие.

Не запугивайте ребенка «бабайками»
Не запугивайте ребенка «бабайками»

Детское воображение отличается повышенной эмоциональностью и может спровоцировать различные страхи.

Ребенку нужно общение с другими детьми
Ребенку нужно общение с другими детьми

В этом возрасте это необходимое условие гармоничного развития личности.

Познакомьте ребенка с буквами
Познакомьте ребенка с буквами

Учить читать пока не обязательно. Большинство в этом возрасте еще не готовы к эффективному обучения чтению.

Физиология

К четырем с половиной годам ребенок сильно меняется внешне. Обычно к этому времени от детской пухлости не остается и следа. Связано это с тем, что после четырех лет практически исчезают подкожные жировые отложения, а мышечная ткань, наоборот, развивается очень активно.

АнонимВопрос Марине Мелия
У моей старшей дочери (5,5 лет) наблюдается повышенная тревожность и нервозность. Выражается в сосании пальца, беспокойном засыпании, ночных страхах, психах (извините, за просторечье) при запретах и ночном энурезе. Первые проявления начались в 1 год и 5 месяцев, когда родилась средняя дочь (всего трое детей). Невролога начали посещать в два года (когда поняли с мужем, что самостоятельно любовью и лаской и балованием вопрос не решить). Невролог  прописал нам несколько курсов. Все исправно выполняли. В 4,5 года нам диагноз сняли. Ребенку, действительно, стало лучше (до этого мы еще выдергивали волосы. Представьте картину: большой палец одной руки во рту, а другой с боку она дергает себе волосы...((() Мы с мужем ее очень любим. Папа активно участвует в жизни ребенка, гуляет, водит на занятия, занимается дома. Семья спокойная, мы не кричим и не шлепаем детей. Применяем советы итальянского психолога Даниэлле Новара. Как помочь еще ребенку?
13

Кроме того, наращивается костная ткань, и малыш как будто вытягивается. Развиваются и черепные кости, поэтому не удивляйтесь, если вдруг в какой-то момент вам покажется, что у ребенка непропорционально выросла голова.

Очень быстро растут крупные мышцы, а мелкие (стопы, пальчики, межреберные мышцы) им уступают и, соответственно, требуют повышенного внимания. Чем больше вы будете развитием мелкой моторики ребенка, тем лучше.

К этому возрасту у ребенка уже должны быть все молочные зубы. Не поленитесь посчитать – их должно быть 20. Если зубы вылезли еще не все, обратитесь к детскому стоматологу. Причиной может быть нехватка кальция или фосфора, и врач пропишет специальные препараты.

Психологические особенности

Огромную роль в психической жизни ребенка этого возраста играет воображение. Дети фантазируют в разных направлениях: примеряют на себя самые неожиданные роли («я буду гитарой, а ты – играй на мне»); относятся к предметам, как к живым существам и приписывают им человеческие качества («книга обиделась, потому что я ее бросил»); с легкостью создают игровую обстановку, превращая комнату в дремучий лес, а шкаф – в высокую гору.

Ребенок с удовольствием сочиняет истории, в том числе и с собой в главной роли. Сюжеты этих сказок могут быть довольно оригинальными – космическое путешествие, приключения в мире насекомых, размышления от имени листика или цветка.

Воображение ярко проявляется в рисовании, пусть техническая сторона рисунка еще и не совершенна, и взрослые с трудом угадывают, что же на самом деле хотел нарисовать ребенок. Сам автор всегда знает, что изображает, хотя в процессе рисования замысел может меняться многократно: бабочка вдруг превращается в тучу, кошка – в сороконожку, а дом – в поезд. Малыш часто комментирует эти превращения и практически сочиняет на ходу.

При этом ребенок на самом деле верит в то, что придумывает. Воображаемые образы имеют для него личную значимость. Малышу до слез жалко Колобка, он искренне «прогоняет» тучу, закрывшую солнышко, однако он так же искренне боится какого-нибудь монстра под кроватью. Взрослым следует иметь это в виду и ни в коем случае не запугивать ребенка всякими «бабайками».

В сознании детей воображаемый и реальный мир не отделены друг от друга четкой границей, поэтому даже мысль о каких-то событиях («кто-то сидит в темной комнате и может схватить меня») может вызвать слезы и панику. Взрослым нужно быть очень деликатными в этом вопросе.

Старайтесь не вводить в жизнь ребенка придуманных отрицательных персонажей даже в воспитательных целях. Детское воображение отличается повышенной эмоциональностью и может спровоцировать многочисленные страхи.

Как общается

Для детей этого возраста характерна ярко выраженная тягой к общению со сверстниками. Общество других ребят становится для четырехлетки более привлекательным, чем одиночная игра или разговоры со взрослыми. Сейчас общение с другими детьми для него – это необходимое условие гармоничного развития личности.

В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной, дети учатся сотрудничать друг с другом. Они должны согласовывать свои действия, принимать во внимание активность всех участников игры. На первый план выходит общее дело.

В процессе тесного взаимодействия со сверстниками у ребенка возникает потребность в уважении с их стороны. Ему важно видеть, что другие дети обращают на него внимание, признают его успехи, считаются с его мнением. «А ты с нами не будешь играть» – эта фраза может стать поводом для глубочайшей обиды.

Нередко в общении детей возникает и соревновательное начало. Дети пристально следят за поведением и достижениями своих товарищей, иногда даже радуются их промахам и огорчаются, если их хвалят. В этом нет ничего постыдного. Это лишь говорит о том, что происходит качественная перестройка личности ребенка.

Через сравнение себя с другими детьми ребенок пытается утвердить себя как «успешного» или, наоборот, «неспособного». Такие понятия как «дружба», «сочувствие», «взаимопомощь» откроются для ребенка чуть позже.

Как заниматься с ребенком

Все, что было интересно ребенку и раньше – рисование, лепка, аппликация, конструирование, безусловно, остается актуальным и на этом этапе.

Если вы не сделали этого раньше – нужно познакомить ребенка с буквами, однако, учить читать пока не обязательно. К 4,5 года у большинства детей функциональные системы мозга еще не дозрели для эффективного обучения чтению.

Однако можно заниматься развитием логики, внимания, памяти, пространственного мышления и воображения. В помощь родителям – множество настольных игр и пособий: лото, домино, мозаики, пазлы, различные головоломки, например, танграм, кубики Никитина, квадраты Воскобовича и прочие. Такие игры способствуют развитию различных интеллектуальных функций в максимально ненавязчивой и интересной для ребенка форме.

Дети в этом возраста, как правило, отлично разговаривают, однако это не повод «забывать» про развитие речи, ведь словарный запас пополняется всю жизнь, а ребенок дошкольник еще так мало знает о мире. Старайтесь объяснять ему незнакомые слова и обороты, затрагивайте в повседневном общении разные темы и, конечно, читайте вслух.

Стихи, рассказы, народные и авторские сказки – все, что входит в «золотой фонд» детской литературы – настоящая сокровищница речи и человеческого опыта. Ни один экран не сможет дать ребенку того, что сосредоточено в литературных текстах.

Слушая книгу, дошкольник должен представлять события и героев, удерживать сюжет в голове, додумывать и рассуждать. Все это, естественно, требует сосредоточенности и воображения, а значит, формирует и развивает интеллектуальные и творческие способности.

Любой экран, напротив, предоставляет ребенку готовые образы, не оставляя места для собственной фантазии. К тому же часто дети просто «залипают» у телевизора или планшета, завороженные ярким видеорядом, и совершенно не воспринимают сути происходящего на экране.

Конечно, полностью исключить мультфильмы и компьютерные игры из жизни современных детей невозможно и не нужно. Существует много добрых и познавательных мультфильмов и передач, действительно полезных приложений на планшете. Но вводить ребенка в экранную культуру нужно с умом. Родителям следует внимательно выбирать мультфильмы – они должны быть понятны и красивы, с узнаваемыми персонажами и логичным сюжетом.

Ни в коем случае не оставляйте ребенка один на один с гаджетом, к которому подключен интернет. Дети быстро осваивают навигацию по всемирной паутине, однако, не всегда способны адекватно воспринимать и правильно интерпретировать полученную (чащу всего, случайно) в Сети информацию.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
О чем говорят родители детей 4 лет 6 месяцев
АнонимВопрос Марине Мелия
У моей старшей дочери (5,5 лет) наблюдается повышенная тревожность и нервозность. Выражается в сосании пальца, беспокойном засыпании, ночных страхах, психах (извините, за просторечье) при запретах и ночном энурезе. Первые проявления начались в 1 год и 5 месяцев, когда родилась средняя дочь (всего трое детей). Невролога начали посещать в два года (когда поняли с мужем, что самостоятельно любовью и лаской и балованием вопрос не решить). Невролог  прописал нам несколько курсов. Все исправно выполняли. В 4,5 года нам диагноз сняли. Ребенку, действительно, стало лучше (до этого мы еще выдергивали волосы. Представьте картину: большой палец одной руки во рту, а другой с боку она дергает себе волосы...((() Мы с мужем ее очень любим. Папа активно участвует в жизни ребенка, гуляет, водит на занятия, занимается дома. Семья спокойная, мы не кричим и не шлепаем детей. Применяем советы итальянского психолога Даниэлле Новара. Как помочь еще ребенку?
13
Елена СальниковаРежим сна ребенка 4 года
Здравствуйте!

Помогите разобраться с ситуацией по установлению режима сна ребенка 4 года. Вне садика (лето, больничный) дочка днем не спит (бросила это  еще в 2.5 года, т.к. укладывание превращалось в каторгу на 1,5 часа для обоих). Поэтому дома без дневного сна на ночь укладываемся рано в 20-20:30 час.

Первый год в садике (3 года) ребенок все-таки засыпал под конец тихого  часа, тогда дома в ночь засыпала около 22-22:30. В этом году (4 года) после дневного сна в саду, ночной отодвинулся на 23-23:30. Встает в сад в 7 часов, т.е.  мало спит ночью, в саду засыпает уже под конец  (около 15 часов) и долго ходит сонная и заторможенная вечером.  Я прихожу с работы в 18-18:30 (прихожу в состояние готовности активно заниматься дочкой через 1.5 часа).

Возможны два варианта режима. Первый:  в 16 часов ребенка забирает бабушка, и не спим  до 23 часов (минусы: короткий ночной сон (около  8 часов) и в дневной сон до необходимых 11 часов не доберет, возможности адекватно позаниматься «развивашками» дома и «личное время для мамы» отпадают; плюсы:  много общения с ребенком).

Второй: после обеда  дочку забирает бабушка, они гуляют, занимаются, вечером общение с мамой и спать (минус:  мало общения с ребенком, больше нагрузки на бабушку; плюсы: обратны минусам первого варианта).

Заниматься с дочкой очень важно, причем на развитие мелкой моторики, т.к. она рассеяна и легко  возбудима. Поправьте меня или посоветуйте что-нибудь…
86
Анастасия КоноваловаРебёнок не умеет одеваться.
Доброго времени суток.
Помогите пожалуйста советом.
Дочке 4 года. Одеваться она умеет. Но то как она это делает иногда выводит меня из себя. Я конечно понимаю, что это ребёнок она маленькая ещё.
Дело в том, что у нас все вещи растянуты, все горловины такие широкие что аж с плеча свисают, манжеты на рукавах такие же.
Юбки штанишки постоянно внизу болтаются, не подтягивает она их.
Дома всегда объясняю показываю как правильно.
Прихожу забирать с сада, и вижу этот ужас. Вечно лохматая с растянутой футболкой юбка вот вот скоро свалится.
Другие детки на мой взгляд как то получше с этим справляются. А моя вот так вот.
Я уже достала её каждый раз промываю мозги. Зря? Наверно стоит отстать от неё?
Или как научить?
Воспитатели помогают только тем кто вообще не умеет одеваться.
44
ЮляшаУчимся кататься на велосипеде
Всем добрый день. Подскажите, как вы учили детей слезать с двухколесного велосипеда?
Стала учить дочку кататься без дополнительных колес. Равновесие научилась держать за один день, а вот слезть сама не может. Бросает руль и падает на бок,, при этом нога оказывается под сидением. Уже все лодыжки в синяках (((. Я и объясняла, и показывала - не получается.
40
ЛошадкаТема личной гигиены ребенка 4 лет.
Вопрос конечно покажется странным. Но вот не знаю. Что делать. Нашу группу закрыли на период отпуска.. детей раскидали по группам. И вроде все нормально. Привыкла быстро. Но вот одна проблема .. какать. В той группе у них такая хорошая мл. Воспитатель и проблемы вытереть попу ( уж извините) не возникало. А тут сказали категорически. Нет. Учите. Мы не помогаем. И теперь она перпит. Целый день. Выдала что я научилась терпеть. Вчера отказалась гулять ..И бежали бегом до бабушки ( она ближе на 2 дома чем мы) утром не покакала. И вот понимаю что будет терпеть. Учить тоже пробовали. Истерика. У меня будут грязные руки и микробы. Пойду забирать после сна. Это ж до запоров не далеко уже. И психоза. Учить конечно будем. Но это же не сразу. Когда ваши дети научились ранний гигиенической процедуре.... В старую группу только после 15 августа.
201
Мария мамаКак правильно вести себя в такой ситуации
Здравстуйте! Сегодня столкнулась с непонятной для меня ситуацией. Были мы с сыном на детском дне рождения.
Сначала был квест, со взрослыми, всё ок. Ну а потом дети поели и играют, взрослые общаются за столом.
Дети: именинница (8 лет), мой сын (5 лет), его двоюродный брат (10 лет), две подружки именинницы (7 и 9 лет, кажется). Ну, наш двоюродный брат особенный товарищ, он сидит безвылазно в планшете/телефоне. Вот так родители считают нормальным. Одна из девочек какая-то на своей волне, че-то сама себе ходит, никто ей и не нужен. А две - именинница и подружка 7 лет - "объединились", играют вместе. Мой сын очень добрый мальчик, он с любыми не агрессивными детьми готов и хочет играть.
И вот получилась ситуация. Брат в телефоне, незнакомая девочка 9 лет на своей волне, и две девочки не принимают сына в свою игру, убегают от него. При том, что с именинницей при личном общении сын прекрасно играет!!! Сын непонимающе на меня смотрит, как бы спрашивая: "Что же мне делать?" Даже на длинные скамейки-качели его не пускают. На  одной катается брат, на другой именинница. Он крестной говорит: "Я хочу с девочками покататься". Ну крестная предложила сама с ним покататься, он был рад. Но все-таки ему хотелось общих игр с детьми.
А я растерялась и не могу понять, что надо было посоветовать сыну. Ситуация еще осложняется тем, что у меня полуторагодовалая дочка, которая к тому времени устала и хотела сидеть у меня на руках. Вот что делать в такой компании?
63
ЭЛЬЗА ГИСМАТУЛЛИНА
Должен: - Решать простейшие математические примеры; - Читать коротенькие слова; Совершенно не согласна с этим! Дочь (4,5 года ровно) еще не знает буквы и цифры, и я не собираюсь им учить ее еще как минимум год.
СсылкаПожаловаться
DrPsyhodelik
В ответ на комментарий от ЭЛЬЗА ГИСМАТУЛЛИНА
ЭЛЬЗА ГИСМАТУЛЛИНА
Должен: - Решать простейшие математические примеры; - Читать коротенькие слова; Совершенно не согласна с этим! Дочь (4,5 года ровно) еще не знает буквы и цифры, и я не собираюсь им учить ее еще как минимум год.
СсылкаПожаловаться
Да, зачем ребенка чему-либо учить. Улица научит. Потом родители спрашивают себя, почему у них дети такие тупые.
СсылкаПожаловаться
Ольга Железнова
Полностью согласна со статьей:нам сейчас 4,7 примеры мы еще до 4 научились решать, это же так интересно! читаем слова 3-4, а иногда и 5 букв, а в 4 кричал "я ни за что никогда не буду читать!" Мы уже месяц ходим на шахматы и ребенок в восторге! Логика! А вот логические выводы мы начали делать гораздо раньше, описывать последовательность действий, чтоб чего-то добиться. Ну конечно все обучение в виде игр и это с самого детства. Тут главное фантазия мамы)))
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru