Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Соблюдайте рекомендации врача о вакцинации
Соблюдайте рекомендации врача о вакцинации

Плановые прививки застрахуют ребенка от серьезных последствий опасных заболеваний.

Самый верный способ обучения – через подражание
Самый верный способ обучения – через подражание

Показывайте ребенку, как правильно делать, и предлагайте повторить.

Не коверкайте слова под «детские»
Не коверкайте слова под «детские»

Взрослые должны подавать пример правильной речи.

Создавайте ситуации непонимания
Создавайте ситуации непонимания

Развитие речи детей тормозится, если сразу угадывать их желания.

Физиология

На третьем году жизни ребенок по-прежнему быстро растет, прибавляя как в весе, так и в росте. Однако интенсивное физическое развитие происходит на фоне незрелости кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем организма, и это делает его очень уязвимым.

Расширяется круг общения малыша. Ребенок становится необычайно подвижен и активно исследует окружающий мир. Эти факторы повышают вероятность травм, инфицирования, отравлений. Чтобы сохранить его здоровье, соблюдайте рекомендации врача относительно плановых прививок – они застрахуют ребенка от серьезных последствий опасных заболеваний.

Не последнюю роль играет и закаливание ребенка. Почаще давайте ему возможность ходить босиком по траве или песку летом, принимайте вместе с ним водные и воздушные ванны. Как можно больше времени проводите на свежем воздухе. Иммунитет, укрепленный в летнее время, будет противостоять нежелательным бактериям весь год.

Предметная деятельность

Наиболее значимой с точки зрения психического развития ребенка в этот период является предметная деятельность, которая возникает в возрасте около года.

Предметная деятельность – совместная работа, в ходе которой взрослый передает, а ребенок осваивает способы действия с предметами. Это могут быть как бытовые вещи (ложка, стакан, зубная щетка расческа, карандаш, ключ), так и игрушки (пирамидки, сортеры, кубики).

В ходе такого сотрудничества малыш получает и внимание родителя, и близкий эмоциональный контакт, и, главное, усваивает правильные способы взаимодействия с предметами. Ребенок узнает, что зубной щеткой чистят зубы, ключом – открывают замок, из кубиков можно собрать домик, а из мозаики выложить изображение бабочки.

Все эти действия у ребенка не возникают спонтанно, они – результат научения в ходе совместной практической деятельности со взрослым. Как конкретно происходит это научение?

Заставить что-либо делать двухлетнего ребенка невозможно.

Волевая регуляция поведения в этом возрасте отсутствует, малыш просто не может сознательно подчиниться требованиям взрослого. Поэтому необходимо сделать так, чтобы нужное действие стало привлекательным для ребенка, и он сам захотел его освоить.

Учитывая заложенную природой в детях склонность к копированию поведения взрослых, нетрудно вычислить самый верный способ обучения в этом возрасте – через подражание. Взрослый демонстрирует ребенку образец действия и предлагает повторить. Например, мама сама перед ребенком собирает рамку-вкладыш, а потом предлагает малышу вставить несколько фрагментов.

Естественно, скорость и способы освоения предметных действий у всех детей различны. Кто-то мгновенно схватывает образец и активно использует новое действие в жизни. Другим необходимы многократные пробы со взрослыми – «рука в руке», их одобрение и поддержка. Третьи с интересом наблюдают, но сами до поры до времени ничего не делают. Тем не менее, огромное количество предметных действий в раннем детстве осваивается именно через подражание.

В идеале любая практическая демонстрация навыка сопровождается пояснениями взрослого: «Посмотри, кисточку я обмакиваю в стаканчик с водой, потом – в краску». К двум годам ребенок совершенно точно воспринимает подобные инструкции и способен им следовать в дальнейшем уже без наглядного образца. «Нет-нет, сначала в воду, потом – в краску», – этой фразы будет достаточно, чтоб скорректировать неправильные действия малыша.

Мышление двухлетнего ребенка является исключительно наглядно-действенным: мыслить – значит действовать здесь и сейчас, с конкретными предметами. Так ребенок открывает для себя физические свойства предметов, впервые постигает закономерности и причинно-следственные связи. Так что значение совместной практической деятельности в этом возрасте трудно переоценить.

Как играет 

Полноценной игры – с ролью и воображаемой ситуацией – в этом возрасте еще нет. По своей сути игра является процессуальной – ничего нового малыш не придумывает, он воспроизводит с игрушками то, что он делал вместе со взрослым. Тем не менее, именно в этот период формируются зачатки «настоящей» сюжетно-ролевой игры, расцвет которой приходится на дошкольный возраст (от 3 до 6 лет).

Во-первых, усиливается игровая мотивация. Если раньше ребенок мог легко отвлечься от игры и переключиться на другое занятие, то теперь он не бросает начатое действие и действительно заинтересован в процессе.

Во-вторых, действия с игрушками становятся более развернутыми и разнообразными. Игра протекает дольше по времени и богаче по содержанию.

В-третьих, появляются первые игровые замещения. Отныне ребенок использует в игре не только реалистичные игрушки – копии настоящих предметов (например, наборы пластиковых овощей и фруктов, маленький утюг или самолет). Он включает в игру нейтральные игрушки (кубики или мячики), наделяя их разными значениями (мячик становится помидором, кубики – машинкой). Первоначально замещения вводит взрослый, а ребенок лишь подражает ему. Но примерно к 2,5 года ребенок улавливает суть замещений и начинает активно использовать их в игре.

Как развивается речь

К началу третьего года жизни словарный запас ребенка достигает 200-300 слов. В этот период происходит интенсивное усвоение грамматической структуры языка. Формируются способы связи слов в фразы и предложения, усваиваются служебные слова – союзы, предлоги, наречия.

Сроки и скорость овладения речью очень индивидуальны. До двух лет пассивная речь обычно опережает активную, и у некоторых детей этот период затягивается.

Ребенок может произносить всего несколько слов, но, если он понимает обращенную к нему речь, с интересом слушает взрослого, активен в игре и предметной деятельности, то его речевое развитие идет нормально и беспокоиться пока не стоит. Переход к активной речи у таких детей происходит внезапно, в форме «взрыва», и за короткий отрезок времени из молчуна малыш превращается в болтуна.

Что влияет на развитие активной речи ребенка?

В первую очередь, тесный эмоциональный контакт со взрослым. Речь – это средство общения. Чтобы говорить, у ребенка должна быть потребность в общении с окружающими, которая формируется еще в младенчестве.

Окружающая ребенка среда должна быть наполнена слышимой речью. Это разговоры близких людей между собой и обращения непосредственно к малышу, чтение книг, прослушивание коротких аудиосказок и радиоспектаклей.

Воспринимая речь, ребенок начинает выделять отдельные слова и различать фонемы языка. Развитие фонематического слуха играет важнейшую роль в усвоении родного языка.

Нередко задержка речевого развития возникает по причине использования в общении с ребенком «детского» языка. Взрослые намеренно коверкают слова, заменяя «машину» на «бибику», а вместо «привет» говорят «пливет». Дети так говорят в силу неразвитой артикуляции, взрослым же необходимо давать образец правильной речи и разговаривать с ребенком нормально.

Еще одно важное условие речевого развития – предметная деятельность малыша со взрослым. Чтобы ребенок по своей инициативе заговорил, у него должна быть потребность в каком-либо предмете, которую он может обозначить словом.

Часто развитие речи ребенка тормозится из-за того, что родители и так понимают все его желания, даже предугадывают их.

Нужно создавать для ребенка ситуации непонимания, например, отодвинуть игрушку и на попытки снова получить ее говорить: «Что тебе дать? Куклу? Не понимаю. Что дать?» Таким образом вы стимулируете малыша назвать словом желанный предмет.

Кроме того, для активизации речи можно использовать следующие приемы:

  • Рассматривание предметов, их эмоциональное описание и действия с ними: «Какой мишка! Коричневый, большой. Мягкие лапы, черный носик. Топ-топ, пошел мишка. Бах! Упал! Что с мишкой? Упал!»
  • Многократное чтение потешек и стихов. Дети очень любят слушать одно и то же, быстро запоминают текст, и впоследствии договаривают окончания строк, если взрослый делает паузы.
  • Рассматривание картинок. Для таких занятий хорошо подойдут как крупные четкие изображения отельных предметов, так и насыщенные разными деталями сюжетные картины.
  • Подвижные игры или разминки, где каждое действие сопровождается словесным описанием. Например, «Мы в ладоши хлопаем. Хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп! Мы ногами топаем. Топ-топ! Топ-топ!»

Известно также, что становление речи связано с развитием мелкой моторики. Поэтому следует уделять внимание лепке и рисованию, различным развивающим играм с прищепками, застежками, замочками, шнуровками и так далее.

Если занятия не приносят никакого результата, ребенок не тянется к взрослому, не пытается повторять слова, зациклен на однообразных действиях с предметами, то это может быть признаком серьезных отклонений в психике. В таком случае следует обратиться к специалистам.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Наталья Скугорева
Моему сынульке 2,4 говорит только слова мама,папа,баба,дай,кот,тик-так,ням ням,биби,гуля,звуки животных может сказать, и все больше ни чего не хотим.Одежду сам может снять,одеться с моей помощью,ложечкой старается сам кушать,там просишь что то выбросить в ведро идет выбрасывает.Подскажите это нормально для развития?Или же мне надо побеспокоиться?
СсылкаПожаловаться
татьяна синягина
2 года ничего не говорит
СсылкаПожаловаться
Анна Васильева
В ответ на комментарий от Любовь Ольшевская
Любовь Ольшевская
На горшок ходить начал ближе к 2 годам, умеет стягивать трусы с колготками, сам сходит и зовет: Мама, я все! Но чтоб активно предложениями говорил - нет. Так рисует каракули, лепит из пластилина, знает и показывает овощи и цветы на картинках, зубки сам чистит. Но вот с речью не особо. Знает и различает цвета основные, но ленится, говорит первые только буквы иногда: че- черный, беий, къя - красный, си - синий. и т.д. Книги не любит, слушать сказки ему неинтересно, только животных рассматривать на картинках.
СсылкаПожаловаться
прям, как моя дочка) к трем годам не остановить будет
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
На этом сроке пишут
ЕлизаветаЗасыпание

Здравствуйте! Подскажите как вы приучали детей к самостоятельному засыпанию и как у вас засыпают дети 1,5-3 лет. До последнего времени мы засыпали с грудью, но и это длилось от 20 мин до 2 часов укладывания. Решила разделить сон и грудь и убрать потом ГВ. Так вот последние дни мучаюсь и я и ребёнок. Ни сказки ни песенки ни поглаживания не помогают. Свистопляски не по одному часу. О дневном сне уже и забыли. Как помочь ребёнку переучиться?

33
PalitraОх, снова горшочная тема

Девочки, привет! Сыну 2 года и 7 месяцев, и все никак не просится на горшок по большим делам! Либо в штаны, либо в памперс! Говорит, что сделал дела уже постфактум. Мочиться просит стабильно, тут нет промахов. Что-то я сильно напрягаться начала. Это нормально? Как его стимулировать проситься на горшок, если хочет по большому? Есть мамы, чьи детки так же поздно не могли приучить ребенка к горшку? Ребенок все говорит, все понимает, но не пойму почему он не просится

66
Олька-карамболькаВоспитание ребёнка. Акция-реакция. Срочно!!!

Девочки, срочно нужна помощь коллективного разума. Средний сын (2.10) сказал мне сегодня: "Отстань" на замечание поправить кровать. Пригрозила, если ещё раз такое себе позволит, накажу. Муж мало того, что не вступился, на моё замечание-предупреждение вставил свои: " Не перегибай палку". После чего старший (4 года) почувствовал вседозволенность и тоже мне нахамил. И средний опять же повторил своё "отстань". Как наказать детей? Молчать и не разговаривать с ними? Это манипуляция, вроде. Раньше так и делала, если дерзили. В углу стояли за дерзость и хамство ( знают эти понятия, дерзить и хамить). Жду Ваших советов, это срочно, как вести себя? скоро проснутся.  Пы.сы. про мужа можете даже не комментировать, сама понимаю, что неадекватная реакция. Поддержки в этом моменте у него не ищу, поэтому спрашиваю наиболее эффективные меры, как самостоятельно справиться с детским хамством.

235
АленушкаПро горшок 2

Здравствуйте, форумчане! Ранее уже писала про эту тему https://deti.mail.ru/forum/nashi_deti/ot_dvuh_do_chetyrjoh/pro_gorshok_1520938797/ Прошло больше полугода, и ситуация не поменялась... ( А скорее даже ухудшилась. Методы были испробованы все возможные, плюс думала коллективный пример в саду подтолкнет к решению проблемы, но нет. Слава богу, в наших яслях понимающие воспитатели и нянечка, на единичную дочкину аварию отреагировали спокойно. Что делать дальше я не знаю. Ребёнок так и не обкчился делать большие дела в горшок или унитаз. Через неделю я выхожу работать, помогать будут бабушка и дедушка, которые очень критично относятся к тому, что ребёнок большие дела делает в штаны. Я и муж стараемся реагировать на это спокойно и каждый раз объясняем куда надо ходить. В последнее время дочка научилась сдерживать позывы, и я опасаюсь, что ребёнок будет сдерживаться до последнего, чем только усугубит проблему. К тому же, поскольку я выйду на работу и вероятнее всего мне часто придётся задерживать, некому будет контролировать что ребёнок ест и пьёт ли в достаточном количестве воду. В саду дают мало пить, хотя я несколько раз просила вместо компота на обед который дочка не пьет, давать ей стакан воды и воду на полдник. Понимаю, детей много, не уследить, поэтому после полдника дома добираем жидкости до нормы. На ужин даем всегда овощи, перед сном киви. И даже на этом питании стул бывает с задержками. Честно, уже так достала эта ситуация, но она никак не решается, ни временем ни нашими усилиями. Просто поддержите меня, пожалуйста, переживаю за ребёнка.

44
БезникаОпять про горшок вопрос

Дд! Ребенок 2,5. Отлично ходил в горшок: и дома и в садике. И вот с неделю и больше начал отказываться ходить по-большому. Вообще не признает горшок. Ну то есть ходим по расписанию, вижу, что хочет, прежлагаю горшок, вскакивает как ужаленный, бегает по квартире, потеет, в итоге полходит, берет за руку и делает дела в штаны. При этом виновато смотрит(((( что такое не пойму. Толи это психология, толи физиология и куда бежать, что делать?)

21
Пятачок)Глупый вопрос

Здравствуйте. Во сколько ваши дети научились держать правильно ручку-карандаш-кисточку? Нам скоро будет 4, держим кулаком, ещё и левша. Как переучить?

97
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
Ваше ВеличествоСветская жизнь - 17

Добрый день! Традиционная тема о мероприятиях, состоявшихся по всему свету, за последние несколько дней. Сегодня расскажу о презентации книги, церемонии Revolve Awards, показах Галины Юдашкиной и Bosco Fresh, гала-вечере The Eva Longoria Foundation Dinner Gala, гала-вечере Baby2Baby, премии Glamour Women of the Year Awards и премии People's Choice Awards. 

501
Lord-of-DanceПрезиденты и их жены

Торжественный ужин в честь 100-летия окончания Первой мировой войны собрал в парижском музее Орсе свыше 30 первых пар Европы, Африки и Ближнего Востока. Так что нам представилась редкая возможность увидеть, как выглядят «вторые половины» глав государств. Программа первого дня включала торжественный ужин глав государств в музее Орсе в Париже. Большинство лидеров стран прибыло в Париж со своими супругами, так что, вечером 10 ноября в музее была максимальная концентрация первых леди (и частично – первых мужей), причем, как и полагается, в вечерних нарядах.

284
Lusi RosenkranzПочему люди сохраняют странные имена и фамилии?

Вчера хотела создать эту тему, увидев очередную подборку глупых, нелепых, а то и нецензурных имен-фамилий. А тут в соседней теме увидела, как одна из пользовательниц задала этот же вопрос. Ну, вот и правда, почему? Неужели приятно носить фамилию Дураков, Кривопупов, Шерстопопиков и т.п.? В детстве насмешек не хватило, надо во взрослую жизнь с такой фамилией вступить. Вдвойне не понимаю тех, кто запрещает своим детям менять такие фамилии, даже если ребенка травят. Опять же, для чего? Чтобы ребенка из петли вытаскивать?

215
Еже ВикаЭэх, не умеем мы оказывается экономить

Всем привет.Прочитала я тут недавно в одной газете письмо одной читательницы,про то как надо экономить.Честно говоря местами смеялась,а точнее смеялись всем коллективом,а местами был шок.Эта дама негодует,что сейчас люди берут кредиты,а экономить совсем не умеют.Вот она в своем письме предлагает свой способ экономии 1.На рынке продавцы всегда дают пробовать товар.У одного попробуешь,у другого,так и наешься.Ага,прям ждут покупателей,чтоб каждому дать свой товар распробовать.Если это только не новинка. 2.На работе каждый приносит,кто то чай,кофе печенье итд.Можно незаметно брать и обед носить не надо. 3.Собрались в гости,купили самых дешевых пряников,а вас ужином или обедом накормили.Вот и опять сытые. 4.Пока хозяйка отлучилась в другую комнату,можно в холодильнике пошариться,взять от туда пару сосисок или сыр[smile]flushed[/smile].Наверно такой гость в моем доме был бы в последний раз. 5.В туалет можно ходить и в торговый центр[smile]flushed[/smile][smile]smile[/smile] За одним и туалетной бумаги можно отмотать.Это на сколько надо быть такой наглой и жадной?. Я конечно понимаю,наглость второе счастье,но не до такой же степени.Ладно,вы пока читайте комментируйте,а я пойду в сортир в торговый центр,за одним себе бумагу отмотаю.[smile]smile[/smile]

200
АнонимДвойное имя.

Разрываемся с мужем из за имени))) . Я хочу Анжеликой дочку назвать а он Лизой или Элиза. Мне не не очень как то. Слышала в сериале каком то бразильском была Элиза-Анжела))). Может какое то другое созвучное имя есть к имени Анжелика)? Подскажите пожалуйста, если есть идеи!:)

175
Lord-of-DanceБрижит Макрон на фоне других Первых леди

В выходные, посвященные памятным мероприятиям в честь дня окончания Первой мировой войны, во Францию со всех уголков света съехались политические лидеры со своими вторыми половинами https://deti.mail.ru/forum/dosug/fototemy/prezidenty_i_ih_zheny. В определенный момент программы политиков и их спутниц разделились: пока президент Макрон принимал глав государств в Елисейском дворце, его супруга устроила прием в Версале для своих «коллег». И (какая удача) охотно позировала для фото с каждой из них. В общем, теперь у поклонников и хейтеров Брижит есть уникальная возможность сравнить Первую леди Франции с еще 25 женами президентов и премьеров. Посмотрим вместе?

157
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru