Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как ребенок учится говорить

Овладение речью происходит не сразу. За первый год малыш проходит путь от простых и будто бессмысленных звуков, они знаменуют важный этап развития, к первым осмысленным словам. Самая замечательная школа языка – мамина речь, обращенная к малышу. Кроме того, ему полезно слышать разговоры вокруг: он воспринимает темп и интонации, связывает слова и фразы с событиями и действиями...


Фотобанк Лори

Считается, что период «одного слова» продолжается от года до двух, а двухсловный - от двух до двух с половиной лет. Однако на самом деле это разделение имеет столько исключений, сколько на свете детей. Однословный период до появления первых двусловных предложений может продолжаться много месяцев, или всего пару недель, так что родители его почти не успевают заметить.

Одни дети в этот период «разговаривают» исключительно существительными, другие — признают только глаголы. И то и другое нормально и не имеет никакого значения для дальнейшего развития.

Малыши накапливают разное количество таких слов-высказываний, кто-то больше, кто-то меньше. Они часто произносят слово неправильно, выговаривают его не целиком, а только часть, например: «атка» — коляска, «кафека» — конфетка, «уфать» — кушать и так далее. Моя дочка, например, говорила «лябака» — то есть «яблоко» и «яти», — то есть, «мячик», а из глаголов обожала слово «а-кой!» — то есть, «открой».

Большинство детей придумывает «собственные» слова для обозначения каких-то вещей. Мой племянник называл машину «бибита», видимо, потому, что она «бибикает». А дочка говорила про фонарик — «гаака». Я подозреваю, что исходно это означало «один глазик» (не «гааки», когда их два), но потом исходный смысл забылся, а словечко осталось. А мультфильм «Бременские музыканты» она называла почему-то «Кубачочек». И мы совсем не знаем, почему.

Все это закономерно и нормально на данном этапе, но родители иногда теряются и спорят в попытках понять, как же реагировать на такую неправильную речь, как ее понимать и понимать ли, как ее исправлять и исправлять ли, как себя вести, общаясь с ребенком, только-только начинающим говорить.

Как обычно, родители склонны к крайностям в поведении: некоторые мамы начинают разговаривать с ребенком на его «детском языке», используя только отдельные слова, знакомые ребенку, и «упрощенное» младенческое произношение (в народе такой стиль речи, обращенной к ребенку, звукоподражательно называется «сюсюкать»); а некоторые папы грозно выговаривают полуторогодовалым детям: «Я не понимаю, скажи внятно! Пока не скажешь внятно, не получишь!». И, как это обычно бывает с крайностями, неправильно и то, и другое.

Важно понимать, что при помощи единственного слова, находящегося пока в его распоряжении для передачи сообщения, ребенок пытается выразить законченную мысль, причем разную в разных ситуациях.

Вот моя дочь на пляже восхищенно следит за игрой в воде:
— Яти! (мячик) — говорит она мне, показывая пальцем. Перевод: «Посмотри, какой красивый мячик, красно-желтый и большой».

Вот дочка одета для прогулки, но не выходит в дверь, а показывает в сторону комнаты:
— Яти! (мячик) — Перевод: «Давай возьмем мячик на улицу!»

Вот конфликт на детской площадке. Дочка и соседский мальчик ревут в три ручья.
— Яти! (мячик) — горестно кричит моя дочь, показывая в сторону соперника и его трофея. Перевод: «Он взял мячик, а это мой мячик, а не его!»

Вот дочка играет в комнате. Я слышу, как она стучит чем-то о стену. Вдруг она появляется передо мной:
— Яти! (мячик) — говорит недоуменно, и протягивает мне сдувшийся мяч. Перевод: «Что-то случилось с мячиком, мама, почини!»

Это слово-предложение, слово, которое, в сочетании с ситуацией, дополненное жестом или выражением лица, несет полную мысль. Придется поработать дешифровщиками, дорогие родители:
· угадать мысль, понять ребенка;
· произнести эту мысль вслух, в правильной форме: «Ты хочешь сказать, что мячик испортился, да? Он сдулся, мячик, да? Надо его починить, да?»;
· не заставлять малыша повторять это правильное высказывание.

Обратите внимание на частицу «не». Не заставлять ни в коем случае. Только «перевести» на правильный взрослый язык, дать образец на будущее.

Ребенку, который учится говорить, вообще ничего нельзя ни запрещать, ни заставлять делать. Тогда он не будет бояться сделать ошибку или не выполнить требование родителей, будет говорить свободно, с удовольствием, и речь его будет развиваться и обогащаться.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
58
Руслан Грищук
"Самая замечательная школа языка – мамина речь" - ну вот почему не папина, а сразу мамина? Какая-то дискриминация отцов...
СсылкаПожаловаться
Наталья Мыльникова
В ответ на комментарий от Татьяна Давидова
Татьяна Давидова
Хорошо, что я нашла вашу статью, скажите пожалуйста, вот моей внучке 3года 8 месяцев, но что она говорит вообще не понятно, отдельные слова можно понять но когда вслушиваешся понимаешь, что она не выговаривает половину алфавита, я волнуюсь, считаю, что её нужно вести к специалисту, а родители говорят что все в порядке. Она не может выучить и рассказать ни один стишок, вот про Мишку -косолапого кое как рассказываем и то нужен переводчик. Скажите права ли я в своих волнениях и ребенка действительно нужно вести к специалистам?
СсылкаПожаловаться
Попробуйте сводить в свою детскую поликлинику к логопеду. Дети все по своей сути спортсмены, не любят критику и Ваш малыш начнет доказывать всем, что он МОЖЕТ говорить нормально. Мы ходим в центр развития. Слава Богу у моего сына абсолютная дикция. А с нами ходит мальчик - один в один как Вы рассказали. Его водят к логопеду в поликлинику бесплатно. За полгода результат отличный. Стал выговаривать очень много букв. Попробуйте
СсылкаПожаловаться
фира земная
Не знаю до сих пор откуда мой сын ему был год ,когда он за ужином стал просить "дай чаки " ,дошло до слез пока мы не поняли ,что он просит жареную картошку,а внучка тоже годик -закроет глаза ,засмеется и кричит во весь голос "Кубокай !"-что это мы так и до сих пор не знаем что она имела в виду.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru